Часть дипломной работы на тему Особенности готовности к родительству у женщин и мужчин в юношеском и зрелом возрастах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Глава II. Эмпирическое изучение готовности к родительству у женщин и мужчин в юношеском и зрелом возрастах 2
2.1. Описание и обоснование методов исследования готовности к родительству у женщин и мужчин в юношеском и зрелом возрастах 2
2.2. Анализ и интерпретация результатов готовности к родительству у женщин и мужчин в юношеском и зрелом возрастах 9
Заключение 27
Список литературы 31
Приложения 38
Приложение 1 38
Заключение:
В первой главе представлена характеристика феномена родительства в исследованиях зарубежных и отечественных педагогов-психологов. Определены психолого-педагогические особенности развития личности в юношеском и зрелом возрастах. Выявлены особенности готовности к родительству в различных социальных условиях.
Во второй главе представлено эмпирическое изучение готовности к родительству у женщин и мужчин в юношеском и зрелом возрастах. В рамках данного исследования представлено описание и обоснование методов исследования готовности к родительству у женщин и мужчин в юношеском и зрелом возрастах. Представлен подробный анализ и интерпретация результатов готовности к родительству у женщин и мужчин в юношеском и зрелом возрастах.
Исходя из целей и задач, поставленных в исследовании, в данной работе были сделаны следующие выводы:
1. Рассмотрев в психолого-педагогических исследованиях особенности феномена родительства можно отметить, что данное понятие активно изучается современными авторами и психологами, как отечественными, так и зарубежными. Понятие «родительства» является достаточно изменяющимся в зависимости от уровня развития социума в конкретный рассматриваемый период времени. Для формирования поларолевых ценностей необходимо учитывать семейные ценности, заложенные в семье родителей. Педагогические концепции связывают ответственность родителей и воспитание детей. Семейное воспитание зависит от того, как рационально родители используют свои ресурсы. Родительство – это необходимая составляющая современного общества, благодаря которой воспроизводится население и повышается рождаемость в современном обществе. В отечественной психологии родительство воспринимается в основном как определенное сложное новообразование из двух людей для создания новой жизни, а не просто как отцовство и материнство.
2. Между детством и взрослостью находится тот период развития человека, который называется юностью. Время, когда человек вступает в юность – это период его становления как личности.
Юношеский возраст отличают пять особенностей: исследование идентичности, нестабильность, сосредоточенность на себе, чувство между юностью и взрослой жизнью, а также чувство обладания широкими возможностями в будущем.
Период юности тем периодом в жизни человека, при котором достигается полная физическая и умственная зрелость. Обычно считается, что юность находится возрастных пределах в возрасте 17 до 21 года.
Зрелый возраст находится на границах от 21 до 35 лет. Центральные возрастные новообразования этого периода – это семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.
3. Были проанализированы и рассмотрены особенности готовности к родительству в различных социальных условиях у мужчин и женщин в юношеском и зрелом возрасте. Можно отметить, что совокупность внешних и внутренних факторов способствует формированию определенной модели родительства у конкретной личности. Общество и родительская семья, как внешние факторы, строят в сознании личности определенной образец родительства. Соответственно конкретная личность интериоризирует данный образец через направленность и индивидуальные особенности, а затем происходит их объединение и согласование в единое целое.
4. Было представлено описание и обоснование методов исследования готовности к родительству у женщин и мужчин в юношеском и зрелом возрастах. В опросе принимали участие женщины и мужчины в возрасте от 17 лет до 34 года. Всего участие в исследовании принимали 52 человека. Диагностические методики были объединены в опрос, которые был предложен испытуемым. В опросе был уточнен возраст испытуемых и их пол. Опрос всего включал 12 вопросов.
5. Представлен анализ и интерпретация результатов готовности к родительству у женщин и мужчин в юношеском и зрелом возрастах.
По итогу анализ результатов опроса были получены следующие выводы:
— в исследовании приняло участие больше женщин, чем мужчин (больше на 10 человек);
— возраст испытуемых у большей части людей равняется зрелому возрасту;
— мужчины чаще всего не могут определиться с ответом на тему того, каким родителем они хотят быть и часто используют различные характеристики – нормальным, открытым, живым, отличным, адекватным, правильным и т.д. При этом большая часть женщин (32%) считают себя больше заботливым, любящим и ответственным родителем;
— женщины чаще планируют ребенка, чем мужчины (в данном исследовании среди женщин планируют — 40%, среди мужчин – 26%);
— только у 18% женщин и у 10% мужчин, принимавших участие в исследовании, есть братья или сестры; как и у мужчин, так и у женщин есть много родственников;
— среди мужчин больше человек имеют среднее общее и среднее профессиональное образование; среди женщин преобладает количество испытуемых с высших образованием бакалавра;
— 90% всех испытуемых работают, а 10% не работают (6% женщин и 4% мужчин – неработающих);
— достаточный доход имеется у большего числа женщин, чем у мужчин (18% женщин и у 6% мужчин);
— по итогам опроса обнаружено, что ислам встречается чаще у мужчин, чем у женщин; христианство чаще принимают женщины, чем мужчины. Атеизм практически одинаково часто встречается, как у женщин, так и у мужчин;
— у женщин и у мужчин схожи мнения о человеке, который не готов к родительству – это безответственный человек, но понятие «готового» к родительству человека вызывает у мужчин неопределенность. А женщины определяют его как «ответственного, финансово обеспеченного, уверенного в себе».
Другими словами, женщины чаще, чем мужчины имеют четкие представления о готовности к родительству.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены. Гипотеза о том, что у женщин и мужчин в юношеском и зрелом возрастах имеются различия в показателях психологической готовности к родительству, подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
Глава II. Эмпирическое изучение готовности к родительству у женщин и мужчин в юношеском и зрелом возрастах
В данной главе представлено эмпирическое изучение готовности к родительству у женщин и мужчин в юношеском и зрелом возрастах. В рамках данного исследования представлено описание и обоснование методов исследования готовности к родительству у женщин и мужчин в юношеском и зрелом возрастах. Представлен подробный анализ и интерпретация результатов готовности к родительству у женщин и мужчин в юношеском и зрелом возрастах.
2.1. Описание и обоснование методов исследования готовности к родительству у женщин и мужчин в юношеском и зрелом возрастах
Цель эмпирического исследования – изучить особенности готовности к родительству у женщин и мужчин в юношеском и зрелом возрасте.
Задачи эмпирического исследования:
1. Подготовить диагностические методики для изучения уровня готовности к родительству у женщин и мужчин в юношеском и зрелом возрасте.
2. Проанализировать результаты диагностического обследования женщин и мужчин в юношеском и зрелом возрасте.
3. Сделать выводы об особенностях готовности к родительству у женщин и мужчин в юношеском и зрелом возрасте.
Данное исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе был проведен анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы для изучения темы данного исследования. Были сделаны выводы о феномене родительства в зарубежных и отечественных исследованиях, обобщены психолого-педагогические особенности развития личности в зрелом и юношеском возрасте. Выявлены особенности готовности к родительству в различных социальных условиях.
На втором этапе исследования была выполнения входная диагностика мужчин и женщин зрелого и юношеского возраста. Входная диагностика проводилась в виде опроса.
На третьем этапе была проведена обработка результатов, полученных по данному исследованию, на основе использования методов математической статистики. Также обобщены полученные результаты и сделаны выводы по проведенному исследованию. Кроме того, по результатам проведенного исследования были сформулированы выводы об особенностях готовности к родительству у женщин и мужчин в юношеском и зрелом возрастах.
В опросе принимали участие женщины и мужчины в возрасте от 17 лет до 34 года. Всего участие в исследовании принимали 50 человек. Опрос включал 12 вопросов.
В эмпирическом исследовании для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы.
2. Педагогический эксперимент.
3. Диагностические методики.
4. Методы математической обработки.
Рассмотрим подробнее особенности использования перечисленных методов исследования.
1. Анализ методической литературы был проведен с целью изучения состояния проблемы исследования. Были рассмотрены особенности состояния физической реабилитации детей с диагнозом детский церебральный паралич. В процессе теоретического анализа были рассмотрены различные точки зрения авторов на понятие родительства в зарубежных и отечественных исследованиях.
2. Педагогический эксперимента был проведен с целью определения особенностей готовности к родительству у женщин и мужчин в юношеском и зрелом возрасте.
3. Диагностические методики были выбраны для определения личностных ценностей личности каждого участника эксперимента и для определения представлений участников об идеальном родительстве. Диагностические методики были объединены в опрос, которые был предложен испытуемым. В опросе был уточнен возраст испытуемых и их пол.
Были проанализированы следующие диагностические методики:
1) Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А.Леонтьева;
Данная методика направлена на оценку «источника» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.
Шкалы:
Субшкала 1 (цели в жизни);
Субшкала 2 (процесс жизни);
Субшкала З (результат жизни);
Субшкала 4 (локус контроля — Я);
Субшкала 5 (локус контроля — жизнь);
Общий показатель — осмысленность жизни (ОЖ).
2) Методика «Кто я?» М.Куна и Т. Макпартленда;
Данная методика направлена на выявление сформированности Я-концепции и изучение содержательных характеристик идентичности личности.
Шкалы:
социальная шкала;
коммуникативная шкала;
материальная шкала;
физическая шкала;
деятельная шкала;
перспективная шкала;
рефлексивная шкала.
3) Проективная методика «Родительское сочинение» О. А. Карабанова.
Данная методика направлена на диагностику родительской позиции и типа семейного воспитания, выявление особенностей восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком.
Шкалы:
«Открытая» шкала;
Сравнительная оценка ребенка;
Значимые характеристики ребенка;
Позитивные особенности ребенка;
Идеальные ожидания;
Возможные страхи, опасения;
Реальные требования;
Причины трудностей;
Анамнестические данные;
Интересы, предпочтения ребенка;
Ситуация «Мы-взаимодействия».
4) Р.В. Овчарова «Представление об идеальном родителе».
Данная методика направлена на выявления представлений испытуемых об идеальном родителе.
Шкалы и критерии:
когнитивный критерий – осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе, как о родителе, знание своих родительских функций, представление об идеальном родителе, образе супруга и ребенка;