Часть дипломной работы на тему Особенности переживаний разных видов деятельности у младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 2
1.1.Психология младшего школьника 2
1.2. Категория переживания в психологии учебной деятельности младшего школьника 27
Выводы г главе 1 40
ЛИТЕРАТУРА 42
Фрагмент текста работы:
1.1.Психология младшего школьника
Каждый возраст, как качественно особый этап психического развития, характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития [25]. Это дает основание говорить о социально-педагогических и психологических особенностях, которые присущи детям определенного возраста.
Так, начало школьной жизни приходится на возрастной период развития ребенка от 6-7 лет до 10-11 лет (I-IV классы). В психолого-педагогической литературе он обозначен как младший школьный возраст и считается сенситивным для нравственного развития, активного развития личности, психических познавательных процессов, эмоционально-чувственной и мотивационно-ценностной сфер [16].
Как особый период в жизни ребенка этот период выделился исторически относительно недавно с появлением системы общего и обязательного среднего образования и сразу стал предметом исследований многих психологов, педагогов нашей страны и зарубежья. Этот возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах В. Давыдова, Д. Эльконина и их последователей Л. Андарова, А. Дусавицького, А. Маркова [2, 5, 32].
Социально-педагогические особенности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы были предметом исследований Б. Ананьева, И. Беха, Л. Божович, М. Славина [1, 3, 5, 28].
Почти все вопросы, связанные с возрастными особенностями развития младших школьников, исследовались выдающимися учеными, но они остаются и сейчас актуальными и вместе с тем требуют новых научных исследований и разработок с учетом современных изменений, требований и потребностей общества.
Социальные задачи и содержание среднего образования постоянно меняются, поэтому хронологические линии и особенности младшего школьного возраста нельзя считать окончательными и неизменными. Сначала предметом нашего исследования будут относительно устойчивые и характерные особенности развития детей этого возраста, а только потом мы проанализируем инновационные особенности.
Младший школьный возраст характеризуется развитием важных психических процессов: восприятия, мышления, развитие и формирование речи, внимания, памяти, которые начинают приобретать опосредованный характер, становятся осознанными и свободными. Это переходный период, когда ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества используются в его поведении и сознании в виде сложных и противоречивых сообщений [23]. Как любое переходное состояние, младший школьный возраст отличается скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно выявить и развить.
Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются именно в этом возрастном периоде. Новые качества возникают и развиваются при формировании учебной деятельности. Произвольность, внутренний план действия и рефлексия — основные новообразования ребенка младшего школьного возраста. Благодаря им, психика ребенка достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе, для нормального перехода в подростковый период с его особыми возможностями и требованиями.
Неподготовленность некоторых младших школьников в среднюю школу чаще связана с несформированностью именно этих общих качеств и способностей личности, которые определяются уровнем психических процессов и самой учебной деятельностью [25].
Со вступлением в 1 класс ребенка возникают новые взаимоотношения с окружающими людьми, появляются новые связанные со школой обязанности. Ученик живет по установленному режиму дня, изучает определенные программой школьные предметы, подчиняется школьным правилам поведения. Эта социальная ситуация требует формирования учебной деятельности, которая направлена на усвоение науки и культуры. Именно в построении учебной деятельности, чтобы научить ребенка учиться, заключается одна из главных задач начальной школы.
Характерными для младшего школьного возраста являются изменения, которые происходят в познавательной сфере ребенка. Прежде всего начинается интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) ребенок переходит к группировке, осмыслению связей различных частей материала [29].
В школе за относительно короткий период ребенок должен усвоить достаточное количество понятий. От него требуется определенный уровень умственных операций (анализ, синтез, рассуждения, сравнения). То есть в процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний, умений, но и обобщения, а вместе с этим — формирование интеллектуальных операций.
В этом возрасте формируется способность сосредоточивать внимание на малоинтересных вещах; эмоциональные переживания приобретают более обобщенный характер [11].
Наиболее существенные изменения происходят в сфере мышления, которое приобретает все более абстрактный и обобщенный характер.
Период развития ребенка от 6 до 11 лет выделяется психологами и как период становления личности. С поступлением в школу развитие ребенка начинает определяться уже не тремя, как было в дошкольном детстве, а четырьмя видами деятельности [23]. Во время учебной, игровой, трудовой деятельности и общения школьники учатся анализировать действия, поступки сверстников, совершенствуют навыки общения и общественного поведения, осознают роль родителей и взрослых.
Стоит вспомнить, что в процессе развития личности ребенка от рождения до 3 лет доминирует семья. В последующие годы добавляется влияние общения с окружающими, а также информационных средств. Поступление в школу открывает новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Увеличивается сфера контактов с средствами массовой информации через чтение, очень быстро растет поток информации воспитательного направления, которое достигает ребенка и влияет на него [23, 30]. С началом учебной деятельности у ребенка появляются первые серьезные домашние обязанности, связанные с работой и учебой. Взрослые выдвигают свои требования, что провоцирует появление первых конфликтов между родителями и младшим школьником.