Часть дипломной работы на тему Особенности профессиональной профориентации старших школьников с ЗПР.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические подходы к профессиональной профориентации старших школьников с ЗПР 6
1.1. Психолого-педагогические особенности старших школьников с ЗПР 6
1.2. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме профессиональной ориентации и формирования профессионального самоопределения обучающихся с ЗПР 8
1.3. Специфика проведения профориентационной работы со старшими школьниками с ЗПР 14
Выводы по 1 главе 18
2. Практика организации профессиональной профориентации старших школьников с ЗПР 20
2.1. Описание психодиагностических средств и процедуры исследования особенностей профессионального самоопределения обучающихся с ЗПР 20
2.2. Особенности работы по профессиональной ориентации обучающихся с ЗПР 21
2.3. Результаты исследования 28
Выводы по 2 главе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Введение:
В условиях постоянно меняющегося рынка труда изменяются традиционные специальности, появляются новые, поэтому проблема выбора профессии становится особенно трудной для старшеклассников. Тем более тяжело этот процесс проходит у подростков с задержкой психического развития (ЗПР). Для них необходимо создание специального профориентационного воспитательного пространства, в котором старшеклассникам с ЗПР будет оказываться помощь в распознании своих желаний, возможностей и подборе наиболее подходящей для них профессий через создание условий для формирования социальной активной позиции самого школьника. Чтобы процесс выбора профессии у подростков с задержкой психического развития не происходил ошибочно или стихийно, необходимо систематически формировать у них внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного). Успех профориентационной работы обеспечивается целенаправленной, поэтапной, скоординированной деятельностью специалистов образовательного учреждения, родителей подростков, учреждений среднего профессионального образования, производственных предприятий и других организаций.
Степень научной разработанности проблемы. На сегодняшний день, существуют достаточное количество разработок по проведению профориентации в общеобразовательных школах (Н. С. Пряжников, Г.В.Резапкина, О.А.Махаева, Е.Е.Григорьева, А.П.Чернявская Л.М.Митина, С. Н. Чистякова, Н. В. Афанасьева., Н. В. Малухина., М. Г. Пашнина и др.), издано большое количество литературы, содержащей диагностические методики, планирование и конспекты занятий по профориентации. Многие авторы указывают на то, что преимущества в профориентационной работе имеют систематические занятия (проводимые, еженедельно в течении одного-двух лет). Они позволяют более «спокойно» и «обстоятельно» знакомить школьников с основами профессионального самоопределения. На таких занятиях создаются условия для постепенной подготовки, «созревания» учащихся для ответственного и самостоятельного выбора. Кроме того, преподаватель может наблюдать за самоопределением подростков и вовремя корректировать их развитие (вместе с другими педагогами и родителями школьников). Если же говорить о подростках с ЗПР, то вопрос об их профориентации разработан крайне недостаточно. В литературе имеются лишь отдельные данные об особенностях проведения профконсультаций школьников этой категории. Однако, подобная форма работы малоэффективна, т. к. подростки с ЗПР чаще всего посещают консультации по принуждению родителей или учителей, работать с ними трудно из-за их безразличия и пассивности. Имеющиеся материалы и разработки по проведению профориентационных занятий, рассчитанные на нормально развивающих школьников, для учащихся ЗПР сложны, непонятны, неинтересны.
Именно поэтому, существует необходимость в разработке условий по профессиональной ориентации подростков с ЗПР.
Объект исследования – профессиональная профориентация старшеклассников с ЗПР.
Предмет исследования – процесс создания условий по профессиональной ориентации подростков с ЗПР.
На основании цели исследования была сформулирована гипотеза. Мы предполагаем, что комплексная, систематическая и целенаправленная работа в этом направлении даст возможность учащимся приобрести знания о себе и о мире профессионального труда, сознательно и самостоятельно сделать свой профессиональный выбор.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, определены следующие задачи исследования:
1. изучить психологические особенности профессиональной ориентации подростков с ЗПР,
2. провести исследование профессиональной ориентации подростков с ЗПР,
3. предложить педагогические условия направленные на оптимизацию процесса профессиональной ориентации подростков с ЗПР,
4. путем повторного исследования определить эффективность предложенных условий.
Методологической основой данного исследования послужили труды советских психологов Б.Г. Ананьева, Е.А. Климова, Г.С. Костюка, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Б.А. Федоришина, П.В. Чаматы и др., которые разрабатывали фундаментальные проблемы психического развития личности и прикладные вопросы подготовки молодежи — труду и выбору профессии.
Методы исследования. В работе использовались следующие методы, теоретический анализ психолого-педагогических исследований, программы экспериментального изучения; эмпирические методы — наблюдение, опросы, эмпирическое исследование, методы математической статистики и обработки данных.
Теоретическое значение результатов исследования: Созданы педагогические условия психолого-педагогического сопровождения профессиональной ориентации подростков с ЗПР, обогащающая практику работы педагогов образовательных учреждений. Разработан оценочно-критериальный инструментарий, позволяющий определять эффективность профессиональной ориентации подростков с ЗПР.
Практическая значимость данной работы так же заключается в том, что основные ее выводы могут использоваться при совершенствовании учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе, в процессе радикального преобразования действующих спецкурсов и факультативных занятий, при чтении лекций в вузе, при организации спецкурса по профориентационной работе для практических психологов в школе.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение:
Задержка психического развития — это психолого-педагогическое определение наиболее распространенного отклонения в психофизическом развитии среди всех встречающихся у детей отклонений. ЗПР рассматривается как случаи замедленного психического развития, так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (невротическими, астеническими и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность.
Основными причинами затруднения профессионального самоопределения обучающихся с ЗПР являются: недостаточно активная жизненная позиция; несформированность мотивов к трудовой деятельности; недостаточная информированность о профессиях и условиях труда; незнание требований к здоровью отдельных профессий; неполные или ошибочные представления о собственных возможностях, завышенная или заниженная самооценка.
Подросток с ЗПР имеет индивидуальные мотивы и стимулы, его активность направлена на адаптацию и самореализацию, он, как правило, не может нести ответственность за свою жизнь в условиях ограниченных возмоностей.
Подросток с ЗПР имеет индивидуальные мотивы и стимулы, его активность направлена на адаптацию и самореализацию, он, как правило, не может нести ответственность за свою жизнь в условиях ограниченных возмоностей.
Мы выделили 2 основных условия профессионального самоопределения:
— Создание единой учебно-воспитательной среды, направленной на профессиональное информирование и ориентирование подростков
— Вовлечение подростков в активную социально-значимую деятельность
Задачами стали:
Информационно-справочные, просветительские; (развитие представлений и понятий, связанных с миром профессий).
Диагностические (развитие умения выделять профессионально важные качества профессий).
Морально-эмоциональная поддержка учащихся (поощрение участия в социально-значимой деятельности).
Помощь в выборе профессии, в принятии решения.
Помощь в составлении и реализации профессионального плана (развитие представлений о профессиональном образовании, обучение планированию образовательного маршрута).
Во второй главе нами были апробированы педагогические условия по профессиональной ориентации старшеклассников с ЗПР.
Для реализации первого педагогического условия были реализованы: уроки профориентации (индивидуальные и групповые формы работы), внеурочная деятельность, массовые мероприятия, дополнительное образование подростков, взаимодействие с родителями.
Для реализации второго педагогического условия были использованы: взаимодействие с партнерами, совместная работа школы с учреждениями профессионального среднего образования.
Разработанные и апробированные педагогические условия, смог повлиять на выбор целей в жизни, удовлетворении от самореализации и контролем над жизнью. Профессиональные предпочтения, у подростков сформированы, они уже имеют представления о своей будущей профессии. Определено, что у подростков установлены внутренне индивидуально значимые мотивы выбора профессии. Результаты работы могут использоваться при совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе, в процессе радикального преобразования действующих спецкурсов и факультативных занятий, при чтении лекций в вузе, при организации спецкурса по профориентационной работе для практических психологов в школе.
Фрагмент текста работы:
. Теоретические подходы к профессиональной профориентации старших школьников с ЗПР
1.1. Психолого-педагогические особенности старших школьников с ЗПР
Подростковый возраст – это пора важных изменений в личности ребенка, при нормальном онтогенезе этот период протекает проблематично во всех отношениях, при дизонтогенезе, в частности при ЗПР, возможны более серьезные нарушения, отклонения [5].
Задержка психического развития (ЗПР) – это отставание развития ребенка от установленных возрастных норм. ЗПР – диагноз, затрагивающий познавательные функции: способность мыслить, запоминать, функции эмоциональной сферы.
Среди множества особенностей, присущих им, прежде всего выделяются общее недоразвитие личности: эмоциональная незрелость и неустойчивость, неадекватная самооценка, несформированность волевого поведения, недостаточная способность к произвольной деятельности, несформированность основных предпосылок ведущей деятельности, динамические нарушения во всех видах деятельности, в том числе познавательной, речевой и т. д. Мотивационная незрелость, необъективная самооценка, эмоциональная неустойчивость и незрелость, отягощенные неврологической симптоматикой, зачастую приводят к возникновению эмоциональных нарушений, которые в свою очередь приводят к нарушениям поведения.
Для подростков с ЗПР характерны полюсные переживания: положительные и отрицательные, дифференцированных тонких оттенков переживаний. Чувства этих детей часто не адекватны, не пропорциональны воздействиям внешнего мира [7]. Наряду с общей эмоциональной незрелостью, при разных формах задержки психического развития наблюдаются специфические эмоциональные нарушения: отсутствует живость и яркость эмоций, наблюдается склонность к эйфории, что внешне создает впечатление их жизнерадостности. У подростков преобладает негативный эмоциональный фон, характерна склонность ребенка к робости, страхам. При задержке психического развития соматогенного происхождения у детей наблюдается боязливость, связанная с ощущением собственной неполноценности.
Таким образом, ввиду незрелости личности ребенка в целом и нарушений эмоционально-волевой сферы, его повышенной внушаемости, неблагоприятные условия внешней среды, действующие достаточно длительное время, могут привести его к нарушениям поведения, а впоследствии — к стойкому изменению личности.
У подростков с ЗПР значительно ослаблены «социальные возможности личности», низка потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия, то есть отчуждением, избеганием или конфликтом.
Отсутствие развитой самооценки, устойчивости и критичности проявляется у детей с ЗПР в склонности к преувеличению своих возможностей. Оценка со стороны окружающих не регулирует их поведение, потому что ребенок не может правильно уловить ее смысл. Большинство детей с ЗПР неустойчивы в эмоциональных проявлениях и поведении, что определяет особенности их социальных отношений: они не последовательны, неровны, нелогичны и малопредсказуемы [8, с. 286].
Такие дети испытывают трудности в построении ролевого поведения, требующего определенного уровня социальной и коммуникативной компетентности. Мир отношений моделируется ими поверхностно, примитивно, зачастую просто неадекватно [9].
В школе наблюдается состояние напряженности, скованности, пассивность, неуверенность в себе.
Также следует выделить эмоциональную лабильность, слабость волевых усилий, импульсивность, несамостоятельность и внушаемость, низкую критичность и устойчивость самооценки, личностную незрелость в целом.
Для подростков с ЗПР характерна низкая потребность в самопознании и самоопределении, поэтому целесообразно проводить работу, способствующую развитию самопознания с обучающимися данной категории.
Итак, задержка психического развития — это психолого-педагогическое определение наиболее распространенного отклонения в психофизическом развитии среди всех встречающихся у детей отклонений. ЗПР рассматривается как случаи замедленного психического развития, так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (невротическими, астеническими и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность.