Часть дипломной работы Педагогика/Психология Специальная психология

Часть дипломной работы на тему Особенности личностной и социальной идентичности подростков с зпр с различным уровнем киберкоммуникативной активности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретико-методологические основы изучения особенностей личностной и социальной идентичности подростков с зпр и киберкоммуникативной активности 6
1.1 Особенности развития самосознания подростка 6
1.2 Понятие о личностной и социальной идентичности 9
1.3 Характеристика Интернет-зависимого поведения 14
1.4 Понятие киберкоммуникативной активности 22
1.5 Проблема безопасности и безопасного поведения подростков в Интернет-коммуникациях 28
Выводы по 1 главе 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В последнее время обострился ряд многочисленных психологических проблем, связанных с развитием личности и ее жизненно важных функций. Это наиболее четко отмечено среди подрастающего поколения, чьи модели поведения заставляют нас задавать различные вопросы учителям, психологам, философам и ученым-исследователям. В частности, открытым и не теряющим актуальности является факт обретения личностью себя, своего «я».
В психологии общепринято, что формирование личности заканчивается только в конце подросткового возраста, этот факт в сочетании с характеристиками проявления возрастного кризиса делает подростков наиболее уязвимыми для киберкоммуникативной зависимости. В свою очередь, в подростковом возрасте замена реального общения на виртуальное и, особенно, зависимость от него, имеет серьезные последствия в виде расстройств личности. Под влиянием социальных сетей подросток меняет поведенческую, эмоциональную, когнитивную, мотивационную сферы, одновременно снижая его способность к адаптации. Поэтому перед современными психологами стоит очень важная задача — поиск эффективных способов коррекции киберкоммуникативной активности у детей подросткового возраста, решение которых следует начинать с изучения личностных характеристик таких подростков.
Современные исследования затрагивают различные аспекты личностной идентичности: взаимосвязь эго-идентичности и личностной зрелости (И.А. Шляпникова), динамику развития личностной идентичности, анализ формирования (О.В. Беляева, О.О. Савина), психологические средства стабилизации личности (Л. Д. Межерицкая), роль конструктивного кризиса личности в развитии личности (Ю. Г. Овчинникова) и др. Анализ исследований проблемы влияния сети Интернет на формирование подросткового поведения (Д. Матвиенко, А. Жичкиной, Р. И. Вакина, И. Шевченко, О. Романишина, М. Раянова). Аддиктивное поведение подростков в интернете изучают Т. Вакулич, Т. Наумова, В. Посохова, Н. Сергеева.
Объект исследования – самосознание подростков с киберкомуникативной активностью.
Предмет исследования – особенности личностной и социальной идентичности подростков с ЗПР с различным уровнем киберкоммуникативной активности.
Цель исследования – выявление особенностей характеристик личностной и социальной идентичности подростков с ЗПР с выраженной киберкоммуникативной активностью.
Задачи:
1. Описать содержание понятий «личностная и социальная идентичность» и «киберкоммуникативная активность».
2. Оценить уровень киберкоммуникативной активности подростков с ЗПР.
3. Изучить и сопоставить типы личностной идентичности испытуемых – подростков с ЗПР с различным уровнем киберкоммуникативной активности.
4. Оценить содержательные характеристики личностной и социальной идентичности подростков с ЗПР.
5. Разработать проект коррекционной работы с подростками с ЗПР с выраженным и менее выраженным уровнем коммуникативной активности.
Гипотеза исследования – подростки с ЗПР с выраженной и менее выраженной киберкоммуникативной активностью достоверно ниже оценивают свои достоинства и возможности, свою уникальность и уровень рефлексивности, чем их сверстники с невыраженной киберкоммуникативной активностью.
Методикикак исследования:
1. Опросник на киберкоммуникативную зависимость (Тончева А. В).
2. Опросник на зависимость от социальных сетей (И.Соловьёва).
3. Специализированная анкета определения типа личностной идентичности подростка (С.С. Носов).
4. Тест «Кто Я?» (Кун).
Структура как исследования: тот собой введение, три главы, заключение, тот список литературы, уже приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Самосознание подростка можно определить как отношение индивида к себе, оценку индивида собой, своими мыслями и мнениями о себе, сформированную на основе жизненного опыта и оценок других людей. Подросток начинает осознавать себя человеком — членом общества и участником межличностных отношений. Глубокие изменения, которые происходят в структуре личности самого подростка, непосредственно определяют его особую чувствительность к усвоению норм, ценностей и поведения, присущих взрослому миру.
Идентичность — это самоидентификация, способность личности определять свою принадлежность к какой-либо группе. Без самоопределения мы не можем двигаться вперед, жить среди людей, жить в гармонии с собой.
В структуре идентичности выделяет персональную и социальную идентичность, которые выступают как некоторое единство, как две нераз-рывные грани одного процесса — процесса психосоциального раз¬вития ребенка. Социальная идентичность – общая сумма личностных идентификаций, которые являются специфическими социальными категориями, интернализованными в когнитивный компонент Я-концепции.
Причины возникновения интернет зависимости у подростков – период гормональной перестройки организма, когда для подростков становиться проблематично общаться, завязывать новые знакомства, строить общение с противоположным полом, невозможность самовыражения, сложности адаптации в новом коллективе, повышенная обидчивость. Основной чертой интернет – зависимых подростков, является их неспособностью говорить о своих чувствах и спонтанно проявлять их в ситуации общения. Эта особенность формируется в результате особого типа семейных отношений, когда родители не желают слушать ребенка, о его чувствах и переживаниях.
Киберкоммуникативная активность — зависимость от общения в социальных сетях, форумах, чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни членов семьи и друзей виртуальными. Киберкоммуникативная активность негативно сказывается на когнитивной, эмоциональной, поведенческой и физиологической сферах подростка.
Проблема создания безопасного поведения в Интернете обусловлена рядом важных факторов: стремление подростков расширять свои социальные контакты; развитие и популярность использования Интернета в повседневной жизни; наличие рисков в интернете, которые влияют на жизнь молодых людей.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 Теоретико-методологические основы изучения особенностей личностной и социальной идентичности подростков с зпр и киберкоммуникативной активности 

1.1 Особенности развития самосознания подростка

В научной психологической литературе самосознание определяется как осознанное отношение человека, в нашем случае подростка, к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поступков, мыслям и переживаниям. Самосознание проявляется в смысловой оценке своих возможностей, которая становится критерием поступков подростка. Самосознание, по мнению ученых, состоит из «Я-образа» или «Я-концепции». Это является своего рода продуктом самосознания.  
Проблеме самосознания посвящено немало исследований в психологии. В работах В.В Столина, М.С Кагана, А.Г. Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте общей проблемы развития личности, также  рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих [18, 36, 37].
Подростковый период является одним из самых важных периодов в жизни. Это своего рода переходный этап между детством и взрослостью. Этот период знаменует собой переход от зависимости от близких людей к полной независимости и ответственности за свои действия, поступки и всю жизнь. Таким образом, происходит завершение физического и социального созревания. Это относится к половой зрелости, достижению социальной зрелости и так далее. Ученые отмечают, что в современном мире границы подросткового возраста начали расширяться, то есть этот период начал продвигаться гораздо раньше.
Развитие подросткового самосознания — важный этап в жизни. Изменения в самосознании подростков составляют основные новообразования в его психике. Подросток начинает осознавать себя человеком — членом общества и участником межличностных отношений. Глубокие изменения, которые происходят в структуре личности самого подростка, непосредственно определяют его особую чувствительность к усвоению норм, ценностей и поведения, присущих взрослому миру [18, с.110].
У подростков происходит переориентация с норм и ценностей детского мира на взрослых, развитие личностных образований, играющих решающую роль в овладении ребенком положением взрослого. К концу подросткового периода в самосознании личности возникает центральное новообразование — чувство зрелости, проявляющееся в желании быть и считаться взрослым. Более того, чувство зрелости характеризуется несогласованностью. Это не могло быть достаточно сильным, если бы ребенок был однозначно уверен в своей зрелости. Ребенок понимает, что он не совсем взрослый, у него все еще много черт детства. Тем не менее, он ожидает, что другие поддержат его стремления, понимание его сложного опыта.
Личная идентичность и чувство зрелости не сводятся к желанию подражать взрослым, хотя это происходит в поведении многих наших детей. Взрослая жизнь субъективно связана с ним не столько с имитацией, сколько со вступлением во взрослый мир. Затем со временем подросток старается многое понять, занять свое место взрослого в жизненной системе реальных, конкретных отношений между людьми, поэтому для него внешние атрибуты взрослой жизни (самостоятельность, независимость, смелость) важны, прежде всего, в связи с его социальным положением [6, с. 97].
Ведущей деятельностью, в которой формируется центральное новообразование, является развитие самосознания личности подростка, интимно-личностное общение. Общение отмечается такими качествами, как позитивная эмоциональная окраска, доверчивость, равноправие его участников. Коммуникация такого качества может разворачиваться как в отношениях со взрослыми, так и со сверстниками.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы