Часть дипломной работы на тему Особенности пищевого поведения у подростков (из неполных семей)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретические основы исследования пищевого поведения подростков 6
1.1 Подходы к пониманию характера и психологическая характеристика подросткового возраста 6
1.2 Семья как основной фактор формирования характера в подростковом возрасте 14
1.3 Пищевое поведение как предмет психологического и междисциплинарного исследования #
1.4 Психологические особенности нарушения стиля пищевого поведения среди современной молодежи #
Вывод по главе I #
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯУ ПОДРОСТКОВ. #
2.1 Организация процедуры и методы исследования особенностей пищевого поведения #
2.2    Результаты исследования, интерпретация полученных данных и проведение статистически математической обработки данных. #
Математико-статистическая обработка с помощью U-критерия Манна-Уитни. #
2.3    Рекомендации по оказанию психологической помощи подросткам при нарушении пищевого поведения #
Выводы по главе II #
Заключение #
Список использованных источников #
Введение:
Актуальность темы. В условиях постоянных изменений, происходящих в нашем обществе, становление семьи – это сложный, длительный процесс. Негативное или положительное влияние может вызвать неудачное изменение стиля воспитания, или наоборот застревание в одном стиле, поэтому одной из первоочередных и важнейших проблем является выявление закономерностей взаимосвязи стилей воспитания и возникновения акцентуаций характера у подростков.
Такой же не мало важный факт в развитии и становление подростков является пищевое поведение. Такая тема как «Пищевое поведение» становится все более актуальной в наше время и затрагивает все больше времени в нашей повседневной жизни. Все чаще мы можем наблюдать какие-либо нарушения или просто небольшие отклонения от нормы.
Пищевое поведение подразумевает ценностный подход к еде и ее потреблению, стереотип питания в повседневных условиях и в стрессовых ситуациях, поведение, которое сфокусировано на образе собственного тела и на действиях по формированию этого образа, имитирующих стиль питания общества и ближайшего окружения. 
Исходя из этого не стоит забывать какое большое влияние имеет наше окружение. Сколько времени мы проводим в общественных местах питания, не придавая значения, что едят люди вокруг нас. И это только малознакомые люди. Что же говорить о семейном круге, в котором мы находимся большое количество времени, и как сильно это на нас влияет. 
Конечно, питание и физиологическая потребность, но не стоит забывать и о психологической составляющей, которая так имеет место быть. Не стоит забывать об общественных установках, нормах и ожиданиях, относительно потребляемой пищи.
Объект исследования: психологические особенности пищевого поведения 
Предмет исследования: психологические особенности пищевого поведения у подростков
Цель исследования: изучить психологические особенности пищевого поведения подростков; 
Гипотеза исследования: 
У детей из неполных семей преобладает экстернальный тип пищевого поведения.
Задачи исследования.
1. Определить понятие пищевого поведения в психологии.
2. Выявить физиологические и психологические основы регуляции стилей пищевого поведения подростков.
3. Провести эмпирическое исследование с целью определения особенностей пищевого поведения у подростков 
4. Проанализировать данные, полученные в ходе исследования, сделать выводы относительно особенностей пищевого поведения у подростков 
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют теоретические положения о пищевое поведение (Малкина-Пых И. Г. М, Покровский В.М.), приоритетное значение психологических факторов в генезисе формирования избыточного веса и ожирения (Вахмистров А.В., Вознесенская Т.Г., Посохов С.И.)
Методы и организация исследования: 
Теоретические: анализ и синтез литературы для изучения данной проблемы
Эмпирические: методика «Голландский опросник пищевого поведения» (DEBQ), Опросник образа собственного тела
Практическое значение: данная работа дает возможность использования полученных результатов для коррекционно - развивающей и воспроизведенной работы педагогов, психологов, работников социальных служб, реабилитационных центов по работе с подростками, с признаками нарушения пищевого поведения.
Эмпирическая база и выборка исследования. Исследование было проведено на базе МБОУ СОШ г. Пионерский. В исследовании приняло участие 100 учеников из полных и неполных семей, с 8-го по 10-й класс.
Структура работы. Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во введении описывается актуальность исследования, предмет и объект исследования, задачи, гипотеза исследования, методики и практическое значимость проведенной работы.
В первой главе представлен теоретический анализ особенностей пищевого поведения у подростков.
Вторая глава посвящена описанию организации процедуры проведения исследования, анализ и интерпретация данных. В заключении были обобщены полученные данные по теоретическому и эмпирическому исследованию.
Заключение:
В повседневном мире мы часто сталкиваемся с различными соблазнами и желаниями. И пища не является исключением. Начиная есть, мы никогда не задумываемся, а хотим мы ли есть вообще? Как часто мы заедаем стресс, чувство грусти или же наоборот радости? Почему в кампании мы начинаем есть больше? Нам действительно хочется есть или это играет то самое стадное чувство? А сколько есть противоречивой информации о правильности питания. 
Но также не мало важный фактор играет и внешняя среда. Сюда входит и рекламы еды, которую мы видим на каждом шагу, красивые картинки так и манят. Ты даже не задумываешься об этом, а в подсознании уже отложилось, что именно это ты хотел бы съесть. 
Ведь именно в подростковом возрасте складываются привычки и ценности, которые в последствии станут фундаментом человеческих ценностей. На подростковый возраст приходится период повышенного внимания к себе, соответствие «стандартам», которое навязывает общество. Из чего можно сделать вывод, что именно отсюда и появляется недовольство своим телом, низкая самооценка. Так же играет влияние и семья, в которой подросток проводит большую часть времени, где может присутствовать, как и давление, так отсутствие поддержки. А далее и происходит формирование ложных ценностей, искаженное представление о себе, которые приводят к различным отклонениям в поведении, в том числе и пищевом.
Эмпирическое исследование на базе МБОУ СОШ г. Пионерский показало, что у подростков были выявлены различные типы пищевого поведения. У подростков из полных и из неполных семей преобладает экстернальный тип пищевого поведения, это говорит о том, что подростки любят есть «глазами». То есть они реагируют не на внутренние стимулы поесть, а на внешние стимулы, будь то реклама, запах еды, накрытый стол. А ведь именно это и лежит в основе переедания «за компанию». Человек с данными типом пищевого поведения принимает пищу всегда, где только ее видит. Так же у данной выборке идет некоторое завышение на шкале «Эмоциогенное пищевое поведение», что может говорить о не яркой выраженности данного критерия. При эмициогенном типе пищевого поведения мы можем увидеть, что человек начинает есть при эмоциональном напряжении. Действием к поеданию пищи может служить все: раздражительность, чувство одиночества, тревожность, плохое настроение.
Стоит так же заметить, что больше половины подростков имеют неудовлетворенность собственной внешностью как составным компонентом собственного тела.
Исходя из этого можно сделать вывод, что данная проблема должна находится под пристальным внимание не только психологов, но и эффективной организации профилактики нарушений пищевого поведения среди школьников, разработка концепций, которое помогут предотвратить развитие дальнейших болезней.
Данные, полученные в ходе статистической математической обработки показали, что статистически достоверных различий не выявлено, гипотеза не подтвердилась. Это может говорить о том, что полнота семьи практически не имеет влияние на преобладание экстернального типа пищевого поведения у подростков. 
На основании эмпирического исследования были разработаны рекомендации по оказанию психологической помощи подросткам при нарушении пищевого поведения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы исследования пищевого поведения подростков
1.1 Подходы к пониманию характера и психологическая характеристика подросткового возраста
Ряд исследований по взрослению детей в различных социокультурных средах (Б. Зазо, М. Мид, Н. М. Толстая, М. Коул) экспериментально доказывают, что специфика курса и продолжительность подросткового периода варьируются в зависимости от уровня развития общества и его этнической принадлежности культурных особенностей. Особо следует отметить вклад социального антрополога Маргарет Мид в углубление идей о переходном периоде человеческой жизни. В своей работе г-н Мид описывает процесс роста в различных архаичных обществах (Самоа, Гвинея, Океания). Она показала, что, несмотря на разные традиции взросления, в примитивных обществах подростковый возраст проходит без особых потрясений, без конфликтов, как для девочек, так и для мальчиков.
Мы продолжаем изучать теоретические представления о развитии подростков, которые были изучены в европейской и американской психологии развития и представлены концепциями Ст. Холла, Э. Шпрангер, С. Бюлер, Э. Стерн, Э. Эриксон, Ж. Пиаже.
Автор первой фундаментальной работы по вопросам подросткового возраста, американский психолог Стивен Холл, включающий в себя богатый и разнообразный вопрос наблюдений, выдвинул теорию перепросмотра, согласно которой развитие личности воспроизводит и повторяет схематично историю человеческой расы, находясь в генетически запрограммированной последовательной смене форм поведения, чувств и социальных отношений, наследственно определенных инстинктов.
Другой крупный исследователь-подросток, немецкий философ и психолог Э. Шпрангер опубликовал в 1924 году книгу «Психология юности», которая до сих пор не утратила своего значения. В этой работе подростковый возраст считается первым этапом молодости. Этот этап характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от зависимости от детства. Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию юности, согласно которой юность - это возраст культуры. Он писал, что умственное развитие - это рост индивидуальной психики в объективном и нормативном сознании данного времени. Обсуждая, всегда ли подростковый период является периодом «шторма и нападения», Э. Шпрангер описал три типа развития подростка:
1) критический (характеризуется течением острого и турбулентного кризиса, когда подростковый возраст воспринимается как второе рождение, после которого появляется новое «Я»);
2) мягкий (мягкий, медленный и прогрессивный рост, когда подросток достигает зрелого возраста без глубоких и серьезных изменений в его личности);
3) активный (сам подросток активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилиями воли тревоги и внутренние кризисы).
Основными новообразованиями этого возраста, по мнению Э. Спрангера, являются открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей личности [6; с.10]
В подростковом возрасте волевые черты характера активно развиваются и закрепляются. А характер человека влияет на его когнитивные процессы - восприятие, внимание, представление, мышление и память.
Характер показывает себя в контакте и инициативе, что так же охватывает личные черты в поведении человека. Выделяют следующие личностные черты: мотивационные (которые направляют деятельность, поддерживают ее) и инструментальные (придают ей определенный стиль).
Таким образом получается, что характер является инструментальной чертой личности. Основа характера (физиологически): 1) динамический стереотип, 2) тип нервной системы.
Основные черты личности, которые являются частью характера человека:
1) черты личности, которые определяют конкретные действия человека при выборе цели деятельности,
2) Характеристики, связанные с действиями, направленным на достижение целей: настойчивость, последовательность и другие,
3) Экстраверсия - интроверсия, спокойствие - беспокойство, сдержанность - импульсивность и т. д.
В его становлении, развитии и функционировании характер связан с темпераментом (это его динамическая сторона). И все же признаки характера более значимы и более украшены. Например, в двигательной сфере признаки темперамента: быстрый, живой, резкий, вялый … Характер - аккуратный, собранный, организованный или наоборот ослабленный и т. д. Поэтому граница, разделяющая темперамент и характер, довольно условна. Есть также различия между характером и личностью. 
Одна из первых попыток классификации персонажей принадлежала Платону, который сделал типологию персонажей на основе этических принципов. В первой половине XIX в. возникла наука о персонажах. Основатель френологии Галл перечисляет 27 элементарных психических характеристик, способностей, из которых состоит человеческий характер. Уже в конце XIX в. Джордано Ф., по сути, описал экстраверта и интроверта. В начале двадцатого века. Н. Лосский предложил свою классификацию: чувствительный, эгоцентричный, сверхличностный [8, с.17].
Среди клиницистов, которые предоставили свою классификацию символов, наиболее известны - К. Юнг (выделены два типа символов: экстраверты и интроверты), Кречмер (два типа: циклоидальные, шизоидные), Ганнуленин (семь типов), К. Леонхард и К. Личко (будет рассмотрено позже).
С точки зрения выразительности черт характера, персонаж может быть трех типов:
1. патологический (психопатия);
2. подчеркнуто;
3. нормально.
И поговорим об акцентуации характера у подростков. В словаре психологии указывается, что, когда характер подчеркивается, уязвимость человека не связана ни с каким (как в психопатиях), а только с определенным видом травматических воздействий, с которым сталкивается с так называемым «местом», имеющее наименьшее сопротивление данного типа характера, сохраняя при этом отношение к другим.
Аналогичное определение акцентуации характера было дано А.Е. Личко - это чрезмерное усиление индивидуальных черт характера, при котором наблюдаются отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией, не выходя за рамки нормы. Заострение, как временное состояние ума, чаще всего встречается в подростковом и раннем подростком возрасте. В процессе роста подростка специфика его характера, зародившееся в детстве, теряют свою проницательность, но могут обостриться с возрастом.
Акцентуации с неявными выражениями, в отличие от явных, следует рассматривать как нормальную версию нормы.
По словам немецкого психиатра К. Леонхарда, у 20-50% людей некоторые черты характера настолько подчеркнуты (акцентированы), что при определенных обстоятельствах могут привести к конфликтам одного типа и нервным взрывам. Акцентуация характера часто встречается у подростков (50-80%). Акцентуация характера по К. Леонгарду - это преувеличенное развитие индивидуальных черт характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с другими людьми [11, с.69]. И предложенная им классификация имеет следующую форму:
1. Гипертимичность (гиперактивность) - это слишком высокое настроение, разговорчивый, независимый, необходимо быть главным, , не отвечает на комментарии, игнорирует наказание, нет самокритики. 
2. Четкое – практически всегда упадническое настроение, грусть (грусть), неразговорчив, контролирование эмоций, пессимизм, 
3. Циклоид – перемена в настроение и общительности в зависимости от настроение, которое всегда меняется от хорошего до депрессии.
4. Эмоциональный (эмоциональный) – очень ярко переживает происходящее вокруг, и так же ярко реагирует на это, мелкие неприятности вгоняют в серьезные переживания, тяжело воспринимает критику, часто мрачное настроение.
5. Демонстрация - желание быть в центре внимания и реализовать свои желания, несмотря ни на что (слезы, болезни, скандалы и т. д.) очень четко проявляется. 
6. Возбудимый - повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, но возможна и льстивость, услужливость. Активно и часто конфликтуют.
7. Застревающая - »застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обиды, »сводит счеты», склонность к затяжной несогласованности, в конфликтах - чаще активен.
8. Тревожно-педантичный – очень дотошен в своих переживаниях и мыслях, на работе может истощать формальными требованиями, а дома – присутствует чистоплотность.
9. Тревожный (психостеничный) – упадок сил, боязнь за свою жизнь и жизнь близких, неуверенность в себе, очень неаккуратен, сомневается в своих действиях, зациклен на неудачах.
10. Экзальтированный (лабильный) – частая смена настроений, эмоции ярко выражены, отвлеченность, быстрая переключаемой на на внешние события.
11. Интровертированный (шизоидный, аутистический) - замкнутость, очень малый круг общения, за который не любит выходить, отсутствие в компании, погружение в себя, не делится своими опасениями, хотя и характерна большая уязвимость. Очень сдержанно, холодно относится к другим людям, даже к близким.
12. Экстравертированный (конформный) – большой круг друзей, очень многоречив, старается подстроится подо всех, стремится быть как все, неорганизованный, любит подчинение [22, с.214].
В дополнение к этим «чистым» типам акцентуаций, однако, встречаются и смешанные формы - средние типы (разовое развитие нескольких типичных признаков) и амальгамные (напластования новых черт характера на его уже составленную структуру).
В подростковом возрасте происходит не только анатомическое и физиологическое, но и когнитивное, психологическое развитие личности. Основные психологические новообразования связаны с появлением самосознания как возможности понять себя, связанного с открытием в мире своего собственного опыта, упорядочение которого становится возможным только при появлении мышления в концепциях.