Часть дипломной работы на тему Особенности работы спортивного журналиста в печатных и телевизионных СМИ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕСТО СПОРТИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАСИСТЕМЕ РОССИИ
1.1. Состояние и функции современной спортивной журналистики
1.2. Спортивная журналистика и современные медиа-платформы
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СПОРТИВНОГО ЖУРНАЛИСТА В ПЕЧАТНЫХ И ТЕЛЕВИЗИОННЫХ СМИ
2.1. Анализ деятельности спортивного журналиста на телевидении (на примере работы журналистов канала «Матч-ТВ»)
2.2. Анализ деятельности спортивного журналиста в печатных СМИ (на примере газеты «Советский спорт»)
2.3.Сравнительно-сопоставительный анализ полученных результатов
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Спорт является популярным, сложным и противоречивым социальным явлением, которое занимает важное место в общественной жизни. Данный особый вид коммуникации возник с целью реализации целого комплекса социальных потребностей — духовных, информационных, биологических и других.
Общественная значимость спорта, интерес к нему, вызванный непредсказуемостью результатов, а также постоянной интригой и динамикой, делают спорт привлекательным непосредственно для освещения его проблем представителями СМИ, для репортажей о наиболее важных спортивных событиях.
Доминантой различных спортивных репортажей, программ на телевидении и отчетов в прессе выступают сообщения об игровых видах спорта. И действительно, игровые виды наиболее зрелищны, поэтому востребованы болельщиками.
Каждое из направлений журналистики имеет ряд своих специфических особенностей, как в стилистике, так и в лексике. Что вызвано двумя обстоятельствами: каждое событие имеет свою особенность, а информация всегда подается для какой-то конкретной, определенной социальной группы.
Так как спорт – это специализированная сфера деятельности, которая требует соответствующей языковой оснащенности, спортивные журналисты используют большое количество терминов, которые принадлежат к какому-либо виду спорта. Зачастую сложно понять, что означает конкретное выражение или слово и нередко приходится рассматривать его этимологию, смотреть значения основ по отдельности, сравнивать их и находить что-то среднее, изучать заимствования из других языков.
Что касается жанрового разнообразия спортивной журналистики, то здесь наиболее часто встречаются материалы репортажного плана. Частотны интервью, которые, безусловно, планируются журналистами несколькими днями ранее. Создавать интервью сложно, так как, во-первых, бывает невозможно предположить, кто окажется героем соревнования, во-вторых, неизвестно, захочет ли этот самый герой беседовать. Тем не менее, степень планируемости велика, особенно в спорте больших достижений, когда необходимо общаться с признанными звёздами спорта своей страны независимо от результата.
Нельзя не заметить, что аналитические жанры (корреспонденция, статья, зарисовка, портрет) заранее планируются в рамках всех журналистских специализаций, так как такого рода материалы требуют времени для написания, а значит, следуют, спустя большой промежуток времени после завершения событий. Именно поэтому для спортивной журналистики в качестве уникальной черты мы отмечаем планируемость материалов.
Выделяют несколько функций спортивной журналистики: функцию эмоциональной мены, аналитическую, воспитательную и информационную. К общим он относит последние три функции. Действительно, спортивная пресса, как и любая другая, стремится информировать читателя (слушателя, зрителя), подаёт факты в обработанном, аналитическом варианте, а также даёт отрицательный или положительный пример материалами, воспитывая тем самым аудиторию, которая является регулярным потребителем подобной информации.
Современные спортивные журналисты, что ведут репортаж с места событий, отличаются чрезвычайной эмоциональностью и повышенной экспрессией. Они не только констатируют «сухие» факты, а описывают все происходящее, выражая при этом свою собственную оценку, приводят статистику, дают радиослушателям, телезрителям и читателям какую-либо дополнительную информацию об участниках, матчах, тренерах, стадионах и делают это для того, чтобы заинтересовать людей. Для осуществления всех перечисленных нами задач журналисты излагают всю информацию в совершенно разных формах повествования.
Ученые подчеркивают, что необходимо провести уточнения критериев жанровой идентификации и типологизации произведений современной журналистики. Эта необходимость вызвана не только общими тенденциями научного развития, а и в частности переходом от классических к неклассическим исследовательским парадигмам. А также из-за усиления диффузионных и конвергенционных процессов, что привели к появлению новых форм, жанровая принадлежность которых требует определения и осмысления.
В традиционной в российской науке существует классификация жанров по трем группам:
1) информационные: отчет, репортаж, заметка, интервью;
2) аналитические: статья, комментарий, корреспонденция, рецензия, обозрение;
3) художественно-публицистические: очерк, зарисовка, эссе, фельетон, памфлет.
Таким образом, все жанры спортивной журналистики имеют свои индивидуальные особенности, которые, по нашему мнению, необходимо проанализировать.
В последние десятилетия в лингвистике довольно четко прослеживается желание уйти от трактовки значения какого-то отдельно взятого слова, что, чаще всего, описывается с точки зрения логической семантики. Все чаще исследователями отмечается то, что слово функционирует не просто само по себе, а в качестве средства выхода на личностно переживаемую индивидуальную картину мира во всем богатстве ее сущностей, качеств, связей и отношений, эмоционально-оценочных нюансов. Поэтому именно выразительность и изобразительность повествования чаще всего выступают одними из основных критериев, которых придерживаются зрители при выборе трансляции того или иного спортивного события.
Другим критерием классификации жанров являются сферы деятельности и общения. Важнейшие сферы деятельности человека являются экстралингвистической основой для соответствующих функциональных стилей и предстают как иерархически организованные системы частных деятельностей и образующих их типовых действий, лежащих в основе групп речевых жанров и отдельных жанров.
Кроме того, жанры типологизируются по признаку информативной целеустановки коммуникантов, то есть установки на сообщение каких-либо сведений или на удовлетворение потребности в общении как таковом. Собственно информативными речевыми жанрами в сфере непосредственного общения являются, к примеру, личностно нейтральные вопросы и ответы, прямые просьбы и обещания, речевое взаимодействие в процессе производства и т. д. Фатическими речевыми жанрами можно считать праздноречевые жанры − шутки, розыгрыши, издевки, похвальбы, флирт и др.
В событийных спортивных репортажах чаще всего предметом описания выступают такие события, которые нашли свое наглядное отражение в тексте в качестве результата непосредственных авторских наблюдений. Для того, чтобы показать событие в динамике, спортивные журналисты обращаются к эмоционально насыщенным и ярким моментам произошедшего. При этом журналисты не просто четко описывают то, что видели, но также отслеживают острые повороты и коллизии.
Особенно важным для событийного репортажа является создание своего рода «эффекта присутствия». Читателю необходимо видеть событие глазами автора, сопереживать вместе с ним драматичность развития какой-либо ситуации, наглядно представлять место и время репортажного действия. «Эффект наглядности» в спортивных репортажах достигается при помощи использования подробностей и ярких деталей.
Проблемный спортивный репортаж ориентирован не только на описание какого-то одномоментного события, но и на выяснение причин его развития и возникновения. В проблемных репортажах представлены различные информационные элементы (цифры, свидетельства, факты), аналитические (комментарии, прогнозы, оценка) и зарисовочные (описание места происшествия, характеристика ее участников). Динамика повествования достигается благодаря развертыванию авторских мыслей, версий и суждений, а также показа внутренних движущих сил проблемы.
Все внешние события спортивные журналисты передают через собственное мировосприятие. За счет этого и происходит сочетание двух временных срезов: физического и психологического времени. При этом синхрония в репортаже носит условный характер, но только за счет нее автору удается передать и свои чувства, и все то, что происходит на его глазах.
Спортивный репортаж-комментарий нацелен не только на подробное освещение события, но также и на детальное его комментирование. Пользуясь аналитическими элементами, журналист разъясняет читателям всю суть события, выделяет самое главное из произошедшего, привлекает дополнительные аргументы, без которых серьезный анализ невозможен, оставляя при этом пространство для размышлений и воображения самим реципиентам.
Максимально наладить контакт с читателями и зрителями спортивным журналистам помогает использование так называемого языкового кода, что впитывает в себя различные стилевые признаки. К его основным правилам исследователи относят правило нормативности, правило соответствия и надежности. Этическая нормативность высказываний особенно важна в тех ситуациях, когда происходит «дестандартизация языка». Это обусловлено использованием в речи спортивных непрофессиональных репортеров ненормативной лексики, чаще всего жаргонизмов.
Спортивный журналист, прежде всего, должен владеть всеми знаниями, которые касаются его направленности, уметь образно и ярко рассказать о событиях, тенденциях и явлениях спортивной жизни. Зачастую многие спортсмены в дальнейшем становятся профессиональными журналистами.
Так, к примеру, сотрудники редакций периодической печати, телевидения и радио знакомят читателей, зрителей и слушателей с достижениями спорта и физической культуры, раскрывают их социальную значимость в современной жизни общества, освещают наиболее крупные международные спортивные события, а также публикуют фотоочерки о знаменитых спортсменах.
Актуальность исследования связана с малой изученностью специфики жанровых особенностей спортивных СМИ как на федеральном, так и на региональном уровнях. Мы считаем необходимым провести анализ жанровых особенностей работы спортивных журналистов по перечисленным выше критериям.
Степень разработанности темы может быть представлена следующими группами источников, наиболее важными для данного исследования.
1) к первой группе относятся источники, которые отражают историю развития спортивной журналистики в нашей стране (Борецкий Р.А., Алексеев К.А., Гуревич П.С., Егоров В.В., Рушников В.Н.) и в мире (RaymondBoyle, JackBerryman, W.DavidSloan, RaymondGamache);
2) вторая группа англоязычных и русскоязычных источников включает в себя работы, которые посвящены жанру репортажа (Лейтес Л.С., Ким М.Н., PascalDelheye, KathrynT.Stofer);
3) третья группа отражает деятельность спортивного комментатора в России (Десюк Д.В., Гутцайт Р.Л., Малышева Е.Г., Санатина М В., Олешко В.Ф., Уткин В.В.) и в мире (NeilFarrington, DennisDeninger, JohnMotson);
4) четвертая группа англоязычных и русскоязычных источников включает в себя работы, что посвящены текстовым трансляциям в частности работе СМИ в целом (Качкаева А.Г., Белозерцев А.В., Лукина М.М., Комарова А.И., BrettHutchins,DavidRowe, RobSteen).
Объект данного исследования – жанровые особенности работы современных спортивных журналистов в зависимости от медиаплатформы.
Предметом исследования является специфика работы спортивных журналистов на телеканале «Матч-ТВ» и в газете «Советский спорт».
Цель: изучить особенности деятельности спортивного журналиста, проанализировать специфику жанровых особенностей при освещении спортивных соревнований в зависимости от характера медиаплатформы.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) Изучить историю возникновения спортивной журналистики;
2) Рассмотреть функции спортивной журналистики в медиа-системе РФ;
3) Проанализировать основные медиа-платформы (печатные, электронные, цифровые);
4) Проанализировать жанровые особенности работы спортивного журналиста на телевидении и в печатных СМИ.
Методы исследования:
— наблюдение за работой спортивного журналиста на телевидении и в печатных СМИ;
— работа с материалами, доступными на сайтах телеканалов и спортивных информационных сайтах.
Гипотеза исследования: существуют определенные жанровые особенности в работе спортивных журналистов, характерные направленности их деятельности.
Научная новизна данного исследования определена, прежде всего, недостаточной изученностью направления спортивной журналистики в качестве отдельного сегмента всей системы средств массовой информации. Работ, что посвящены изданиям этой тематики, достаточно мало в научном мире. Тем временем желание печатных изданий сохранить собственные позиции в условиях сильнейшей конкуренции с намного более современными видами медиа ведет к возникновению совершенно новых приемов преподнесения информации, смещению акцентов от процесса информирования к аналитике. Это также приводит к изменениям в типологической и жанровой структуре, в связи с чем появляется необходимость более углубленного изучения всей современной специализированной прессы.
Таким образом, в работе произведен анализ жанровых особенностей работы известных журналистов.
Практическая значимость исследования: данные, которые были получены в процессе изучения, могут стать полезными для сотрудников средств массовой информации, что специализируются именно на спортивной тематике. Также результаты исследования могут быть полезными во время проведения занятий со студентами отделений и факультетов журналистики различных вузов по курсу «Система СМИ».
Положения, выносимые на защиту:
1) На сегодняшний день спорт является одним из ведущих направлений в общественной системе, становится отдельной, чрезвычайно важной частью жизни общества. К ведущим жанрам спортивных изданий можно отнести репортаж, информационную заметку, интервью и обозрение.
2) Спортивная журналистика имеет свою аудиторию – это все любители спорта. Данный сегмент аудитории принимает активное участие в обсуждении различных спортивных событий, а также публикаций, посвященных им. В связи с этим читатели рассматриваются спортивными изданиями в качестве собеседников, которые проявляются в приемах подачи информации и используемых жанрах.
3) В условиях стремительного развития информационных технологий популярность телевизионных и печатных СМИ снижается. Это вынуждает редакторов, журналистов и издателей искать новые внетекстовые пути информирования читателей и зрителей. Спортивная пресса — это особый социальный институт, и, следовательно, он относится к различным явлениям надстроечного характера.
4) В современных условиях печатные издания перестали выполнять функцию самого средства передачи новостей и по большей части взяли на себя роль аналитика и обозревателя. И это, в свою очередь, требует гораздо более углубленного изучения явлений и процессов. То же самое относится и к телеканалу «Матч-ТВ».
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение. В первой главе рассмотрены история и происхождение современной спортивной журналистики, ее основные функции. Изучены основные медиа-платформы (печатные, электронные, цифровые). Вторая глава посвящена выявлению речевых особенностей знаменитых спортивных журналистов, употреблению в их речи средств выразительности. Изучена жанровая специфика репортажа в российской спортивной прессе на примере газеты «Советский спорт», телеканала «Матч-ТВ» и интернет СМИ. В заключении делаются выводы, подводятся итоги исследования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. МЕСТО СПОРТИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАСИСТЕМЕ РОССИИ
1.1. Состояние и функции современной спортивной журналистики
Понятие спортивная журналистика довольно обширное. Оно было определено достаточно точно Е. Прохоровым: спортивной журналистикой является социально значимая деятельность по распространению, сбору и обработке спортивной информации через различные каналы массовой коммуникации (в данном случае это печатные и телевизионные СМИ), которая опирается на специальный предмет описания, рассмотрения, анализа, а также на аудиторию. Это совокупность абсолютно всех результатов деятельности спортивных журналистов, предмет преподавания и изучения, содружество порождаемых профессий.
Появление спортивной прессы — это закономерный этап развития отечественной журналистики. Стремительный промышленный рост страны, бурное развитие техники и науки, повышение уровня культуры и образованности, демократизация читательской аудитории, появление новых интересов и увлечений — все это способствовало генезису специальной печати, которая отражала события абсолютно всех отраслей науки, культуры и экономики. Спортивная пресса, что формировалась в рамках процесса становления журналистики и подчинилась общим законам, оперативно откликаясь на все требования того времени, заняла прочное место в отрасли специализированной периодики.
Первый спортивный журнал выпускался «попечением кавалера и генерал-лейтенанта П. Цорна». Он, кроме издательской и редакторской деятельности, собирал, а также обрабатывал различные материалы для своего еженедельника, был в нем автором и, следовательно, именно его можно считать первым отечественным спортивным журналистом.
До революции одним из обычных явлений, что напрямую проистекало из характера любительского спорта, стало слияние наиболее близких областей спорта в конгломерат. Примером такого соединения стал своего рода союз борьбы и тяжелой атлетики, о которых в начале 19 века среди зрителей и спортсменов сложилось представление, как о неразрывном и общем силовом виде спорте. Но движущей силой в данной паре выступала борьба, которая получила до революции огромное распространение и популярность, что были сопоставимы по интересу публики со скачками, велогонками и лошадиными бегами.
Сравнительно немного было периодических изданий, которые целиком посвящались силовому виду спорта, но зачастую им удавалось занимать достаточно высокий качественный (оформительский и содержательный) уровень. Они объединяли по очереди ведущие авторские силы всей спортивной России (и не только лишь в своей отрасли, но также и по многим другим видам спорта) и, благодаря пристальному и постоянному вниманию к главным вопросам физического развития людей, имели особенно важное значение именно в развитии непосредственно всего спортивного процесса.
Из их числа мы можем отметить журналы «Красота и сила», «Сила и здоровье», но, прежде всего, — журнал «Геркулес», издание Ивана Лебедева. Журнал официально был посвящен практически всем видам спорта, но преимущественно обслуживал интересы борцов и тяжелоатлетов и был рассчитан, в первую очередь, на посетителей галерки цирка. Большая часть иллюстраций и публикаций посвящалась чемпионатам французской борьбы, которые проводил Лебедев, и во время них журнал превращался практически в рекламное издание.
Что же является так называемым специальным предметом исследования в спортивной журналистике? Физическая культура, спорт и события социальной жизни вокруг данных предметов.
Выделяется два основных вида, в которых спортивная информация может появляться в печати. К первому виду относят материалы о спорте, что выступают составным элементом во всем содержании изданий общей тематики, а также существуют в них в качестве разделов, вкладок, полос, отдельных публикаций или специальных выпусков, что предназначены для того множества поклонников спорта, чей интерес довольно непостоянен, избирателен и ограничивается только наиболее значительными и крупными результатами и спортивными событиями.
Спортивная информация в советский период в ежедневных изданиях зачастую была сосредоточена на четвертой, последней полосе, и большинство читателей начинали просмотр газеты как раз с этой полосы. На сегодняшний день таким четко закрепленным местом спортивная информация не обладает, и в каждой газете спорту уделяется то место и именно тот объем, что предусмотрены концепцией издания, его направленностью и политикой.
В то же время это зависит от актуальности и значимости спортивных событий непосредственно в общественной жизни — при проведении крупнейших спортивных соревнований и, в частности, в случае побед российских спортсменов на них, спортивные материалы получают первостепенное значение и часто их выносят на первые полосы. Спорту в целом уделяется до 20% всего объема универсальных еженедельных и ежедневных газет.