Организация работы с молодежью Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Особенности гражданско-патриотического воспитания молодежи в условиях учреждений молодежной политики(на примере ГОБУМП «Региональный центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи»)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Теоретико-методические
гражданско-патриотического воспитания молодежи в условиях учреждений молодежной
политики. 8

1.1 Сущность и особенности
гражданско-патриотического воспитания молодежи  8

1.2. Нормативно-правовая база
гражданско-патриотического воспитания молодежи. 16

1.3. Направления
гражданско-патриотического воспитания молодежи. 30

Выводы по 1 главе. 39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 42

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования
заключается в том, что на сегодняшний день проблема гражданско-патриотического в
молодежной среде стоит весьма остро.

Важность
исследования роли общественных организаций в гражданско-патриотическом
воспитании современной молодежи обусловлено потребностями практики, прежде
всего – активного привлечения молодежи к процессам воспитания в духе
преданности Родине, формирования потребности и способности работать, творить,
побеждать, создавать материальные и духовные блага как для себя, так и для
людей.

К сожалению, в
последние годы гражданско-патриотическая составляющая сознания и практического
поведения молодежи несколько утратила свою конструктивную направленность.
Например, результаты опроса ВЦИОМ показали снижение уровня патриотизма среди
молодежи на 2016 год.

Молодежь в
основном увлеклась коммерцией, обеспечением собственного благосостояния.
Аналогичное преобразование происходит и с некоторыми общественными организациями,
которые очень мало внимания уделяют формированию патриотизма в молодежной
студенческой среде.

Малоизученными,
в частности, являются теоретико-методологические и организационные основы
участия общественных молодежных организаций в гражданско-патриотическом
воспитании молодежи. Следует определить реальное состояние и направления их
деятельности по патриотическому воспитанию молодежи.

Актуальными для
рассмотрения являются и вопросы повышения эффективности деятельности
общественных организаций в направлении гражданско-патриотического воспитания
молодежи, в частности, в части по вопросам изучения истории; стимулирования
развития спортивных и военно-патриотических организаций; активизации
международных контактов в воспитании; обеспечение просвещения патриотического
воспитания молодежи.

В данной
диссертации представлена попытка переосмысления роли и значения общественных
организаций как фактора формирования патриотизма в молодежной среде, определить
на основе имеющегося опыта первоочередные меры по повышению эффективности этого
процесса. Для этого необходимо охарактеризовать сущность патриотизма как
качества гражданина; определить факторы, которые влияют на его формирование;
исследовать место и возможности молодежных организаций, в частности клубов военно-патриотического
направления в системе патриотического воспитания.

Патриотизм
определяют как любовь и ответственное отношение к своей Родине, который
проявляется в готовности работать ради ее интересов и вносить вклад в ее
развитие как во внутриполитической жизни, так и на международной арене.
Эффективность формирования и поддержания патриотизма молодежи в первую очередь
зависит от того, насколько эта ценность становится актуальной, «своей» для
самой личности и общества, насколько связывается с реальными событиями и
процессами. Роль патриотизма как ценности заключается в консолидации общества и
установления мира внутри страны, кроме того, на личностном и общественном
уровне он выступает движущей силой развития государства в экономической,
социальной, культурной сфере.

Степень разработанности
темы.

Говоря о разработанности темы исследования, следует
отметить, что она на сегодняшний момент не только стала предметом пристального
изучения многих ученых, но и получила значительное подтверждение своей актуальности
во многих исследованиях и социологических опросов.

Рассмотрим весь научный материал на нескольких
уровнях.

На первом уровне выявлены основные принципы гражданско-патриотического воспитания изучены в трудах Е.А.
Андреева, А.Н. Вырщикова, В.И. Лутовинова, Н.И. Хромова и др.

На втором уровне, хотелось бы отметить работы таких
исследователей как: М.А. Кирпичева, В.И. Кузьмина, В.В. Фищенко, А.Ф.
Шайбакова, К.Е. Якубова и др., которые рассматривали общественные организации,
как основные в общей системе гражданско-патриотического
воспитания, описанию целей, содержания, форм и методов их деятельности в
условиях реформирования.

И на пятом уровне, существуют научные труды,
рассматривающих гражданско — патриотическое воспитание молодежи с учетом
социального заказа современного общества и основными аспектами социальной
политики: М.В. Захарченко, А.А. Кострова, Е.А. Лаврухина, М.А. Лукашенко, С. Н.
Чирун и др.

Как видно из представленного
обзора научной литературы, вопросы патриотизма и специфика гражданско-патриотического
воспитания молодежи, в том числе и с помощью общественных организаций —
рассмотрено достаточно исчерпывающе. Однако, до сих пор не существует ни одной
научной работы, в которых бы рассматривалась специфика гражданско-патриотического
воспитания среде на примере конкретной общественной организации, в том числе и
на примере ГОБУМП «Региональный центр патриотического воспитания и допризывной
подготовки молодежи».

Объект исследования.
Объектом исследования является ГОБУМП «Региональный центр патриотического
воспитания и допризывной подготовки молодежи».

Предмет исследования.
Предметом исследования является роль ГОБУМП «Региональный центр патриотического
воспитания и допризывной подготовки молодежи» в гражданско-патриотического
воспитании молодежи.

Цель исследования. Основной
целью исследования стала разработка предложений по совершенствованию
деятельности ГОБУМП «Региональный центр патриотического воспитания и
допризывной подготовки молодежи» в гражданско-патриотического воспитании
молодежи.

Задачи исследования:

— раскрыть
теоретический анализ сущности патриотизма и гражданско-патриотического
воспитания,


проанализировать законодательные аспекты гражданско-патриотического воспитания,

— исследовать
роль общественных организаций в гражданско-патриотического воспитания молодежи,

— описать
особенности деятельности ГОБУМП «Региональный центр патриотического воспитания
и допризывной подготовки молодежи» по гражданско-патриотическому воспитанию
молодежи,

— провести
исследование влияния деятельности ГОБУМП «Региональный центр патриотического
воспитания и допризывной подготовки молодежи» по гражданско-патриотическому
воспитанию молодежи,

— разработать
предложения по совершенствованию деятельности ГОБУМП «Региональный
центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи» по
гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.

Гипотеза – Мы предположили,
что молодежь, участвующая в общественных организациях имеют более четкие
представления о патриотизме и гражданственности.

Методы исследования: Методологической базой
исследования являются качественные и количественные методы исследования, такие
как метод экспертных оценок, метод анализа, анкетирование, интервьюирование,
проведение фокус-групп.

Научная новизна исследования состоит в
следующем: — в научных трудах, существующих на данный момент,
нами не было найдено эмпирического исследований, в которых говорилось о
изменении ценностей, касательно патриотизма, в рамках участия в социальных
проектах поисковой направленности.

-так же новизна исследования состоит в применении в
одном исследовании сразу нескольких методов при выборке 200 человек:
анкетирование, интервьюирование и в завершении буде проведен анализ полученных
данных с выявлением некоторых статистических отклонений.

Практическая значимость исследования: Практическая
значимость работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию
деятельности Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство»
в части формирования патриотизма в молодежной среде

Структура исследования

Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованных источников и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Выводы
по 1 главе Патриотизм
рассматривается многими исследователями в разных аспектах:
социально-политическом, историческом, экономическом. Все зависит от того, как
формируются взгляды гражданской позиции. Многообразие подходов представляет
многоаспектное проявление возвышенного чувства любви к Родине, особенно в
духовном и нравственном смысле.

Итак, патриотизм включает формирование не только правовых знаний, но и
чувства уважения к законам, уверенность в их целесообразности и др. Таким
образом, проявлением сформированности чувства патриотизма является ее
гражданская компетентность — способность человека объединяться с другими ради
общественного блага, активно и ответственно реализовывать свои гражданские
права и обязанности.

Воспитание с
военно-патриотическим направлением является приоритетным в вопросах
национальной безопасности, и особенно 
отображено в нормативно-правовых актах.

Национально-патриотическое
воспитание должно быть построено на нескольких основных принципах: принципе
национальной направленности; принципов самоактивности и саморегуляции; принципе
поликультурности; принципе социальной соответствия; принципе исторической и
социальной памяти и принципе преемственности, который сохраняет для потомков
образцы украинской культуры, этнокультуры народов.

Проведенное исследование показывает, что патриотизм у студентов формируются
в процессе обучения, общественной деятельности, а также в деятельности
общественных организациях. Важными воспитательными факторами считают создано
демократическое воспитательное среды, направления интересов молодежи в
общественную деятельность, уважительное отношение к личности.

Было
определено, что молодежь – это особая социально-демографическая группа, которая
формируется на основе возрастных характеристик; она имеет определенные
универсальные особенности социально-психологического и культурного характера и
в то же время обувлена историческими, культурными, экономическими,
географическими факторами; характеризуется такими специфическими чертами, как
неустойчивость, противоречивость сознания и рискованность; является группой
людей на стадии активной социализации, прививание ценностей и моделей поведения,
типичных для конкретного общества.

Поэтому
проблема молодежного патриотизма и молодежи как субъекта патриотизма является
крайне актуальной и важной, требует пристального внимания и исследования. В
рамках определения типологии молодежного патриотизма выделены три основные
критерии классификации: территориально-пространственный; структурный (за
сферами общества) и исторический. Данная типология позволяет углубить
исследования данного явления, а также задает вектор для прикладных исследований
молодежного патриотизма.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1 Сущность и особенности гражданско-патриотического
воспитания молодежи Гражданско-патриотическое
воспитание является основополагающим в адекватной личностной и социальной
формации гражданина, специалиста, в том числе будущих офицеров. Особая социокультурная значимость феномена
патриотизма обусловлена его содержательной емкостью, многогранностью, а также
многофункциональностью.

Патриотизм (от греч. patris — родина, отечество и patriotes — соотечественник) можно определить
как нравственный и общественный принцип, предполагающий любовь к своей Родине,
преданность своему Отечеству, народу, стремление своими действиями служить
интересам Отечества, защищать его от врагов.

Содержание патриотизма, отражая
важность этого принципа в жизнедеятельности индивида и общества на всех этапах
развития, многолико.

Патриотизм включает в себя, во-первых,
приверженность традициям отцов, предков, уважение веры, обычаев, установлений
предков, ценностей своего народа, признание «своего» и отторжение «чужого».
Патриотизм есть, таким образом, форма связи времен, способ самоопределения
индивида в череде поколений, это понимание, к какому роду ты принадлежишь.

Во-вторых,
патриотизм предполагает любовь к своей земле, нравственное отношение к ней,
выражающееся в труде и бережном отношении к земле, в оберегании и защите земли.

В-третьих,
патриотизм — это осознание Родины как идеального концепта, как нравственного
идеала, служение Родине как идее, символизирующей высший, смысл человеческой
жизни, это верность Родине. Существенные новации в содержании патриотизма
обнаружились по мере становления и развития государственного устройства
общества.

Патриотизм в связи с этим стал
пониматься, в-четвертых, и как служение государству, в этом смысле он
предполагает признание государственной власти, любовь к социально-
политическому устройству страны, заботу об интересах и исторических судьбах ее,
готовность ради страны на самопожертвование, гордость за социальные и
культурные достижения своей страны.

Главной составляющей духа народа,
основой для нового его самопостроения называет патриотизм Т.А. Степанчук ,
отметила, что он делает жизнь человека более осмысленной, в определенной
степени самодостаточной, выступая в нем в качестве стержня. В этом
интегративном качестве отражаются мысли, настроения, мотивы поведения, которые
переплавляются в действия и поступки. В первую очередь патриотизм, выступает
как фактор консолидации, сплочения общества, различных групп его, в
экстремальной ситуации выражаясь в морально-психологической готовности
населения к отражению возможной военной агрессии [47].

В силу своей многофункциональности,
патриотизм — один из главнейших концептов идеологии государства — выступает в
качестве смыслообразующей идеи воспитательного процесса в вузе, является
приоритетом государственной молодежной политики России.

Гражданско-патриотическое
воспитание
молодежи направлено на усвоение общечеловеческих гуманистических ценностей,
культурных и духовных традиций народа, идеологии государства, формирование
готовности к исполнению гражданского долга. В патриотическом воспитании можно
выделить несколько основных направлений.

Гражданско-патриотическое воспитание закладывает основы гражданственности личности,
формирует политическое сознание индивида, ответственность за укрепление и
процветание страны.

История формирование понятия сущности патриотизма своим корнями уходит в
античные времена. Основы понятия были заложены еще в Древней Греции, хотя тогда
содержание имел узкую направленность на отношение к роду и членов сообщества.
Начало было положено на основе конструктивных преобразований, стремление
сделать свою общину лучше.

Идея патриотизма – это объединение людей вокруг своего рода, общины,
страны, это стремление сделать их лучше, работать на их процветание, а не
слепое поклонение или убеждение, что твоя страна, нация лучше и прогрессивнее.

Основы научного, теоретического подхода были заложены классиками М Вебером [11],
Е.Дюркгеймом [17], Т.Парсонсом [44].

Так, например, Е. Дюркгейм указывал на роль патриотизма как социального
фактора, определяющего национальные границы.

М. Вебер больше внимания уделял историческим значением патриотизма в рамках
ценностно-рационального типа отношений к действительности, указывая, что
патриотизм может уступить место социальной рациональности под влиянием логики
рационализации общественной жизни. Бюрократия как группа, обладающая наибольшей
социальной и политической субъектностью, руководствуется не патриотическими,
социально-ценностными настроениями, а нацелена на реализацию задач и
приоритетов из канонов формальной правовой рациональности.

В контексте модернизации общества рассматривал патриотизм Т. Парсонс,
указывая на то, что патриотизм, прежде всего, является подтверждением
территориального императива, главенствующая роль которого отводится
государству.

В современном социологическом контексте привлекает внимание анализ Ю.
Хабермаса. В своих работах он раскрыл концепцию «конституционного патриотизма»,
в основе которой лежит критическая теория переосмысление условиях кризиса
капиталистического общества на основе идей психоанализа, аналитической
философии и современной социологии[60].

В словарях различной направленности понятие патриотизма, начиная с 1917
года, определяется как одно из высших гражданских чувств и имеет более чем
различных формулировок. На каждом историческом этапе со сменой общественной
формации корректировалось и понятие патриотизма.

Социоэкономический словарь: патриотизм (греч. Patris — родина, отчизна) —
особое расположение, отношение, проявляемое человеком, социальной группой,
населением к своей стране, своему народу, Родине, желание поддержать своим
участием процветание своей страны, Отечества, любовь к Отчизне, Родине» [48; с.
360].

Педагогический словарь: «патриотизм» — одно из самых гражданских чувств,
содержанием которого является любовь к Родине, преданность своему народу,
гордость за достояние национальной культуры» [14, с. 249].

Философский словарь: патриотизм трактуется как «нравственный и политический
принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине,
преданность ей, гордость за ее прошлое и настоящее, стремление защищать
интересы Родины … Патриотизм — одна из форм диалектического сочетания личных
и общественных интересов, единения человека и общества. Патриотические чувства,
идеи возвышают личность, когда они сопряжены с уважением к народам других стран
и не вырождаются в психологию национальной исключительности» [57, с. 335].

Значительная часть современных ученых квалифицирует патриотизм как
определяющий принцип Отечественной школы (И. Ильин), как морально-политический
принцип (О. Докукина, Л. Канишевская), как стержневой принцип национальной
системы воспитания (А. Вишневский). Однако ученые единодушны в том, что
патриотизм предполагает развитие у воспитанников уважительного отношения к
родному и других народов, к собственному государству и способности к ее
укрепления и защиты. В этой связи можно согласиться с И. Ильиным, который
квалифицирует патриотизм как способность личности не только уважать свой этнос,
но и проявлять такое отношение к другим народам. То есть речь идет об
утверждение общечеловеческих ценностей как одного из определяющих атрибутов
патриотизма.

По распространенному сегодня определению, патриотизм рассматривают на
двух уровнях: как личностное образование, которое проявляется в сознании, в
нравственных идеалах и ценностях, в реальном поведении и поступках человека, и
как часть общественного сознания, в частности, национальной, отраженную в
чувствах, настроениях, ценностях, нормах. Такой подход к трактовке понятие и
указанный в Постановлении
Правительства РФ от 30 декабря 2015
г. N 1493 О государственной программе «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (с изменениями и
дополнениями)

Так, на личностном уровне патриотизм выступает обычным моральным состоянием
жизнедеятельности человека.

На макроуровне основой указанной дефиниции являются коллективные
настроения, ценностное отношение к своему народу, его образа жизни,
национальных достижений и достоинств, культуры, традиций, героического
исторического прошлого и сегодняшнего развития государства как единой нации, до
безграничных просторов Родины, ее природных богатств.

В трактовке понятия гражданско-патриотичексого воспитания выделяют
несколько форм его проявления. Самые популярные формы патриотизма, на которые
делается акцент в научной литературе историко-педагогической направленности,
это: этнический; территориальный; государственный.

Гражданско-патриотическое воспитание на этническом
уровне раскрывается в причастности и любви к истории, культуре, традициям
своего народа.

Эти исследования базировались на специфике национальной ментальности,
событий исторического масштаба, особенностей различных сообществ. Это
направление определяет патриотизм как сложное, многоаспектное явление
общественной жизнь. Особо отмечался его потенциал духовной направленности в
возрождении общества на переломных этапах исторического развития.

Гражданско-патриотическое воспитание на
территориальном уровне формируется в любви к территории, где родился
человек, где прошло детство или большая часть жизни. Государственный патриотизм
выступает завершающей стадией в патриотическом воспитании, объединяя этнический
и территориальный вид, потому что он определяет мировоззрение, основанное на
государственной идеологии, формирует понятие гражданственности.

Гражданско-патриотическое воспитание на государственном
уровне существует в рамках единого политического пространства
и направлено на общий объект — государство.

Гражданско-патриотическое воспитание на национальном
уровне имеет базовой опорой национальную культуру. Он
способствует пробуждению чувства любви к Родине, национальной гордости,
воспитанию национальных традиций. Национальный патриотизм приобретает
государственную значимость тогда, когда политическая элита от имени государства
формирует необходимый, соответствующий ей уровень патриотизма (советский,
российский). Государственный патриотизм — это политический патриотизм, который
имеет три формы: личный, народный, национальный.

Гражданско-патриотическое воспитание на личностном
уровне (или индивидуальный) присущ людям, для которых личные
интересы стоят на первом месте.

Гражданско-патриотическое воспитание на народном
уровне отражает народные интересы, которые воспроизводят
приоритетные общественные обязанности личности. Такую позицию занимают левые
партии коммунистической и социальной направленности. Национальный отражает
национальные интересы.

То есть в этом направлении государство выступает как объект патриотизма,
это проявляется на определенных исторических этапах, когда необходима
консолидация усилий общества для укрепления государства и различных форм
власти, а субъект рассматривается в проявлении чувств национальной гордости и
активного участия в укреплении государственной власти и эффективной
деятельности всех социальных институтов, развития как всего общества, так и
личностного роста.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы