Часть дипломной работы Педагогика/Психология Психология

Часть дипломной работы на тему Особенности лидерских качеств студентов, имеющих сиблингов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы особенностей лидерских качеств студентов, имеющих сиблингов 2
1.1 Общая характеристика понятия «сиблинг» 2
1.2 Общая характеристика понятий «лидер», «лидерство» 8
1.3 Лидерство в студенческих группах 16
Выводы по первой главе 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы особенностей лидерских качеств студентов, имеющих сиблингов
1.1 Общая характеристика понятия «сиблинг»

Семья – сложная система взаимоотношений, в которой каждый её член занимает определённое место, участвует в выполнении определённых функций, своей деятельностью удовлетворяет потребности других членов, поддерживает взаимоотношения.
Семья включает две основные подсистемы: супружеских и детско-родительских отношений, между которыми существуют взаимосвязи и взаимообусловленность. А также, когда в семье воспитываются несколько детей, выделяется детская подсистема сиблинговых отношений.
Что же обозначает понятие сиблинг? Если мы обратимся к Большому психологическому словарю, то увидим, что «сиблинги, или сибсы, – дети одних и тех же родителей» или же родные братья и сёстры, но не близнецы [6]. В генетике понятие «сибсы» применяется по отношению к потомкам одной пары родителей как человека, так и животных [5, с. 139]. Различаются полнородные сиблинги, которые имеют общих мать и отца, и неполнородные сиблинги, у которых только один из родителей является общим. Неполнородные сиблинги в свою очередь делятся на единоутробных сиблингов, имеющих общую мать, и единокровных сиблингов у которых общий только отец [5, с. 138]. В отношении к неполнородных сиблингов иногда применяют понятие «полусиблинги».
Базис формирования личности каждого ребенка находится в непосредственной зависимости от количества детей в семье, их пола, порядка и промежутка их рождения. С помощью этих факторов может быть определена степень влияния сиблингов, которое они оказывают друг на друга в процессе развития [2].
На то, что позиция ребёнка среди братьев и сестёр оказывает влияние на развитие личности ребёнка и его будущую жизнь одним из первых обратил внимания З. Фрейд. Вне зависимости от воспитания, даваемого одними родителями, позиция сиблингов по отношению друг к другу оказывает влияние на появление существенных различия между братьями и сёстрами. А. Адлер разделял точку зрения З.Фрейда и отмечал, что от порядка рождения детей в семье зависят особенности социальной ситуации их развития, их взгляды на мир, убеждения, общение и деятельность, характер отношений со сверстниками. Ведущую роль играют рассуждения ребенка о своей позиции в семье, то есть то, какое значение придаётся ребёнком данной ситуации, ведь это оказывает непосредственное влияние на его будущее и дальнейшую жизнь [11, с. 337].
Согласно данным классических и современных исследований [1], [26], [30], [31] число семейных ролевых позиций является ограниченным и зависит от таких показателей как количество детей, их пол, возраст и временной промежуток между их рождением. Все ролевые позиции детей могут быть представлены в виде комбинации четырёх вариантов, которые были выделены ещё А. Адлером: старший ребёнок, младший ребенок, средний ребёнок, единственный ребёнок [1]. У. Тоумен в последующем расширил классификацию А.Адлера, вводя показатели количества детей в семье, пола, очерёдности рождения, промежутков между рождениями. Соответственно им было выделено пять основных сиблинговых позиций:
– самый старший ребенок: старший брат братьев, старший брат сестер, старшая из сестер и старшая сестра братьев;
– самый младший ребенок: младший брат братьев, младший брат сестер, младшая из сестер и младшая сестра братьев;
– средний ребенок;
– единственный ребенок;
– близнецы: двое, трое, четверо и т. д.
Разумеется, семейные позиции детей могут быть представлены значительно большим числом комбинаций, такими как старший брат братьев и сестер, который в данном случае будет иметь в своем репертуаре характерные черты и старшего брата сестер, и старшего брата братьев. В случае, когда разница в возрасте между детьми составляет более 5-6 лет, каждый ребёнок будет приближен по своим особенностям к характеристике единственного ребёнка, однако они также будут дополняться некоторыми чертами той ролевой позиции, к которой они наиболее близки. Так, для брата, который старше своей сестры на 7 лет будут наиболее характерны черты единственного ребёнка, однако также он будет обладать и особенностями ролевой позиции старшего брата сестры [16].
Для каждой ролевой позиции ребёнка характерна своя социальная ситуация развития, специфичные отношения с братьями (сестрами) и родителями, а также личностные характеристики, выступающие как следствия той или иной сиблинговой роли. Когда структура семьи изменяется, меняются также и ролевые позиции всех её членов, то есть, когда в семье появляется новый член, происходят изменения в психологическом статусе ребёнка в сторону дестабилизации, происходит функциональное перемещение младших детей в роль старших, что оказывает существенное влияние на их личностное развитие.
Согласно А.Адлеру, порядок рождения является важной детерминирующей установкой, которая сопутствует стилю жизни. Даже если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одинаковых условиях, их социальное окружение всё же не идентично. Опыт старшего или младшего ребёнка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей – всё это притерпевает изменения в результате появления в семье новых детей и закономерно оказывает влияние на формирование стиля их жизни в целом и будущих семейных отношений в частности [1].
Положение, занимаемое индивидом в последовательности сиблингов, обычно называют «порядок рождения» или «статус сиблинга». Этот статус всегда играл существенную роль в решении вопроса о распределении семейных ролей и обязанностей. Соперничество между братьями и сёстрами проявляется менее чем у половины всех первенцев. Судя по данным научных исследований, наиболее сильным является соперничество между сиблингами одного пола, которые, кроме того близки по возрасту (с разницей от 1,5 до 3 лет). Кроме того соперничество преимущественно характерно для детей, родители которых применяют дисциплинарные меры непоследовательно, вне зависимости от того какой характер носят данные меры. Снижению соперничества между детьми могут способствовать их личностные особенности, особенно развитые способности к адаптации к новым условиям, как к людям, так и к местам, вещам [13].
Ролевая позиция единственного ребёнка обычно содержит в себе характерные признаки поведения родителя, который имеет с ним один пол. В семье у него нет сиблингов, с которыми бы он мог конкурировать, что обуславливает его недостаточную зрелость и ослабленной готовность вступить во взрослую жизнь. Единственный ребёнок может испытывать существенные трудности в установлении взаимоотношений со сверстниками, так как ему привычно быть центром в окружении взрослых, глее ему нет необходимости вступать в борьбу за лидерство. Он проявляет меньше самостоятельности и ответственности в дальнейшей жизни. При этом его зачастую характеризует достаточно высокий интеллектуальный уровень, он зачастую стремится к успеху в любой деятельности, так как родители возлагают на него большие надежды, однако при малейшей неудаче он расстраивается, уровень стрессоустойчивости достаточно низкий [2].
Говоря о позиции первенца можно отметить, что во многих психологических работах указывается на то, что к таким детям родители склонны предъявлять повышенные требования [1], [26], [30], [31]. В связи с этим для них характерна аккумуляции я и генерация более разнообразного поведения, по сравнению с детьми других ролевых позиций. Их характеризует большая добросовестность, умение сотрудничать, ответственность, умение оказывать помощь, развитая мотивация, высокие цели, твёрдое следования правилам и собственным принципам. На фоне первенцев родители становятся менее требовательными к следующим детям. Это с одной стороны связанно с тем, что повышается уровень их родительской компетенции и уверенности, с другой – с желанием взрослых в полной мере получить эмоциональное удовлетворение от роли воспитателя.
Для позиции младшего ребёнка зачастую характерно то, что он является объектом всеобщей заботы. Он избалован заботой и вниманием, что делает его схожим с позицией единственного ребёнка. Младший ребёнок не испытывает ревности к сиблингами, имеет чувство защищённости, однако проявление его лидерского потенциала ограниченно, он не очень притязателен и настойчив в достижении своих целей [11, с. 238]. Так как он привык в семье быть самым маленьким, для него характерно стремление добиваться своих целей путём манипулирования или привлекать внимание своим очарованием, так он понимает, что путём агрессии ему ничего не добиться. То есть характерными чертами младших детей является оптимизм, непосредственность и беззаботность. Для своей семьи он всегда остаётся малышом. Однако при этом младшие дети зачастую обладают одним преимущество – они имеют высокую мотивацию превзойти старших сиблингов. В результате им зачастую присуще стремление быть лучшим в каком-либо виде деятельности, чего они успешно достигают. Адлер иногда говорил о «борющемся младшем ребенке», как о возможном будущем революционере [1].
Для среднего ребёнка могут быть характерны черты как старшего, так и младшего ребёнка или их комбинации. Если средний ребёнок не является единственным мальчиком или единственной девочкой зачастую ему приходится бороться за то, что бы быть замеченным и получить свою роль в семейной системе. Такие дети зачастую не настолько авторитетны как старшие дети и не настолько непосредственны, как младшие. Они в большинстве случаев вынуждены соревноваться как с более опытными старшими детьми, так и с более слабыми и зависимыми младшими детьми. В связи с этим состояние среднего ребёнка зачастую является достаточно неустойчивым, так как он попеременно выступает то в роли старшего, то в роли младшего ребёнка. Однако также благодаря тому, что средним детям приходится ладить и с младшими, и со старшими детьми, у них развивается психологическая гибкость, коммуникабельность и дружелюбие, что помогает им хорошо ладить с окружающими людьми и хорошо адаптироваться к различным условиям [2].
Т.Ю. Маленова и А. В. Ляшевская отмечают, что чем меньше разница в возрасте между детьми, тем большее они влияют друг на друга. Однако при этом признаки ролевых позиций старшего и младшего ребёнка у них будут проявляться очень слабо, так как за короткий промежуток времени они не успевают осознать разницу в родительском отношении. Как уже отмечалось выше, дети с разницей более 5-6ти лет приближаются к ролевой позиции единственного ребёнка, хотя к ним и добавляются черты наиболее близкой позиции. Кроме того, если появление группы детей разделяются большими промежутками времени (например, в случае с близнецами или с двумя детьми с разницей в два года), то в подгруппе будет сохранено то же распределение ролей и те же характерные черты, как если бы они представляли собой отдельную группу.
Кроме того авторы отмечают, что характер взаимоотношений в семейной системе зависит и от пола ребёнка. Если в семье рождаются дети разного пола, то в психологическом смысле и младший ребенок для родителей является «первенцем». В таком случае часть закономерностей, которые распространяются на первенца, распространяются и на второго ребенка другого пола. Кроме того, дети одного пола с промежутком между рождениями, не более пяти лет, вероятнее всего будут достаточно интенсивно конкурировать «за любовь родителей», в связи с чем, их личностные особенности, характерные для той или иной ролевой позиции будут проявляться достаточно ярко интенсивно.
Таким образом, сиблингами или сибсами называют детей одних родителей, то есть всех родных братьев и сестёр. Сиблинги могут быть полнородными – иметь общую мать и отца, и неполнородными – иметь только общую мать (единоутробные сиблинги) или только общего отца (единокровные сиблинги). На формирование личности ребёнка существенное влияние оказывает ролевая позиция, занимаемая ребёнком по отношению к другим детям. Положение ребёнка в семье может определяться четырьмя основными позициями: единственный, старший, младший и средний ребёнок, а также их различными комбинациями с полом и промежутком между рождением детей. Наибольшее влияние друг на друга оказывают дети с разницей в возрасте не превышающей трёх лет, а промежуток более пяти-шести лет приближает каждого из них к позиции единственного. Сиблинговым отношениям зачастую присущи феномены соперничества, конкуренции и соревновательность, что оказывает существенное влияние на развитие лидерских качеств и потенциала детей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы