Теория и методика развития детской речи Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Основные направления работы по развитию мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические
аспекты проблемы развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием
речи. 7

1.1. Понятие
" мелкая моторика" в психолого-педагогической литературе. 7

1.2. Особенности развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием
речи  10

1.3. Основные
направления педагогического воздействия на занятиях по развитию мелкой моторики
рук у детей с общим недоразвитием речи. 15

Выводы по 1 главе. 25

Глава 2. Эмпирическое исследование развития мелкой моторики рук у детей с
общим недоразвитием речи. 27

2.1. Выявления уровня развития мелкой моторики рук у детей с
общим недоразвитием речи. 27

2.2. Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей с
общим недоразвитием речи. 41

2.3. Сравнительный анализ результатов исследования. 45

_Toc101269988Выводы по 2 главе. 51

Заключение. 53

Глоссарий. 55

Список литературы.. 56

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В настоящее время многие родители,
заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание в основном
на чтение и счет. Но именно в сфере мелкой моторики чаще всего наблюдаются
низкие показатели при обосновании детей на готовность к школе. Проблема
развития мелкой моторики у детей является актуальной на данный момент, так как
мелкая моторика благоприятно влияет на развитие всех психических процессов. Многие ученые
рассматривали проблему развития мелкой моторики. Рядом исследователей (Антаковой-Фоминой
А.В., Исениной Е.И., Кольцовой М.М.) доказано, что развитие мелкой моторики
пальцев рук положительно сказывается на всестороннем развитии детей. В работах
В.М. Бехтерева доказано, что простые движения рук помогают убрать напряжения не
только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны
улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. В
исследованиях М.М. Кольцовой было выявлено, что развитие тонких движений пальцев
рук предшествуют появлению артикуляции слогов.

Анализ реальной ситуации,
сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного
возраста, показал, что количество детей, имеющих общую моторную
недостаточность, неуклонно растёт, а это, в свою очередь, ведёт к различным
речевым нарушениям, так как мелкая моторика неотъемлемая часть сенсорной
культуры.

Несовершенство тонкой двигательной
координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других
учебных и трудовых навыков. Следовательно, дети, у которых
недостаточно развита мелкая моторика рук, зачастую, попадают в категорию
«неуспевающих». Чтобы избежать этого, необходимо готовить руку ребёнка задолго
до поступления в школу. По данным исследований ученых в области дошкольной
педагогики отмечено, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение
полноценного сенсорного развития является одной из основных сторон дошкольного
воспитания и развития речи детей. Таким образом,
считаем, что развитию мелкой моторики уделяется недостаточное внимание. Развитие
мелкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности,
обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только
традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий.
Решение проблемы у учащихся наиболее успешно осуществляется в разных видах
деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность.
Целесообразно уже в дошкольном возрасте создавать условия для накопления
ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости,
то есть подготавливать руку к письму необходимо начинать задолго до поступления
ребёнка в школу.

Дети с ОНР нуждаются в оказании специально
организованной психолого-педагогической помощи. Важнейшая роль отводится
своевременной и качественной диагностике, профилактике и коррекции
поведенческих, нервно-психических и двигательных расстройств для успешной
социальной интеграции детей с ОНР в будущем. При определенном коррекционном и педагогическом воздействии эти
нарушения могут быть обратимыми. Поэтому занятия по разработанной
коррекционно-развивающей программе предоставляют широкую возможность для работы
в этом направлении.

Актуальность выбранной темы заключается в том,
что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у
детей дошкольного возраста с ОНР позволяет сформировать координацию движений
пальцев рук, развить речевую деятельность, что благотворно влияет на состояние
двигательных умений и навыков и успешной интеграции детей в обществе.

Проблемой изучения развития мелкой моторики рук
занимались: Н.А. Бернштейн, Л.И. Быкова, В.М. Волков, В.А. Иванов, Л.Х.
Матвеев, Н.А. Ноткина, Е.Ф. Орехов, Т.Н. Сумищев и др. Вопросом изучения психических нарушений у детей
с ДЦП занимались многие отечественные исследователи: Л. А. Данилова, Э. С.
Калижнюк, И. Ю. Левченко, Е. М. Мастюкова, И. И. Мамайчук, Л. М. Шипицина, и
др.

Проблема
исследования – выявление наиболее эффективных приемов и способов развития
мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.

Объект исследования — 
процесс развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования – основные направления работы
по развитию мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи.

Цель
исследования: теоретически
обосновать и экспериментально проверить влияние коррекционных занятий на
развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Гипотеза
исследования:
предполагаем, что работа по развитию мелкой моторики у детей с общим
недоразвитием речи будет
более эффективной при включении в коррекционную программу занятий, включающую
элементы дидактических игр и пальчиковой гимнастики.

В соответствии с поставленной целью, объектом,
предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические аспекты развития мелкой моторики у
детей общим
недоразвитием речи.

2. Проанализировать основные направления коррекции мелкой моторики
у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2. Провести исследования мелкой моторики у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи.

3. Разработать и реализовать систему
занятий по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи.

4. Проанализировать
результаты исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное
исследование посвящено развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного
возраста с ОНР. Таким образом, под термином «мелкая
моторика» подразумеваем высокодифференцированные точные движения
преимущественно малой амплитуды и силы. В социализированных движениях это
движения пальцев руки и элементы артикуляторного аппарата. Мелкая моторика
является неотъемлемой частью моторных способностей человека и оптимального
моторного стереотипа социализированных движений. Его развитие основано на
формировании оптимальной статичности тела, оптимальном двигательном стереотипе
и движениях конечностей и музыкально-ритмических движениях.

Изучение двигательной сферы детей с
ОНР показывает, что движения детей с общим недоразвитием речи отличаются
неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или,
напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение
простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания, такими
как раздевание, умывание, приём пищи. Более выражено недоразвитие пальцевой
моторики выступает при выполнении детьми специальных проб. Недостаточность
лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности
мимических движений, в нечетком или неправильном звукопроизношении, в общей
смазанности, невнятности речи.

Для выявления уровня развития мелкой
моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи использовались
следующие методики: тест Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию рук, оптико-кинестетическая
организация движения Е.Ф.Архипова – пробы на праксис позы, методика «Дорожки»
(по Л.А. Венгеру).

Полученные результаты констатирующего
этапа показали, что показатели экспериментальной и контрольной группы
значительно отличаются. В отличие от детей контрольной группы, у большинства
детей экспериментальной группы выявлен низкий уровень развития мелкой моторики.
У исследуемых воспитанников развитие мелкой моторики отстаёт от возрастной
нормы. Движения у детей скованные, координация движений рук нарушена. Дети не
умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании слабые, прерывистые,
ломаные. В целом, анализ результатов констатирующего исследования показал
недостаточный уровень развития мелкой моторики детей экспериментальной группы,
что обусловило проведение в дальнейшем формирующего эксперимента.

В ходе формирующего этапа была
создана система развития мелкой моторики. Учитывали необходимые направления для
достижения положительного результата: работа с детьми, родителями и педагогами.
Применение изобразительной деятельности по развитию мелкой моторики у детей
дошкольного возраста с ОНР способствовало такому созданию условий, при котором
дети с ОНР могли проявить положительное отношение к результату своей
изобразительной деятельности на уроках, в процессе взаимодействия с педагогами
и сверстниками, а также дома в совместной работе с родителями.

Анализ полученных результатов на
контрольном этапе свидетельствует о существенных различиях и результатах детей
экспериментальной и контрольной групп по всем трем уровням. Результаты показали
эффективность обучения детей, так как заметно улучшились результаты, повысился
уровень развития мелкой моторики. Анализ выполненных работ показал, что
проводимая работа дала положительный результат.

Таким образом, подтвердили гипотезу
о том, что работа по развитию мелкой моторики у детей с
общим
недоразвитием речи будет
более эффективной при включении в коррекционную программу занятий, включающую
элементы дидактических игр и пальчиковой гимнастики. Глоссарий Мелкая моторика —
совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение
точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.

Пальчиковые игры —
общепринятое название занятий на развитие мелкой
моторики у детей.

Общее недоразвитие речи
– это различные сложные нарушения речи, при которых у дошкольников возникают
проблемы с развитием всех компонентов системы речи при нормальном интеллекте и
слухе, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Пальчиковая азбука
— система изображений 33 букв русского алфавита с помощью пальцев рук.

Пальчиковый театр –
это инсценировка каких-либо рифмованных историй с помощью кукол, одетых на
пальчики.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития
мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи 1.1. Понятие
" мелкая моторика" в психолого-педагогической литературе Все психологические процессы отражаются в положении рук,
жестов, мелких движениях пальцев. Исследователи, занимающиеся изучением мозга
ребенка, психики детей, отмечают большой стимулирующий эффект функции руки.
Движения пальцев рук людей были улучшены из поколения в поколение, так как люди
выполняли все более тонкую и сложную работу своими руками. В связи с этим
наблюдалось увеличение площади двигательной проекции руки в мозге человека [13].

Физиологи доказали, что с анатомической точки зрения около
трети всей площади проекции двигательной коры головного мозга занята проекцией
руки, расположенной очень близко к речевой зоне. Это величина проекции руки и
ее близость к моторной зоне, что позволяет рассматривать руку как «орган речи»,
как и артикуляторный аппарат. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить,
необходимо не только обучать его артикуляторный аппарат, но и развивать
движения пальцев или небольшие двигательные навыки. К области моторных навыков
относится большое количество движений: от примитивных жестов, таких как захват
объектов, до очень маленьких движений, на которые, например, зависит от почерка
человека [23].

Мелкая моторика — двигательная активность, вызванная
скоординированной работой маленьких мышц руки и глаза. Поскольку ученые (М. М.
Кольцова, Е. И. Исенина, А. В. Антакова-Фомина и др.) установили взаимосвязь
между развитием мозга и мелкой моторикой, на этой основе можно отметить большую
роль развития тонких моторных навыков в развитии детских психических процессов,
которые влияют на развитие личности в целом [18].

M.M. Кольцова отметила, что движение руки всегда было тесно
связано с речью и способствовало ее развитию. Развитие тонкой подвижности
пальцев положительно влияет на развитие детской речи, а уровень развития
детской речи напрямую зависит от степени формирования тонких движений пальцев.
Ведущая деятельность в дошкольном учреждении — это игра. Именно во время игры
наиболее эффективно развивать мелкие моторные навыки [18].

Н.М. Щелованов, M.P. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали,
что освоение относительно тонких действий рук происходит в процессе развития
зрения, прикосновения, развития кинестетического смысла — положения и движения
тела в пространстве. Вид объекта — это стимул движения рук к нему.
Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно в течение первых
шести месяцев его жизни. Пальцы сжались в кулак. Начните выполнять специальные
движения захватывающих объектов. Рука начинает действовать как специфический
человеческий орган [15].

Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое
развитие уровней построения движений происходит с первых месяцев жизни и
завершается на два года. Кроме того, начинается длительный процесс адаптации
друг к другу всех уровней конструкции движения [7]. А.Р. Лурия пишет, на первых этапах речевой порядок взрослого
человека может начинаться только с отдельных движений, но еще не может их задержать,
а также не может вести и корректировать длительный ход движений. речь
взрослого, а затем речь самого ребенка, сначала внешнего, а затем внутреннего,
способна сформировать намерение, план моторного действия, исправить движения,
сравнить результат движения с его намерением [23]. По
словам И.П. Павлова, вторая сигнальная система является внешним регулятором
человеческого поведения. Из сказанного следует, что при наличии речевых
нарушений у ребенка, когда вербальное общение с ним приобретает довольно
сложный характер или становится совершенно невозможным, также будет страдать развитие
двигательных функций [30].

В целом проблема повышения
эффективности комплексной психолого-педагогической работы по развитию тонких
моторных навыков и координации движения пальцев детей не утрачивает своей
актуальности. Источники способностей и даров детей, по словам В. Сухомлинского,
находятся под рукой, из них, образно говоря, являются лучшими потоками, которые
питают источник творческой мысли. Чем тоньше взаимодействие руки с орудием
труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия. Чем больше
умений в руке ребенка, тем умнее ребенок [21].

Работы И.М. Сеченова, И.П. Павлова и
современные исследования высшей нервной деятельности позволяют нам проникнуть в
закономерности формирования двигательных навыков, в том числе мелких моторных
навыков, опираясь на учение условных рефлекторных временных связей и
формирование динамического стереотипа. Вся деятельность человека в процессе
моторного образования зависит от высшей нервной деятельности и определяется как
анатомическим созреванием центральных нервных субстратов (новейших органов
двигательной системы, так и лобных полушарий, построенных на ней), а также
функциональным созреванием и регулированием уровней координации [35].

Доктор медицинских наук,
профессор-физиолог М.М. Кольцова считает, что есть разум рассматривать руку как
орган речи — так же, как артикуляторный аппарат. С этой точки зрения проекция
руки — это еще одна область речи мозга [18].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы