Часть дипломной работы Педагогика/Психология Психология

Часть дипломной работы на тему Особенности эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование проблемы эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 3
1.1 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 3
1.2. Исследования и подходы к изучению эмоционально сферы 3
1.3. Анализ симптомов задержки психического развития 3
1.4. Особенности эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития 3
Выводы по первой главе 3
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования особенности эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 3
2.1 Методология и планирование исследования 3
2.2 Характеристика выборки исследования 3
2.3 Методики исследования 3
2.4 Методы математико-статистической обработки 3
ГЛАВА 3. Результаты исследования эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 3
3.1. Результаты исследования психологического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 3
3.2 Анализ и интерпретация результатов 3
Выводы по третьей главе 3
Заключение 3
Общие выводы 3
Практические рекомендации 3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Существуют люди, у которых способность эффективной саморегуляции ослаблена. У таких людей, даже маленьких, эмоциональные проблемы проявляются с особой силой и отчетливостью. Неумение справляться со своими чувствами у этих людей могут быть самые различные: от неудач в осуществлении намерений до ухудшения состояния здоровья. Фактор эмоций помогает человеку в его становлении в жизни. Иными словами, если у индивида существуют проблемы с адаптацией в социуме – значит, его эмоции недостаточно развиты. Из данного утверждения вытекает проблема специфики в эмоциональной сфере у детей с задержкой психического развития. Каждый день в течение всей своей жизни мы испытываем какие-либо страхи, радости, горе и т.п. Существует определенный класс психических процессов и состояний, который связан с потребностями. Иными словами – эмоции. Эмоции – это то, что человек ощущает, мыслит, переживает. Эмоции представляют собой человеческий феномен внутренней жизни, который наиболее ярко описывает его существование. Эмоции связаны с висцеральной  деятельностью индивида. Фактор эмоциональной природы – это постоянный спутник человека на протяжении всей жизни, оказывающие влияние на его деятельность и мысли. Широкий интерес к данной проблеме со стороны научного сообщества свидетельствует о высокой значимости и актуальности проблемы эмоционального выгорания.
Цель исследования: исследование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1) изучить особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;
2)   провести диагностику о задержке психического развития среди детей старшего дошкольного возраста;
3) провести исследование личностных особенностей детей, исследование тревожности детей старшего дошкольного возраста;
4) сформулировать практические рекомендации по результату исследования.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности эмоциональной сферы нормальных детей и детей с задержкой психического развития.        
Гипотеза исследования: существует определенная специфика эмоционального отношения к окружающей действительности у детей с ЗПР и у обычных детей старшего дошкольного возраста.
Эмпирическая база исследования. Исследование было проведено на базе МДОБУ «ДСКВ «Южный» г. Всеволожска. В исследовании приняло участие 50 детей старшего дошкольного возраста: 25 детей с задержкой психического развития и 25 нормальных детей.
Методы исследования:
Теоретические методы: теоретический анализ социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, систематизация. 
Эмпирические методы:
1. Методика «Тест тревожности Р.Тэмпл, М.Дорки, В.Амен».   
2. Методика М.А. Панфиловой «Кактус»
3. Методика «Рисунок несуществующего животного» (М.З.Дукаревич)    
4. Цветовой тест (М. Люшера)
5. Методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотовой) 
Статистические методы:
 первичная описательная статистика (среднее арифметическое значение, частота распределения признака); 
 U-критерий Манна-Уитни. 
 t-критерий Стьюдента.
 коэффициент корреляции Пирсона. 
Этапы исследования. Исследование включало три этапа:
1. Теоретический – определение концептуального замысла исследования (постановка целей, задач, рабочей гипотезы); изучение и анализ научной и учебно-методической литературы; осмысление теоретических и методологических основ исследования; подбор методик;
2. Эмпирический – формирование выборки; 
3. Аналитический – анализ эмпирических данных; генерация заключительных выводов; подготовка ВКР к защите.
Практическая значимость исследования заключается в том, что — результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе, коррекционной работе.
Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав – теоретической, методологической и эмперической, заключения, практических рекомендаций, списка литературы, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На сегодняшний день в психологической науке нет единого мнения об определении специфики психических состояний человека. Психическое состояние характеризуется целостностью, многоуровневостью и иерархичностью, полимодальностью, структурой, функцией и системными качествами.
Проведя анализ литературы, стоит отметить, что развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития отстает от нормальных сверстников. Это проявляется в неустойчивости эмоционального реагирования, инфантилизме, частой тревожности таких детей, несформированной нравственной сферы, а также в агрессивном поведении.
Задержка психического развития является расстройством, включающим в себя интеллектуальный дефицит и трудности функционирования в повседневной. Задержка психического развития представляет собой нарушение развития, которое впервые появляется у детей в возрасте до 18 лет. Он определяется как уровень интеллектуального функционирования (измеряемый стандартными тестами интеллекта), который значительно ниже среднего и приводит к значительным ограничениям в повседневных навыках человека (адаптивное функционирование).
Проблема развития эмоций и их роль в мотивах появление в качестве средства регуляторов управления поведением ребенка составляет наиболее важные и сложные вопросы психологии и педагогики. Любой педагог, работая с детьми старшего дошкольного возраста в повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоциональной сферы. Образовательный процесс в дошкольном учреждении должен обеспечивать эмоциональный комфорт, постоянный психологически позитивный климат, гуманистическое отношение, личностно-ориентированное общение. Такие условия будут гарантом веселого, активного, эмоционального и позитивного состояние ребенка, предпосылкой к его успешной адаптации к будущей школьной среде. Поэтому необходимо развивать эмоциональную сферу ребенка.
В последние годы особое внимание уделено интеллектуальному развитию, кроме того эмоциональная сфера современных детей характеризуется слабой волей, агрессивностью, отсутствием эмоциональной щедрости.
Преобразования, происходящие в России в последние годы, бросают вызов системе дошкольного образования. В первую очередь – это личностно-ориентированная модель «воспитатель-дети», общение и сохранение психического здоровья каждого ребенка. Принимая во внимание развитие личности, то есть способность воспринимать и понимать собственные эмоциональные состояния и эмоциональные выражения других, рассматривается как условие ее успешной адаптации к современному обществу. Важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать других.
Формированию повышенной тревожности способствуют различные факторы, в том числе психологические и физиологические. Средний уровень тревожности отображает то, что по факту это достаточно спокойные дети, весьма активны и общительны, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами.
Взрослый человек может контролировать свои эмоции и чувства в любом случае. Наоборот, ребенок не может, из-за импульсивности и стихийности. Поэтому необходимо развивать чувства ребенка, его эмоциональную щедрость, благожелательность, эмпатию. Развитие эмоциональной сферы обусловливает здоровье детей и молодое поколение в целом.
Необходимо добавить, что при легкой степени задержки психического развития, ребенок вполне может догнать своих сверстников, занимаясь со специалистом, который будет учитывать особенности его психического состояния.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что проведенное исследование подтвердило обе гипотезы.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретическое исследование проблемы эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

1.1 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

Теоретический базис изучения психологических особенностей дошкольников, который определил в XX в. основополагающие направления изучения этой области, был показан в работах отечественного психолога Л. Выготского. Именно этот ученый вынес проблему психического развития детей в контекст коэффициент соответствия между естественным и историческим, природным и культурным, биологическим и социальным. Л. Выготский понимает культурное развитие дошкольников, как социальное с основным условием и механизмом – обучением. Выявляя данные механизмы, обучения, автор вводит термин «зоны ближайшего развития», которая является определяющей в достижениях детей, что происходит при сотрудничестве со взрослыми и их влиянии на ребенка, чему противопоставляется совокупность сформированных функций самостоятельного решения дошкольником определенных заданий. Этим сформированным функциям исследователь дал название «уровня актуального развития». Л. Выготский акцентировал внимание на феномене преемственности дошкольного и школьного этапов развития и обучения, он отмечал, что детское обучение возникает еще до поступления ребенка в школу. Дошкольный же период является этапом интенсивного развития таких психических функций ребенка, как памяти, внимания, мышления и восприятия. Одновременно с этим дошкольное обучение имеет существенные отличия со школьным, в первую очередь, его специфика обусловлена качественным компонентом мышления и мотивации учения ребенка. Более полное понимание закономерностей и сущности формирования готовности ребенка к школе возможно за счет сформулированного Л. Выготским принципа функционального единства сознания, под которым подразумевается определение сущности психического развития перестройкой функциональных отношений и связей, обуславливающих кардинальное изменение всей детской психики как единого целого в периоды возрастных переходов [17].
При помощи исследований отечественных и зарубежных психологов; в частности, З. Истоминой [18] – особенностей умственной сферы и познавательных процессов, а также развития мотивационной сферы; А. Леонтьева [25] – формирования дошкольного самосознания, общения и вариантов социального взаимодействия, характерных особенностей изобразительной, игровой и др. типов деятельности дошкольников, Ж. Пиаже [34] – механизмов формирования готовности к началу обучения и элементарной учебной деятельности, Д. Эльконина [45] – изучения особенностей дошкольников, имеющих психические и физические отклонения в развитии; стало возможным проведение анализа, с помощью которого удалось выделить самые значимые с позиции начала обучения в школе психологические новообразования в психике и поведении старших дошкольников, а также скомпилировать из данных особенностей психологический портрет 6-7-летнего ребенка.
Наблюдения Д. Эльконина показывают, что ребенку-дошкольнику свойственно динамичное развитие. Данный возрастной период характеризуется существенными изменениями и совершенствованием разных видов деятельности (рисование, конструирование, игра и т.п.), происходит активное развитие мышления, памяти, воображения и внимания, круг представлений ребенка о мире расширяется, дошкольнику удается научиться управлять самим собой, регулирование собственного поведения и осваивание новые социальные взаимоотношений. [45]
Данный возраст, по утверждению З. Истоминой, является этапом, на котором закладывается фундамент будущей личности ребенка: формируется прочная и стабильная структура мотивов дошкольников, а также именно в этот период зарождаются его новые социальные потребности; происходит формирование потребности в признании и уважении ребенка взрослым, появляется желание выполнять значимые для окружающих, «взрослые» дела, являться «взрослым»; возникает потребность в признании сверстниками (старшие дошкольники начинают активно проявлять интерес к коллективным формам деятельности, появляется дух соперничества, выражающийся в стремлении быть первым); также актуальной становится потребность дошкольника совершать поступки с учетом установленных правил и этических норм. Дошкольный возраст – этот тот период, когда новый (опосредованный) вид мотивации – база произвольного поведения, дети усваивают определенную систему существующих моральных норм, социальных ценностей и правил поведения в социуме, иногда уже могут сдерживать собственные непосредственные желания и поступать как «надо», а не «как хочется». Ближе к семи годам дошкольники начинают осознавать себя среди других, у них формируется внутренняя социальная позиция и стремление к новой социальной роли, которая бы соответствовала его потребностям. Дошкольники на этом этапе уже начинают осознавать и обобщать собственные переживания, у них формируются устойчивая самооценка и отношение к успехам/неудачам в деятельности, которые ей соответствуют. [18]
Отечественный ученый А. Леонтьев отмечает, что старший дошкольный возраст является особо значимым в психическом развитии детей: у ребенка в этот момент начинают формироваться новые психологические механизмы поведения и деятельности, активно происходят процессы развития и становления познавательной сферы. Дошкольник стремится узнать устройство и предназначение предметов, совершает попытки установления взаимосвязи предметов и явлений реальности. К концу дошкольного возраста становится явно заметно предпочтение интеллектуальной деятельности практической. Ранее разрозненные, малоосознаваемые конкретные впечатления об окружающем мире превращаются в более обобщенные, ясные и четкие, появляется целостное восприятие и осмысление действительности ребенком, возникает зачаточное мировоззрение. [25]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы