Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему особенности развития самооценки детей среднего школьного возраста в досуговой деятельности на примере кружка «Юный кинолог»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей развития самооценки детей среднего школьного возраста в досуговой деятельности

1.1. Понятие и виды самооценки
Человек по своей сущности является частью социума, и для него большое значение имеет отношение окружающих, оценка его способностей, качеств и внешнего вида. Но и не менее нам важна и самооценка, отношение к самому себе, которое формируется в течение всей жизни. От уровня оценки своих собственных достоинств и недостатков зависит то место в социальной иерархии, которое человек занимает, а также уверенность в себе и степень социальной активности.
Самооценка – это сложное и многогранное понятие, которое имеет множество значений.
В зарубежной психологии самооценку рассматривают в структуре «Я – концепция», которая определяется как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой».
Содержание «Я – концепция» включает в себя:
1) «Я – Образ» — совокупность представлений человека о самом себе.
2) Самооценка. По мнению Н.И. Козлова самооценка – это та позиция, которую человек занимает в своём собственном представлении. При этом основным критерием для оценки являются личные качества и возможности
3) Тип поведения – это конкретные образцы действий, которые человек использует при возникновении той или иной ситуации, и которые тесно связаны с «Я – Образом».
Отечественные психологи при рассмотрении самооценки, в первую очередь обращают внимание на деятельность человека. По А.Н. Леонтьеву самооценка является одним из главных условий, при котором человек становиться личностью. Она выступает, как мотив к самосовершенствованию и развитию, мотив к активной деятельности по собственному развитию.
И.А. Липкина считает, что самооценка – это оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей. От самооценки зависит взаимодействие с другими людьми, его критичность, отношение и требовательность к себе, а также к остальным людям [10, с. 250].
М.В. Горобинским и С.М. Ветвицкой: «Самооценка – это представление человека о ценности своей личности, о своём месте среди других людей, это оценка себя как личности, своих достоинств и недостатков».
О. Н. Молчанова отмечает, что содержание понятие самооценки многоаспектно. В нём можно выделить следующие особенности:
 самооценка связана с целями, мотивацией, притязаниями личности;
 самооценка регулирует деятельность человека;
 она является процессом и результатом одновременно;
 сущностью самооценки является непрерывное сравнение себя с другими людьми, сравнение своих достижений с целями и достижениями других людей.
В малой группе самооценка становится неким фундаментом для формирования официального и неофициального статуса личности, соответствующего выполнению определенных социальных ролей.
В психологии самооценка рассматривается как совокупность представлений человека о себе, которое сформировалось на основе сравнения себя с окружающими. Эти представления играют очень большую роль в формировании образа собственного «Я». Осознанно или несознательно, но люди всегда сравнивают себя с окружающими с таких позиций, как «лучше», «хуже», или «такой же как и все». В первую очередь оцениваются значимые, важные для общества качества.
При этом самооценка – это не оценка отдельного действия, так как действия можно оценивать по-разному, в то время как самооценка – это устойчивое образование, которое может меняться, но при этом она не зависит от ситуативного отношения к себе.
Функции самооценки следующие:
1. Защитная – обеспечивает самодостаточность и независимость личности от внешних обстоятельств или других людей, обеспечивает стабильность личности;
2. Регуляторная – позволяет ставить задачи, выбирать варианты решения, оценивать свою деятельность;
3. Развивающая – способствует развитию личности, является основой самообразования и самодисциплины.
В психологии выделяют две разновидности самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым обращая внимания на то, что многим людям привычно оценивать себя чуть выше среднего, это скорее норма, нежели отклонение. Другое дело, насколько высоко мы оцениваем самих себя.
Адекватная самооценка так или иначе правильно отражает способности и качества личности, другими словами это реальное представление человека о самом себе, которое соответствует действительности. Такие представления могут быть как положительными, так и отрицательными, поскольку люди не идеальны. Адекватная самооценка выполняет все возложенные на неё функции и способствует более успешной интеграции человека в социуме.
Так, при адекватной самооценке, индивид:
1. Правильно взвешивает соотношение своих потребностей и способностей;
2. Может критически посмотреть на себя со стороны
3. Ставит перед собой разумные цели, которых в будущем сможет достичь.
При адекватной самооценке индивид, как правило, правильно оценивает соотношение своих потребностей и способностей; ставит перед собой реальные цели, которые он в ближайшем будущем способен выполнить; способен критически оценивать себя и свои поступки; старается предусмотреть итоги своих поступков. Для человека с адекватной самооценкой огромное значение имеют окружающие его люди и их мнение о нем. Однако, он не слепо ориентируется на их мнение, он его оценивает объективно, больше ориентируясь на собственное понимание о пользе или вреде своих действий.
Неадекватная самооценка в свою очередь бывает двух видов: заниженная и завышенная. Степень неадекватности так же бывает разных уровней. Самооценка чуть выше или ниже среднего — достаточно распространенное явление, она почти никак не проявляется в поведении человека, не мешает его жизни и способности взаимодействовать с другими индивидами.
Бывают такие случаи, когда самооценка далека от оптимальной (значительно выше или ниже среднего уровня). Тогда она оказывает пагубное влияние на поступки человека и может привести к неадекватному поведению. Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой
Людей с завышенной самооценкой можно легко заметить — они стремятся быть у всех на виду, стараются доминировать и взять всю ответственность в свои руки.
Для таких индивидов свойственны следующие качества:
1. Не воспринимают критику со стороны окружающих, их раздражает чужое мнение;
2. Имеют комплекс превосходства над остальными, считая себя во всем правыми;
3. Отвергают поддержку и помощь;
4. В частности в своих неудачах и невзгодах обвиняют других;
5. Имеют склонность к эгоизму и пренебрежительно относятся к окружающим.
Бытует мнение, что лучше иметь завышенную самооценку, нежели заниженную. В свою очередь все зависит от уровня — люди, слишком высоко ценящие себя и свои способности, могут быть отнюдь неприятны.
Людей с самооценкой значительно ниже среднего уровня не всегда можно заметить. Они не стремятся ко всеобщему вниманию и могут казаться скромными.
В процессе общения с такими людьми можно заметить их отрицательные качества:
1. Зависимость от мнения окружающих и постоянная потребность в их одобрении;
2. Комплекс неполноценности;
3. Нерешительность и чрезмерная осторожность;
4. Излишняя требовательность к себе и окружающим;
5. Мелочность и завистливость.
Самооценка такого рода также делает людей эгоистичными, только это другой эгоизм. Такие люди настолько погружены в свои неудачи, одержимы жалостью к себе, что не могут заметить проблем своих близких. Очень часто встречаются такие случаи, что люди с заниженной самооценкой не способны ни уважать, ни любить.
Психологи в структуре самооценки выделяют два компонента: эмоциональный и когнитивный
Эмоциональный компонент — это отношение человека к себе и своим собственным проявлениям. Те эмоции, которые человек испытывает к себе, порой бывают противоречивы: любовь и неприятие себя, самоуважение или же его отсутствие.
Когнитивный компонент включает в себя знания индивида о самом себе, своих возможностях, способностях, слабых и сильных сторонах. Данный компонент формируется в процессе самопознания и значительно влияет на уровень самооценки в будущем.
Различия этих двух компонентов носит чисто теоретический характер, в реальной жизни они сосуществуют в тандеме — наши представления о своих качествах всегда эмоционально окрашены [21, с. 390].
Формирование самооценки во многом зависит от положения человека в группе, но и становление социометрического статуса во многом, в свою очередь, определяется его самооценкой. Социометрический статус – это место, занимаемое субъектом в системе межличностных отношений в конкретной социальной группе. Социометрический статус может показать, насколько личность привлекательна для других людей, уважаема ими, или насколько она непопулярна у членов организации и участников социальной группы [9, с. 256].
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний.
Самооценка = Успех/ Притязания
Формула свидетельствует, что стремление к повышению самооценки может реализовываться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи. То есть разделяют два типа людей: установкой на удачу и с установкой на избегание неудач. Мотивация на достижение успеха обусловлена длительной, постоянной вовлеченностью в деятельность, ростом и развитием способностей до максимального возможного уровня, а не удовлетворением малым из ленности или от неуверенности в себе. Таким образом, мотивация на успех всегда способствует развитию личности человека, способствуют его саморазвитию и самосовершенствованию, путём решения всё более сложных задач.
Психологи считают, что нормальная самооценка, то есть точная оценка человеком своих способностей, встречается крайне редко. Чаще всего встречается заниженная самооценка. И именно она является причиной, по которой человек постоянно сомневается, раздумывает, биться действовать. В этом смысле самооценка близка к таким понятиям как уверенность в себя, вера в себя и сои силы.
Недооценка человеком своих возможностей не позволяет ему полностью раскрыть свой потенциал. В результате даже очень умные, талантливые люди, могут не достичь ничего в своей жизни.
Также многие психологи считают, что именно заниженная самооценка является причиной финансового неблагополучия, причиной проблем в личной жизни, причиной отсутствия радостных моментов в жизни.
По результатам наблюдения психологов рост самооценки приводит к росту доходов, улучшению взаимоотношений с людьми, налаживанию всех сфер жизни. То есть низкая самооценка притягивает к себе проблемы и является симптомом комплекса неполноценности.
Завышенная самооценка – это тоже не сильно хорошо, но встречается она реже. В этом случае у человека также наблюдаются сложности в общении (таких обычно называют «задавака»), возможны и финансовые трудности. Такие люди часто чересчур самонадеянны. Они не всегда тщательно продумывают свои действия, они бывают азартны.
Таким образом, именно самооценка является ключом к успешной и счастливой жизни. Именно поэтому над её становлением и развитием стоит работать.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы