Часть дипломной работы Педагогика/Психология Психология

Часть дипломной работы на тему «Особенности образа семейной системы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением эмоциональной сферы»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Введение:

 

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что детско-родительские отношения — это отношения всегда двусторонние, каждая сторона определяет генез и развитие общения в сотрудничестве родителей и ребенка, хотя, безусловно, роли обеих сторон претерпевают значительные изменения на каждом из возрастных этапов развития. Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.

Внутрисемейное взаимодействие является главным вопросом во многих работах отечественных и зарубежных психологов (М. И. Алексеева, Э. Берн, Дж. Боулби, Т. В. Буленко, Г. Я. Варга, В. А. Васютинский, Я. А. Гошовский, А. Джерсильд, Э. Г. Эйдемиллер, М. Эйнсворт, Г. В. Ивончик, З. Г. Кисарчук, М. Кляйн, В. В. Ковалев, М. Е. Мьягер, А. И. Пенькова, Л. П. Синютка, А. С. Спиваковская, В. В. Столин, Т.М. Титаренко, А. Фрейд, В. В. Юстицкис и др.).

Отмечается важность изучения семьи как целостного феномена, с учетом взаимодействия, разворачивающегося в трех подсистемах: супружеской, детско-родительской и сиблинговой. Акцент при этом, как правило, делается либо на супружеские, либо на детско-родительские взаимоотношения. Наша работа имеет в фокусе внимания детско-родительские взаимоотношения которые являются одним из ведущих факторов развития свойств личности ребенка. Неблагоприятные семейные условия обуславливают возникновение нарушений у ребенка, неадекватную самооценку, деструктивные межличностные отношения. Детско-родительские отношения являются сложной структурой взаимодействия детей и родителей и формируют образ семьи у детей.

При этом, стоит отметить, что значительная роль в развитии эмоциональной сферы ребенка принадлежит семье. Уже в работах Л.С Выготского, а позднее А.В. Запорожца, А.Д. Кошелевой и др. показано значение авторитетного взрослого для развития эмоциональной и нравственной сфер детей. Множество факторов семейной ситуации, таких как состав семьи, психологический климат, особенности семейных взаимоотношений, стиль воспитания, вносят свою лепту в формирование эмоциональной сферы ребенка. Итак, основы личностного благополучия будущего взрослого закладываются в процессе внутрисемейного взаимодействия, поскольку полноценный эмоциональный контакт с родителями является необходимой основой развития здоровой личности.

Вместе с тем изучение особенностей образа семейной системы у детей изучены мало. Потребность восполнить указанный пробел определяет актуальность исследования. Обнаруженное противоречие между запросами социального заказа со стороны дошкольной образовательной организации и в оптимизации детско-родительских отношений в деятельности педагога-психолога определяет проблему исследования.

Цель исследования – изучить связь образа семьи, имеющегося у ребенка с нарушением в эмоциональной сфере с типом родительских отношений.

Объект исследования – образ семьи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением в эмоциональной сфере.

Предмет исследования – образ семейных отношений у детей с тревожным и агрессивным поведением.

Гипотеза: тип родительских отношений влияет на формирование образа своей семьи у дошкольников с тревожным и агрессивным поведением.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть содержание и сущность, понятия детско-родительских отношений.

2. Изучить особенности формирования образа семьи у дошкольников с тревожным и агрессивным поведением.

3. Провести эмпирическое исследование особенностей образа семейной системы у детей с тревожным и агрессивным поведением.

Методы и методики исследования:

1) теоретические методы: это анализ психолого-педагогической литературы и методы сбора эмпирических данных;

2) эмпирические методы:

1) тестирование, беседа, количественный и качественный анализ результатов исследования;

2) психодиагностические методики:

— для детей — проективная методика «Рисунок семьи» (Л. Корман); методика «Семейная доска Геринга» (авторы К. Людевига и У. Уилкена); Тест руки Вагнера; Тест тревожности (Р. Теммпл, В. Амен, М. Дорки), Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (А.И Захарова и М. Панфилова),

— для взрослых — тест-опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (А. Я. Варга, В. В. Столина); методика (А. Романова) ; количественная и качественная обработка результатов исследования,

-для воспитателей- Анкета (Лаврентьева Г. П.,Титаренко Т. М. )

Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что основные выводы и рекомендации исследования могут быть использованы в деятельности практических психологов по вопросам оптимизации детско-родительских отношений, а так же вопросам снижения детской агрессивности и тревожности.

Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В дошкольном возрасте появляются такие новообразования: эмпатия и адекватная реакция на поведение, отношения, эмоциональные состояния родителей. Дети умеют определять свои направления эмоций и эмоциональных отношений на значимого взрослого, учатся видеть и понимать моральные нормы и правила. Так, для новорожденного важнейшими эмоционально творческими факторами являются непосредственный контакт с матерью и условия удовлетворения основных потребностей. В старшем дошкольном возрасте ведущими выступают условия невербальной коммуникации с родителями и окружением, эмоциональный климат, благополучие в семье.

Влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка очевидна. Семья для ребенка является микромиром его социализации, эмоционального развития. Именно поэтому, правильно выбранная родительская позиция по воспитанию ребенка, считается очень важной. Стиль семейного воспитания, общение, эмоциональный контакт родителей и детей, оказывают влияние на агрессию, тревожность ребенка, и, как следствие, возникновению девиантного поведения

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования образа семьи у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Содержание и сущность, понятия детско-родительских отношений

Роль семьи в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития общеизвестна. Стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителем и способов взаимодействия с ней – является определяющим фактором развития личности ребенка.

Важнейшими социальными функциями семьи являются воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывают семейную микросреду, образ жизни семьи, ее традиции и стиль взаимоотношений между всеми членами [1; 2; 9].

Успех семейного воспитания в значительной мере зависит от организации домашнего быта, традиций семейной жизни: порядка в семейном хозяйстве, привлечение детей к распределению бюджета семьи, общего режима дня и др. [2].

Большое значение в семейном воспитании играет выбранный воспитательный стиль.

Стиль детско-родительских отношения – это ведущий фактор взаимоотношений родителей с ребенком, который опосредует пределы и меру воспитательного воздействия, качество и тесноту эмоционального контакта, мотивы воспитания, удовлетворение потребностей ребенка, социальный контроль, запреты и ограничения, способы решения конфликтных ситуаций, учет возрастных особенностей ребенка и степени его самостоятельности и тому подобное.

Социальная детерминированность стиля отношения (установки, убеждения, потребности) допускает его изменение в ходе целенаправленного воздействия (на основе развития рефлексивных механизмов). Исследуя влияние детства на жизнь человека, в том числе и родительское, основатель транзакционного анализа Э. Берн утверждал, что именно в раннем детстве закладывается своеобразный сценарий дальнейшего поведения человека. Называя этот период «периодом сценарного программирования», ученый отмечал, что этот психологический импульс подталкивает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его собственного сознательного выбора.

Сценарий — это постоянно разворачивающийся план жизни и формирующийся еще в раннем детстве (до 6 лет) большей частью под влиянием родителей [9]. Благодаря отношению матери к ребенку, по мнению А. Адлера, уже к пятилетнему возрасту формируется жизненный стиль ребенка, который практически не меняется в дальнейшем [2].

На основе этого опыта отношения с матерью, входе индивидуальной интерпретации и анализа, избирается собственный путь, жизненный стиль достижения цели. Органическая слабость, распущенность и родительское отторжение ребенка могут повлиять на выбор ребенком ошибочного жизненного стиля, что, как видим, почти полностью лежит в зоне компетенции родителей.

Детско-родительские отношения можно охарактеризовать следующими детерминантами:

— эмоциональная связь между ребенком и родителями, которая проваляется в любви, заботе, внимании со стороны родителей,

— мотивация родительства: были ли родители готовы к рождению и воспитанию ребенка,

— степень участия родителей в семейном воспитании,

— внимание родителей к потребностям детей,

— стили семейного воспитания, общения,

— способы решения внутрисемейных проблем, поддержка автономии ребенка,

— социальный контроль в воспитании: основные правила, требования, способы контроля поведения ребенка, поощрения, родительский контроль,

— устойчивость, последовательность в воспитании ребенка.

Детско-родительские отношения непосредственно связаны с стилем семейного воспитания.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы