Часть дипломной работы Педагогика/Психология Психология

Часть дипломной работы на тему Особенности психологического консультирования по вопросам детско-родительских отношений в многодетной семье

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Введение:

 

Актуальность темы исследования Являясь основным институтом развития и воспитания детей, семья может оказать благотворное или же губительное влияние на становление личности ребенка. Позитивное воздействие на развитие личности ребенка оказывает забота, помощь и поддержка со стороны родителей. Однако, семья, являясь основным близким кругом общения ребенка, способна оказать отрицательное воздействие на эмоциональное, физическое и личностное развитие личности ребенка.
Поскольку для общества на современном этапе развития многодетная семья является нетипичным и редким явлением, но, все-таки, продолжает сохраняться как форма семейного устройства, она нуждается во всестороннем психологическом изучении. Своеобразие внутрисемейных отношений и наличие психологических особенностей всех членов многодетных семей представляет интерес для психологии. Вместе с тем, опыт, полученный зарубежными специалистами, говорит о том, что для помощи многодетным семьям недостаточно социальных пособий и гуманитарных акций, необходимы направления работы, ориентированные на создание психического благополучия всех членов многодетной семьи.
Лишь с начала 90-х гг. XX века многодетная семья и ее психологические особенности становятся объектом изучения в психологической сфере. Данной проблеме посвящены работы таких современных исследователей как Агильдиевой Е.Ф, Галагузовой М.А, Курагиной Г.С. Мардахаева Л.В. Орловой А.В. Соколовой Л.А. и др.
Психологические характеристики родителя и ребенка, а также особенности отношений внутри многодетных семей в отечественной психологии представлены в работах Антонова А.И., Баландиной Л.Л., Беньковой О.А., Овчаровой Р.В. и др.
Такими исследователями как Андреева Т.Н., А. Адлер, Баландина Л.Л., Джандосова и др. было установлено, что некоторые поведенческие и личностные характеристики детей могут зависеть от размера семьи и очередности рождения детей в семье. Проблема личности детей в многодетной семье обсуждается в основном в зарубежных исследованиях и менее изучена в отечественной психологии, чем определяется актуальность данного исследования.
Однако отсутствуют работы по системному исследованию детско-родительских отношений в многодетной семье, что и определило тему нашего исследования: «Особенности психологического консультирования по вопросам детско-родительских отношений в многодетной семье».
Объект исследования – детско-родительские отношения в многодетных семьях.
Предмет исследования –гармонизация детско-родительских отношений в многодетной семье посредством психологического консультирования.
Цель исследования – теоретически обосновать и эмпирически апробировать программу гармонизации детско-родительских отношений в многодетных семьях средствами психологического консультирования.
Для достижения цели в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать основные направления исследований детско-родительских отношений
2. Рассмотреть проблему психологических особенностей многодетных семей.
3. Теоретически обосновать предположение эффективности применения психологического консультирования для гармонизации детско-родительских отношений.
4. Разработать и апробировать программу, направленную на гармонизацию детско-родительских отношений в многодетных семьях средствами психологического консультирования.
Гипотеза исследования – эффективная гармонизация детско-родительских отношений в многодетных семьях возможна в процессе реализации специально разработанной программы с использованием средств психологического консультирования.
Теоретико-методологическая основой исследования являются научные положения о психологических особенностях многодетных семей В. А. Беловой, Л. Я. Гозмана, И. С. Деминой; о детско-родительских отношениях А. Я. Варги, В. С. Мухиной, А. С. Спиваковской, Э. Г. Эйдемиллера и др.
Методы исследования: 1. Теоретические: изучение и анализ психолого–педагогической литературы; 2. Эмпирические: психолого–педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов. Методики исследования: ______________________
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации теоретических данных о детско-родительских отношениях, психологических особенностях членов многодетных семей и обосновании возможностей применения психологического консультирования для гармонизации детско-родительских отношений.
Практическая значимость исследования заключается в разработке эффективной программы, используемой для гармонизации детско-родительских отношений в многодетных семьях, что послужит практическим инструментом для специалистов по работе с семьями, имеющими трудности во взаимоотношениях.
Достоверность результатов исследования обеспечивается диалектическим подходом к нему , применением комплекса методов , соответствующих его объекту , предмету , цели и задачи , позволяющих проанализировать материал с разных позиций , многократной проверкой полученных творческих положений , выводов и практических предложений и рекомендаций , а также полученными в ходе опытно – экспериментальной проверки положительными результатами.
Экспериментальная база исследования____________
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы психологического консультирование по вопросам детско-родительских отношений в многодетной семье

1.1. Понятие детско-родительские отношения
Вопросы семьи, семейных отношений и воспитания в семье всегда вызывали интерес со стороны деятелей разных наук и областей. Вместе с тем, следует сказать, что семья, как и ее аспекты, в рамках науки всегда имела амбивалентный или, иначе говоря, двойственный характер. Это обусловлено тем, что семья является относительно закрытой и автономной системой. На сегодняшний день невозможно дать точное определение понятия «семья» поскольку существует множество форм семьи как в плане ее количественного и гендерного состава, так и в контексте родственных связей и места проживания ее членов. Кроме того, имеет место множество форм брачно-семейных отношений — гостевой и гражданский брак, «шведская семья» и открытый брак, временный и однополый брак, виртуальный брак.
Следовательно, семья сегодня:
— это, скорей всего, группа людей, считающая себя семьей. Общие цели и психологическая потребность людей друг в друге являются одними из главных причин для образования семьи в современных условиях. Таким образом, семья
— это психологическая лакуна, в которой люди могут расти и развиваться. [15]
Семья может также трактоваться в контексте науки и интересов исследователей. Так в контексте философии, в рамках которой семья всегда являлась объектом глубоких исследований, семья почти всегда рассматривалась как объективная форма социального бытия и социально-ценностный феномен общества [18]. В.С. Торохтий, много внимания уделявший вопросам психологического здоровья семьи и психологии социальной работы с семьей, рассматривает семью как активную социальную систему, которая адекватно реагирует на социальный опыт и, по мере того, как реализуются ее потенциальные возможности, трансформируется в воспитывающий коллектив, который ориентирован на происходящие в обществе процессы [45]. Известный специалист в области социальной психологии и психологии личности А.В. Петровский трактовал семью как социальную группу, соответствующую нормам и ценностям данного общества, объединенную формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений. Отношения с точки зрения А.В. Петровского проявляются в любви, привязанности и интимности [7]. С точки зрения А. Г. Харчева, семья — это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью, и социальной необходимостью, которая возникает по причине потребности общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [7]. Собственно, можно говорить о том, что такое определение семьи очень похоже на трактовку, часто использующуюся в психологической науке, которая под семьей понимает малую группу, функции, роли и ценности которой определяются в зависимости от составляющих ее личностей [13].
Функциональная структура — это важная характеристика семьи. Функции семьи — это та деятельность, выражающая сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль. К основным функциям семьи относятся: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, социально-статусная, досуговая, эмоциональная, сексуально-эротическая, а также функции первичного социального контакта и духовного общения [22].
Существуют разнообразные формы семей. В ходе развития общества, выделялись полигамные и моногамные семьи, патриархальные семьи и нуклеарные семьи. Моногамная семья включает в себя мужа и жену в то время, как полигамная — это брак одного из супругов с несколькими. Патриархальная семья — традиционный тип семьи, в которой проживают разные поколения родственников и строго соблюдаются национальные и религиозные обычаи. Доминирующая черта такой семьи — главенство мужчины, обладающего властью и правом решать все вопросы [38].
На сегодняшнем этапе отмечается разрушение патриархальных семейных моделей, на смену которым приходит нуклеарная семья. Такая семья подразумевает ослабление взаимного контроля и малочисленность обязательств супругов и родственников. Нуклеарная семья — это супружеская пара, живущая отдельно. При этом, у пары может как быть, так и не быть ребенка. Структуру семьи образуют отношения между мужем и женой и между родителями и детьми вплоть до момента их взросления и отделения. Г ендерные отношения в такой семье могут основываться на традиционных моделях, где муж выполняет роль добытчика и кормильца, а жена роль домохозяйки. Тем не менее, в настоящее время наблюдается переход от этих традиционных моделей к более современным, где происходит реорганизация распределения труда, возрастание роли женщины и уравнивание прав полов [14].
Современные российские ученые, занимающиеся вопросами перспектив развития современной семьи, выделяют две дискурсивные парадигмы в этом русле. В.А. Борисов, А.И. Антонов и другие сторонники концепции кризиса семьи указывают на отрицание многодетности семьи, снижение ее значимости как необходимой формы социального бытия человека, разрушение нравственных устоев и деформацию семейного производства. Иными словами, внимание привлекается к утрате и замещению основных задач семьи общественными институтами [7]. А.Б. Орлов отмечает, что кризис семьи — это результат определенных негативных внешних влияний. Его характеристика — некая дефицитарная ситуация. Для того, чтобы нормализовать ситуацию нужно избавиться от присутствующих дефицитов [14].
«Модернизаторы» как сторонники второй парадигмы (А.Г. Вишневский и др.) утверждают, что семья переживает не кризис, а модернизацию под которой они понимают переход от «традиционного» общества к более современному в условиях которого, человек больше внимания уделяет себе и своему развитию как личности. Следовательно, он становится неспособен жертвовать собой во имя социальных общностей и ставить групповые интересы выше частных. По мнению модернизаторов, данный процесс является естественным следствием общественного прогресса, который, несмотря на все свои издержки, является позитивным поскольку дает свободу выбора как семейного, так и демографического поведения [32].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы