Часть дипломной работы Педагогика/Психология Специальная психология

Часть дипломной работы на тему Особенности развития межличностного общения у детей с общим недоразвитием речи (3 уровень) старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование межличностного общения у детей с общим недоразвитием речи (3 уровень) старшего дошкольного возраста 3
2.1 Организация эмпирического исследования 3
2.2 Результаты диагностики уровня развития межличностного общения у детей 10
ГЛАВА 3. Коррекционно-развивающая программа по стимулированию межличностного общения у детей с общим недоразвитием речи (3 уровень) старшего дошкольного возраста 26
3.1 Содержание коррекционно-развивающей программы 26
3.2 Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень развития способности к межличностному общению рассматривается психологами как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость формирования межличностного общения у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня старшего дошкольного возраста.
Общение со сверстниками играет в дошкольном детстве важную роль в развитии личности ребенка. Во-первых, в рамках этого общения ребенок получает представление о себе в глазах окружающих, о своих индивидуальных отличиях, учится адекватной самооценке. Во-вторых, общение со сверстниками расширяет кругозор ребенка, учит его терпимости, навыкам взаимодействия и взаимопомощи. В-третьих, участие в процессе общения позволяет стимулировать речь ребенка, т.к. сверстники в отличие от близких родственников не знают всех нюансов речи ребенка, а потому, общаясь с ними, ребенку приходиться стараться говорить яснее, понятнее, грамотнее. Но не все дети могут улучшить свою речь для оптимизации процесса взаимодействия со сверстниками. В частности детям с общим недоразвитием речи это недоступно. Вместе с тем, число детей с различными речевыми нарушениями растет в своем количестве день ото дня. Поэтому проблемы общения детей данной категории становится все более востребованной.
Особенности речевого дефекта накладывают отпечаток на личность ребенка с общим недоразвитием речи, на процесс его общения со сверстниками. Нередко, в виду проблем речевого развития, ребенок мало общается с другими детьми, предпочитает индивидуальные игры. Бывает и так, что ребенок из-за неспособности объяснить свой игровой замысел сверстнику в виду ограниченных речевых возможностей вступает в конфликт, ведет себя агрессивно. В связи с этим мы полагаем, что развитие общения детей с общим недоразвитием речи – тема, востребованная как теорией, так и практикой. Поэтому обращение к ней в рамках выпускной квалификационной работы обусловлено ее актуальностью.
По итогам выполнения магистерской диссертации удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило определить особенности развития межличностного общения у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— была дана характеристика понятию «межличностное общение» в современной науке;
— было изучено определение и классификация общего недоразвития речи, а также характеристика детей с общим недоразвитием речи;
— было рассмотрено развитие межличностного общения у детей с общим недоразвитием речи;
— было выполнено исследование особенностей развития межличностного общения у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня старшего дошкольного возраста.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что проведение коррекционно-развивающей программы позволит повысить благоприятность общения и межличностных отношений детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного учреждения.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы в полном объеме, а гипотеза доказана.
По итогам проведения исследования мы можем сформулировать следующие рекомендации по стимулированию межличностного общения со сверстниками у детей с ОНР 3 уровня:
1. Для развития навыков общения со сверстниками детям с ОНР необходимо создавать ситуации общения, например, привлекать их к совместной игровой деятельности, выполнению поручений в парах или микрогруппах и т.д.
2. Стимулированию навыков общения будет способствовать также формирование коммуникативных средств общения (таких как владение родным языком, обладание достаточным словарным запасом и грамотным связным высказыванием, эмоциональная выразительность речи и пр.).
3. Значительную помощь в развитии общения со сверстниками у детей с ОНР окажет обучение данной категории воспитанников навыкам этикета и вежливого поведения.
4. Значительную роль в развитии общения со сверстниками у детей с ОНР играет формирование мотивации общения. Именно внутренняя потребность детей в общении обеспечивает их желание усваивать коммуникативные навыки и применять их в реальной ситуации общения.
5. Обогащение предметно-пространственной среды группы детского сада способно стать источником для разговоров у детей с ОНР, что будет способствовать их общению со сверстниками.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование межличностного общения у детей с общим недоразвитием речи (3 уровень) старшего дошкольного возраста

2.1 Организация эмпирического исследования

Эмпирическое исследование межличностного общения у детей с общим недоразвитием речи (3 уровень) старшего дошкольного возраста было проведено на базе МАДОУ «Детский сад» для детей с нарушениями речи. В исследовании приняли участие 50 старших дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет. Испытуемые – воспитанники старших групп детского сада, распределенные в две группы: экспериментальную и контрольную. Среди испытуемых 27 мальчиков и 23 девочки. Все дети из благополучных семей, имеют заключение ПМПК о наличии ОНР 3 уровня.
Исследование было проведено в три этапа:
Этап 1. Констатирующий. На констатирующем этапе исследования был проведен первичный замер уровня развития межличностного общения у детей с помощью выбранных методик.
Этап 2. Формирующий. В рамках формирующего этапа с детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной группы была проведена программа мероприятий, обеспечивающих стимулирование межличностного общения у детей с общим недоразвитием речи (3 уровень) старшего дошкольного возраста.
Этап 3. Контрольный. На контрольном этапе исследования был проведен вторичный замер уровня развития межличностного общения у детей с помощью выбранных методик и сделаны выводы.
В рамках экспериментальной работы были использованы следующие психодиагностические методики:

1. методика «Два домика» Я.Л. Коломинского;
2. методика «Картинки» Е.О. Смирновой, Е.А. Калягиной;
3. методика «Рукавички» Г.А. Цукерман;
4. методика «Мой друг»;
5. методика на определение чувствительности к сверстнику в процессе общения В.М. Холмогоровой.
Опишем использованные методики более подробно.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы