Часть дипломной работы Педагогика/Психология Логопедия

Часть дипломной работы на тему Особенности формирования графомоторных навыков у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Теоретические представления об особенностях развития графомоторных навыков школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата 5
1.1.Детский церебральный паралич: определение, формы 5
1.2 Развитие графомоторных навыков в онтогенезе в норме и у школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.3. Методические особенности коррекционно-развивающей деятельности по развитию графомоторных навыков школьников с нарушением двигательно-опорного аппарата 20
Вывод по главе 1 24
Список литературы 26

  

Введение:

 

Развитие графомоторных навыков можно считать одним из центральных направлений коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ДЦП, максимально инвалидизирующим поражением центральной нервной системы.
Сложности освоения навыков письма, в свою очередь, затрудняют процесс их эффективного внедрения в общеобразовательное пространство, что детерминирует усиление степени социально-психологической дезадаптации данной категории детей.
Исследованием особенностей формирования графомоторных навыков у школьников с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата занимались такие ученые, как Р.Д. Бабенкова, М.В. Ипполитова, Г.В. Кузнецова, Т.С. Комарова, И.И. Мамайчук, Н.В. Симонова, И.А. Смирнова и др. Они рассматривают в своих трудах специфические характеристики графической деятельности, детерминированные сложной структурой нарушений вследствие мозаичности поражения мозга, особой ситуации. В частности, ими выделяются патологии в процессе развития простых жестов по причине нарушений тонуса и силы мышц, двигательно-кинестетической памяти, координации, избирательности, низкий уровень развития произвольного контроля движений; недостатки пространственно-временной организации позы и движений, которые провоцируют сложности в удержании головы, рук, сидячей позы, к формированию дисметрии и дисхронометрии; замедленное развитие латерализации; нарушение мышечного аппарата глаз и несформированность зрительно-моторной координации. Описанные особенности становятся причиной того, что моторная функция рук остается дефектной у 75 – 90 % детей с ДЦП, у 30 – 45 % движения рук резко ограничены в течение всей жизни.
Это становится причиной того, что при подготовке данной группы детей к школе и непосредственно в процессе обучения грамоте необходимо уделять большое внимание коррекции графомоторных навыков руки в максимально возможной степени.
Цель исследования: изучить особенности развития графомоторных навыков школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Объект исследования: моторная сфера школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования: специфика развития графомоторных навыков школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности ДЦП и психологические особенности детей, страдающих данной патологией;
2. Рассмотреть особенности развития графомоторных навыков в норме и у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
3. Проанализировать методические особенности коррекционно-развивающей деятельности, направленной на формирование графомоторных навыков школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в качестве одного из наиболее часто встречающихся нарушений опорно-двигательного аппарата можно выделить детский церебральный паралич.
Основным в структуре дефекта при ДЦП выступает нарушение моторной сферы, которое включает в себя разнообразные парезы и параличи, нарушения тонуса мышц, разнообразные синкинезии и др. Возникновение всех этих нарушений обусловлено поражениями определенных отделов головного и спинного мозга, которые возникают в процессе внутриутробного развития либо в родах.
При наличии описанных нарушений у ребенка страдают все виды моторики, в том числе и графомоторные навыки, которые являются необходимым компонентом для формирования навыков письма при обучении в школе. Основной область, которая подвергается наибольшей степени поражения у данной категории детей являются руки, которые утрачивают возможность выполнять свои основные функции, в первую очередь, функции захвата и удержания объектов, что значительно затрудняет способность таких школьников к удержанию ручки и карандаша и контроля за движениями руки в процессе выполнения графической деятельности. В наиболее тяжелых случаях дети с нарушениями ОДА не способны осуществлять графическую деятельность даже при наличии вспомогательных приспособлений.
Исследователи выделяют несколько групп детей с ДЦП по сформированности у них моторных навыков: от весьма низких возможностей выполнения различных движений без посторонней помощи до практически нормативного развития графомоторных навыков.
Тем не менее все исследователи указывают на необходимость проведения целенаправленной коррекционно-развивающей деятельности по формированию графомоторных навыков у данной категории детей, которая должна начинаться как можно раньше и проводиться систематически и регулярно в течение длительного времени.
Начинать коррекционно-развивающую деятельность рекомендуется с тренировки умения контролировать тонус кисти, а именно расслаблять и напрягать кисть, менять положение кисти, пальцев в пределах имеющихся у детей возможностей. Также у таких детей в обязательном порядке формируется навык удержания и захвата предметов разного размера, начиная с более крупных и постепенно переходя к более мелким. Также особое внимание уделяется формированию пространственной ориентировки, которая у данных детей также значительно нарушена. Это необходимо для формирования у детей способности ориентироваться на листе бумаги, что также необходимо для становления адекватной способности к осуществлению деятельности письма. Данная работа должна вестись достаточно продолжительное время по причине сложности имеющихся у таких детей нарушений.

   

Фрагмент текста работы:

 умственной деятельности, вербальной сферы и других высших корковых функций. П.Я. Фищенко дифференцирует такие характеристики детского церебрального паралича [12]:
1. Завершенность патологического процесса и присутствие остаточных феноменов церебральной патологии.
2. Развитие патологического процесса на определенном этапе формирования мозга, по причине чего возникает задержка в формировании мозга.
Данные факторы, с одной стороны, обуславливают уже описанные параметры клинических синдромов, которые являются резидуальными по существу и характеризуются различной степенью восстановления функций. С другой стороны, отмечается условная процессуальность, которая проявляется в разнообразных патологиях развития пораженного мозга и по мере роста ребенка выражается новыми клиническими признаками [2].
Доминирующими в клинической картине ДЦП выступают моторные патологии. Моторные патологии формируются в виде параличей по типу тетра-, пара- или гемипарезов, которые описываются центральными параличами определенных групп мышц, нарушениями координации, гиперкинезами. Моторные патологии во многих ситуациях соотносятся с вербальными и психическими расстройствами, эпилептиформными припадками. У детей с детскими параличами задержано и нарушено становление всех моторных функций: удержание головы, навыков сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Значительное расхождение в в сроках формирования моторных функций соотносится с формой и тяжестью патологии, глубиной заболевания, сохранностью интеллекта, со временем начала реализации систематической лечебно-коррекционной деятельности [2].
В клинической практике Бадалян Л.О., Журба Л.Т. дифференцируют несколько наиболее часто диагностирующихся форм ДЦП [2].
Спастическая диплегия — максимально часто встречающаяся форма ДЦП, для которой типично наличие моторных патологий в верхних и нижних конечностях; причем моторика ног нарушена более выражено, чем моторика рук. Уровень включенности в патологический процесс рук может быть разным — от выраженных парезов до легкой неловкости, которая определяется при формировании у ребенка мелкой моторики. Мышечный тонус в ногах значительно повышен: ребенок стоит на полусогнутых и приведенных к средней линии ногах; при ходьбе фиксируется перекрещивание ног. Формируются контрактуры в крупных суставах. Сухожильные рефлексы высокие, отмечаются клонусы стоп. Вызываются патологические рефлексы. У детей со спастической диплегией диагностируется нарушение в развитии теменно-затылочных структур мозга. У части лиц данной категории выявляются также признаки нарушений функций лобных отделов мозга. По этой причине фиксируются четкие астеноадинамические симптомы, моторные патологии, скованность, которые во многих случаях осложняют оценку степени сформированности психических функций ребенка [2].
При спастической гемиплегии патологии фиксируются, в основном, на одной стороне. В руке больше повышен мышечный тонус сгибателей, а в ноге — разгибателей. Поэтому рука согнута в локтевом суставе, приведена к туловищу, а кисть сжата в кулак. Нога разогнута и повернута внутрь. При ходьбе ребенок опирается на пальчики. Рост паретичных конечностей значительно замедлен по сравнению со здоровыми. Дети с гемипарезом позже осваивают моторные умения. В тяжелых случаях уже в первые недели возможно зафиксировать ограничение спонтанной моторики. Умственная отсталость (от легкой задержки, до глубокого интеллектуального дефекта) наблюдается примерно у 40% больных. Нарушения умственной деятельности не во всех случаях соотносится с глубиной моторной патологии [7].
Для двойной гемиплегии типичными являются моторные патологии во всех конечностях, однако, как правило, руки поражены больше, чем ноги. Мышечный тонус во многих случаях асимметричен. Глубокая патология рук, лицевой мускулатуры и мышц верхней части туловища провоцирует выраженное отставание в речевом и психическом развитии. Такие дети не сидят, не ходят, не способны себя обслуживать. В дошкольном возрасте, когда моторная активность возрастает, у части детей начинают фиксироваться гиперкинезы в моторных отделах рук и ног, а также оральные синкинезии. У значительного количества больных отмечается псевдобульбарный синдром. Данная форма ДЦП во многих случаях соотносится с микроцефалией и малыми аномалиями развития, что указывает на внутриутробное нарушение развития мозга. При двойной гемиплегии во многих случаях фиксируются эпилептиформные припадки. С.А. Бортфельд указывает, что при гемипаретической форме церебрального паралича у ребенка может сформироваться отставание в процессе речевого развития за счет алалии, особенно при поражении левого полушария. В 50% случаев у детей старшего возраста отмечаются гиперкинезы, которые возникают по мере снижения мышечного тонуса, психическое развитие отстает от нормы. Уровень отставания может изменяться от легкого до тяжелого. На отставание в формировании психической деятельность может оказывать воздействие наличие часто возникающих эпилептиформных припадков [1].
Для атонически-астатическая форма типичной является мышечная гипотония. При данной форме церебрального паралича на втором-третьем году жизни отмечаются признаки патологии мозжечка: интенционный тремор, туловищная атаксия, нарушение координации движений. У таких людей значительно нарушены статические функции: они не способны удерживать голову, сидеть, стоять, ходить, сохранять равновесие. Часто встречаются вербальные патологии в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Фиксируется выраженная задержка психического развития. Уровень нарушения умственной деятельности обусловлен локализацией поражения мозга. При поражении преимущественно лобных долей доминирует глубокая задержка психического развития. При преимущественном поражении мозжечка формирование психических функций нарушается в меньшей степени, но в данной ситуации преобладают признаки поражения мозжечка [12].
Гиперкинетическая форма может быть описана доминирующей патологией подкорковых образований при резус-конфликтной беременности. Гиперкинезы формируются после первого года жизни, за исключением тяжелых случаев, когда их возможно зафиксировать уже на первом году. Гиперкинезы более явно заметны в мышцах лица, нижних отделах конечностей и мышцах шеи. Эпилептиформные припадки фиксируются редко. Во многих случаях отмечаются вербальные нарушения. Формирование психических функций страдает в меньшей степени, чем при других формах, однако глубокие моторные патологии осложняют процесс развития ребенка, его обучения и социальной адаптации. Среди детей с церебральными параличами больные с гиперкинетической формой с клинической точки зрения и в плане возможностей восстановления представляют собой максимально сложный контингент по причине выраженных моторных патологий, осложненных другими неврологическими и психическими нарушениями [12]. При ДЦП (особенно при гиперкинетической форме) во многих случаях фиксируется уменьшение остроты слуха, особенно на высокочастотные тона. Это может стать причиной патологии звукопроизношения многих групп звуков при отсутствии дизартрии. В последующем фиксируются сложности при освоении данной категорией детей чтению и письму. У части больных выявляется недостаточность фонематического слуха. Любая патология слухового восприятия может стать причиной отставания в речевом развитии, а в тяжелых случаях – тяжелого недоразвития речи [7].
Формирование умственной деятельности детей с церебральными параличами происходит в неблагоприятных условиях и во многих случаях отстает и искажается. Умственная деятельность при ДЦП нарушается по-разному: примерно 30% детей характеризуются недоразвитием интеллекта по типу олигофрении, у 25-30% интеллект сохранен, а у остальных отмечается отставание в умственном развитии, детерминированное моторными, вербальными и сенсорными патологиями [10]. Следует отметить, что у значительного количества детей с церебральными параличами отмечаются симптомы органического варианта осложненного психического инфантилизма. При осложненном психическом инфантилизме помимо разнообразных патологических характеристики фиксируют психическую незрелость — эмоциональная сфера таких детей находится как бы на более ранней ступени развития, характерной для детей младшего возраста.
Таким образом, детские церебральные параличи определяются как непрогрессирующие неврологические нарушения, формирующиеся по причине повреждения или недоразвития нервной системы на ранних стадиях индивидуального развития. Они выражаются в нарушениях мышечного тонуса и произвольных движений, неспособностью удерживать адекватную позу. Моторные патологии (парезы, параличи, расстройство координации, непроизвольные движения) представляют собой центральный клинический синдром детских церебральных параличей. Типология клинических форм церебрального паралича учитывает основывается на распространенности моторных патологий, особенностях изменения мышечного тонуса, уровня выраженности вербальных и психических нарушений. Существенное значение в развитии специфических характеристик психики ребенка с церебральным параличом ученые придают локализации поражения, наличию моторного дефицита, сенсорным нарушениям. Большое значение также имеет наличие и глубина интеллектуального дефекта [16].
Отечественной и зарубежной наукой собраны обширные данные, что при сохранном уровне интеллектуального развития, диагностируемого примерно у 35% детей с этой патологией, в структуре высших психических функций отмечаются симптомы диспропорции и недоразвития определенных способностей; данные характеристики являются источником негативного воздействия на успешность ребенка в разнообразных формах деятельности, в том числе и в обучении. К нарушенным или несформированным функциям относятся сниженная (в сравнении с нормальным возрастным объемом) работоспособность и быстрая истощаемость психической деятельности, что оказывает значительное воздействие на качество реализации учебных заданий. Аналогичные по трудности задания могут осуществляться значительно хуже или лучше в зависимости от актуального психофизического состояния. В ситуации чрезмерных нагрузок и спровоцированного ими переутомления у детей вероятно возникновение интенсивных психоэмоциональных реакций, спектр которых – от апатии и безучастности к происходящему в классе до чрезмерного возбуждения и эйфории [16].
Патологии в моторной сфере провоцируют сложности в ориентации в пространстве («вверху», «внизу», «слева», «справа») и квазипространстве (в тетради, книге), а также к ошибкам восприятия букв и цифр. В отдельных случаях, при сопровождающих эту патологию нарушениях речи, у детей отмечается недостаточность фонематического слуха и низкая степень сформированности словесно-логического мышления.
Данные об особенностях развития психических функций при церебральном параличе стали фундаментом для положения о том, что обучение школьников с данным нарушением требует обеспечения специальных условий и специальной коррекционной деятельности по реабилитации пострадавших функций, в результате чего усиливается эффективность познания и, соответственно, успеваемость [19].
В настоящее время в отечественной педагогике систематизированы объем и виды коррекционной помощи детям с ДЦП и представлены три группы потребностей, которые дифференцируются в зависимости от тяжести патологии.
Минимальным уровнем потребностей обладают дети с легкими патологиями, которые не являются источниками существенного негативного воздействия на учебную и другие виды деятельности. Уровень развития детей с потребностями этого уровня незначительно отклоняется от нормативных возрастных параметров, при этом в структуре высших психических функций фиксируются частичные нарушения в форме недостаточности перцептивно-логического мышления, пространственных представлений, внимания, памяти и зрительно-моторной координации. Соответственно, учитывая специфику психологического профиля, и в частности уровень сформированности умственной деятельности, дети данной категории имеют возможность обучаться по общеобразовательной программе в условиях интеграции (при постоянном нахождении в среде здоровых соучеников) и периодически должны получать дополнительную коррекционно-восстановительную помощь психолога, дефектолога, логопеда [19].
К среднему уровню можно причислить детей с более явными патологиями и, соответственно, требующие, большей и постоянной помощи. У детей данной категории фиксируется явная внутригрупповая вариативность из-за разнообразного соотношения моторных, интеллектуальных и вербальных патологий. Одновременно, при отсутствии существенных сенсорных нарушений и у данной категории детей сохраняется достаточно высокая возможность прохождения обучения, сопровождающегося интенсивной помощью со стороны разнообразных специалистов.
Максимальный уровень представлен детьми с явными моторными патологиями, которые детерминируют потребность в непрерывной помощи по передвижению и самообслуживанию. Также дети данной категории во многих случаях обладают тяжелыми вербальными, сенсорными и интеллектуальными патологиями. При разнообразных соотношениях нарушенных психических функций необходимо установить комплекс и содержание восстановительных занятий. Детям данной категории наиболее подходит обучение в коррекционной образовательной организации или на дому, что детерминируется физической доступностью помещения школы и возможностью до нее добраться. Относительно содержания образования для детей рекомендованы специальные (коррекционные) программы с включением компонентов, которые содержат разделы учебных дисциплин и задачи для развития навыков самообслуживания (наравне с дополнительными реабилитационными занятиями)

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы