Часть дипломной работы на тему Особенности личностной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГОВ 5
1.1 Подходы в психологии к изучению личностной готовности к профессиональной деятельности 5
1.2 Личностная готовность студентов — психологов в структуре готовности к профессиональной деятельности 10
1.3 Характеристика личностной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Введение:
Актуальность исследования. Модернизация образовательного процесса и общества в целом в настоящее время в современном социо-экономико-культурном контексте задаёт новые нравственные и функциональные требования к развитию и обучению студентов и специалистов.
Такие требования, выдвигаемые обществом и государством к подготовке психологов, вступают в противоречие с имеющимся на настоящий момент качеством подготовки психологов в рамках их профессионального образования. От психолога в настоящее время всё больше требуется не только решать профессиональные задачи, но и формировать социально желаемое поведение у клиентов, обращающихся за психологической помощью. Большое внимание также требуется уделять духовному оздоровлению клиентов, а также постоянно стремиться к личностному росту. Причём сохраняя, а зачастую и увеличивая имеющуюся ответственность за результаты своего труда.
Также важно учитывать внимание в современном обществе к набирающей популярность концепции обучения на протяжении всей жизни субъекта (lifelong learning). Современным психологам-профессионалам как субъектам профессиональной деятельности важно самим осознать необходимость в постоянном обновлении и совершенствовании имеющихся у них знаний, умений и компетентностей, для того чтобы быть успешным и добиваться значимых вершин в своей профессиональной деятельности. Но, что не менее важно, необходимо оставаться целостной личностью, работать не в ущерб личностному развитию и собственному телесному и психическому здоровью.
Цель работы: изучить особенности личностной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности
Объект исследования: студенты-психологи.
Предмет исследования: личностная готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
1) Изучить подходы в психологии к изучению личностной готовности к профессиональной деятельности.
2) Описать личностную готовность студентов — психологов в структуре готовности к профессиональной деятельности.
3) Дать характеристику личностной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности.
Методологической основой исследования послужили положения гуманистической философии, концепции гуманизации образования, системный подход к исследованию личности как субъекта деятельности (Б.Г.Ананьев).
Методы исследования:
— теоретический анализ литературы;
— анализ документов.
Структура исследования. Исследование состоит из введения, одной главы, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Рассмотрены теоретические аспекты профессионального развития и личностного становления с позиции различных подходов, включая личностный, деятельностиый и возрастной подходы. В целом личностный, деятельностный, возрастной, профессионально ориентированный подходы в личностном и профессиональном становлении человека отражают, насколько профессия соответствует требованиям человека, насколько он стремится реализовать в ней свои сущностные силы: способности, мотивы, удовлетворенность трудом в профессии, перспективы профессионального роста.
В процессе становления личности психолога в вузе одним из важных факторов является ведущая деятельность, освоение её, усовершенствование способов выполнения этой деятельности, появление со временем индивидуального стиля трудовой деятельности всё это приводит к росту, профессиональному и личностному развитию, самореализации каждого, в том числе и личности психолога.
Анализ работ зарубежных и отечественных авторов, посвященных изучению вопросов самореализации, можно с уверенностью сказать, что существуют различные мнения по поводу соотношения понятий «самореализация» и «самоактуализация». Обобщение данных понятий можно связать с актуализацией внутреннего потенциала личности, активным стремлением человека к проявлению и реализации этого потенциала, а также можно сделать вывод, о том, что оно находится в неразрывной связи с совершаемой деятельностью. В работе были выявлены компоненты самореализации (осознание жизненных целей, как смысла своей жизни, выполнение профессиональной деятельности, потребность в её осуществлении, осознание процесса профессиональной деятельности и ее продуктивного конечного результата, познание и освоение новых подходов к конкретной выполняемой деятельности) студентов-психологов в профессиональной деятельности. При этом важно отметить необходимость изучения феномена самореализации личности с учетом специфики каждой конкретной деятельности, а также специфики конкретных исторических, социально-демографических, экономических условий, в которых развивается личность, поскольку, как уже отмечалось ранее, окружающая среда обуславливает проявление активности человека.
Выделены критерии и уровни индивидуально-личностной готовности студентов-психологов к самореализации в профессиональной деятельности, состоящие из: коммуникативного критерия (умение наладить контакт и взаимодействовать с клиентом на вербальном и эмпатийном уровнях), эмоционально-волевого критерия (эмпатия, настроение, эмоциональная устойчивость, устойчивость к стрессовым ситуациям, жизнерадостность, устойчивая психика и т.д.), интеллектуально-смыслового критерия (высокий уровень интеллекта, эрудиция, развитое мышление, аналитический склад ума, рефлексия), мотивационно-позпавательного критерия (креативность, адекватная самооценка, находчивость, высокий уровень мотивации достижения, любознательность, инициативность, стремление к саморазвитию и самореализации), морально-нравственного критерия (отзывчивость, ответственность, вежливость, тактичность, человеколюбие, честность, альтруизм, бескорыстие, доброжелательность, трудолюбие, искренность, гуманность) и их уровни (высокий, средний низкий).Рассмотрены теоретические аспекты профессионального развития и личностного становления с позиции различных подходов, включая личностный, деятельностиый и возрастной подходы. В целом личностный, деятельностный, возрастной, профессионально ориентированный подходы в личностном и профессиональном становлении человека отражают, насколько профессия соответствует требованиям человека, насколько он стремится реализовать в ней свои сущностные силы: способности, мотивы, удовлетворенность трудом в профессии, перспективы профессионального роста.
В процессе становления личности психолога в вузе одним из важных факторов является ведущая деятельность, освоение её, усовершенствование способов выполнения этой деятельности, появление со временем индивидуального стиля трудовой деятельности всё это приводит к росту, профессиональному и личностному развитию, самореализации каждого, в том числе и личности психолога.
Анализ работ зарубежных и отечественных авторов, посвященных изучению вопросов самореализации, можно с уверенностью сказать, что существуют различные мнения по поводу соотношения понятий «самореализация» и «самоактуализация». Обобщение данных понятий можно связать с актуализацией внутреннего потенциала личности, активным стремлением человека к проявлению и реализации этого потенциала, а также можно сделать вывод, о том, что оно находится в неразрывной связи с совершаемой деятельностью. В работе были выявлены компоненты самореализации (осознание жизненных целей, как смысла своей жизни, выполнение профессиональной деятельности, потребность в её осуществлении, осознание процесса профессиональной деятельности и ее продуктивного конечного результата, познание и освоение новых подходов к конкретной выполняемой деятельности) студентов-психологов в профессиональной деятельности. При этом важно отметить необходимость изучения феномена самореализации личности с учетом специфики каждой конкретной деятельности, а также специфики конкретных исторических, социально-демографических, экономических условий, в которых развивается личность, поскольку, как уже отмечалось ранее, окружающая среда обуславливает проявление активности человека.
Выделены критерии и уровни индивидуально-личностной готовности студентов-психологов к самореализации в профессиональной деятельности, состоящие из: коммуникативного критерия (умение наладить контакт и взаимодействовать с клиентом на вербальном и эмпатийном уровнях), эмоционально-волевого критерия (эмпатия, настроение, эмоциональная устойчивость, устойчивость к стрессовым ситуациям, жизнерадостность, устойчивая психика и т.д.), интеллектуально-смыслового критерия (высокий уровень интеллекта, эрудиция, развитое мышление, аналитический склад ума, рефлексия), мотивационно-позпавательного критерия (креативность, адекватная самооценка, находчивость, высокий уровень мотивации достижения, любознательность, инициативность, стремление к саморазвитию и самореализации), морально-нравственного критерия (отзывчивость, ответственность, вежливость, тактичность, человеколюбие, честность, альтруизм, бескорыстие, доброжелательность, трудолюбие, искренность, гуманность) и их уровни (высокий, средний низкий).
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГОВ
1.1 Подходы в психологии к изучению личностной готовности к профессиональной деятельности
Важнейшим критерием осознанности и продуктивности профессионального развития личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональной деятельности, самостоятельно проектировать, создавать свою профессиональную жизнь, принимать ответственные решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненные проблемы возникают перед человеком на протяжении всей ее жизни. Личность постоянно меняется, развивается, а это значит, что на разных этапах своего развития одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному.
Постоянное прояснение своего места в мире профессий (или конкретной профессии), понимание их социальных и профессиональных ролей, отношения к профессиональной деятельности, команде и самому себе становятся важными составляющими жизни человека. Иногда происходит отчуждение от профессии, человек начинает страдать, недоволен своей профессиональной позицией. Частые случаи насильственной смены профессии (специальности) и места работы [28].
Исследователи проблематики психологической готовности психологов к профессиональной деятельности отмечают наличие имеющихся противоречий, прежде всего, между требованиями современного общества в квалифицированных специалистах-психологах и степенью готовности молодых выпускников психологических факультетов вузов активно включаться в профессиональную деятельность, наличием у них способности быстро адаптироваться к требованиям профессиональной деятельности [50].
Мы полагаем, что формирование и развитие психологической готовности к профессиональной деятельности студентов — будущих психологов являются основными задачами, а также сущностью профессионального психологического образования.
Стоит отметить тот факт, что саму проблему психологической готовности к деятельности исследователями принято изучать во взаимосвязи с тремя основными этапами становления и формирования личности человека:
1-й этап — обучение в общеобразовательной школе;
2-й этап — получение профессионального образования. Ключевым
аспектом на данном этапе является профессиональное самоопределение будущего специалиста (обучение в средних специальных и высших учебных заведениях);
3-й этап — непосредственно самостоятельная профессиональная деятельность специалиста.
Таким образом, можно отметить, что содержание понятия готовности к деятельности соотносится с каждым из вышеуказанных этапов и определяется на каждом из них различно. На 1-м этапе исследователями изучается понятие готовности к обучению в общеобразовательной школе. На 2-м этапе изучается готовность к выбору будущей профессии. А на 3-м этапе изучается уже понятие готовности к профессиональной деятельности [52].
Можно выделить три основных методологических подхода к пониманию феномена психологической готовности к деятельности. Это — функциональный, личностный и личностно-деятельностный подходы.
В рамках функционального подхода готовность к деятельности рассматривается как временное явление, работоспособность, предстартовая активизация психических функций, умение мобилизовать необходимые физические и психические ресурсы для реализации деятельности (В.А. Алаторцев, Ф.К. Генов, Е.П. Ильин, Л.С. Нерсесян).
В рамках личностного подхода психологическая готовность к деятельности понимается как проявление индивидуально-личностных качеств, обусловленное характером предстоящей деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн)[41].
В рамках же личностно-деятельностного подхода психологическая готовность изучается как целостное проявление всех сторон личности человека, с помощью которого он способен эффективно решать поставленные перед ним задачи в той или иной деятельности (А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Л.А. Кан-дыбович)[13].
Существуют также другие исследования, в рамках которых психологическая готовность к деятельности рассматривается как особое психическое состояние, которое, будучи сформированным, обеспечивает высокий уровень достижений в осуществляемой деятельности (А.Д. Ганюшкин, Б.Ф. Ломов, А.А. Ухтомский); как устойчивое образование личности, как системную реакцию личности на соответствующую реальную или прогнозируемую ситуацию (Ф.Н. Гоноблин, А.Г. Ковалёв, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, Н.Д. Мясищев).
Отечественные учёные в своих исследованиях феномена психологической готовности к деятельности по-разному подходят к пониманию сущности данного феномена. Некоторые из них рассматривают психологическую готовность как психическое состояние личности (Д.Н. Узнадзе, Н.Д. Левитов, Б.Ф. Ломов). Другие — как устойчивую характеристику личности, которая является результатом подготовленности к деятельности (М.А. Кобзев). Также существуют трактовки психологической готовности как наличия способностей (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн); как качества личности (К.К. Платонов); как временного ситуативного состояния (П.А. Рудик); как отношения (А.В. Веденов); как синтеза свойств личности (В.А. Крутецкий); как особого психического состояния (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович); как сложного интегрального качества личности (В.И. Ширинский)[2].
Нужно отметить, что зачастую понимание психологической готовности к деятельности связывается исследователями данного феномена именно с деятельностью в экстремальных условиях [25]. Поэтому сущность данного понятия определяется такими определениями, как «бдительность», «боеготовность», «мобилизационная готовность», «настроенность», «преднастройка», «предрабочее состояние», «предрабочая реакция организма», «предстартовое состояние», «оперативный покой». Для нас важно отметить то, что психологическая готовность к деятельности в подобных исследованиях толкуется прежде всего как кратковременное состояние. В иных же работах исследователей, зачастую выполненных в более поздний период изучения интересующего нас феномена, психологическая готовность к деятельности рассматривается во взаимосвязи с такими характеристиками человека, как направленность, способности, компетентность и, наконец, профессионализм.
Для нас также важно заметить, что большинство исследователей проблемы готовности к деятельности рассматривают психологическую готовность к профессиональной деятельности как осознанную активность, которая помогает субъекту деятельности быть эффективным в решении поставленных перед ним задач, а значит, способствует успешному выполнению субъектом своей деятельности [44; 45].
Одними из основных исследований проблемы психологической готовности к профессиональной деятельности, на которые в настоящее время опирается большинство исследователей данной проблематики, являются работы М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович. В своих работах они обобщили результаты самых ранних исследований по заданной тематике. Учёные рассматривают психологическую готовность к деятельности как существенную предпосылку целенаправленной деятельности, а также её устойчивости, регуляции и эффективности. По их мнению, именно психологическая готовность к деятельности помогает человеку успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личностные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать свою деятельность при появлении непредвиденных препятствий [14].
Система подготовки специалистов определена спецификой конкретной профессиональной области, при этом связь между вузами и сферой деятельности их выпускников не всегда надёжна. Молодому специалисту после окончания высшего учебного заведения требуется, как правило, ещё немало времени, чтобы адаптироваться к условиям профессиональной деятельности, основными аспектами этого процесса являются компетенции, сформированные у специалиста в процессе обучения в вузе и наличие личностной готовности к профессиональной деятельности, представляющей комплексное психологическое образование, включающее в себя ряд необходимых будущему специалисту элементов[17].
Главной характеристикой личности является возможность самооценки, построение которой основано на том, как эту личность воспринимают другие люди.
Современная психология давно занимается изучением личности, этот процесс строится на исследованиях разных психологических аспектов для студентов:
личностного развития,
профессиональной деятельности;
профессионализации личности.
Профессиональное образование студентов предполагает личностный подход, в котором идет формирование представления о ценности личности в рамках существования таких условий, которые бы благоприятствовали целостному развитию и их самореализации.
Таким образом, понятие «готовность к профессиональной деятельности» является многоаспектным и неоднозначным в своем толковании. Она имеет динамическую структуру, между компонентами которой имеются функциональные зависимости.
Личностная готовность обладает признаками, свидетельствующими о психологическом единстве, целостности личности профессионала, способствующими продуктивности деятельности[31].
Понятие профессиональной готовности используется как категория теории деятельности (состояние и процесс); как категория теории личности (её отношений и установок); как категория теории профессиональной подготовки к деятельности.
Она является итогом профессионального самоопределения, образования и самообразования, профессионального воспитания и самовоспитания. Профессиональная готовность выступает в форме психического, активно-действенного состояния личности, как сложное её качество, система интегрированных свойств. Одновременно личностная готовность – это регулятор деятельности, условие её эффективности.