Часть дипломной работы Педагогика/Психология Специальная психология

Часть дипломной работы на тему Особенности адаптации к дошкольному образовательному учреждению у детей среднего дошкольного возраста с РАС

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 7

1.1 Понятие и сущность адаптации 7

1.2 Особенности адаптации к дошкольному образовательному учреждению дошкольников с нормой развития 13

1.3 Особенности адаптации к дошкольному образовательному учреждению с расстройством аутистического спектра 19

Выводы по первой главе 27

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ К ДОУ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА С РАС 29

2.1 Характеристика базы и методов исследования 29

2.2 Анализ и интерпретация результатов диагностики уровня адаптации к дошкольному образовательному учреждению дошкольников среднего возраста с расстройством аутистического спектра 31

2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 40

2.4 Комплекс мероприятий по адаптации к дошкольному образовательному учреждению дошкольников среднего возраста с расстройством аутистического спектра 42

Выводы по второй главе 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61

Приложение А 66

Приложение Б 70

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В условиях постоянных изменений, которые происходят в современном обществе, проблема психолого-педагогической адаптация личности приобретает особую остроту. Проблема адаптации не является новой, но в современных условиях быстрого роста ритма и темпа жизни влечет за собой повышение требований к человеку как члену общества вообще и как творческой, активной личности в частности, исследование процесса адаптации приобретает актуальность. Это существенно и для образовательных учреждений, которые вынуждены реагировать на изменения, потому что работают с подрастающим поколением, наиболее открытым для всего нового. Поскольку психолого-педагогическая адаптация осуществляется через усвоение, принятие психологических, нравственных и других норм и ценностей общества, как в широком понимании, так и по отношению к ближайшему социальному окружению – группе, коллективу, семье и является процессом установления оптимального соответствия личности окружающей среде.

Адаптация выступает результатом деятельности, позволяющей удовлетворить потребности человека. Особое значение в исследовании процесса адаптации детей к детскому саду приобретают научно-экспериментальные наработки таких его аспектов, как: — теоретико-методологические основы адаптации детей дошкольного возраста в детском саду; — педагогические условия обеспечения адаптации дошкольников; — комплексное взаимодействие педагогов, психологов, медиков и родителей в период адаптации ребенка и т.д. Психолого-педагогическая адаптация происходит практически на протяжении всей жизни человека. Вхождение в новую социальную среду, которой для ребенка является детский сад, осложняется необходимостью сориентироваться в незнакомой ситуации и активизировать адаптационные ресурсы. У неподготовленного ребенка соблюдение нового режима и ритма жизни, выполнение новых требований, обязанностей и функций возникают определенные трудности, которые провоцируют возникновение таких явлений как: «Адаптационный синдром», «Адаптационная болезнь». Неблагоприятные условия окружающей среды, связанные с ухудшением социально-экономических, экологических и психологических условий, обуславливающих ослабление здоровья, появление нежелательных тенденций в межличностном взаимодействии дошкольников, тормозят процесс приспособления к детскому саду.

Современное состояние развития теории и практики общего и специального образования и психологии характеризуется объединением научных изысканий и усилий, усиленным вниманием к углубленному изучению особенностей общего и психического развития детей с особыми образовательными потребностями в целях обеспечения индивидуальной траектории развития каждого ребенка с учетом его психофизических особенностей, возможностей, способностей, интересов и т.д. Это требует от специалистов всех отраслей психолого-педагогического сопровождения, поиска новых идей, методологий и технологий эффективной помощи, поддержки и максимально возможного развития ребенка для его успешного социального и личностного становления.

Проблема аутизма и аутистических расстройств для российского и мирового общества не является новой. Изучая и анализируя современные литературные источники, можно отметить, что научный поиск в отечественном специальном образовании и психологии в последнее десятилетие характеризуется повышенной активностью исследования проблем развития, обучения и социализации детей с аутистическими нарушениями, что подтверждается многочисленными публикациями. Изучение особенностей психолого-педагогической адаптации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в дошкольном возрасте обусловлено потребностями педагогической и психологической поддержки. Это обусловлено спецификой психосоциального развития таких детей, в частности, трудностями в налаживании ими успешного социального взаимодействия и отношений с окружающими. Трудности психолого-педагогической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья опосредуются условиями семейного воспитания.

Актуальность проблемы адаптации детей с ограниченными

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Работа была проведена на тему: «Адаптация к дошкольному образовательному учреждению дошкольников среднего возраста с ограниченными возможностями здоровья».

Результаты теоретического анализа и обобщение научных положений по проблемам социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном возрасте позволяют сделать следующие выводы.

1. Было раскрыто понятие «адаптация личности». Выявлено, что в современной психологической науке нет единого определения социально-психологической адаптации. В нашем исследовании социально-психологическая адаптация понимается как процесс и результат вхождения индивида в систему социальных взаимоотношений, что приводит к формированию личности и раскрытие ее внутреннего потенциала. Социально-психологическая адаптация теоретически может считаться высоким уровнем общего процесса адаптации человека, которая реализуется на уровне функционирования личности в процессе различных видов активной деятельности в социуме. Этот уровень основывается на сложившихся компонентах предыдущих уровней, включает их в себя, объединяя в качественно новые психологические феномены.

2. Определены особенности характеристики адаптации к дошкольному образовательному учреждению дошкольников с нормой развития. Выявлено, что дошкольный возраст в контексте социально-психологической адаптации является важным этапом формирования личных новообразований благодаря социализации и индивидуализации, которые определены как одни из механизмов психосоциального развития личности.

3. На основании анализа и обобщения научной литературы определены особенности адаптации к дошкольному образовательному учреждению дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Установлен ряд особенностей психосоциального развития детей дошкольного возраста с аутизмом. Определено, что сложность и глубина аутистического нарушения развития сказывается во всех областях функционирования этих детей, а сфера социального взаимодействия характеризуется большим дефицитом (большей несформированностью) психологических свойств и функций. Сформулированы содержание и показатели социального взаимодействия детей дошкольного возраста с аутизмом: восприятие, понимание и отношение ребенка к взрослому во время взаимодействия. Уточнено содержание понятия «социально психологическая адаптация детей дошкольного возраста с аутизмом».

Результатом социально-психологической адаптации дошкольников с аутизмом определены три уровня социально-психологической адаптированности, которым соответствуют определенные состояния (дезадаптированный, условно адаптированный и адаптированный).

4. Эмпирическое исследование было изучению адаптации к ДОУ дошкольников среднего возраста с ОВЗ В исследовании приняли участие 5 детей среднего дошкольного возраста с аутизмом (экспериментальная группа 1 – ЭГ –1) и 5 детей с нормотипичным развитием (экспериментальная группа 2 – ЭГ – 2).

По результатам листа наблюдений К.Л. Печоры, было выявлено, что условную готовность к поступлению в ДОУ демонстрируют 20% детей с РАС. 80% детей с РАС не готовы к поступлению в ДОУ. Нормотипичные дети, по результатам данной методики, на все 100% готовы к ДОУ.

По результатам наблюдения адаптации детей А. Остроуховой, было выявлено, что у 60% детей с РАС детей отмечен низкий уровень адаптации, у 40% детей отмечается средний уровень. У нормотипиччных детей –80% выявлен высокий уровень и 20% — средний (только один ребенок).

Методика структурированного наблюдения за

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

1.1 Понятие и сущность адаптации

Внимание к проблеме адаптации детей обусловлено тем, что, являясь динамическим процессом качественной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие детей. Кроме того, механизмы приспособления, возникшие в период адаптации, могут актуализировать и, используясь в сходных ситуациях, закрепляться в структуре личности. Вхождение в новую социальную среду осложняется необходимостью сориентироваться в незнакомой ситуации и активизировать адаптационные ресурсы. У неподготовленного ребенка соблюдение нового режима и ритма жизни, выполнение новых требований, обязанностей и функций вызывают определенные трудности, провоцируют возникновение таких явлений как «адаптационный синдром», «адаптационная болезнь» [1].

Экспериментальные исследования ученых свидетельствуют о том, что приспособление к учебному заведению системы дополнительного образования происходит значительно легче при условии активного педагогического сопровождения ребенка педагогами, включение его в различные виды деятельности: общение, музыкально-театрализованную, предметно-практическую, игровую. Учитывая это, следует полностью использовать педагогическую помощь педагогов как детям, в период адаптации, так и родителям[2].

В настоящее время в современной образовательной политике Российской Федерации актуализируется роль дополнительного образования. Дополнительное образование детей по своему содержанию охватывает все сферы жизнедеятельности человека и реализуется в неограниченные образовательные стандарты пространстве, в силу чего оно рассматривается как поле расширения

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы