Современные технологии декоративно-прикладного искусства Часть дипломной работы Гуманитарные науки

Часть дипломной работы на тему ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РОСПИСЕЙ ПО ДЕРЕВУ В РОССИИ (на примере загорской росписи по выжигу)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. История и развитие традиций художественной росписи по дереву в России
1.1. Место и роль традиций художественной росписи по дереву в народном декоративно-прикладном творчестве России
1.2. Основные центры росписи по дереву и их художественные традиции
1.3. Современные особенности и тенденции в сохранении и развитии традиций художественной росписи по дереву в России

Глава 2. Художественные особенности росписи по выжигу как основа творческого практического проекта
2.1.Композиционные, колористические, и сюжетно-образные особенности загорской росписи с выжиганием
2.2. Материалы, инструменты и технологии поэтапного выполнения декоративного панно на основе традиций загорской росписи по выжигу

Глава 3. Программа по обучению основам художественной обработки дерева в системе дополнительного образования детей и методические рекомендации по ее реализации
3.1. Программа по обучению основам художественной обработки дерева в системе дополнительного образования детей
3.2. Методические рекомендации по реализации программы в системе дополнительного образования детей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Виды художественной росписи по дереву
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Загорская роспись по выжигу как основа творческого практического проекта

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.
Искусство росписи по дереву имеет многовековые традиции. Каждый из его видов отличается своеобразием художественно-стилистических черт, основанных на особенностях исторических, экономических, природных условий развития.
Издавна сложившиеся способы художественной обработки материла, специфика трактовки образов и характера изделий развиваются современными мастерами.
Создать расписные и резные деревянные изделия – мебель или токарную деревянную посуду, игрушки или декоративные вазы и панно – может только мастер, хорошо знающий природные особенности дерева, его художественные возможности, владеющий кистью и инструментами для резьбы. Чувство владения материалом и инструментом приходит не сразу, для этого надо освоить немало навыков, накопленных целыми поколениями мастеров. Непростое это дело, но оно приносит большое творческое удовлетворение и уважение живущих рядом людей.
Недаром произведения мастеров народного декоративного искусства привлекают к себе сегодня такое пристальное внимание. Они широко экспонируются на отечественных и зарубежных выставках, живут в домах наших современников, украшают новые архитектурные ансамбли, внося в них подлинно национальное своеобразие.
Творчество мастеров художественных промыслов неотделимо от традиционной народной художественной культуры, но также и тесно связано с современными жизненными потребностями, современными эстетическими представлениями, современным искусством; мастера продолжают и развивают художественные принципы, навыки работы мастеров народного искусства прошлого, оставивших огромное богатство приемов, создавших целую систему художественных выразительных средств.
Особенно стоит отметить такой вид декоративно-прикладного искусства как загорская роспись по выжигу. Данный вид творчества соединяет в себе выжигание и роспись по дереву. Этот вид декоративно-прикладного творчества зародился в начале ХХ века в Сергиево-Посадской столярной мастерской. Основной особенностью данного стиля является его русский характер (стиль узнаваем за рубежом) и простота исполнения.
Также исконно русским видом декоративно-прикладного творчества является резьба по дереву. Наиболее простой вид резьбы – геометрическая резьба. С таким видом может справиться даже новичок. При этом работы, декорированные геометрической резьбой, смотрятся нарядно, причудливо.
Изучение основных техник и приёмов художественной росписи по дереву, выжиганию и резьбе будет способствовать приобщению детей к русской народной культуре, формированию у детей творческого мышления, развитию навыков самостоятельного изготовления деревянных изделий. Поэтому актуальность темы исследования не подлежит сомнению.
Источниковая база исследования включает в себя труды специалистов по изучению народного декоративно-прикладного творчества России, посвященные художественной росписи по дереву, в том числе:
— технологиям росписи и материалам (Л. Алферов [1], В. А. Барадулин [4], Н. Величко [12], С. К. Жегалова [20], М. С. Соколова [39]);
— традициям и современному состоянию искусства росписи по дереву(Ю.А. Арбат [2], Е.С. Двойникова [19],Л.Я. Супрун [43]);
— изучению разновидностей росписи по дереву (Р.А. Бардина[5], И.К. Баталова[6],Л.А. Изместьева[21], О.В. Круглова[23, 24], Б.В. Павловский[29]),
— истории развития искусства росписи и резьбы по дереву (В.М. Василенко[11], В.С. Воронов[13], И.Н. Уханова [44]).
Также хочется отметить, что в связи с недостаточной изученностью Загорской (Сергиево-Посадской) росписи по выжигу в наши дни, ощущается нехватка источников литературы в этой области.
Объектом исследования является традиции художественной росписи по дереву.
Предмет исследования – художественные особенности и технологии выполнения художественной росписи по дереву.
Цель работы – на основе изучения истории, традиций художественных особенностей и приемов выполнения художественной росписи по дереву, в том числе в современный период, создать декоративное настольное панно на основе традиций загорской художественной росписи по выжигу – одного из центров традиционной росписи по дереву в России, а также разработать программу по предмету «Художественная обработка дерева» для системы дополнительного образования.
Задачи работы:
1. Определить место и роль традиций художественной росписи по дереву в народном декоративно-прикладном творчестве России.
2. Определить основные центры росписи по дереву и их художественные традиции.
3. Изучить современные особенности и тенденции в сохранении и развитии традиций художественной росписи по дереву в России.
4. Описать композиционные, колористические, и сюжетно-образные особенности росписи с выжиганием по дереву.
5. Описать материалы, инструменты и технологии поэтапного выполнения декоративного панно на основе традиций загорской росписи по выжигу.
6. Разработать программу по обучению основам художественной обработки дерева в системе дополнительного образования детей и методические рекомендации по ее реализации.
Методами исследования послужили анализ теоретических источников, синтез, сравнение, описание, художественное проектирование.
Обоснование структуры работы. Работа включает в себя следующие части: введение, три главы, состоящие из параграфов, заключение, список литературы и приложение.
Первая глава исследования посвящена изучению истории и развития традиций художественной росписи по дереву в России.
Во второй главе рассмотрены художественные особенности росписи по выжигу и технология поэтапного выполнения росписи декоративного настольного панно на основе традиций.
В третьей главе представлена разработанная программа по обучению основам художественной обработки дерева в системе дополнительного образования детей.
В заключении подводятся итоги о проведенном исследовании и результатам творческой практической работы.
В списке литературы представлен перечень трудов специалистов в области декоративно-прикладного творчества России, а именно о изучении разновидностей росписи и резьбы по дереву, технологиям, традициям и современному состоянию искусства в этих областях.
В приложениях представлен визуальный ряд, демонстрирующий традиционные виды росписи по дереву и поэтапное выполнение творческого практического проекта.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в составлении программы дополнительного образования детей по художественной росписи по дереву, представленной в тексте работы, а также в художественной практике по созданию индивидуальных творческих проектов и заданий в области декоративно-прикладного, в том числе народного, творчества.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данной работе был рассмотрен процесс создания декоративного панно на основе традиций художественной росписи по дереву, а также разработана программа дополнительного образования по предмету «Художественная обработка дерева».
Русская художественная роспись как вид декоративно-прикладного искусства опирается на глубокую народную традицию, на осознание людьми того, что такое Родина, что такое семья. Оно связанно с вековой жизнью наших предков, поэтому расписные изделия несут в себе заряд тепла, человечности, творческого отношения к жизни. Они действительно украшают быт современного человека, ими вытесняется «обезличенность», вносятся элементы декорирования жилого пространства. Художественная роспись также вносит некоторые акценты в нашу жизнь, напоминая о преемственности, о Родине, об общечеловеческом долге каждого человека – делать жизнь вокруг себя краше.
С глубокой древности народные умельцы не только создавали из дерева необходимые предметы домашней утвари, но и стремились украсить их. В числе распространенных приемов художественной обработки дерева: резьбы, мозаики, росписи, инкрустации, насечки и других – применялось и выжигание по дереву. Это сравнительно молодой вид декоративно-прикладного искусства, появившийся в конце XIX века, популярен он и сейчас.
Для грамотного выполнения любого изображения необходимо знать законы композиции. Композиционная целостность зависит от взаимоотношения главного фрагмента с второстепенными элементами единого произведения.
При выборе цветовой гаммы контрастный цвет будет восприниматься более темным, если находится в окружении светлых тонов, и наоборот. Поэтому, чем насыщенней цвет фона, тем большее влияние этот фон оказывает на расположенные на нем элементы других цветов.
Определяя тематику или сюжет произведения, нужно условно делить изображения по категориям сложности. Так, используя при выполнении орнамента изображения фигуры человека или животного, должно придать образам более простые формы, сохраняя характерные признаки, например, движение, одежду, обстановку. Изображение в орнаменте декоративно обобщается, отбрасываются мелкие детали с сохранением формы и пропорций частей изображения.
Для работы необходимы такие предметы как деревянные заготовки, прибор для выжигания, пассатижи, небольшая наковальня, кусачки, отвертка, настольная лампа, карандаши, точилка, скальпель, ластик, клейкая лента, копировальная бумага, стальная линейка, пластмассовый угольник или Т-образная линейка, шкурка, кисточки из меха соболя.
Способы выжигания делят натри вида: силуэтное, контурное и живописное.
Этапы выполнения работы в технике выжигания по дереву включают в себя вычерчивание рисунка, изготовление собственной копирки, преобразование рисунка, перенесение рисунка на деревянную поверхность, добавление краски, отделку изделия.
Разработанная программа по предмету «Художественная обработка дерева» является художественно-эстетической, рассчитана на 1 год, характер обучения индивидуальный и групповой. Программа рассчитана на неподготовленных детей возраста 8-12 лет. Объём программы 144 часа.
В программе изучается 5 видов художественной росписи по дереву: мезенская, пермогорская, хохломская, городецкая, загорская. Также в данной образовательной программе предусмотрено изучение выжигания и резьба по дереву. После каждого раздела дети выполняют самостоятельную творческую работу с использованием изученной техники. По окончанию обучения ребята проводят выставку из своих индивидуальных и коллективных работ.
Таким образом, в данной работе была достигнута цель и решены необходимые для этого задачи. На основе изучения истории, традиций художественных особенностей и приемов выполнения художественной росписи по дереву было создано декоративное панно на основе традиций загорской художественной росписи по выжигу. На основе изучения литературы и программ дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству была разработана программа по обучению основам художественной обработки дерева в системе дополнительного образования детей.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ В РОССИИ
1.1. Место и роль традиций художественной росписи по дереву в народном декоративно-прикладном творчестве России
Художественная обработка дерева была известна еще в IX-X вв. В богатой лесами России, многие поколения мастеров, любили дерево и применяли его для создания предметов быта, мебели, инструментов, используя все его пластические свойства и красоту.«Искусством обработки древесины с давних времен славились мастера преимущественно районов Севера, Верхнего и Среднего Поволжья, жившие в Архангельской, Вологодской, Тверской и других губерниях, богатых лесами»[20, с. 28].
Художественная роспись наносится на изделия из легко добываемых традиционных природных «демократических» материалов: натуральные ткани, дерево, глина, кожа, камень, кость.
До XVII в. ее ростки существовали в пределах отдельных натуральных крестьянских хозяйств. Умения передавались мастерами по родовой линии, от поколения к поколению. Оттачивались специфические художественные приемы, позволяющие оптимально презентовать изделия. Избирались наиболее выразительные и содержательные способы нанесения орнамента.
Роспись в архитектуре декорировала потолок, стены, своды, балки и столбы, а в быту – посуду, предметы труда.
В период с XVII по XVIII вв. художественная роспись в России уже трансформируется в промысел, создающий товары для рынка. Ею начинают заниматься не отдельные мастера, а отдельные местности, деревни. В XIX в. происходит артельная организация искусства росписи.
В 1876 г. начинается систематизация различных видов росписи профессором А.А. Исаевым в двухтомной монографии «Промыслы Московской губернии». «В 20-30-е гг. Советской власти ставка делается на создание кооперативных промысловых артелей там, где исторически сложились центры народного творчества, развивающие самобытные виды росписи»[19, с.33]. Например, хохломская роспись в Нижегородской области (прил. 1, рис. 1).
Спектр использования дерева широк: от изделий сувенирного назначения – статуэтки, брелоки, значки до различных предметов быта, декоративных скульптур, мебели и прочего.
«При изготовлении деревянных изделий используют материал, легко поддающийся обработке и отделке. В зависимости от формы и назначения будущего предмета, принимаются во внимание строение и расположение сучков, природные изгибы ствола и особенность текстуры. Помимо древесины используют бамбук, лозу, бересту, а также камыш и солому»[19, с. 33].
Изделия из дерева различают по таким признакам, как назначение, способ изготовления, вид оформления, тематика и другим.По назначению художественные деревянные изделия делятся на: утилитарные, декоративные, предметы украшения и сувенирного характера (матрешки, коробочки и шкатулки, брелоки и т.д.).
По способу изготовления они делятся на несколько групп: столярные, токарные, комбинированные, вырезанные и др.
По художественному оформлению изделия из дерева могут украшаться резьбой, росписью, выжиганием, росписью по выжигу, инкрустацией, насечкой металлом и др.
По тематике они могут быть с сюжетами из сказок и былин, с сюжетами, отображающими историю или приуроченными к какому-либо событию, с орнаментикой, с изображениями животных, птиц или растений.
«Изделия из дерева, вырабатываемые различными промыслами, отличаются техникой обработки, отделки, орнаментом и другими признаками, присущими тому или иному промыслу. Поэтому их классифицируют по названию сложившихся промыслов: абрамцево-кудринские, богородские, загорские, хохломские, полхов-майданские, городецкие, унцукульские, башкирские, косовские и др.»[11, с. 81].
В русских семьях большинство предметов домашнего обихода делались из дерева. Это был самый доступный материал.
Давным-давно, много веков назад, когда в северных краях шумел могучий нетронутый лес и полноводные реки несли свои воды в Белое море, жили здесь свободные, сильные и красивые люди: охотники, рыбаки, земледельцы, скотоводы. Они строили церкви, дома, выращивали хлеб, ловили рыбу, охотились на зверя.
Русский человек всегда мог обустроить свой быт. С помощью плотницкого топора и ножа он умел построить дом, ветряную мельницу, ему по плечу была и мебель, ткацкий станок, мог изготовить посуду, прялку для жены и дочери, смастерить игрушку для детей. Все это выполнялось им из дерева. На Руси деревянной все строилось из дерева: рубили двухэтажные срубы изб, баньки, амбары, обустраивали колодцы с журавлями, строили мосты через речку.
Дерево легко и прочно. Мастер знал его разнообразные свойства. Дерево можно резать, строгать и пилить; расщеплять, гнуть и склеивать; окрашивать и обжигать. Умелые руки мастера изготавливали необходимые удобные в пользовании и красивые предметы крестьянского быта.
Ведущее место среди народных промыслов на Севере занимала обработка дерева. «Из него не только строили, но вырезали и точили деревянную посуду: ложки, ковши, солоницы, делали прялки и многое другое»[5, с. 37]. Из лыка или бересты делали туеса, короба, маленькие солоницы, лапти. Также из него делали лодки.
В лес ходили с бехтерями, напоминающими ранец. Бехтерь вешали на спину и со временем он начинал повторять изгибы спины своего хозяина, как бы приспосабливаясь к нему.
«Исстари народ любил все яркое, красочное, расписное. Круг бытовых предметов, которые украшались, был разнообразен. Расцвечивалась яркими узорами посуда: кружки, ложки, братины, утицы, ковши, туески. Украшались росписью лошадиная сбруя и дуги, хомуты и топоры, сани и грабли. Радовали глаз расписные детские колыбельки, мебель, даже стены и потолки»[4, с. 18].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы