Часть дипломной работы на тему Особенности оптико-пространственных функций у младших школьников с нарушением письменной речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ 6
1.1. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе 6
1.2. Проявления нарушений письменной речи при нарушении оптико-пространственных функций 17
1.3. Влияние сформированности оптико-пространственных представлений на усвоение ребенком письменной речи 22
Выводы по 1 главе 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
Актуальность исследования. Общение между людьми в цивилизованном обществе осуществляется с помощью устной и письменной речи. С развитием технического прогресса, а именно появлением компьютерных технологий, в значительной степени возросла потребность в такой форме коммуникации, как письменная речь. Здесь письменная речь в определенной степени начинает приобретать некоторые из признаков устной речи: общение с реальным собеседником, возможность получения быстрой обратной связи, использование коротких, оборванных фраз, сокращение времени общения. Однако и в новых коммуникациях письменная речь сохраняет свои специфические признаки, поскольку выполняет особые функции [24].
Письменное общение остается разорванным и в пространстве, и во времени, оно в основном рассчитано на отсутствующего читателя, поэтому считается монологическим. Во время письменного изложения мыслей требуется одинаково внимательное слежение как за тем, что написать, так и за тем, как написать, поэтому оно обходится без общепринятых графических, технических, орфографических и пунктуационных норм.
Письменной речи свойственны преимущественно полные предложения, не только простые, но и сложные, которые даже очень часто в нем преобладают. Сами слова здесь подбираются более строго, чем для устной речи, с учетом литературной традиции.
Важное значение для письменного высказывания приобретает сам процесс письма. Он происходит при участии культурно-артикуляционного, слухового, двигательного и зрительного анализаторов. При письме они постоянно взаимодействуют между собой. Ослабление одного из них тормозит всю звено. Кроме этого письмо требует волевого и физического напряжения.
Письменная речь принадлежит к проблемам развития высших психических функций, и поэтому психологи считают, что к такой деятельности ребенка необходимо готовить психологически. Л. С. Выготский пишет, что готовить детей к письменной речи можно уже в дошкольном возрасте, но этот процесс не должен проходить как простой перевод устной речи в письменные знаки, то есть через формирование навыка письма. Он предлагает формировать письмо, как воспроизведение своей неповторимой речи, как важный элемент детской жизни. По мнению Л.Выготского, начинать вводить ребенка в письменную речь нужно в стихии еще не организованного в школьной программе речевого мышления ребенка. Это означает, что начало овладения письмом проходит «по программе ребенка». Как конкретно это может происходить, психолог не пишет, однако он считает, что развить письменную речь детей этого возраста возможно при учете его особенностей [4].
Современные психофизиологические, психологические и психолингвистические исследования свидетельствуют о том, что чтение – это сложный процесс, в котором проявляются акты устной речи (как исходного базиса письма) и письменной речи (как графического выражения устного высказывания).
Объект исследования: восприятие оптико-пространственных функций младшими школьниками с нарушением письменной речи.
Предмет исследования: пути адаптации восприятия оптико-пространственных функций младшими школьниками с нарушением письменной речи.
Цель исследования: выявить особенности оптико-пространственных функций у младших школьников с нарушением письменной речи.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике образования и психологии;
2. Охарактеризовать проявления нарушений письменной речи при нарушении оптико-пространственных функций;
3. Проследить влияние сформированности оптико-пространственных представлений на усвоение ребенком письменной речи;
4. Сформулировать рекомендации по формированию оптико-пространственных представлений.
Методы исследования:
-изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
-наблюдение.
Методологию исследования составили работы А.Н. Гвоздева, И.Е. Тихеевой, А.В. Миртова, А.М.Бородич, М.Ф. Фомичева, О.Г. Приходько, Н.Ю. Григоренко и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется необходимостью изучения особенностей адаптации восприятия школьников к оптическим искажениям, на основании чего разрабатываются психолого-педагогические и методические рекомендации для родителей и педагогов.
Структура работы обусловлена целями исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Для осуществления процесса письма необходимо активное функционирование таких психических процессов, как ощущение, восприятие, воображение, внимание, память и мышление. Осознанность восприятия сообщения – это одна из важнейших особенностей процесса письма, которая является проявлением его внутреннего механизма, который обеспечивает рецептивные виды речевой деятельности. Только с учетом последних научных достижений возможно глубокое понимание нарушений письма и построение соответствующей диагностической и коррекционной методики, направленной на предотвращение устойчивых ошибок в чтении детей с нарушениями речевого развития.
Для школьников с ОНР в течение обучения в начальной школе характерно недоразвитие всех структурных компонентов произвольного поведенческого акта: запоминание и осознание инструкции, выработка и содержание внутреннего плана действий, оперативный и конечный самоконтроль. Трудности выполнения задания по правилам в этой категории детей в меньшей степени связаны с недопониманием правила, чем с трудностями их выполнения, обусловленными недостатками формирования внутреннего плана как интеллектуального структурного компонента произвольного действия.
Работа по формированию содержательно-смысловой стороны письменно-речевой деятельности является одной из важнейших составляющих в системе логопедического воздействия на развитие учащихся с ОНР и ЗПР. Очень важно научить детей вдумчиво воспринимать и понимать смысл прочитанных ими текстов. Особое внимание должно уделяться обучению младших школьников с ОНР и ЗПР составлению устных и письменных рассказов, что требует четкого планирования их содержания и выбора соответствующих языковых средств. Проведение рассматриваемой работы будет способствовать развитию у учащихся коммуникативной и познавательной функций речи, активности, самостоятельности, творческого потенциала.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ
1.1. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе
Начало нового тысячелетия было отмечено вхождением РФ в мировое образовательное пространство, что вызвало переход общеобразовательных учебных заведений на новое содержание, структуру и срок обучения. Это обусловило пересмотр концептуальных положений, касающихся современного языкового образования.
В условиях реформирования начальной школы особую актуальность приобрели вопросы, связанные с реализацией новых целей обучения русскому языку, основным из которых является создание речевой базы для дальнейшего систематического изучения русского языка на коммуникативной основе.
Обретение младшими школьниками коммуникативной компетентности предполагает развитие их устной и письменной связной речи. Письменная форма связной речи играет определяющую роль в процессе формирования психики ребенка. Овладение ей, как утверждают психологи, существенно влияет на развитие других форм речи.
Становление письменной связной речи (ПСР) – необходимое условие не только интеллектуального, но и вообще гармоничного роста личности. Как утверждают многочисленные научные исследования (Л. С. Выготский, М.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А. Р. Лурия, В.Я. Ляудис, И.П. Негура, С. Л. Рубинштейн, И. А. Синица), развитие письменной связной речи школьников приводит к переводу психических процессов у детей на более высокий уровень функционирования, а успехи в овладении учащимися письменной связной речью обеспечивают и в основном определяют достижения в учебе по всем предметам. Учитывая важность овладения письменной формой связной речи для психического и социального формирования личности, проблема развития письменной связной речи младших школьников является одной из наиболее актуальных в методике начального обучения.
Как показывает анализ научно-методической литературы, вопрос развития письменной связной речи не является новым в методике обучения родному языку младших школьников. Исследования российских (М.Ф. Бунаков, Ф.И. Буслаев, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Н.И. Политова, М.С. Рождественский, И. И. Срезневский, Л. Н. Толстой, Н.С. Черноусова) лингводидактов заложили основы методики развития письменной связной речи детей младшего школьного возраста, очертили основные методические приемы работы над текстами, установили последовательность их применения. Активные исследования современных методистов начального обучения родному языку (В. Бадер, Л.А. Варзацкая, М.С. Вашуленко, А.Г. Лобчук и другие) доказали принципиальную целесообразность и возможность практического ознакомления младших школьников с элементами теории лингвистики текста (текст, тема, основная мысль, структура, типы текстов, стили, средства связи предложений) и формирования на этой основе текстологических умений.