Часть дипломной работы на тему Организационно-содержательные условия ознакомления детей дошкольного возраста с живописью
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Ведение………………………………………………………………………… 2
Глава 1. Теоретические аспекты развития литературно-творческих умений младших школьников в процессе изучения фольклора на уроках литературного чтения……………………………………………… 6
1.1 Понятие творчества и фольклора………………………………………… 6
1.2 Содержание и сущность понятия «литературно-творческие умения»… 9
1.3 Развитие литературно-творческих умений младших школьников на уроках литературного чтения………………………………………………… 13
Глава 2. Методические аспекты развития литературно-творческих умений младших школьников в процессе изучения фольклора на уроках литературного чтения……………………………………………… 25
2.1 Содержание работы по развитию литературно-творческих умений младших школьников в процессе изучения фольклора на уроках литературного чтения………………………………………………………… 25
2.2 Анализ опыта работы педагогов по использованию фольклора на уроках литературного чтения в процессе развития литературно- творческих способностей…………………………………………………………………… 27
2.3 Описание практической работы по развитию литературно-творческих умений младших школьников посредством использования фольклора…… 29
Заключение …………………………………………………………………… 34
Список использованных источников……………………………………… 38
Приложение А………………………………………………………………… 42
Введение:
На протяжении многих лет проблема развития литературно-творческих умений учащихся привлекает к себе внимание представителей самых различных областей научного знания — философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования знаний. Из всех форм творчества литературное словесное творчество является самым характерным для школьного возраста.
В связи с этим, создавая условия для детского творчества, главными образующими личности остаются воображение и основанное на нем творчество. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений о предмете, она дает ребенку возможность представить тот или иной предмет, которого он не видел, и мыслить о нем. Творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны учителей, поощрении оригинальных высказываний. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы, побуждающие школьников к размышлениям. Литературно-творческая деятельность школьников протекает успешно, если не воспринимается детьми только как учебная работа по развитию речи. Общение с искусством требует активной работы эмоций, воображений, мышления. Литературное развитие ребенка -системная характеристика, которая включает в себя совершенствование процесса чтения, развитие литературно-творческих умений младших школьников.
В рамках литературного развития младших школьников можно пронаблюдать поступательное развитие, которое начинается с усвоения отдельных элементов художественных произведений, выступающих в качестве самостоятельных эстетических единиц, и постепенно переходит к более углубленному изучению жанров литературы, особенностей творчества того или иного автора. На современном этапе развития общества возникла потребность в творчески развитой личности. В связи с высоким темпом развития науки и техники, появлением новых информационных технологий резко возрастают требования к продуктивному мышлению человека.
Литература является важным элементом формирования нравственности и духовной культуры. Изучение фольклора, истоков родной литературы, народных песен, былин, сказок формирует истинный патриотизм и любовь к родному слову. Качества личности начинают формироваться еще в дошкольном возрасте и продолжает крепнуть в период обучения в школе.
Именно поэтому на уроках литературного чтения большое внимание уделяется фольклору. Роль уроков литературного чтения невозможно преувеличить, поскольку на них ученики знакомятся с различными литературными формами, в том числе с жанрами фольклора.
Актуальность изучаемой темы обусловлена тем, что влияние фольклора на литературное развитие младших школьников влияет на последующее формирование в обществе творческих активных людей и недостаточным использованием на уроках литературного чтения различных методов и приемов, направленных на развитие творческих умений.
Данная тема является достаточно новой и мало изучено. Влияние фольклора на литературное развитие младших школьников и его возможности в практике обучения младших школьников реализуются не в полной мере в силу отсутствия систематической работы в данном направлении.
Объект исследования – процесс развития литературно-творческих умения младших школьников.
Предмет исследования – развитие литературно-творческих умений младших школьников в процессе изучения фольклора на уроках литературного чтения.
Цель данной выпускной квалификационной работы – обосновать эффективность изучения фольклора на уроках литературного чтения в процессе развития литературно-творческих умений младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятия творчества и фольклора.
2. Рассмотреть содержание и сущность понятия «литературно-творческие умения».
3. Изучить процесс развития литературно-творческих умений младших школьников на уроках литературного чтения.
4. Проанализировать содержание работы по развитию литературно-творческих умений младших школьников в процессе изучения фольклора на уроках литературного чтения.
5. Провести анализ опыта работы педагогов по использованию фольклора на уроках литературного чтения в процессе развития литературно- творческих способностей.
6. Описать практическую работу по развитию литературно-творческих умений младших школьников посредством использования фольклора.
В работе использованы теоретические и эмпирические методы исследования: обобщение, метод изучения научной психолого-педагогической и методической литературы; наблюдение, опрос.
Теоретическая значимость: систематизирован теоретический материал по теме исследования.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что материалы могут быть предложены для практического использования учителями начальных классов в процессе развития творческих умений младших школьников в процессе литературного образования и последующего формирования личности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Заключение:
Литературно-творческие умения взаимосвязаны, это способность мыслить словесно-художественными образами. Читательские умения формируются только в системе, поэтому на уроке литературы учитель работает над формированием системы читательских умений в целом.
Нами была реализована работа по развитию литературно-творческих умений младших школьников посредством фольклора. Обучение детей происходит на основе взаимодействия и взаимопроникновения различных форм художественной деятельности. Основной формой учебной работы является урок продолжительностью 45 минут. Нами была реализована работа по развитию литературно-творческих умений младших школьников посредством фольклора. Несмотря на большую занятость педагогов начального звена, учителю необходимо ставить задачу подбора дополнительного материала к изучаемым произведениям, предусмотренным программой. На уроках чтения работа над каждым произведением устного народного творчества проводилась в соответствии с целями и задачами урока.
А.А Петрова учитель начальных классов МКОУ Бобровская СОШ №2 активно использует фольклор на уроках литературного чтения. Основная работа с пословицами в работе педагога – это раскрытие их смысла, прямого и переносного. Основная работа с пословицами – это раскрытие их смысла, прямого и переносного.
У учителя М.А. Васильевой школы № 1314 г. Москвы все годы обучения в начальной школе дети ведут «Творческую тетрадь», в которую записывают понравившиеся пословицы, поговорки, загадки. Так вот потешек там больше всего. Младшие школьники работают активно, отвечают охотно, дружно.
Знакомясь с произведениями устного народного творчества на уроках, дети параллельно отыскивают, собирают загадки, пословицы, поговорки, которые слышали от родителей, бабушек, дедушек.
Были проведены уроки литературного чтения, на которых было спланировано проведение творческих работ, направленных на формирование:
умение выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
умение выполнять творческий пересказ от лица героя,
умение составлять самостоятельно тексты разных жанров.
Кроме этого на уроках формировались и такие предметные умения из раздела «Творческая деятельность», как:
создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстановить последовательность событий, причинно-следственные связи.
создавать иллюстрации по содержанию произведения; работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Понятие творчества и фольклора
Творчество понимается как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей [11].
Творчество – это деятельность, в результате которой создаётся продукт, отличающийся оригинальностью. Сейчас начинают отходить от этого определения и рассматривают творчество в широком и узком значении этого слова [14].
Творчество — вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее [24].
Творчество — как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью по характеру осуществления с одной стороны и по полученному результату с другой стороны. Результат творческой деятельности всегда оригинален [4].
Творчество — процесс создания нового. Творческая деятельность — как правило многообразная деятельность. Каждый элемент искусственной среды, окружающей человека, — результат творчества. Это антропогенная среда. Классообразующим признаком творческого характера деятельности является созидание нового [1].
К творческой может быть отнесена лишь такая деятельность, результатом которой может быть создание вещей, обладающих высокой общественной значимостью. Не всегда результат творческой деятельности совпадает с результатом его практической применимости и значимости.
Изучение феномена народной культуры вызывает необходимость определения культуры. Под культурой (от лат. cultura – возделывание, обрабатывание) принято понимать все, что создано человеком в материальной и духовной сфере (мир человека, сотворенный им самим). Культура – огромная составляющая действительности, наполняющая смыслом сам факт существования человека. Она хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует (воспроизводит) проверенные временем программы деятельности, поведения и общения людей. В жизни общества они играют примерно ту же роль, что и наследственная информация (ДНК) в клетке или сложном организме.
По особенностям строения и функционирования текстов ученые выделяют культуры двух типов. К первому типу относятся дописьменные канонические культуры – архаические и средневековые, в них творческий акт нацелен не на преодоление стереотипа, а на следование ему. В этих культурах (к ним принадлежит и фольклор) преобладает повторное воспроизведение текстов по одним и тем же моделям [9].
Культура устного типа выработала свои способы сохранения и трансляции информации. Как пишут Е. Дорохова и О. Пашина, «во все времена традиционная культура была нацелена на обеспечение выживания человеческого сообщества в сложных природных условиях и исторических обстоятельствах. Для этого было необходимо передавать следующим поколениям накопленные знания и представления об устройстве мира и социума, о способах преодоления кризисных ситуаций. В исторически ранние времена для передачи информации люди использовали все доступные им средства: предметы быта, орудия труда, одежду, пищу, мебель, само жилище и его части, природные объекты (растения, животных, камни) и т.п.».
Предметы быта, равно как и объекты духовной традиции, передающиеся из поколения в поколение, часто несут в себе скрытую информацию, получая символическое значение. Объекты духовной и материальной культуры наделяются символическим значением тогда, когда приобретают дополнительный смысл, становятся «знаком (символом) иного предмета, объекта или понятия». Известно, что иголка, как и другие острые предметы, получает символическое значение оберега, не позволяющего злым силам приблизиться к человеку. Другой пример: в весенних закличках птицы становятся олицетворением вестников весны; магическими свойствами наделяется и обрядовое печенье в виде пернатых.
Механизм передачи устной художественной традиции формирует символические «языки», которые называют также культурными кодами, поскольку с их помощью шифруется определенное содержание. Культурный код – это способ накопления, хранения и передачи социально необходимого знания [10].
В узком смысле понятие «фольклор» ограничивается творческой деятельностью человека и включает весь комплекс традиционной духовной культуры, неразрывно связанной с бытом. Согласно такому толкованию Фольклор – это коллективная устная творческая деятельность народа, воплощающаяся в следующих формах:
Словесный (поэтический) фольклор – пословицы, поговорки, загадки, анекдоты, сказки и т.д.;
Музыкальный фольклор – песни, инструментальные наигрыши, вокально-инструментальные произведения и т.д.;
Танцевальный фольклор (народная хореография) – хороводы, кадрили, пляски и т.д.;
Театральный (драматический) фольклор – народные драмы, сатирические пьесы, театр кукол и т.д.
Все формы фольклора нельзя рассматривать изолированно от других проявлений народной культуры. Подобную особенность и способ мышления принято обозначать как синкретизм (от греческого synkretismos – неделимость) – нерасчлененность видов деятельности. Так, устная народная поэзия тесно связана с областями народного театрального искусства (мимика, жест при сказывании былин, сказок), а танцы исполняются под инструментальное сопровождение. В русском фольклоре не бывает песен без слов, к тому же во время пения исполнители не стоят статично, помогая себе движением рук, притопыванием и приплясыванием.
По определению В.Е. Гусева, «фольклор – это комплекс словесно-музыкальных, игровых (драматических) и музыкально- хореографических видов народного творчества». При такой трактовке фольклор (народное творчество), будучи по самой природе своей синкретическим комплексом, объединяющим слово, музыку, танец и действие, естественно вписывается в целостный контекст народной культуры. Все виды фольклора – это выражение в конкретных текстах народных знаний и представлений о мире и человеке. При этом музыкальный фольклор выделяется в особую область народной духовной культуры благодаря специфическим (музыкальным) средствам выражения ее глубинных смыслов [18].
Изучению народной музыки посвящена особая научная дисциплина – музыкальная фольклористика. Фольклористы исследуют народную музыку одновременно как систему специфических музыкально-выразительных средств и в контексте определенных норм исполнительского «поведения», бытования этнографических образцов. Следовательно, музыкальная фольклористика входит в область наук о музыке, с одной стороны, и отмечена междисциплинарным статусом, поскольку рассматривает фольклор и как искусство (эстетический аспект), и как «художественный быт» (социологический и психологический подход).