Поведение детей Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Особенности прогнозирования агрессивного поведения детей специалистами сферы образования.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования прогнозирования агрессивного поведения детей 6
1.1. Понятие и сущность процесса прогнозирования 6
1.2. Факторы, определяющие процесс прогнозирования 12
1.3. Особенности прогнозирования агрессивности детей 22
1.4. Исследования прогностических способностей у специалистов сферы образования 31
Выводы по 1 главе 40
Список литературы 42

 

ф  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема агрессивности поведения и прогнозирования являются одними из актуальных тем современной психологии.
Рост агрессивного поведения отражает одну из острых проблем нашего общества.
Напряженная, неустойчивая, социальная, экономическая обстановка, порождает повышенную тревожность, опустошенность, которые влекут за собой жестокость и агрессивность по отношению к другим. В связи с этим возникает необходимость в умении быстро и адекватно прогнозировать поведение и психологические состояния людей. Общая способность к прогнозированию позволяет сформулировать и осознать свои цели деятельности, рефлексировать свои действия.
Прогнозирование определяется как предвидение в процессе мышления ожидаемого будущего и представляет собой одну из операций мышления. В большинстве случаев приходится прогнозировать поведение окружающих, опираясь на свой психологический опыт.
Состояние научной разработанности проблемы исследования. Проблему прогнозирования агрессивного поведения детей малоизучено. Процесс прогнозирования разрабатывали и исследовали в различных подходах: в системном подходе прогнозирование — это системное психическое свойство, проявляющееся в различных уровнях и имеющее определенные функции (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, Е.А. Сергиенко); в деятельностном подходе прогнозирование рассматривается как определенное предвосхищающее действие: «аппарат опережения повторяющихся явлений внешнего мира (ПК. Анохин), «модель потребностного будущего» (Н.А. Бернштейн), «психологическая однозначность в автоматических действия, основанных на процессах памяти» (И.М. Сеченов, И.П. Павлов), «опережающее отражение» (В.М. Русалов).
Личностный подход предполагает рассмотрение прогнозирования как свойства или ресурса личности.
В работах Б.Г. Ананьева и К.К. Платонова прогнозирование (антиципация) обозначается как определенная способность человека, как предвосхищение мыслительной деятельности (С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев), как фантазии на тему будущего (Л.С. Выготский), «экстраполяция себя в будущее» (К.А. Абульханова-Славская), прогностические способности прошлого-настоящего- будущего (Е.И. Головаха, А.А. Кроник).
В работах Л.А. Регуш и Н.Л. Сомовой раскрывается понятие прогнозирование, выявляются некоторые особенности данного процесса в деятельности.
Проблеме агрессивности посвящены работы многих отечественных ученых, в частности, Г.С. Абрамовой, А.А. Александров, Г.М. Андреева, А.А.Осипова, Р.В. Овчарова, А.А. Крылов, И.Ю. Кулагина, Е.И. Рогов, А.А.Романов, Л.Д. Столяренко, К.И. Фальковская и др.
Объект исследования: процесс прогнозирования.
Предмет исследования: осознанное предвосхищение специалистами поведения детей в проблемных ситуациях.
Цель исследования: выявить особенности прогнозирования агрессивного поведения детей.
Гипотеза исследования: Процесс прогнозирования у специалистов сферы образования детерминирует их личностные характеристики такие как экстраверсия, логический тип мышления, способностью синтезировать.
1) Прогноз отрицательных ситуаций будет точнее определен респондентами.
2) Лица, не работающие в сфере образования будут испытывать трудности при прогнозировании.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа изучить процесс прогнозирования и факторы;
2. Выявить различия между результатами прогнозирования положительного и негативного эмоционального контекста;
3. Сравнить результаты у специалистов и лиц, не работающих в сфере образования;
4. Сравнить результаты у специалистов сферы образования и учащихся;
5. Выявить особенности прогнозирования с разным когнитивным стилем и личностными характеристиками;
6. Разработать программу психолого-педагогического консультирования с целью эффективного прогнозирования агрессивного поведения.
Методическая основа исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс научных методов: теоретико-методологический анализ литературы по проблеме исследования, психологическое тестирование, беседа, видеоматериал.
1) «Когнитивно-деятельностный стиль» (Л.Ребекка). На основе анализа своего поведения в пяти деятельностных разновидностях представляется возможность оценки предпочитаемого когнитивно-деятельностного стиля.
2) 16-факторный опросник Р.Б. Кеттела позволяет выявить особенности характера, склонностей и интересов личности.
Практическая значимость. Выделены особенности прогнозирования агрессивного поведения работниками сферы образования, которые могут использоваться при разработке психолого-педагогического консультирования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Прогнозирование является важным инструментом в руках педагога, поскольку прогнозы могут точно определять тенденции развития личности ученика и процесса обучения в целом.
Используя метод пронозирования, можно выявить и оценить такие компоненты деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выражения аффективных и эмоциональных реакций, проявления тревоги.
Прогнозирование образования является важным аспектом государственной деятельности. Потому что система образования включает в себя социально-экономические аспекты развития государства и, следовательно, играет двойную роль.
Для решения сложных, но весьма актуальных вопросов профилактики агрессивного поведения требуется реализовать комплексный подход в создании системы научно-методического и диагностического обеспечения работы педагога.
Все это в полной мере относится к проблеме профилактики в работе практического психолога с агрессивностью личности.
Действительно, многочисленные исследования агрессивной личности доказывают, что понятие «агрессия» имеет дифференцированную психологическую природу, проявляющуюся в широком диапазоне изменений мотивационно-смыслового аспекта.
В связи с этим, очевидно, можно говорить о потенциально агрессивном восприятии и потенциально агрессивной интерпретации реальности как устойчивых личностных особенностей.
Проявление (или неосуществление) агрессивности как личности в таких актах поведения, как агрессивные действия, всегда будет результатом сложного взаимодействия трансситуационных и ситуационных факторов.
Чтобы решить проблему прогнозирования агрессивного поведения и оценки самоконтроля индивида, созданного в диагностической системе, в соответствии с их ролью в жизни индивида, необходимо включить открытые нам более высокие уровни — динамический, функциональный, нормативный.
Прогнозирование является одним из самых важных функций учителя, особенно важную роль играет прогнозирование агрессии детей.
Агрессия среди школьников довольно распространенная проблема в условиях современного мира.
Необходима реализация профилактических мероприятий по подавлению детской агрессии на ранних стадиях, в этой коррекционной работе большую роль играет прогнозирование, с помощью него можно выявить детей предрасположенных к проявлению агрессии и направить в большей степени коррекционную работу на этих школьников.
Прогнозирование как любая сознательная деятельность представляет собой единство осмысленных, оперативных и мотивационных компонентов. К содержательному аспекту прогнозирования относятся фундаментальные знания, необходимые для получения прогноза (развитие процесса или явления в прошлом, о циклах частоты появления объектов прогнозирования, знание законов и теорий).
В заключение можно сказать, что умение прогнозировать является важной и необходимой способностью педагога в его профессиональной деятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы исследования прогнозирования агрессивного поведения детей
1.1. Понятие и сущность процесса прогнозирования
Под прогнозирование мы понимаем развитие, образование, формирование личности; определение путей совершенствования личности; проектирование разработок в педагогическом процессе.
Для того, чтобы сделать прогноз, следует исходить из информации о прошлом и настоящем; кроме того, необходимо знать закономерности и тенденции развития того или иного педагогического феномена.
Важное значение для педагогики, играет прогнозирование, то есть, прогнозируя будущее, педагоги готовы активно вмешиваться в образовательный процесс, чтобы изменить ход событий в благоприятном направлении. Пассивность, созерцание не характерны для педагогического прогноза. [30]
Цель определяет деятельность и общение, которое изучает личность ученика. Таким образом, в практической работе часто встречается такая логическая формула:
Создать возможности для каждого учащегося и учителя с необходимой информацией о ходе и результатах учебного процесса для своевременной корректировки — важнейшая задача педагогической диагностики.
Оценочная функция одинаково важна для педагогической диагностики. Полная и всесторонняя оценка имеет несколько аспектов: приблизительный, регулирующий и корректирующий, стимулирующий и измеряющий.
Ценностно-оценочная оценка обогащает видение и понимание ученика о людях и о себе, дает ему возможность сравнить свои моральные, трудовые, эстетические и другие качества с требованиями общества.
Благодаря учебной оценке, ученик изменит свою ценностную ориентацию.
Нормативно-корректирующий аспект образовательной оценки заключается в том, что он помогает ученику привести свои действия в соответствие с нормами общества, развить линию поведения, отношения с другими людьми.
Стимулирование образовательной оценки особенно важно, когда она совпадает с фактическим развитием и поведением ученика. Как только ученик осознает объективность оценки, он начинает развивать свои преимущества или преодолевать недостатки.
Измерение оценки образования также влияет на то, что учитель поощряет самообразование.
Ученик сравнивает свои качества и успехи в работе с достижениями других, и тем самым устанавливает свой социальный статус. Благодаря команде оценки и учителям, он получает информацию о себе. [18]
Управленческая педагогическая диагностика связана с основными этапами развития коллектива школьников и индивидуальности ученика. В соответствии с этим выделяются три вида диагностики: исходная, корректирующая (текущая) и обобщающая (конечная).
Первичная диагностика — планирование и управление классной командой.
Прежде чем определить образовательные цели, которые будут реализованы в учебном квартале, семестре или в течение всего учебного года, учитель изучает уровень образования учащегося. Выявлены три основных варианта первоначального диагноза: первый — когда группа формируется впервые и учитель также незнаком с учениками; во-вторых, когда команда не нова, но учитель сначала начинает работать с классом; третий — когда учитель и учитель работают вместе.
В первом варианте первоначальный диагноз используется для всестороннего изучения учеников.
Второе — учитель рассматривает не только учеников, но и команду как сложную динамическую систему.
Третий вариант позволяет учителю проводить выборочную диагностику коллектива и личности. Это дополнение к ранее полученной информации.
Преподавателю, который общается с учениками и сотрудниками в течение нескольких лет, не нужно полностью проводить первоначальный диагноз.
Но поскольку процесс обучения является противоречивым и резким, непрерывным и динамичным, ему определенно придется улавливать изменения и отражать их при планировании своей деятельности.
Целостность и объективность информации при первоначальной диагностике в максимальной степени приближает планирование учебных целей к реальным потребностям класса и соответствует оптимальному развитию детей.
Текущая (корректирующая) диагностика находится в процессе организации деятельности ученических групп и ориентирует преподавателя на изменения, происходящие у учеников и сотрудников. [21]
В то же время оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает учителю быстро, точно и с минимумом ошибок наладить свою работу и улучшить отношения с детьми, методы воспитательной работы.
Благодаря корректирующей диагностике учитель имеет возможность быстро реагировать на изменения уровня образования учащихся и тем самым обеспечивает возможность более активного, самостоятельного и творческого участия в деятельности команды.
Планируя воспитательную работу, учитель не всегда может предвидеть результаты.
Особенно сложно обеспечить выбор наиболее эффективных методов и средств воздействия.
Текущая диагностика выполняет роль быстрой информации, и это помогает быстро принимать решения для улучшения обучения.
Изучение естественного поведения — одно из преимуществ метода наблюдения. Активное или пассивное наблюдение за ребенком, организованное в классе, в игре, в свободной деятельности, в классе, в совместных действиях с родителями, то есть в естественных ситуациях.
Используя метод наблюдения, можно выявить и оценить такие компоненты деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выражения аффективных и эмоциональных реакций, проявления тревоги.
Наблюдения позволяют нам определить, насколько развиты у ребенка навыки самопомощи, аккуратность в одежде, как это связано с выполнением заданий, какое настроение преобладает, каковы особенности его двигательного развития.
Такая информация становится основой для последующего углубленного изучения.
Существенными недостатками метода наблюдения являются:
1) его продолжительность;
2) субъективность, которая проявляется в зависимости результатов мониторинга от профессионализма эксперта;
3) невозможность статистической обработки результатов.
Эти недостатки можно существенно нейтрализовать, сохраняя при этом преимущества метода, если оформить наблюдение, включив его в стандартизированную методологию для изучения психофизического развития ребенка. В этом случае мы вводим ограничение на выбор наблюдаемых показателей. [14]
Наблюдение всегда начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения.
Целью наблюдения является изучение ребенка как носителя определенных психолого-педагогических особенностей и сравнение результатов наблюдения с известными признаками нарушений развития у детей.
Процедура наблюдения различна в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов — контингента наблюдаемых, характера изучаемых явлений и т.д.
Учитель может входить в состав наблюдаемых групп детей, например, играть с ними (активное наблюдение) и может оставаться в положении постороннего, наблюдая со стороны (пассивное наблюдение).
Существуют разновидности методов мониторинга в зависимости от: степени формальности контролируемой и неконтролируемой; степень вовлеченности наблюдателя в исследуемую ситуацию — включена и исключена; условия организации, явные и скрытые; место проведения — поле и лаборатория; частота систематическая и случайная. [26]
Контролируемое наблюдение, наблюдение, ситуация с предварительным наблюдением и конкретные способы проверки фактов. Чаще всего он используется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда учитель знаком с изучаемым явлением и интересуется только его описательными характеристиками.
Неконтролируемое наблюдение — наблюдение применимо при предварительном ознакомлении с проблемой.
В нем отсутствует подробный план действий наблюдателя, определяются только самые общие черты ситуации. Этот вид широко используется на начальном этапе изучения личности, группы и дополняется другими методами сбора информации. [28]
Явное наблюдение – оповещение наблюдаемых, что они находятся под наблюдением. При скрытом наблюдении наблюдаемые, не знают, что являются объектом исследования.
Этот тип мониторинга наиболее эффективен, поскольку позволяет определить реальные интересы и увлечения человека, систему взаимоотношений в группе, наличие микрогрупп, их направленность, неформальных лидеров и т.д.
Наблюдение за участниками — непосредственное участие учителя (наблюдателя) в мероприятиях.
Исследователь может не выделиться как наблюдатель (скрытое наблюдение участника), реализующий учебный объект изнутри, что позволяет ему выявить скрытый социальный феномен.
Неучастное наблюдение со стороны. Наблюдатель не является участником событий. Оно может быть скрыто и открыто.
При неучастном наблюдении наблюдатель фиксирует явление «снаружи». Он не участвует в процессах, которые наблюдают.
Полевое наблюдение — наблюдение, проводимое в естественных условиях для наблюдения за условиями жизни людей (место работы, парк и т.д.).
Лабораторное наблюдение — создание искусственных условий, которые только симулируют естественные. Условия, место и время наблюдения определяются преподавателем. Это наблюдение позволяет учиться глубже интересоваться аспектами жизни. [19]
Систематический мониторинг проводится регулярно с заданными интервалами. Обычно он проводится в соответствии с подробной методологией с высокой степенью конкретизации работы наблюдателя.
Случайное наблюдение обычно не планируется, но является богатым источником информации.
В повседневной жизни часто возникают ситуации, которые нельзя смоделировать в лаборатории.
Эти ситуации требуют, чтобы учитель был хорошо подготовлен, поскольку сложность наблюдения заключается в непредсказуемости и случайности их появления. [7]
Самое важное в наблюдении — это «прямое понимание ребенка, непроизвольное проникновение в наблюдаемого ребенка, одновременное сопереживание ему и письменная фиксация наблюдателем всех этих моментов».
Таким образом, в практике педагогической диагностики метод наблюдения рационально используется путем введения качественных показателей проявления определенных особенностей у ребенка и их количественной оценки.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы