Психолого-педагогическое образование Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Особенности психологического консультирования многодетных семей по проблемам развития детей (10-12 лет)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ ПО ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ…………………………..

9

1.1 Многодетная семья в психологическом, социальном и педагогическом аспекте ……………………………………………..

9

1.2 Сущность и принципы психологического консультирования многодетных семей……………………………………………………

28

1.3 Этапы психологического консультирования многодетных

семей ………………………………………………………………….

33

Выводы по главе I ……………………………………………………

42

Глава II ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ ПО ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ НА БАЗЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

48

2.1 Анализ работы по психологическому консультированию многодетных семей по проблемам развития детей 10-12 лет на базе МАОУ СОШ № 2 города Ноябрьска ………………………….

48

2.2 Характеристика комплекса мероприятий психологическому консультированию многодетных семей по проблемам развития детей 10-12 лет на базе в МАОУ СОШ №2 ………………………..

61

Выводы по главе II …………………………………………………..

74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 76

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ……………………………… 80

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В тексте Профессионального стандарта работников социальной сферы, который был опубликован в 2013 году, вопросы консультирования семей содержатся в разделе, связанном с необходимыми профессиональными знаниями. На основании многочисленных современных исследований, в частности и работ российских авторов, можно утверждать, что сейчас прослеживается тенденция к бездетности и малодетности. При этом количество многодетных семей во много снизилось.

Решение демографической проблемы в РФ может быть реализовано путем нормализации жизненных условия семей, а также всесторонней поддержки многодетных семей, причем как моральной, так и материальной. Предоставление психологических консультаций, в качестве разновидности социального консультирования, выступает в качестве одной из успешно применяемых технологий специалиста по социальной работе с многодетными семьями. Основной целью данной деятельности выступает поддержка семей в процессе регулирования межличностных взаимоотношений, а также помощь в ходе решения различных проблем.

На основании результатов практической деятельности в данной сфере можно утверждать, что материальные трудности являются наиболее значимыми для многодетных семей. Данная проблема играет важную роль в формировании психологического климата в семье. Но стоит понимать, что взаимоотношения многодетной семьи с социальной микросредой также являются крайне важными. Нередко из-за дискомфорта в общении с окружающим миром, многодетные семьи организуют свои общественные ячейки. Например, это может выражаться в формате различных клубов и объединений. Таким образом формируется отдельный круг взаимодействия многодетных семей. Дети из многодетных семей намного чаще остаются дома, чем их ровесники. Таким образом дети из многодетных семей имеют крайне узкий круг общения, у них мало знакомых и друзей.

Чаще всего дети из многодетных семей находятся под пристальным надзором и жестким контролем со стороны взрослых. Все это приводит к проблемам в отношениях детей с окружающим миром, родителями, а также вызывает трудности в семье. Из-за специфического воспитания в многодетных семьях, такие дети обладают меньшей свободой в своих действиях. В связи с этим они часто становятся скованными и замкнутыми. При этом также страдают и внутрисемейные взаимоотношения между супругами. Основной причиной этого выступает нехватка времени, которое супруги уделяют друг другу, ведь им приходится не только работать и заниматься домашними делами, но и уделять время детям.

Как и в большинстве многодетных семей, одной из самых актуальных психологических проблем выступает проблема воспитания детей. В данном контексте огромное внимание уделяется психологической и моральной атмосфере в семье. Социальный статус семьи напрямую зависит от их материального положения, уровня образования родителей, круга интересов семьи и т.п. Все эти трудности, а также многие другие проблемы, только усугубляют психологическое состояние всех членов семьи. Они также негативно влияют на микроклимат в семье. Чтобы решить описанные выше проблемы, применяется психологическое консультирование, которое выступает в качестве важнейшего ресурса в оказании квалифицированной психологической поддержки и помощи многодетным семьям.

Все это определяет важность и актуальность темы исследования.

Вопросы положения многодетных семей, их проблемы в современных реалиях, трудность оказания им социальной помощи, а также различные аспекты психологических особенностей социализации детей из многодетных семей поднимались такими авторами, как Г.И. Осадчая, Н.Н. Зырянова, А.И. Антонов, Е.Ф. Альчидеева. В. М Медков и А.И. Антонов занимались исследованиями социальных проблем многодетных семей. Л.Ф. Обухова, Г. Шеляг и О.А. Масраева в своих трудах детально раскрывают особенности образа жизни многодетных семей в сельской местности. Ф.Н. Навил в своих публикациях раскрывал специфику развития личности ребенка в многодетной семье. Особое внимание уделял А.М. Попов вопросам работы специалистов по социальной работе с многодетными семьями. Т.А. Бодрова и Н.А. Рыбакова свои исследования посвящали изучению социальной работы с многодетными семьями. Н.В. Панкратьева изучали финансовое положение многодетных семей. Д. Турбалев и О. Павленко описали возможные меры социальной защиты и поддержки многодетных семей со стороны государства.

Изучением особенностей психологического консультирования семей занимались такие авторы, как Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская, Ф.Е. Василюк, Ю.Е. Алешина, А.С. Спиваковская, Л.А. Петровская, Ю.Ф. Поляков и многие другие.

Недостаточно полно в современных исследованиях раскрыты вопросы, которые затрагивают эффективность психологической поддержки многодетных семей на уровне образовательных учреждений. Многодетные семьи обычно самостоятельно не могут справиться с нарастающими трудностями. Помимо этого, прослеживается недостаточная степень анализа данного вопроса и необходимых решений в научной литературе. Этим и обусловлен выбор темы исследования, а также постановка задач и целей работы.

Объектом исследования выступает психологическое консультирование семей.

Предметом исследования является специфика психологического консультирования многодетных семей.

В качестве методологической основы работы выступают:

— психоаналитические теории в семейном консультировании, идеи классического психоанализа 3. Фрейда, и неопсихоанализ К. Г. Юнга, А. Адлера и других авторов. Стоит отметить, что в психоаналитике основное внимание уделяется признанию и разъяснению бессознательных импульсов человека для того, чтобы установить методы защиты от них;

– в индивидуальной психологии Адлера утверждается, что прошлый опыт в значительно меньшей степени влияет на поведенческие особенности, чем ожидания и цели;

– системный подход М. Боуэна, С. Минухина, В. Сатир, К. Витакера и других ученых. Принято считать, что деструктивное влияние кризисов и конфликтов отражается на всех членах семьи, ведь в рамках данного подхода семью принято воспринимать в качестве целостной системы.

В связи с тем, что семья является системой, то изменение в поведении любого из членов семьи в обязательном порядке влияние и на поведение других ее членов.

В качестве исходной информационной базы исследования выступают труды разных авторов по проблеме исследования, а также материалы статистического характера. Помимо этого, в процессе проведения исследования были использованы нормативно-правовые акты, связанные с вопросами оказания психологической помощи многодетным семьям, включая: ФЗ №442 от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», ФЗ № 3185-1 от 02.06.1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Цель исследования: раскрыть суть и специфику психологического консультирования в рамках решения проблем многодетных семей и предложить пути совершенствования данного процесса.

Для достижения поставленных целей были определены такие задачи:

1. Изучить теоретические основы психологического консультирования многодетных семей по проблемам развития детей 10-12 лет

2. Провести опытно-поисковую работу по психологическому консультированию многодетных семей по проблемам развития детей 10-12 лет на базе общеобразовательной организации.

Методы исследования. В рамках работы применялись такие методы исследования: анализ специальной литературы и нормативно-правовой документации, изучение информации с сайтов региональных и федеральных соцслужб, экспертный опрос (интервьюирование), опрос многодетных семей (анкетирование), методы количественного и качественного анализа

Эмпирическая база исследования. Работы была проведена на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков». Год основания: 1979 г. Учредитель: Муниципальное образование города Ноябрьск. Функции и полномочия Учредителя осуществляет Администрация муниципального образования город Ноябрьск. Адрес: ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Ленина, 47

Теоретико-практическая значимость работы заключается в том, что была проведена систематизация имеющихся теоретических данных об особенностях многодетных семей, которые выступают в качестве малой социальной группы. Также были раскрыты основные проблемные аспекты современных многодетных семей, предложены пути решения их трудностей путем методов психологического консультирования. Помимо этого, в рамках исследования был проанализирован опыт психологического консультирования многодетных семей специалистами. Были выявлены и обоснованы эффективные методы психологического консультирования многодетных семей в решении их проблем.

Данные, которые были получены в результате исследования, а также разработанный социальный проект, целесообразно адаптировать и применять для того, чтобы повысить эффективность работы в данной сфере деятельности.

Структура ВКР – ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


В настоящее время государство придает большое значение социальной работе с многодетными семьями. Одним из важнейших направлений в социальной работе с многодетными семьями выступает психологическое консультирование.

Психологическое консультирование представляет собой квалифицированный совет, помощь людям, которые испытывают различные проблемы, в целях их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, формирования социальных норм взаимодействия [54]. В практической социальной деятельности социально-психологическое консультирование представляет собой особую деятельность, направленную на оказание практикующим специалистом непосредственной социально-психологической помощи людям, которые в ней нуждаются.

В социальной сфере психологическое консультирование имеет ряд принципов, на которых основывается деятельность консультанта. Это такие принципы как: системность занятий, неманипулятивный подход, конфиденциальность, безоценочное отношение к клиенту, направленность на нормы и ценности клиента, разграничение личных и профессиональных отношений.

Психологическое консультирование обычно состоит из нескольких встреч, отдельных бесед. Процесс консультирования разбивается на шесть этапов, включая: предварительный этап, первичный прием, диагностический, составление психологического заключения, совместный анализ причин и способов разрешения проблемы клиента и консультанта, заключительный этап.

Благодаря методам психологического консультирования можно решить множество психологических и социальных проблем многодетных семей и оказать им «первую помощь», сгладить острые углы и предотвратить потенциальные конфликты.

Психологическое консультирование может помочь решить такие типичные проблемы многодетных семей: индивидуальные проблемы ребенка, связанные со спецификой жизни в многодетной семье, проблемы с воспитанием детей, моральные проблемы, связанные с изменением отношения в обществе к многодетным семьям и т.п.

Главной целью специалиста, который осуществляет консультирование, выступает оказание клиенту помощи в процессе поиска пути и средств решения проблем, связанных с затруднениями в сфере межличностных отношений с членами семьи.

Чтобы реализовать поставленные цели, консультанту в своей работе следует применять различные техники, способы и методики. Например, это могут быть такие приемы и методы: общие навыки психологического воздействия, специальные приемы и методы, неспецифические приемы, просветительско-рекомендательные консультации.

Для выявления проблем многодетных семей и их нуждаемости в психологическом консультировании, в ходе производственной преддипломной практики нами было проведено прикладное социологическое исследование под названием «Проблемы многодетных семей и их нуждаемость в психологическом консультировании». Исследование проводилось на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска.

Исследование проводилось в форме экспертного опроса и анкетирования. В исследовании приняли участие 10 экспертов и 20 многодетных семей.

На основании полученных ответов можно составить рейтинг наиболее актуальных проблем, с которыми сталкиваются многодетные семьи: обеспеченность жильем, материальные компенсации и выплаты, качество медицины и образования, соцобслуживание, досуг.

Исследование показало, что помимо актуальных проблем финансового и жилищного характера, респонденты отмечают также и психологические проблемы, такие как: нехватку времени, конфликты в семье, ревность детей друг к другу, а также к родителям.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что многодетные семьи нуждаются в психологическом консультировании. В связи с этим необходимо разработать и внедрить социальный проект, целью которого будет оказание своевременной и всесторонней психологической помощи многодетным семьям.

Задачами данного проекта будут являться: предоставление консультационной помощи по психолого-педагогическим и психологическим вопросам; оказание помощи многодетным семьям в улучшении качества жизни; решении проблем, связанных с саморазвитием и самообеспечением; создание банка данных о многодетных семьях с отрицательным психологическим микроклиматом; проведение групповой и индивидуальной психотерапевтической, тренинговой работы с многодетными семьями; проведение консультаций, «круглых столов», лекций и бесед по вопросам воспитания детей и коррекции взаимоотношений в многодетных семьях; предоставление психологической помощи многодетным семьям; разработка индивидуальных программ реабилитации для многодетных семей и т.п.

Предложенный проект предусматривает создание на базе СОШ № 2 г. Ноябрьска клуба психологической поддержки и помощи многодетным семьям, в котором будут проводиться круглые столы, беседы, лекции, тренинги и другие мероприятия. В ходе реализации программы в работе клуба будут применяться различные методы и техники психологического консультирования, подбираться которые будут индивидуально для каждой семьи, а также для каждого члена семьи. В частности, это такие методы и техники: майевтика, психотехники создания помогающих отношений, психодрамма, метод информирования, арт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия.

Следовательно, можно утверждать, что консультирование занимает важное место в оказании помощи и поддержки многодетным семьям. Консультирование является первой и основополагающей услугой для многодетных семей, которой они могут воспользоваться для решения своих проблем.

Затем была проведена повторная диагностика.

По итогам всего вышесказанного мы делаем вывод, что программа оказалась эффективной, поскольку мы наблюдаем положительную динамику в развитии детско-родительских отношений

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I Теоретические основы психологического консультирования многодетных семей по проблемам развития детей 10-12 лет

1.1 Многодетная семья в психологическом, социальном и педагогическом аспекте

К числу многодетных семей причисляются те семьи, в которых трое и больше детей. В таких семьях формируются особые, специфические условия, которые напрямую влияют на развитие детской психики и формирования личности ребенка [19].

Многодетные семьи богаты разнообразными связями среди детей. В таких семьях происходит обогащение жизненного опыта путем следования примеру старших братьев (сестер), а также благодаря тому, что старшие заботятся о младших [21]. Это крайне важно для формирования личности и для подготовки детей к участию в процессах социальной деятельности, в том числе и к выполнению родительских и супружеских ролей.

Сейчас многодетной считается та семья, в которой три и более несовершеннолетних ребенка (включая усыновленных, а также пасынков и падчериц) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они учатся в образовательных учреждениях, которые реализуют общеобразовательные программы.

По мнению Зубковой Т.С. и Тимошиной Н.В., существуют такие категории многодетных семей:

1) Семьи с запланированной многодетностью. Желание иметь много детей может быть связано с национальными обычаями, культурно-идеологическими убеждениями или религиозными предписаниями.

2) Семьи, сформировавшиеся в результате второго и последующих браков отца или матери, в которых рождаются новые дети.

3) Многодетные неблагополучные семьи. К данной категории относятся семьи с низким уровнем образования и социальным статусом. В таких семьях процесс воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и практически безрезультативно [37].

Согласно результатам современных опросов, сейчас в социуме происходит процесс девальвации семейных ценностей и ролей, ослабляются мотивы семейного поведения. В настоящее время потребность в детях заменяется потребностью самореализации личности, а также стремлением к разным благам и т.п. [17].

Одновременно с этим существует ряд проблем, с которыми нередко сталкиваются многодетные семьи. К числу основных трудностей можно причислить социально-экономические, психолого-педагогические и медицинские проблемы.

Причиной возникновения социально-экономических трудностей в многодетных семьях в первую очередь выступают материальные проблемы, которые испытывает семья. Именно многодетные семьи отличаются максимальным риском и степенью бедности [29]. Такие семьи являются наименее обеспеченными, их среднемесячный доход на одного члена семьи невысокий. Ситуацию не улучшает также наличие различных льгот и пособий. Родители в таких семьях вынуждены обеспечивать сразу нескольких детей. Для этого им требуется работать на высокооплачиваемой работе, а также иметь достаточное количество свободного времени на воспитание детей.

Жилищные трудности являются еще одной причиной возникновения социально-экономических проблем. Многим многодетным семьям свойственны такие проблемы: отсутствие возможности купить свое жилье и улучшить условия проживания за счет собственных средств, повышение стоимости жилищно-коммунальных услуг, проблемы с разделением личных границ на жилой территории между членами семьи.

Еще одной причиной такого положения выступают трудности в процессе трудоустройства. Довольно часто встречаются ситуации, когда работодатели не берут на работу матерей, аргументируя это тем, что могут возникнуть непредвиденные проблемы в семье, в связи с чем могут потребоваться отгулы или выход на больничный. Иногда случается так, что мать не работает, а отец, который обеспечивает семью, теряет работу или на протяжении длительного времени не получает зарплату [39].

Нехватка материальных ресурсов в многодетных семьях, ограниченность жилой площади, а также другие характерные для таких семей проблемы, чаще всего приводят к повышению психического напряжения в семье, нервозности. Все это также негативно сказывается на отношении к детям.

Психолого-педагогические проблемы. Специфический образ жизни семьи с несколькими детьми ощутимо отражается и на воспитательном процессе. Если в семье много детей, то им требуется уделять соответствующее внимание, заботиться о них. Но нередко в таких семьях родители не могут предоставить детям полноценную поддержку. Недостаточное количество свободного времени, нехватка опыта родителей в вопросах воспитания, а также неправильное распределение функций в семье – все это создает предпосылки для увеличения количества конфликтных ситуаций в многодетных семьях.

В научных трудах Т.В. Лодкиной говорится о том, что около 77% многодетных родителей имеют недостаточные познания в вопросах, которые связаны с воспитанием детей. Все это свидетельствует о низком уровне психолого-педагогической культуры [48].

Еще одной социальной характеристикой, которая требует внимания общества к многодетным семьям, выступает качество медицинского обслуживания и здоровье членов многодетных семей [16].

Стоит понимать, что многодетные семьи представляют собой большой коллектив. Именно по этой причине актуальной является проблема инфекционных заболеваний, которыми легко заразиться. Важным фактором является наличие в многодетных семьях социально-бытовой и жилищной неустроенности, несоблюдение санитарных и гигиенических норм. Также стоит отметить проблемы, связанные с правильностью питания. Все эти проблемы нередко остаются нерешенными из-за сложности состыковки режима, графика работы и учебы членов семьи, а также различных других факторов.

Члены больших семей чаще являются более сплоченными, внимательно относятся друг к другу. Однако отношение родителей к детям становится однообразным, то есть в рамках воспитательного процесса родители не принимают во внимание индивидуальные различия и потребности детей.

Родители из многодетных семей менее заинтересованы в школьных успехах своих детей, редко помогают им преодолевать проблемы в учебе. Если же в семье один ребенок, то родители уделяют ему больше внимания.

Много детей в семье выступает в качестве определенного препятствия, которое мешает проявлению уникальных, свойственных каждому ребенку из многодетной семьи возможностей, в зависимости от разной возрастной позиции [46].

Родители из многодетных семей по отношению к своим детям предъявляют более низкий уровень требований, меньше контролируют их поведение, а также являются непоследовательными и непостоянными в своих требованиях к ним, в особенности в рамках применения поощрений и наказаний [23].

Отсутствие оптимального контроля может негативно повлиять на процесс обучения и воспитания детей, стать причиной формирования детской автономности, возникновения чувства вседозволенности. Низкий уровень требований со стороны родителей может проявиться в повышенной агрессивности ребенка. Такие дети могут не контролировать свои побуждения, проявлять признаки незрелости [50].

Например, у мальчиков из многодетных семей прослеживается больше эмоциональных проблем, а у девочек – больше проблем с поведением [27]. Но в одном современном научном исследовании говорится о том, что автономность детей из многодетных семей менее выражена в сравнении с семьями, в которых один или два ребенка. В таких семьях родители обычно сохраняют с детьми адекватную дистанцию в отношениях, оставляя им возможность самостоятельно формировать необходимые навыки для самостоятельной жизни [46].

Одновременно с этим многодетным родителям чаще свойственно принимать ребенка таким, какой он есть. Они выстраивают отношения с детьми на основании сотрудничества и равенства. Вероятно, что с каждым последующим ребенком родители будут становиться более авторитарными, а их дисциплинарные требования будут ужесточаться [47].

В статье Малистовой Т.Б. и Сухова А.Н. говорится о том, что родители в многодетной семье чаще всего отличаются сильной психологической устойчивостью, намного более стрессоустойчивы, проще преодолевают трудности в жизни. В рамках исследований Г. Гетцер в 1937 г. было доказано, что дети из многодетных семей обычно хуже учатся, у них хуже развиты навыки чтения, они делают больше ошибок в вычислениях и хуже своих сверстников решают учебные задачи. Чем меньше размер семьи, тем выше вероятность того, что дети будут учиться лучше [53].

В рамках работ Степченко Т.А. и Петуховой Л.В. было установлено, что у подавляющего большинства детей из многодетных семей школьная, самооценочная и общая тревожность проявляются на более высоком уровне. Наиболее выраженной у таких детей является самооценочная тревожность, а показатели самооценки соответствуют средним показателям [34].

В трудах Пасторовой О.С. и Каракеева Г.Ж. говорится о том, что дети различных возрастных групп из многодетных семей практически всегда отстают от детей из малодетных семей. Причем как по качественным, так и по количественным показателям в физическом развитии. У таких детей прослеживается более низкий уровень иммунитета [27].

Слабое здоровья детей из многодетных семей является следствием различных факторов. Например, каждая последующая беременность многодетной матери подвержена определенным рискам и осложнениям, включая: невозможность полноценно восстановиться после родов, усталость, общее снижение показателей репродуктивного здоровья. При этом возраст рожающей матери также крайне важен. Стоит учитывать, что третьи, четвертые и все дальнейшие роды связаны с высоким риском осложнений в процессе беременности. Также возникает высокий риск того, что дети будут рождены с генетическими патологиями [31].

Более слабое здоровье у детей также может быть вызвано тем, что родители несвоевременно обращаются за медицинской помощью в случае болезни ребенка, занимаются самолечением, не могут самостоятельно проводить оздоровительные и профилактические мероприятия дома, недостаточно внимательно относятся к здоровью своих детей в связи с воздействием разных факторов [37].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы