Часть дипломной работы на тему Особенности адаптации к дошкольному образовательному учреждению у детей среднего дошкольного возраста с РАС
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 7
1.1 Понятие и сущность адаптации 7
1.2 Особенности адаптации к дошкольному образовательному учреждению дошкольников с нормой развития 13
1.3 Особенности адаптации к дошкольному образовательному учреждению с расстройством аутистического спектра 19
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ К ДОУ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА С РАС 29
2.1 Характеристика базы и методов исследования 29
2.2 Анализ и интерпретация результатов диагностики уровня адаптации к дошкольному образовательному учреждению дошкольников среднего возраста с расстройством аутистического спектра 31
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 40
2.4 Комплекс мероприятий по адаптации к дошкольному образовательному учреждению дошкольников среднего возраста с расстройством аутистического спектра 42
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
Приложение А 66
Приложение Б 70
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В условиях постоянных изменений, которые происходят в современном обществе, проблема психолого-педагогической адаптация личности приобретает особую остроту. Проблема адаптации не является новой, но в современных условиях быстрого роста ритма и темпа жизни влечет за собой повышение требований к человеку как члену общества вообще и как творческой, активной личности в частности, исследование процесса адаптации приобретает актуальность. Это существенно и для образовательных учреждений, которые вынуждены реагировать на изменения, потому что работают с подрастающим поколением, наиболее открытым для всего нового. Поскольку психолого-педагогическая адаптация осуществляется через усвоение, принятие психологических, нравственных и других норм и ценностей общества, как в широком понимании, так и по отношению к ближайшему социальному окружению – группе, коллективу, семье и является процессом установления оптимального соответствия личности окружающей среде.
Адаптация выступает результатом деятельности, позволяющей удовлетворить потребности человека. Особое значение в исследовании процесса адаптации детей к детскому саду приобретают научно-экспериментальные наработки таких его аспектов, как: — теоретико-методологические основы адаптации детей дошкольного возраста в детском саду; — педагогические условия обеспечения адаптации дошкольников; — комплексное взаимодействие педагогов, психологов, медиков и родителей в период адаптации ребенка и т.д. Психолого-педагогическая адаптация происходит практически на протяжении всей жизни человека. Вхождение в новую социальную среду, которой для ребенка является детский сад, осложняется необходимостью сориентироваться в незнакомой ситуации и активизировать адаптационные ресурсы. У неподготовленного ребенка соблюдение нового режима и ритма жизни, выполнение новых требований, обязанностей и функций возникают определенные трудности, которые провоцируют возникновение таких явлений как: «Адаптационный синдром», «Адаптационная болезнь». Неблагоприятные условия окружающей среды, связанные с ухудшением социально-экономических, экологических и психологических условий, обуславливающих ослабление здоровья, появление нежелательных тенденций в межличностном взаимодействии дошкольников, тормозят процесс приспособления к детскому саду.
Современное состояние развития теории и практики общего и специального образования и психологии характеризуется объединением научных изысканий и усилий, усиленным вниманием к углубленному изучению особенностей общего и психического развития детей с особыми образовательными потребностями в целях обеспечения индивидуальной траектории развития каждого ребенка с учетом его психофизических особенностей, возможностей, способностей, интересов и т.д. Это требует от специалистов всех отраслей психолого-педагогического сопровождения, поиска новых идей, методологий и технологий эффективной помощи, поддержки и максимально возможного развития ребенка для его успешного социального и личностного становления.
Проблема аутизма и аутистических расстройств для российского и мирового общества не является новой. Изучая и анализируя современные литературные источники, можно отметить, что научный поиск в отечественном специальном образовании и психологии в последнее десятилетие характеризуется повышенной активностью исследования проблем развития, обучения и социализации детей с аутистическими нарушениями, что подтверждается многочисленными публикациями. Изучение особенностей психолого-педагогической адаптации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в дошкольном возрасте обусловлено потребностями педагогической и психологической поддержки. Это обусловлено спецификой психосоциального развития таких детей, в частности, трудностями в налаживании ими успешного социального взаимодействия и отношений с окружающими. Трудности психолого-педагогической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья опосредуются условиями семейного воспитания.
Актуальность проблемы адаптации детей с ограниченными
Заключение:
Работа была проведена на тему: «Адаптация к дошкольному образовательному учреждению дошкольников среднего возраста с ограниченными возможностями здоровья».
Результаты теоретического анализа и обобщение научных положений по проблемам социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном возрасте позволяют сделать следующие выводы.
1. Было раскрыто понятие «адаптация личности». Выявлено, что в современной психологической науке нет единого определения социально-психологической адаптации. В нашем исследовании социально-психологическая адаптация понимается как процесс и результат вхождения индивида в систему социальных взаимоотношений, что приводит к формированию личности и раскрытие ее внутреннего потенциала. Социально-психологическая адаптация теоретически может считаться высоким уровнем общего процесса адаптации человека, которая реализуется на уровне функционирования личности в процессе различных видов активной деятельности в социуме. Этот уровень основывается на сложившихся компонентах предыдущих уровней, включает их в себя, объединяя в качественно новые психологические феномены.
2. Определены особенности характеристики адаптации к дошкольному образовательному учреждению дошкольников с нормой развития. Выявлено, что дошкольный возраст в контексте социально-психологической адаптации является важным этапом формирования личных новообразований благодаря социализации и индивидуализации, которые определены как одни из механизмов психосоциального развития личности.
3. На основании анализа и обобщения научной литературы определены особенности адаптации к дошкольному образовательному учреждению дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Установлен ряд особенностей психосоциального развития детей дошкольного возраста с аутизмом. Определено, что сложность и глубина аутистического нарушения развития сказывается во всех областях функционирования этих детей, а сфера социального взаимодействия характеризуется большим дефицитом (большей несформированностью) психологических свойств и функций. Сформулированы содержание и показатели социального взаимодействия детей дошкольного возраста с аутизмом: восприятие, понимание и отношение ребенка к взрослому во время взаимодействия. Уточнено содержание понятия «социально психологическая адаптация детей дошкольного возраста с аутизмом».
Результатом социально-психологической адаптации дошкольников с аутизмом определены три уровня социально-психологической адаптированности, которым соответствуют определенные состояния (дезадаптированный, условно адаптированный и адаптированный).
4. Эмпирическое исследование было изучению адаптации к ДОУ дошкольников среднего возраста с ОВЗ В исследовании приняли участие 5 детей среднего дошкольного возраста с аутизмом (экспериментальная группа 1 – ЭГ –1) и 5 детей с нормотипичным развитием (экспериментальная группа 2 – ЭГ – 2).
По результатам листа наблюдений К.Л. Печоры, было выявлено, что условную готовность к поступлению в ДОУ демонстрируют 20% детей с РАС. 80% детей с РАС не готовы к поступлению в ДОУ. Нормотипичные дети, по результатам данной методики, на все 100% готовы к ДОУ.
По результатам наблюдения адаптации детей А. Остроуховой, было выявлено, что у 60% детей с РАС детей отмечен низкий уровень адаптации, у 40% детей отмечается средний уровень. У нормотипиччных детей –80% выявлен высокий уровень и 20% — средний (только один ребенок).
Методика структурированного наблюдения за
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
1.1 Понятие и сущность адаптации
Внимание к проблеме адаптации детей обусловлено тем, что, являясь динамическим процессом качественной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие детей. Кроме того, механизмы приспособления, возникшие в период адаптации, могут актуализировать и, используясь в сходных ситуациях, закрепляться в структуре личности. Вхождение в новую социальную среду осложняется необходимостью сориентироваться в незнакомой ситуации и активизировать адаптационные ресурсы. У неподготовленного ребенка соблюдение нового режима и ритма жизни, выполнение новых требований, обязанностей и функций вызывают определенные трудности, провоцируют возникновение таких явлений как «адаптационный синдром», «адаптационная болезнь» [1].
Экспериментальные исследования ученых свидетельствуют о том, что приспособление к учебному заведению системы дополнительного образования происходит значительно легче при условии активного педагогического сопровождения ребенка педагогами, включение его в различные виды деятельности: общение, музыкально-театрализованную, предметно-практическую, игровую. Учитывая это, следует полностью использовать педагогическую помощь педагогов как детям, в период адаптации, так и родителям[2].
В настоящее время в современной образовательной политике Российской Федерации актуализируется роль дополнительного образования. Дополнительное образование детей по своему содержанию охватывает все сферы жизнедеятельности человека и реализуется в неограниченные образовательные стандарты пространстве, в силу чего оно рассматривается как поле расширения