Социология Часть дипломной работы Гуманитарные науки

Часть дипломной работы на тему Опросные методы в социологии. Сравнительная оценка качества данных онлайн и офлайн опросов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………..……3

ГЛАВА 1.
Теоретический анализ онлайн и офлайн методов социологического исследования
……………………………………………..7

1.1.
Офлайн и онлайн опросы как метод сбора социологической
информации………………………………………………………………….…7

1.2.
Информационная модель системы проведения социологических исследований в
веб-среде……………………………………..……….….…19

ГЛАВА
2.   Сравнительный анализ данных онлайн и
офлайн опросов на примере исследования «Отношение к суррогатному материнству»… ..…33

Заключение…………………………………………………………………….44

Список
использованной литературы……………………………….………..47

Приложения……………………………………………………………………51

  

Введение:

 

Актуальность
темы. Развитие коммуникативных и информационных технологий является одной из
главных черт современного общества. По мере того, как люди все больше и больше
используют возможности компьютерных и информационных технологий, новые медиа
попадают в поле зрения и особого внимания все большему числу людей, в том числе
и исследователей. В течение нескольких лет социологические исследования
использовали разнообразные подходы для анализа новых медиа, в частности,
Интернета, который все чаще становился основным объектом различных
исследований. Новые возможности для эмпирической социологии открывают
использование Интернета как инструмента исследования. Мировая практика
использования Интернета для проведения социологического исследования существует
уже более десяти лет.

Пандемия COVID-19 стала серьезным
испытанием не только для общества, но и для всего человечества. Во время
карантина мы начали жизнь в совершенно новых условиях. Происходят изменения как
на уровне психики отдельной личности, так и на макросоциальном уровне.

Развитие
информационно-коммуникативных технологий также во многом обуславливает
общественные преобразования. Наше время можно назвать еще и «возрастом
дистанционности»: дистанционного обучения, дистанционного общения,
дистанционных развлечений. Конечно, живая беседа, живое общение нельзя
заменить, во время онлайн-контактов исчезает большинство психологических
тонкостей общения. Но вместе с тем, онлайн-контакт занимает в последнее время
ведущее место среди форм межличностного взаимодействия, он является адекватным
современному этапу жизни, исходя из социальных и естественных возможностей
сегодняшнего дня.

В нашей стране такие исследования
еще не получили достаточно широкого распространения, прежде всего из-за все еще
небольшого размера заинтересованной интернет-аудитории. Но по мере ее роста
практика проведения интернет-исследований, скорее всего, будет развиваться,
потому что такие опросы имеют ряд преимуществ перед традиционными методами
сбора первичной социологической информации. До сих пор малоисследованной
остается проблема применения информационных и телекоммуникационных технологий в
гуманитарных науках. Они открывают новые техники и для социологии. Это особенно
актуально для эмпирических исследований, где важно адекватно реагировать на требования
реальности, пересматривая традиционные методы и подходы.

Итак, Интернет является особенно
важной технологией для проведения современных исследований наряду с другими
методами, разнообразие которых часто ограничивается в связи с особенностями
развития научного сообщества на российском пространстве. Так, в рамках
академического образования все еще приоритетными остаются количественная
методология и «традиционные» методы исследования — анкетирование, эксперимент и
т.д., хотя темпы развития медиатехнологий влияют на модификацию существующих
методов и возникновение новых.

Поэтому следует заметить, что этот
вопрос изучается преимущественно теоретически. При создании нового программного
обеспечения для ежедневной работы социологов с эмпирической информацией
недостаточно внимания уделяют интернет-технологиям и совместному применению на
этапах сбора и консолидации данных[1].

Научная
разработанность темы. Изучение социологических исследований имеет давнюю
историю, и наиболее полными и содержательными описаниями его становления и
развития можно назвать, например, монографии американского историка социологии
С. Айгоу (на русский язык не переведены), а также подробные исследования Б.
Докторова[2],
посвященные американской и российской практикам изучения мнений.

В отечественной исследовательской
литературе проблемам общественного мнения и методологии исследований посвящены
работы таких исследователей, как Б. Грушин[3], В.Ядов[4], Ю. Левада[5], М.
Горшков[6], B.
Мансуров[7], Г.
Батыгин[8], Б.
Докторов[9], О.
Иванов[10]и др.

Среди современных российских исследователей влияния
новой информационной среды на формирование и функционирование общественного
мнения, и новых методов его изучения следует назвать А. [1]Беликова
Ю.В. Сравнительный анализ сервисов для проведения онлайн опросов // Актуальные научные
исследования в современном мире. – 2019. – № 5-4 (13). – С. 36-41. [2] Докторов
Б. Б.А. Грушин. Четыре десятилетия изучения российского общественного мнения//
Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2019. №4. С. 2-13. [3] Грушин
Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения: Очерки
массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина. В 4-х
кн. М.: Прогресс-Традиция; 2017, 415 с. [4] Ядов
В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. — М., 2017,
— 421 с. [5]Левада Ю. А. Факторы и ресурсы общественного мнения в
условиях постмобилизационного общества. // Мониторинг общественного мнения:
экономические и социальные перемены. 1994. №5. С. 7-9. [6]Горшков
М.К. Уроки и перспективы отечественной социологии // Социологические
исследования. 2018. №7. 318 с. [7]Мансуров
В.А., Петренко Е.С. Изучение общественного мнения в России и СССР// Социология
в России. Под ред. В.А.Ядова. М.: Институт социологии РАН, 2016. С. 515-540. [8]Батыгин
Г.С. Социология Интернет: наука и образование в виртуальном пространстве//
Социологический журнал. 2020. №1. С. 85-103. [9]Докторов
Б. Б.А. Грушин. Четыре десятилетия изучения российского общественного мнения//
Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2019. №4. С. 2-13. [10]Иванова В.А.
Особенности проведения дистанционных опросов онлайн // Маркетинг в России и за
рубежом. – 2018. – №1. – С. 11-16.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Онлайн опросы в сфере социологии – в настоящее
время уже сформировавшееся и активно развивающееся направление исследований,
находящееся на стыке социологии и веб-программирования. Как и любой другой
социологический метод, техники, онлайн опросы имеют массу достоинств и
недостатков, которые, с одной стороны, делают невозможным их универсальное
применение во всех сферах, где используется традиционный метод опроса. С другой
стороны, возможности онлайн-опросов позволяют существенно экономить время,
средства и человеческие ресурсы, что делает эти технологии достаточно
эффективными и позволяют в ряде случаев достичь результата, быстрее, чем
традиционными методами.

Онлайн опросы представляют собой разновидность
интернет-опросов, характеризующихся тем, что ответы сразу поступают на
интернет-сервер, что позволяет одновременно вести их обработку и определение
какой следующий вопрос стоит задавать.

Возможности онлайн-опросов позволяют
существенно экономить время, средства и человеческие ресурсы, что делает эти
технологии достаточно эффективными и позволяют достичь результата быстрее, чем традиционными
методами. Но, подобно другим социологическим технологиям, онлайн-опросы
обладают определенными достоинствами и недостатками, которые делают невозможным
их универсальное применение во всех сферах, где используется метод опроса.

В результате сравнения ответов онлайн и офлайн
опроса выяснили, что есть небольшая, но статистически значимая разница в
ответах между студентами, заполнявшими онлайн и офлайн анкеты.

Студенты, заполнявшие онлайн-опрос, давали
более подробные ответы на открытые вопросы и на вопросы с множественным
выбором, чем те, кто заполнял бумажную версию онлайн-анкеты — респонденты в
среднем указывали больше на 1-3% ответов. Ответы студентов, заполнявших анкету
офлайн существенно, не отличались от ответов онлайн опроса. Причин незначительного
различия в ответах онлайн и офлайн опроса: студенты, заполнявшие электронный
вариант анкеты, имели возможность отвечать в более спокойной обстановке и имели
больше времени подумать, чем студенты в ситуации с офлайн опросом, когда
респондент ждет, пока студент заполняет анкету. Еще одной причиной является то,
что, заполняя онлайн опрос, студент находился рядом с компьютером и мог
параллельно заглянуть в различные интернет-источники и просто ознакомится с
данными по суррогатному материнству. Таким образом, ответы на вопросы
онлайн-опроса являются менее спонтанными.

Было проведено также и содержательное отличие
ответов онлайн- и оффлайн-респондентов на вопросы анкеты. В целом различия были
небольшие (самый высокий коэффициент корреляции составил всего 0,130 по шкале
от 0 до 1). Тем не менее в ряде случаев вероятность ошибки (определенная с
помощью критерия Хи-квадрат) составила менее 0,05, это свидетельствует о том,
что данные различия нельзя просто списать на погрешность выборки.
Следовательно, общность респондентов, доступная для онлайн-опросов, до сих пор
имеет определенные особенности, несмотря на постоянное расширение российской
интернет-аудитории и широкое проникновение Интернета в современную студенческую
среду.

Качество онлайн-данных не зависит от
интервьюера, а следовательно, при условии использования качественного
инструмента, возможны только случайные, а не систематические искажения
результатов.

В целом, продумав стратегию исследования можно
добиться с помощью онлайн-опросов тех же результатов, что и с помощью
традиционных методов, хотим отметить, что и традиционные методы не всегда
достаточно эффективны, поскольку не всегда соблюдаются все необходимые
процедуры контроля качества данных.

Таким образом, качество онлайн-данных не
зависит от интервьюера, а, следовательно, при условии использования
качественного инструмента, возможны только случайные, а не систематические
искажения результатов.

Разумеется, полученный нами результат требует
дальнейших исследований: как минимум уточнения условий, соблюдение которых
может обеспечить высокий уровень качества и воспроизводимости собранных
онлайн-данных. В частности, можно исследовать сложность, связанную с контролем
качества ответов респондентов и их мотивации в ходе опроса, проводимого онлайн.
В ходе оффлайн-опроса эта проблема решалась значительно проще: само присутствие
экспериментатора и необходимость заполнить анкету «здесь и сейчас» очевидно
служили «дисциплинирующими» факторами для студенческой аудитории.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретический анализ онлайн и офлайн
методов социологического исследования

1.1. Офлайн и онлайн опросы как метод сбора социологической информации

Социологическое исследование — это система последовательных
методологических, методологических и организационных процедур, связанных между
собой единой целью: получить достоверную информацию об изучаемых социальных
явлениях или процессах, о тенденциях или противоречиях в их функционировании и
развитии.

До недавнего времени в социологии исследователи использовали только
количественные методы, направленные на измерение количественных характеристик
объекта, объекта, элементов социальной среды и т. д. Они берут свое начало в
эмпирической социологии, появление которой сделало возможным количественную
оценку (преобразование в количественные параметры, такие как такие индикаторы,
как мысли, суждения) социальных фактов с целью выявления тенденций в развитии
массовых процессов.

«Материал» количественного исследования состоит из социальных фактов
(характеристик продуктов человеческой деятельности, поведения индивидов,
словесных оценок, мнений, суждений). Повторяющиеся социальные факты описываются
и резюмируются, обычно с использованием статистических методов. Следовательно,
они представлены в виде агрегированной информации, полученной в результате
анализа индивидуальной информации. Обобщенная информация будет характеризовать
тенденции развития изучаемых явлений и процессов. Другими словами, в результате
количественного исследования мы получаем ответ на вопрос «сколько?» Однако уже
на ранних этапах развития эмпирических социологических исследований возникла
проблема пределов количественных исследований. В 1935 году П. Лазарсфельд
убедительно доказал это, отвечая на вопрос «почему?». Вы можете получить лишь
недостаточную и даже частично ложную информацию о причинах поведения[1]. [1] Добренков В.И.,
Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 2019 — с.
672.

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………..……3

ГЛАВА
1. Теоретический анализ онлайн и офлайн методов социологического исследования ……………………………………………………………………..7

1.1.
Офлайн и онлайн опросы как метод сбора социологической
информации…………………………………………………………………….…7

1.2.
Информационная модель системы проведения социологических исследований в
веб-среде………………………………………………….….…19

ГЛАВА
2. ………………………………………………………………………33

2.1…..

2.2…..

Заключение….

Список
использованной литературы……………………………….…………..34

  

Введение:

 

Актуальность
темы. Развитие коммуникативных и информационных технологий является одной из
главных черт современного общества. По мере того, как люди все больше и больше
используют возможности компьютерных и информационных технологий, новые медиа
попадают в поле зрения и особого внимания все большему числу людей, в том числе
и исследователей. В течение нескольких лет социологические исследования
использовали разнообразные подходы для анализа новых медиа, в частности,
Интернета, который все чаще становился основным объектом различных
исследований. Новые возможности для эмпирической социологии открывают
использование Интернета как инструмента исследования. Мировая практика
использования Интернета для проведения социологического исследования существует
уже более десяти лет.

Пандемия COVID-19 стала серьезным
испытанием не только для общества, но и для всего человечества. Во время
карантина мы начали жизнь в совершенно новых условиях. Происходят изменения как
на уровне психики отдельной личности, так и на макросоциальном уровне.

Развитие
информационно-коммуникативных технологий также во многом обуславливает
общественные преобразования. Наше время можно назвать еще и «возрастом
дистанционности»: дистанционного обучения, дистанционного общения,
дистанционных развлечений. Конечно, живая беседа, живое общение нельзя
заменить, во время онлайн-контактов исчезает большинство психологических
тонкостей общения. Но вместе с тем, онлайн-контакт занимает в последнее время
ведущее место среди форм межличностного взаимодействия, он является адекватным
современному этапу жизни, исходя из социальных и естественных возможностей
сегодняшнего дня.

В нашей стране такие исследования
еще не получили достаточно широкого распространения, прежде всего из-за все еще
небольшого размера заинтересованной интернет-аудитории. Но по мере ее роста
практика проведения интернет-исследований, скорее всего, будет развиваться,
потому что такие опросы имеют ряд преимуществ перед традиционными методами
сбора первичной социологической информации. До сих пор малоисследованной
остается проблема применения информационных и телекоммуникационных технологий в
гуманитарных науках. Они открывают новые техники и для социологии. Это особенно
актуально для эмпирических исследований, где важно адекватно реагировать на
требования реальности, пересматривая традиционные методы и подходы.

Итак, Интернет является особенно
важной технологией для проведения современных исследований наряду с другими
методами, разнообразие которых часто ограничивается в связи с особенностями
развития научного сообщества на российском пространстве. Так, в рамках
академического образования все еще приоритетными остаются количественная
методология и «традиционные» методы исследования — анкетирование, эксперимент и
т.д., хотя темпы развития медиатехнологий влияют на модификацию существующих
методов и возникновение новых.

Поэтому следует заметить, что этот
вопрос изучается преимущественно теоретически. При создании нового программного
обеспечения для ежедневной работы социологов с эмпирической информацией
недостаточно внимания уделяют интернет-технологиям и совместному применению на
этапах сбора и консолидации данных[1].

Научная
разработанность темы. Изучение социологических исследований имеет давнюю
историю, и наиболее полными и содержательными описаниями его становления и
развития можно назвать, например, монографии американского историка социологии
С. Айгоу (на русский язык не переведены), а также подробные исследования Б.
Докторова[2], посвященные
американской и российской практикам изучения мнений.

В отечественной исследовательской
литературе проблемам общественного мнения и методологии исследований посвящены
работы таких исследователей, как Б. Грушин[3], В.Ядов[4], Ю. Левада[5], М.
Горшков[6], B.
Мансуров[7], Г.
Батыгин[8], Б.
Докторов[9], О.
Иванов[10]и др.

Среди современных российских
исследователей влияния новой информационной среды на формирование и
функционирование общественного мнения, и новых методов его изучения следует
назвать А. Бахмина[11], И. Бутенко[12], А.
Жичкину[13], C.
Паринова[14],
О.Филатову[15], И.
Фомичеву[16] и др.

Объект
исследования – офлайн и онлайн опросы в социологии.

Предмет
исследования – специфика проведения социологического офлайн и
онлайн исследования.

Цель работы – изучить
опросные методы в социологии и провести сравнительную оценку качества данных
онлайн и офлайн опросов.

Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть офлайн и онлайн
опросы как метод сбора социологической информации.

2. Изучить информационную модель
системы проведения социологических исследований в веб-среде.

Структура дипломной работы. Дипломная
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных
источников. [1]Беликова
Ю.В. Сравнительный анализ сервисов для проведения онлайн опросов // Актуальные научные
исследования в современном мире. – 2019. – № 5-4 (13). – С. 36-41. [2] Докторов
Б. Б.А. Грушин. Четыре десятилетия изучения российского общественного мнения//
Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2019. №4. С. 2-13. [3] Грушин
Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения: Очерки
массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина. В 4-х
кн. М.: Прогресс-Традиция; 2017, 415 с. [4] Ядов
В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. — М., 2017,
— 421 с. [5]Левада Ю. А. Факторы и ресурсы общественного мнения в
условиях постмобилизационного общества. // Мониторинг общественного мнения:
экономические и социальные перемены. 1994. №5. С. 7-9. [6]Горшков
М.К. Уроки и перспективы отечественной социологии // Социологические
исследования. 2018. №7. 318 с. [7]Мансуров
В.А., Петренко Е.С. Изучение общественного мнения в России и СССР// Социология
в России. Под ред. В.А.Ядова. М.: Институт социологии РАН, 2016. С. 515-540. [8]Батыгин
Г.С. Социология Интернет: наука и образование в виртуальном пространстве//
Социологический журнал. 2020. №1. С. 85-103. [9]Докторов
Б. Б.А. Грушин. Четыре десятилетия изучения российского общественного мнения//
Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2019. №4. С. 2-13. [10]Иванова В.А.
Особенности проведения дистанционных опросов онлайн // Маркетинг в России и за
рубежом. – 2018. – №1. – С. 11-16. [11]Бахмин А.В. Сотрудничество и конфликт в виртуальном
сообществе // Социологический журнал. 1997. №1/2. С. 65-92. [12]Бутенко
И.А. Использование новых технологий при опросах// Социологические исследования.
2000. №10. С. 118-124. [13]Жичкина
А.Е. Методология, теория и практика психологических исследований в сети
Интернет// http://www.isn.ru/info/seminar-doc/Wsurvey.doc. [14]Паринов
С.И. «Онлайновые сообщества»: методы исследования и практическое
конструирование: Автореф. диссер. на соиск. учен. ст. д-ра технич. наук.
Новосибирск, 2020, — 427 с [15]Филатова
О.Г. Интернет как масс-медиа// Актуальные проблемы теории коммуникации: Сборник
научных трудов. Изд-во СПбГПУ, 2019 С. 232-240. [16]Фомичева
И.Д. Социология Интернет — СМИ: Учеб. пособие// http://www.journ.msu.ru.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. Теоретический анализ онлайн и офлайн методов социологического исследования

1.1. Офлайн и онлайн опросы как метод сбора социологической информации

Социологическое
исследование — это система последовательных методологических, методологических
и организационных процедур, связанных между собой единой целью: получить
достоверную информацию об изучаемых социальных явлениях или процессах, о
тенденциях или противоречиях в их функционировании и развитии.

До недавнего времени в
социологии исследователи использовали только количественные методы,
направленные на измерение количественных характеристик объекта, объекта,
элементов социальной среды и т. д. Они берут свое начало в эмпирической социологии,
появление которой сделало возможным количественную оценку (преобразование в
количественные параметры, такие как такие индикаторы, как мысли, суждения)
социальных фактов с целью выявления тенденций в развитии массовых процессов.

«Материал» количественного
исследования состоит из социальных фактов (характеристик продуктов человеческой
деятельности, поведения индивидов, словесных оценок, мнений, суждений).
Повторяющиеся социальные факты описываются и резюмируются, обычно с
использованием статистических методов. Следовательно, они представлены в виде
агрегированной информации, полученной в результате анализа индивидуальной
информации. Обобщенная информация будет характеризовать тенденции развития
изучаемых явлений и процессов. Другими словами, в результате количественного
исследования мы получаем ответ на вопрос «сколько?» Однако уже на ранних этапах
развития эмпирических социологических исследований возникла проблема пределов
количественных исследований. В 1935 году П. Лазарсфельд убедительно доказал это,
отвечая на вопрос «почему?». Вы можете получить лишь недостаточную и даже
частично ложную информацию о причинах поведения[1]. [1] Добренков В.И.,
Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 2019 — с.
672.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы