Часть дипломной работы на тему Организация работы с загадками на уроках литературного чтения 2 класс
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы организация работы с загадками на уроках литературного чтения во 2 классе как средство развития речевых умений 6
1.1 Психолого-возрастные особенности развития речи младших школьников 6
1.2 Методический и педагогический потенциал загадок в младшем школьном возрасте 11
1.2.1 Роль загадок в воспитании и образовании младших школьников 11
1.2.2 Методика работы с загадками в младшем школьном возрасте 17
1.2.3 Анализ учебников литературного чтения 2 класса в заявленном аспекте 23
Выводы по первой главе: 27
ГЛАВА 2. Развитие речевых умений младших школьников на уроках на материале загадок 28
2.1 Загадки как средство формирования речевых умений младших школьников (констатирующий эксперимент) 29
2.2 Методические условия по формированию речевых умений младших школьников на материале загадок 36
2.3 Сформированность речевых умений младших школьников по результатам контрольного эксперимента 45
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
Введение:
Родной язык, родная речь передают особые реалии национальной жизни, имеют многовековую историю, составляют предмет гордости носителей национального языка, поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования указывается на необходимость приобщения учащихся к национальной культуре своего народа. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Б.Д. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова и др.). Современные школьники большую часть своего времени проводят за компьютером, за телевизором, вследствие этого, произведения народного творчества (загадки, пословицы, поговорки, колыбельные песни, потешки) практически не используются в младшем возрасте, не говоря уже о детях шести-семи лет.
Педагоги используют загадки на занятиях по развитию речевых умений у учащихся, поэтому возникает потребность в разработке методики по развитию речевых умений детей младшего школьного возраста средствами малых форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни школы. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги школьного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса.
Как следствие, педагоги школьного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи, посредством малых форм фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения. Итак, возникает противоречие между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии младших школьников и недостаточной обеспеченностью педагогов школьного образования методиками развития речи детей средствами малых форм фольклора. Поэтому использование фольклорных произведений для формирования речевых умений младших школьников видится нам значимым и определяет актуальность дипломной работы.
Объектдипломного исследования – речевые умения младших школьников.
Предмет– условия организации работы с загадками на уроках литературного чтения во 2 классе как средства развития речевых умений.
Цельисследования заключается в определении методических условийпо работе с загадками во 2 классе как средства развития речевых умений.
В ходе анализа методической литературы была сформулирована гипотеза исследования, которая заключается в том, что если при работе с загадками педагог будет:
— обогащать словарный запас учеников (путем подбора синонимов, антонимов; нахождения сравнения и метафоры);
— обучать детей сравнивать предметы и явление с помощью антонимов и синонимов;
-и наконец, учить сочинять загадки, то уровень речевых умений учащихся повысится.
Для реализации этой цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать психолого-возрастные особенности развития речи младших школьников.
2. Рассмотреть методику формирования речевых умений в начальной школе при работе с загадками.
3. Проанализировать учебники в заданном аспекте.
4. Выявить уровень сформированности речевых умений учащихся.
5. Разработать и реализовать методические условия работы с загадкой в процессе развития речевых умений младших школьников.
6. Оценить эффективность проведенной экспериментальной работы по реализации методических условий.
Теоретико-методологической основой исследования явились работы М. Р. Львова «Речь младших школьников и пути ее развития», Н. Н. Коробова «Речевое развитие младшего школьника», В. А. Синицына «Современные подходы к развитию речи младших школьников».
В работе использован комплекс методов исследования, включающий: анализ психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта преподавания, педагогическое наблюдение, наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы могут быть полезны как студентам при прохождении педагогической практики, так и учителям при работе по развитию речевых умений младших школьников.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, выявлено противоречие, поставлена проблема; определены цель, задачи, объект, предмет, выдвинута гипотеза и раскрыты теоретическая основа, методы исследования.
Впервой главе «Теоретические основы организация работы с загадками на уроках литературного чтения во 2 классе как средство развития речевых умений» представлена сущность понятий «речь», «речевая деятельность»; определены психолого-возрастные особенности развития речи младших школьников; представлены методы развития речи младших школьников при работе с загадками.
Вовторой главе«Развитие речевых умений младших школьников на уроках на материале загадок» описывается ход экспериментальной проверки; анализируются результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.
Общий объем работы составляет 64 страницы. Список использованных источников и литературы включает 54 источника.
Заключение:
Подводя итоги исследования, следует отметить, что цель достигнута – определены методические условия в работе с загадками в школе как средства развития речевых умений.
Поставленные задачи выполнены:
— охарактеризованы психолого-возрастные особенности развития речи младших школьников;
— рассмотрена методика формирования речевых умений в начальной школе при работе с загадками;
— проанализированы учебники в заданном аспекте;
— выявлен уровень развития речевых умений учащихся;
— разработаны и реализованы методические условия работы с загадкой в процессе развития речевых умений младших школьников;
— оценена эффективность проведенной экспериментальной работы по реализации гипотезы.
Результаты исследования показали, что в ходе констатирующего этапа 70% учащихся имели низкий уровень представления о загадке, 5% учащихся имели высокий уровень, 25% учащихся показали средний уровень. Учащиеся показали высокий уровень, а именно 85%, умения находить загадку среди произведений других жанров, 15% показали средний уровень. 90% учащихся показали, что умеют отгадывать загадку, однако 40% учащихся сформирован низкий уровень умения объяснять отгадку. У учащихся сформирован низкий уровень умения сочинять загадку – 10%, с трудностями столкнулись 90% учащихся. Определяя уровень умений нахождения метафоры и сравнения в художественном тексте, было выявлено, что лишь 20% учащихся имеют высокий уровень, 40% – средний, 20% – низкий. Также было проведено исследование по использованию метафоры и сравнения в речи младших школьников, которое показала, что 10% учащихся имеют высокий уровень, 80% – низкий, 10% – средний.Определяя процент учащихся, умеющих находить синонимы, мы выявили следующие результаты: высокий – 53%, средний – 37%, низкий – 10%, умеющих находить антонимы – высокий – 40%, средний – 40%, низкий – 20%. Проверялся также процент учащихся, умеющих использовать в своей речи синонимы, уровни – высокий – 13%, средний – 31%, низкий – 56%, антонимы – высокий – 6%, средний – 19%, низкий – 75%.
На формирующем этапе, который включал несколько уроков, учащиеся учились находить загадки среди других художественных произведений, познакомились с разными формами загадок и их структурой – загадка-монолог, загадка-описание. Учились разгадывать загадки объяснять их отгадки, а также учились находить, с помощью каких приемов создаются художественные образы, после учились сами сочинять загадки. Сочинение загадок происходило в несколько этапов – анализ, коллективная работа, самостоятельная работа. Все домашние задания для учащихся были связаны с загадками. Также для учащихся был проведен конкурс загадок, к которому учащиеся с интересом и ответственно готовились, и в котором активно принимали участие.
Анализ проведенного эксперимента показал, что после формирующего этапа вырос процент учащихся по умению находить в художественном тексте метафору – более 90% учащихся имеют высокий уровень. Однако процент учащихся по использованию в речи изобразительно-выразительных приемов значительно не увеличился. Это объясняется тем, что за малое количество уроков невозможно изменить речь учащихся. Это длительный и системный процесс. Также анализ показал, что после обучения процент учащихся, умеющих отгадывать загадку, увеличился на 40%, а показатели умения объяснить отгадку – на 20%. Также увеличился процент учащихся, которые умеют сочинять загадку с использованием сравнения, метафоры, олицетворения – простую по форме – на 58%, сложную по форме – на 38%. Увеличился процент учащихся, умеющих находить синонимы и антонимы в художественных текстах – на 33% и 39%;умеющих использовать синонимы и антонимы в своей речи на 13% и 10% соответственно.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы организация работы с загадками на уроках литературного чтения во 2 классе как средство развития речевых умений
1.1 Психолого-возрастные особенности развития речи младших школьников
Речь – это вид деятельности человека, представляющий собой реализацию мышления на основе использования средств языка (слов, словосочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения, сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей и является одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его интеллекта [21, с. 314].
Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника – средством успешного обучения в школе. Речь – способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой – хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам [49].
Задачей школьного образования является развитие как внешней, так и внутренней речи детей. Их учат читать молча, продумывать свои высказывания. В результате внутренняя речь становится более чёткой, стройной, и это оказывает положительное влияние и на внешнюю речь, и в целом на умственное развитие ребёнка.
Внешняя речь выражается в звуках или графических знаках, рассчитана на восприятие другими людьми. Внешняя речь может реализовываться в монологе и диалоге (полилоге). Внешняя речь выражается в устной и письменной формах [8, с. 13]. Языковые особенности устной и письменной речи объясняются психолого-ситуативными различиями, которые существуют между ними. Устная речь протекает в условиях непосредственного общения, поэтому к третьему классу ребенок достаточно успешно овладевает ею. Устная форма речи у детей, обучающихся в начальной школе, развита значительно лучше, чем письменная форма. Однако как в устной, так и в письменной речи детей 7 – 10 лет имеются типичные ошибки, связанные с построением синтаксических конструкций [50].