Педагогика и психология Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Опыт сопровождения конфликтных ситуаций при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

2.1 Анализ службы сопровождения конфликтных ситуаций в образовательном учреждении. (446023, Самарская обл., г. Сызрань, ул. Декабристов, д. 436; ГБОУ СОШ № 12) 3
2.2. Создание управленческой модели (представление своей системы) сопровождения конфликтных ситуаций в выпускных классах в образовательном процессе с использованием информационных технологий 15
Список использованной литературы 23

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

2.1 Анализ службы сопровождения конфликтных ситуаций в образовательном учреждении (446023, Самарская обл., г. Сызрань, ул. Декабристов, д. 436; ГБОУ СОШ № 12)

На базе школы работает «Школьная психологическая служба», которая сотрудничает с:
1. Центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи ГБУ ЦППМСП «Центр диагностики и консультирования» г.о. Сызрань;
2.ГБУ ЦППМСП «Центр социально-трудовой адаптации и профориентации» г.о. Сызрань;
На школьном сайте размещен раздел «Школьная психологическая служба», где отражены основные моменты службы сопровождения.
Говоря о конфликте как явлении, о природе конфликта мы могли себе позволить рассматривать её с разных сторон, описывать подходы, которые видят её как естественной поведенческой чертой человека, так и те, которые определяют её исключительно деструктивной.
Раскрывая вопрос подросткового конфликта, мы фактически сталкиваемся с удивительным единодушием – большинство исследователей рассматривают её как исключительно негативное явление, с которым надо бороться, учить контролировать и т.д.
И это вполне объяснимо: большинство современных детей в развитых странах растут в искусственной городской среде и не сталкиваются с вызовами внешнего мира, в которых их агрессия была бы адекватным ответом. Соответственно, агрессия подростков направлена на окружающих и трактуется, как отсутствие внутреннего контроля, проявление гнева, стремление занять более высокое положение и получить больше внимание за счёт физической силы и морального давления.
В жизни подростков важное место начинают занимать их отношения со сверстниками, с учителями и другим взрослыми, которые не являются их родственниками. Эмоции в этом возрасте уже более уравновешены, чем у подростков. Подростки начинают различать ситуации, в которых можно быть искренними, и те, в которых лучше скрыть свои чувства, стараются управлять своим настроением, а порой и скрывать его. При этом у них высокая эмоциональная впечатлительность и отзывчивость.
При формировании качеств личности школьника большую роль играет опыт его жизни в коллективе. Его самооценка и эмоциональное состояние во многом зависят от уважения, доверия, понимания со стороны сверстников, от того, насколько они замечают и ценят его достижения, но в большей степени всё же от отношения родителей и учителей [9, с. 22].
Структура эмоциональных предпочтений и ролей в классе подросткового возраста возникает в первую очередь по предпочтениям учителя и исходя из психофизиологических возможностей учеников, под воздействием эмоциональной сферы коллектива.
В подростковом возрасте инициатива конфликта во многом переходит от отдельных личностей к группам детей, а конфликтные ситуации становится более спланированным [11, с. 146]. В то же время, в этом возрасте приобретение навыков конструктивного общения позволяет достигать желаемого без насилия. А агрессия в большей степени становится средством выражения природной деструктивности — желания причинить оппонентам вред и получить от этого удовольствие.
Желание решать свои проблемы без помощи взрослых и стремление к чувству защищённости приводит к формированию группировок, что в свою очередь приводит к усилению конфликтности подростков. Она позволяет им утверждаться в коллективе, а он – снижает их страх перед наказанием.
Кроме того, в этом возрасте дети не способны критично отфильтровывать информацию и очень восприимчивы к примеру выдуманных героев – персонажей мультфильмов, фильмов, книг – поэтому очень важно, что именно они читают и смотрят.
Возможные причины конфликта подростков: социальные условия жизни, особенности семейного воспитания, проблемы в школе и среди сверстников, сцены насилия в медиасреде, индивидуальные особенности ребёнка, фрустрация базовых потребностей ребёнка, заболевания.
К целям конфликта мы можем отнести: привлечение к себе внимания сверстников, достижение превосходства над сверстником, защита и месть, стремление возглавлять коллектив, стремление получить желаемое материальное благо, причинить боль и вред.
Т.е. как правило, это стремление получить желаемое и защитить своё. В то же время, отдельные дети получают удовольствие от физической боли и унижения других – что абсолютно асоциально, неконструктивно и должно сразу купироваться.
Для подростков, склонных к насилию, характерны высокая частота конфликтных действий, их направленность на физическую боль или страдание сверстников, преобладание прямой физической конфликта.
Таким образом, в подростковом возрасте наиболее важна социальная адаптация детей к изменению их основной деятельности и среды общения [24, с. 37]. При научении достигать желаемого, не причиняя вред окружающим, большинство смогут сдерживать свою агрессию и направлять её в спортивную и иные сферы. С школьниками, склонными к насилию и получающими удовольствие от страдания других, необходима незамедлительная коррекционная работа.
В среднем школьном возрасте, то есть, говоря о 10-15-летних подростках, обучающихся в 5-8 классах общеобразовательной школы, мы сталкиваемся с новыми тенденциями и видоизменением конфликта. Основной деятельностью в этот период остаётся обучение, но теперь оно становится систематическим, идёт акцент на сущность изучаемых фактов, процессов, явлений, и их причинно-следственные связи. Учебные интересы определяют будущий предпочтительный выбор профессии.
В этот период идёт активная физиологическая перестройка организма. Возникает критичность в мышлении, претензии на взрослость, формируются и начинают ярко проявляться интеллектуальные, творческие и физические способности подростков. Л.С. Выгодский считал главным итогом переходного возраста – переход от наглядности к пониманию и дедукции [6, с.18].
В жизни средних подростков оценка сверстников, может значить столько же, или даже больше, чем родителей и учителей. Подросток ощущает себя частью коллектива и переживает подъём, чувствуя свою причастность, выражая общее отношение группы к какому-либо событию. Отрыв от коллектива, изолированность, отсутствие друга или разрушение дружбы воспринимается подростком как личная драма. Эмоциональность очень высокая. В этот период эффективность деятельности, утомляемость, качество восприятия очень зависят от личной заинтересованности подростка.
При формировании качеств личности школьника среднего возраста большую роль играет его предыдущее воспитание, его самостоятельность, уровень самопознания, место в коллективе, правильное отношение родителей и учителей к взрослению подростка.
Одна из психологических особенностей подростков — ярко выраженная потребность в признании. Несмотря на желание показать себя независимыми и самостоятельными, они остро нуждаются в положительной оценке и мнении авторитетных для них людей, нуждаются в признании их достоинств [3, с.78].
Подростковый возраст – наиболее уязвимый в части самовосприятия. Сознание порой не успевает привыкать к своему меняющемуся телу, зашкаливающим эмоциями и всё усложняющейся окружающей действительности. Зачастую это приводит к разочарованиям в себе и аутоконфликта [17, с. 139].
Структура эмоциональных предпочтений и ролей в классе возникает по признаку успешности в учебной деятельности, по половому признаку и исходя из психофизиологических возможностей учеников [23, с. 223].
Статус подростка в коллективе оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Большинство правонарушителей, зарегистрированных в инспекциях по делам несовершеннолетних, в своих школьных классах характеризовались как «изолированные»; почти все оказывались недовольны своим положением в классе, многие относились к одноклассникам отрицательно.
Конфликтность средних подростков во многом исходит из общих принципов конфликтности как способа самореализации, достижения желаемого, привлечения внимания, нанесение вреда; однако ситуации и причины отличаются по сравнению с школьниками.
На конфликтность в данном возрасте оказывает влияние статус в коллективе, отношение преподавателей, отношения в семье (особенно в вопросах становления и взросления), наличие дружеских отношений, успешность в учёбе, самореализация и самооценка.
Преобладание тех или иных форм конфликтности, согласно исследованиям зависит в первую очередь от социальной среды семьи подростка, т.е. от того опыта решения проблем и конфликтов, который он знает и видит у своих родственников.
Старший школьный возраст — возраст 15-18-летних подростков, обучающихся в 9-11 классах общеобразовательной школы характеризуется высокой осознанностью и выросшим самоконтролем, что, безусловно, не может не влиять на характер проявления конфликта. Основная особенность деятельности в этот период: осознанное отношение к учению, определение жизненного пути, формирование устойчивых интересов.
В этом возрасте школьнику уже недостаточно знать, что из себя представляет то или иное явление, он стремится разобраться в разных точках зрения на вопрос, составить мнение, установить истину. Как правило, встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке.
Завершается физическое и половое созревание. Организм готов к высоким нагрузкам ума и тела, способен долго концентрировать внимание при наличии интереса к предмету. Формирование навыков и умений, уровень физического развития и привлекательности напрямую влияют на самореализацию, уровень самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д.
Социальная ситуация в этом возрасте определяется устремлением в будущее и формированием устойчивых предпочтений во всём. Таким образом, в жизни старшего школьника образуются связи с людьми по общности интересов, единству взглядов, убеждений и выбранному пути. Дружба становится осознанной потребностью, а близкий друг – абсолютно необходимым человеком, и единственным, которому можно рассказать самое сокровенное. [15, с. 339]. В этом же возрасте можно ожидать и первую серьёзную влюблённость.
Старшие подростки критичны к себе и окружающим, способны к осознанному саморазвитию и самоконтролю.
К этому периоду жизни подростки подходят с достаточно большим багажом знаний, умений и, собственно, опыта. Они уже долгое время существуют в рамках больших коллективов, умеют добиваться желаемого, оценивать окружающих и, в какой-то мере уже знают себя.
Соответственно, открытая агрессия становится менее частым явлением, чем в предыдущие периоды. К тому же, подростки в этом возрасте объективно сильнее и их столкновение потенциально намного серьёзнее. При возросшем уровне самоконтроля это приводит к тому, что физическая агрессия применяется либо в крайних случаях, когда другое исчерпано, либо асоциальными элементами. При этом юноши по-прежнему чаще, чем девушки прибегают к ней.
Другие виды конфликта в целом так же применяются несколько реже, чем в предыдущий период. Они могут быть вызваны ситуациями фрустрации, защитой собственного «Я» и в случае наличия объективных предпосылок не вызывают социальной дезадаптации и осуждения окружающих.
При этом, по сравнению со взрослыми старшие подростки намного более эмоциональны, импульсивны, идеалистичны и менее опытны. И если у них возникают вопросы и трудности, а отношения в семье в подростковый период были сохранены на доверительном уровне – им будет с кем посоветоваться. Если же нет – проблемы придётся решать сторонним людям: учителям, психологам, социальным педагогам.
Аутоагрессия в этом возрасте актуальна, но чуть менее, чем в предыдущем периоде. Большинство старших подростков привыкают к своему телу и социальным ролям и нравятся себе.
Зато всё большую силу набирает негативизм как отражение критического взгляда на мир и реакция на фрустрацию без физической конфликта.
Косвенная агрессия всё более оттачивается и успешно применяется по мере взросления, при этом у девушек по-прежнему получается лучше.
Говоря про проявления конфликта школьниками, необходимо упомянуть некоторые общие тенденции, характерные для всех обозначенных групп. Их выявили проведённые учёными исследования и анализ массива проблемных ситуаций у подростков.
Всё начинается в семье. Лишь потом свои угрозы и риски вносит жизнь в социуме, информационная среда, взросление и т.д. Один вариант воспитания конфликтности: чрезмерно предупредительные родители. Если агрессия позволяет постоянно получать желаемое дома, то затем это переносится вовне семьи и, в случае успешности такого поведения, становится свойством личности. В итоге у взрослого человека, имеющего подобное воспитание, могут быть отражены эгоцентрические, истероидные и возбудимые черты. С другой стороны — если родители эмоционально отвергают ребенка, относятся с пренебрежением и негативом — это рождает страх, ведущий к конфликта [25, c. 112]. Она приносит ребенку возможность хоть какой-то эмоциональной разрядки и заставляет обращать на него внимание. Подобный тип воспитания может сформировать у ребенка замкнутость, повышенную тревожность, и другие нарушения. Агрессивные дети обычно вырастают в семьях, где мало интересуются развитием ребёнка и предпочитают наказания заботе и терпеливому объяснению . [2, с. 56]
Чаще других агрессивными вырастают мальчики, которые воспитывались в исключительно женском окружении. В семьях с жестоким авторитарным отцом сын берёт его модель поведения, особенно если мать мягкая и уступчивая.
То же самое характерно для девочек, которые берут пример с жесткой авторитарной матери при наличии слабовольного отца. Конфликтность характерна для девочек предоставленных самим себе.
Девочки раньше обучаются контролировать свою конфликтность. Они уходят от физической формы конфликта к вербальной, от открытой к косвенной, причём она направлена адресно. Это происходит из-за более раннего взросления, и из-за особенностей женского воспитания [12, с. 175].
Мальчики в среднем позже и хуже умеют контролировать свою конфликтность и выражать её в социально приемлемых формах.
Таким образом, говоря об агрессивном поведении подростков, мы понимаем, что так или иначе конфликтность присуща им в любом возрасте, при этом те, кто социализирован и умеет получать желаемое другим путём – менее агрессивны. Кроме того, если инструментальная агрессия может быть оправдана в определённых ситуациях, то деструктивная требует немедленной коррекции вплоть до медикаментозного вмешательства.
Теоретические знания и практический опыт изучения вопроса детской конфликтности констатируют достаточно логичные причины этого явления, укладывающиеся в цельную картину. Агрессия подростков, как и заложено природой, выступает адаптивным инструментом влияния на внешнюю среду. Причём применяется она в тех случаях, когда ребёнок не умеет по-другому реагировать или добиваться необходимого или желаемого.
Соответственно, все методики диагностики построены на необходимости своевременного выявления таких умений и проблемных адаптивных ситуаций, а методики профилактики в целом направлены на развитие соответствующих навыков, научение анализировать ситуацию и подбирать социально приемлемый инструментарий для её разрешения [20, с. 71].
Диагностика конфликтности должна проводиться на бытовом уровне – в семье и школе, и ежегодно – в учебном заведении. Т.е. понимание о необходимости работы с ребёнком может прийти как от жалобы на его поведение от окружающих, так и при выявлении негативной тенденции в ходе анкетирования.
Диагностика должна выявить уровень конфликтности, её структуру, причины и факторы возникновения, формы в которых она выражается.
Объективность оценок должна обеспечиваться правильным подбором методик и сопоставлением позиции окружающих и самого школьника, причём, к примеру, тест М. Люшера не позволяет предугадать социально одобряемые ответы.
Эмпирические методы включают наблюдение, опросники, проективные и рисуночные тесты [18, с. 7].
Одной из наиболее известных и подробных является методика Баса-Дарки. Она выделяет физическую агрессию, косвенную, склонность к раздражению, негативизм, обиду, подозрительность и вербальную агрессию. Опросник даёт количественные показатели, удобные для обработки и сравнения [19, с. 332]. При этом от испытуемого требуется определённый уровень рефлексии, что делает его применимым лишь с 10-11 летнего возраста испытуемых. К тому же, постановка вопросов позволяет легко предугадывать социально желательные ответы, что ставит под сомнение объективность результатов.
В отличие от опросников, проективные методики психодиагностики, такие как тест «Несуществующее животное» не столь очевидны для подбора «правильных» ответов – т.е. более объективны в результате, но и сложнее для обработки, требуют определённой квалификации социального педагога для понимания адекватной интерпретации теста, не могут быть использованы как единственный метод. Тест построен на психомоторных связях личности.
Другая проективная методика «Hand-тест» может быть использована для выявления существенных потребностей, мотивов, конфликтов личности, её конфликтности. Тест построен на филогенетической ситуации значимости функции руки. Адаптирован к работе с подростками, но не с детьми.
Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга «Методика изучения фрустрационных реакций» направлен на выявление фрустрирующих ситуаций и предрасположенности к развитию разрешения конфликтных ситуаций.
При всём многообразии стандартизированных форм тестирования, одним из самых объективных и интеллектуальных является извечный метод – наблюдение. При этом фиксация результатов во времени позволяет использовать их для контент-анализа, измерения количественных и качественных показателей индивидуумов и групп.
Методика структурированного наблюдения заранее определяет круг изучаемых параметров, например, «карта наблюдений Д. Стотта» — 198 фрагментов фиксированных форм поведения. При этом результат исследования очень сильно зависит от объективности психолога и педагога.
Цветовой тест эмоциональных состояний (ЦТЭС) на базе теста М. Люшера выявляет настроение и отношение ребёнка к тем или иным ситуациям. Соотнесение поведения ребёнка с выявленными эмоциональными состояниями позволяет анализировать проблемные зоны ребёнка в статике и динамике – при регулярном проведении тестирования. Что позволяет купировать негативные тенденции и поощрять положительные. Сопоставление результатов в коллективе может выявить не только проблемы подростков, но и успешность преподавателей.
Таким образом, говоря о диагностике разрешения конфликтных ситуаций, мы подразумеваем, что выбор методов и программа исследования будут сформированы исходя из конкретной ситуации, и в своей совокупности дадут объективную картину, перепроверяя и подтверждая друг друга.
На каждого ребёнка должен быть составлен психологический анамнез, диагностическая гипотеза должна строиться с учётом объективных данных о жизни ребёнка, произведён опрос заинтересованных лиц, наблюдение за ребёнком, его тестирование по различным методикам. Использование только одного способа получения информации не корректно.
Вопросы профилактики разрешения конфликтных ситуаций вытекают непосредственно из её причинности. Соответственно – те «тонкие места», где психика ребёнка становится на путь конфликта для выхода энергии, реакции на фрустрацию, как ответ на конфликты в семье и школе или как способ достижения целей – практикуемый там же – необходимо как можно раньше выявлять и корректировать.
Безусловно, правильным превентивным действием будет работа с молодыми родителями, воспитателями и педагогами – ведь та среда, в которой закладываются базовые реакции на окружающие раздражители, в большей степени зависит именно от них. Вторичным, но не менее важным является работа непосредственно с детьми. Один её вид – это ежегодные сплошные тестирования по тем или иным методикам для выявления проблем у детей и их решения. Регулярные тестирования дают возможность анализа ситуации в динамике. Другой – персональная работа с детьми, на которых поступают жалобы, в поведении которых фиксируется избыток конфликтности.
Под профилактикой понимают комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и устранение условий, вызывающих рост конфликтности подростков. Необходимо обеспечить нормальные социально-бытовые условия подросткам, научить давать выход своей энергии и добиваться желаемого социально приемлемыми способами.
Конечно же, профилактика должна быть направлена на устранение причин, вызывающих рост конфликтности. Для этого необходимо установить доверительные отношения и эмоциональный контакт, аккуратно собирать информацию и лишь после этого применять те или иные методики.
Работа с подростками должна строиться на научении осознавать и контролировать свои эмоции, уметь их сдерживать и демонстрировать, говорить о своих проблемах и желаниях; развитии волевых качеств и целеполагания, навыков критического мышления и анализа.
Одними из эффективных способов профилактики конфликтности являются интеллектуальные, спортивные, творческие и другие увлечения. Кроме выхода энергии они дают возможность созидательно тратить своё время и силы, способствуют расширению круга общения, социализации подростков, принятию ими себя.
В то же время к профилактике можно отнести и своевременное обнаружение патологий биологического характера, требующих уже квалифицированного психологического и медикаментозного вмешательства.
Методами профилактики разрешения конфликтных ситуаций подростков могут быть тренинги, игровые упражнения, интерактивные игры, дискуссии, арт- терапия и т.д. [27, с. 26].
Комплексное воздействие должно быть направлено на снижение тревожности подростков, повышение их самооценки и самопринятие, осознание эмоциональных состояний и переживаний, обучение адекватным способам отреагирования эмоций, обучение стратегиям преодоления конфликтных ситуаций, создание оптимальных условий развития оптимизацию социальной ситуации [1, с. 78].
Большую положительную роль может сыграть включение подростков в социально полезную деятельность. Это способствует их самоопределению, самореализации, коммуникации, росту самостоятельности и ответственности. Конструктивный опыт применения сил очень важен в сочетании с запретом на разрушительное поведение, так как энергия в любом случае должна быть потрачена.
При этом профилактика ни в коем случае не может замыкаться только на работе с ребёнком. Родители и педагоги так же должны быть вовлечены в эти мероприятия. Фактически, без взаимодействия с ними и отсутствии согласованных действий и подходов – успешность профилактической работы окажется под сомнением. В первую очередь именно взрослые, регулярно присутствующие в жизни ребёнка, должны осознавать особенности его возраста, происходящие процессы, зоны риска, правильное отношение – и очень чутко, а где-то даже незаметно корректировать его социальное развитие. Если же мы рассматриваем детей, оставшихся без родителей – то здесь вся нагрузка и ответственность ложится на воспитателей и педагогов.
Так как проблема конфликта в школах очень актуальна в современном мире, то проработка методик диагностики и профилактики постоянно продолжается. Создаются новые теории, тесты, упражнения, проводятся эксперименты, анализируются результаты, накапливается всё большее количество статистических данных. Задача специалиста – не только практиковать один раз заученные методички, но и постоянно совершенствоваться, быть в курсе новинок, возможно, заниматься собственными разработками, и, обязательно – рассматривать каждую ситуацию, каждого ребёнка индивидуально, творчески подходя к решению его проблемы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

1.3 «Опыт сопровождения конфликтных ситуаций при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ»
В экзаменационный период, присутствует психологический дискомфорт. Стресс-это адекватная реакция организма. Легкие эмоциональные перепады, благоприятно влияют на организм. Они влияют на эффективную деятельность и ускоряют умственные процессы.
Но излишнее эмоциональное давление, часто вызывает обратную реакцию. Причиной этого выступает, в первую очередь, личное восприятие ситуации. Поэтому важно развивать адекватное восприятие положения.
Психологическое сопровождение в процессе подготовки к экзаменам, происходит с помощью занятий со старшеклассниками .
Рекомендации выдаются школьникам и родителям.
Под психологической готовностью к сдаче ЕГЭ и ОГЭ-9 подразумевается развитие у школьника психологических свойств и социальных правил (психофизиологической, личностной технологической), без которых невозможна успешная сдача экзаменов. Такое определение психологической готовности учеников к сдаче ЕГЭ и ОГЭ -9 позволяет работать сразу над тремя задачами, традиционно стоящими перед школьными педагогами-психологами:
-просвещение;
-мониторинг изменений;
-занятия с элементами тренинга .
Их решение обеспечит комплексное психологическое сопровождение учащихся, сдающих ЕГЭ и ОГЭ-9.
Психологическое сопровождение школьников входит:
-групповые занятия;
-индивидуальные занятия;
-рекомендации и консультирование родителей;
Диагностика конфликтных ситуаций в период подготовки к экзаменам должна основываться на следующих правилах:
-достоверная и правильно изложенная информация;
-давать верную оценку ситуации и положению;
-создать конкретное описание картины действий (когда, где, при каких условиях);
В педагогических источниках, отмечается, что процесс диагностики должен быть продуман, представлен по деталям и легко поддаваться обработке.
Этапы осуществления процесса диагностики:
1. выстраивание целей работы;
2. постановка задач, согласно цели исследования;
3. выбор диагностического инструментария;
4. проведение диагностики;
5. изучение и анализ полученных результатов исследования. Сопоставление полученных данных и результатов с имеющими данными и фактами.
6. предоставление результатов детям и родителям.
Возрастные особенности школьников и заключение характерных черт для каждого возрастного этапа ситуаций и конфликтных положений, позволяют педагогу ориентироваться в тех факторах и условиях которые вызывают ухудшение связей в работе со школьниками .
Такими причинами могут выступать:
-действия и общения педагога;
-особенности характера педагога и школьника;
-общая атмосфера в классе и образовательном учреждении;
Так же на развитие конфликтных положений и ситуаций влияют условия:
-способность педагога планировать и предугадывать поведение детей на уроке;
-нарушение течения образовательного процесса;
-изменение интонации и речи педагога;
В конфликте между педагогом и учеником, свидетелями выступают другие участники образовательного процесса, и, следовательно, для сохранения своего социального положения, учитель развивает конфликтную ситуацию со всеми детьми. Педагог дает оценку не определенному действию школьника, а его личности в целом. Как правило, данная оценка, дает характеристику ребенку и формирует отношение других педагогов и сверстников .
Оценивание действий школьника, часто выстраивается на субъективном понимании его действий и малой информации его побуждениях и желаниях. А так же характеристике личностных качеств, условиях проживания и состава семьи.
Педагогу, сложно провести глубоко, изучить возникшее положение, он направлен наказать школьника. Свои действия он объясняет, тем что, завышенная строгость, благоприятно влияет на школьника и его эмоциональное состояние.
Важное условие выполняет так же, и характер взаимосвязи между педагогом и ребенком. Личностные характеристики и отклоняющееся поведение выступают поводом для зарождения конфликтных ситуаций между ними.
Причины конфликтных ситуаций между родителем и учителем:
-разное представление о моделях воспитания;
-плохие методы обучения; родители не всегда дают верную оценку структуре урока, заданиям.
-личная неприязнь; каждая личность оценивает другого человека. И не всегда соответствует его предпочтениям и идеалам;
-несправедливое оценивание знаний; родители не всегда дают объективную оценку своему ребенку.
Методы разрешения конфликтной ситуации с родителями и учителем:
-при возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий элемент закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.
-педагог, должен, верно, оценить сложившуюся ситуацию, определить дальнейшее течение положения;
-проведение беседы между учителем и родителем. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.
К числу наиболее распространенных поводов для развития конфликтной ситуации между родителем и учеником относятся:
-учебная деятельность;
-не схожесть «взглядов на образ жизни»;
-исполнение домашних дел;
— возвращение домой в позднее время суток.
Другие факторы имеют возрастные разграничения. У подростков старшего возраста, наиболее частая причина ссор, не совпадение взглядов на образ жизни. Большая часть подростков, считают, что взрослые не могут их понять .
У подростков старшего периода возникает комплекс нестандартных поводов для ссор с родителями. Которые объясняются, изменяющимися возрастными требованиями поколения. Так же, формируются недопонимания в выборе стиля одежды, прически, употреблении сигарет и алкоголя. Подростки старшего возраста, чаще враждуют с родителями, и причиной выступает общение с подростками противоположного пола.
Мнение родителей о причинах конфликтов с детьми, практически полностью соответствуют причинам, которые указывают дети. В числе главных факторов, родители выделяют учебную деятельность. Снижение уровня успеваемости детей и отторжение интереса к обучению. Отсутствие желания, принимать мнение родителей. Таким образом, представления о причинах возникновения конфликтов и ссор, в общем, схожи у подростков и их родителей
Существует арсенал методов преодоления конфликтов, позволяющий разрешать все имеющиеся противоречия в учебной деятельности психологически грамотно.
Материал и информация по диагностике причин развития конфликтных ситуаций, помогает выявить те качества личности, которые воздействуют на развитие конфликтности.
Определение и выявление этих качеств и особенностей, помогает не только разрешить уже начавшийся конфликт, но и позволить его предотвратить на определенном этапе.
Современная педагогическая наука в области конфликтов, нуждается в комплексной разработке по изучения конфликтных положений в коллективах на разных этапах развития. Выстраивание методов и техник для выстраивания проверяющих и взаимодополняющих материалов, которые учитывают особенности личности и сочетаются с различными возрастными группами .
Недопонимание с педагогами нередко возникают у учащихся не только из-за возрастных особенностей детей и подростков, но и из-за неграмотности педагогов.
Не в полном объеме готовности к решению подобных ситуаций, неверных решений администрации по подбору кадров и отсутствия должной профилактики возникновения конфликтных ситуаций в учебном заведении. Повышение образования педагогов, регулярные мероприятия по профилактике конфликтов. Улучшение психологического климата в отдельных классах, педагогическом коллективе и в целом будет способствовать возрастанию устойчивости к конфликту всех участников образовательного процесса.
Необходимо помнить, что конфликт легче предупредить, чем устранить, а для этого необходимо соблюдать ряд простых правил:
-воспринимать сложившееся положение, какое есть на самом деле;
-не подводить итоги;
-при анализе ситуации, изучать мнение школьника;
-принимать роль другой стороны;
-не давать конфликтной ситуации увеличивать спектр проблем;
-с уважением относится к школьнику;
-всегда искать путь решения;
-преодолеть конфликтную ситуацию, позволяет совместный труд и взаимодействие.
-необходима разработка индивидуальной лексики приспособления к объекту воздействия, приемы их чередования, уместность использования.
— развитие высокой степени профессиональной компетенции.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы