Коррекционная педагогика Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Организация работы учителя начальных классов с детьми с ЗПР в условиях массовой школы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА.. 2

МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА.. 5

Аннотация. 5

Введение. 6

Раздел 1.
Составление Индивидуального образовательного маршрута для учащихся с ЗПР. 9

Раздел 2.
Требования к организации образовательного пространства для детей с ЗПР. 14

Раздел 3.
Требования к организации и проведению уроков для учащихся с ЗПР. 17

Раздел 4.
Разработки технологических карт уроков для учащихся с ЗПР. 21

Раздел 5.
Организация внеурочной и индивидуальной работы с учащимися с ЗПР. 35

Раздел 6.
Организация работы с родителями младших школьников с ЗПР. 40

Заключение. 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 44

Список
литературы.. 45

 

 

 

 

 

  

Введение:

 

Основным
и самым актуальным направлением современной системы образования в России
является «инклюзивное образование». Инклюзивное образование – это обеспечение
равного доступа к процессу образования для всех обучающихся с учетом
разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Цель данного образования – создание инклюзивного общества, где каждый сможет
чувствовать свою востребованность и возможность реализовать себя в социуме.

В
основу инклюзивного образования положена идеология, в соответствии с которой
исключена любая дискриминация детей, но одновременно создаются особые условия
для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Главная
задача современного инклюзивного образования в Российской Федерации состоит в том,
чтобы раскрыть индивидуальные способности каждого школьника, выявить
перспективу совершенствования приобретенных знаний, умений и навыков и
продолжить развитие его функциональных возможностей в современном
обществе.

Инклюзивное
образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными
потребностями и его семьи в обществе, но и меняет позицию общества в отношении
таких людей, способствует развитию толерантности и социального равенства.
Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.

Инклюзивное
образование в России основано на особых принципах, применимых для каждого этапа
образовательного и воспитательного процесса. Таким образом, администрация
учебных заведений и педагоги принимают детей с особенностями и отклонениями
независимо от их социального положения, физического, эмоционального и
интеллектуального развития и создают им необходимые условия на основе
психологических и педагогических приемов, нацеленных на их потребности. Данное
образование предоставляет детям возможность получить необходимые компетенции по
стандартам образовательной политики государства.

В
образовательной сфере статус «ребенок с ограниченными возможностями»
присваивается детям, у которых есть отклонения от физической, психической или
умственной нормы. Этим детям очень сложно овладеть обычной школьной программой
без определенной помощи и особой материально-технической базы. В связи с этим
был разработан новый образовательный стандарт, который включает в себя
различные нововведения и реконструкции уже существующего образовательного
процесса.

Самое
общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и – в частности –
образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды,
позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество.

Создание
специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами)
связано не только и не столько с созданием определенной материально-технической
базы образовательного учреждения, сколько с изменением всей образовательной
среды.

В
настоящее время, когда остро ставится вопрос об улучшении школьного обучения и
все больше значения придается дифференцированному подходу к учащимся,
повышается необходимость выявления детей с аномалиями развития. Обучение таких
детей требует понимания их особенностей и потенциальных возможностей для выбора
адекватных коррекционных воздействий с целью наиболее полной компенсации
дефектов развития.

Массовые
обследования неуспевающих учащихся общеобразовательных школ показали, что около
половины составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР).

В
настоящее время проблема задержки психического развития и трудностей в обучении
осознается как одна из наиболее важных психолого-педагогических проблем
психологами и педагогами всего мира, что является актуальным для темы нашего
исследования.

Задержка психического
развития (ЗПР) 
относится к
категории слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает
промежуточное место между нормой и патологией. У детей с задержкой
психического развития нет таких тяжелых патологий развития, как умственная
отсталость, первичное недоразвитие речи, двигательной системы, слуха
или зрения. Главные трудности, которые такие дети испытывают,
связаны прежде всего с обучением и социальной адаптацией.

Происходит
это потому, что темпы созревания психики при задержке развития замедлены. Кроме
того, у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному
и отличаться как по степени, так и повремени проявления.

Организационно-правовой
основой для работы с младшими школьниками с ЗПР является Приказ
Министерства образования и науки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования для обучающихся с ОВЗ». Согласно требованиям
к адаптированной основной образовательной программы начального общего
образования для учащихся с ЗПР предусмотрено два варианта получения
начального образования. Первый вариант (7.1 по стандарту) предполагает, что
обучающийся с ЗПР получает образование полностью соответствующее по
итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся
не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения
(1-4 класс). Второй вариант (7.2  – по стандарту) предполагает продление
срока обучения до 5 лет за счет введения первого дополнительного класса.

Целью нашего исследования является
выявление особенностей организации работы с детьми с ЗПР младшего
школьного возраста в условиях массовой школы, разработка методического пособия
в помощь учителю и родителям при работе с детьми с ЗПР.

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Таким
образом, выполненная методическая разработка направлена на оптимизацию организации
работы учителя начальных классов с детьми с ЗПР в условиях массовой школы.

В
ходе преддипломной практики было отмечено, что обучение детей с ЗПР происходит
по индивидуальному учебному маршруту, обеспечивается медико-социальным и
психолого-педагогическим сопровождением.

Нами
были применены разработанные технологические карты уроков по русскому языку,
математике, литературному чтению.

Отмечено,
что эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и
познавательную сферу детей с ЗПР являются: игровые ситуации; дидактические
игры; наглядный материал; использование презентаций и фрагментов презентации.

Таким
образом, можно утверждать, что инклюзия предусматривает личностно
ориентированные методы обучения, в основе которых – индивидуальный подход к
каждому ребенку с учетом всех его индивидуальных особенностей — способностей,
особенностей развития, типов темперамента, пола, семейного культуры и тому
подобное. Инклюзивное обучение предусматривает создание образовательной среды, которая
бы отвечала потребностям и возможностям каждого ребенка, независимо от особенностей
его психофизического развития.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Раздел 1. Составление Индивидуального образовательного
маршрута для учащихся с ЗПР

 

Все
обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в
усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными
способностями, специфическими расстройствами психологического развития
(школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или
поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени
выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный
темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности
произвольной саморегуляции. Различие структуры нарушения психического развития
у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки
в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих
возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление
существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения
психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования,
сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС
НОО) для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) представляет собой
совокупность требований к структуре основных образовательных программ, условиям
их реализации и результатам освоения[1] . Одна из целей стандарта
выражена в воплощении стратегии интеграции посредством сближения общего и
специального образования в существующих реалиях российской системы образования.

Построение
образовательного процесса детей с ЗПР в условиях массовой школы выполняется
следующим образом:

1.
Диагностика индивидуальных особенностей развития детей с ЗПР.

2.
Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов детей, составление
Индивидуальных образовательных маршрутов и Индивидуальных образовательных
планов.

3.
Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных
потребностей учащихся с ЗПР.

4.
Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивного класса.

5.
Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса.

Индивидуальный
образовательный маршрут ребенка с ЗПР – представляет собой специально созданную
комфортную обучающую среду для устранения недостатков развития,
профессиональной поддержки всех специалистов школы, помощи родителей в трудных
шагах по овладению знаниями и принятыми нормами поведения. Маршрут
сопровождения ребенка с ЗПР в школе намечает цели и задачи, наиболее доступные
в данный момент для воспитанника, и определяет шаги по их выполнению[2].

Выбор
образовательного маршрута ребенка с ЗПР осуществляется
психолого-медико-педагогической комиссией, которая определяет актуальный социально-психологический
статус ребенка, степень приближения его развития к возрастной норме и дает
оценку перспективы дальнейшего приближения в разных условиях обучения.

Представим
пример составления Индивидуального образовательного маршрута для учащихся с ЗПР

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР
на 2019-2020 учебный год

Общие сведения

ФИО
учащегося:

Возраст:

Школа:
МОУ СОШ №

Класс:

ФИО,
основные данные о родителях (образование, место работы):

Дата
первичного обследования:

Заключение
и рекомендации ТПМПК (протокол №… от …. 2020 г.)

Заключение:
осуществление и организация образовательной деятельности ребёнка по
адаптированной образовательной программе (для детей с задержкой психического
развития) начального общего образования.

Форма
обучения: очная (класс).

Проведение
индивидуальных и групповых занятий с учителем-логопедом, педагогом-психологом.

Виды
психолого-педагогической коррекции: использование индивидуального
психолого-педагогического подхода.

ФИО
основного педагога: …

ФИО
специалистов сопровождения:



[1] ФГОС начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития (проект)
Электронный ресурс — Код доступа — firo.ru/wp-content/uploads.

[2] Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ЗПР –
Электронный ресурс – код доступа — https://rosuchebnik.ru/material/individualnyy-marshrut-soprovozhdeniya-rebenka-s-zpr/

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы