Часть дипломной работы на тему Оценка вербального интеллекта у детей с нарушениями чтения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЧТЕНИЯ
2.1. Организация и методы исследования
Вербальный интеллект – это часть мышления человека, опирающаяся на речь, как способ опосредования и освоения абстрактных понятий. В противоположность ему невербальный интеллект связан с развитием наглядного, пространственного мышления. Уровень интеллекта зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. Вербальная составляющая интеллекта отвечает за чувство языка, умение оперировать словами.
Цель данного исследования – изучить особенности вербального интеллекта у младших школьников с нарушением чтения.
Задачи исследования:
1. Сформировать две группы учащихся для сравнительного анализа: успевающие школьники и дети с нарушениями чтения.
2. Подобрать методы диагностики вербального интеллекта у младших школьников.
3. Провести диагностику уровня развития компонентов вербального интеллекта у младших школьников.
4. Выделить учащихся с нарушением чтения и сформировать контрольную и экспериментальную группу.
4. Сопоставить уровень вербального интеллекта у детей с нарушением чтения и успевающих школьников.
5. Проанализировать результаты исследования и разработать практические рекомендации.
Исследование проходило на базе ГБОУ «Школа №709» г. Москвы. В исследовании приняли участие учащиеся 3-го класса в возрасте 8,5-9 лет, из них 30 учащихся без нарушения чтения и 20 учащихся, которые по мнению учителей имеют проблемы с чтением.
Исследование проходило в несколько этапов:
На первом этапе было проведено исследование чтения у учащихся, которые по мнению педагога имели трудности в овладении навыком чтения. Выделена группа школьников с нарушениями чтения – экспериментальная группа (ЭГ), и группа сравнительного анализа (ГСА). В группу сравнительного анализа вошли успевающие школьники.
На втором этапе исследования была проведена диагностика уровня развития вербального интеллекта у учащихся с нарушением чтения и без нарушения чтения.
На третьем этапе исследования был проведен сравнительный анализ уровня развития вербального интеллекта у учащихся с нарушением чтения и учащихся без нарушения чтения.
На первом этапе для диагностики уровня развития навыков чтения были использованы задания по методике А.Н. Корнеева [1]. Младшим школьникам предлагается текст для чтения «Как я ловил раков».
Количество прочитанных слов указывается в каждой строке текста. После прочтение текста младшим школьникам задаются вопросы с целью изучения уровня понимания прочитанного:
1. Сколько было ручьев в деревне?
2. Кто живет в ручье?
3. Кто ловит раков?
4. Где ребята решили ловить раков?
5. Чем мальчики ловят раков?
6. Кто дал мальчику рака?
7. Что делает мальчик с пойманными раками?
8. Что есть у раков?
9. Что мальчик боялся сделать? Почему?
10. Какой совет дал друг мальчику?
Результаты исследования заносятся в таблицу (таблица 1).
Таблица 1
Форма для анализа результатов чтения
№ п/п Фамилия ученика Показатели техники чтения Уровень техники чтения Уровень понимания прочитанного
Способ чтения Кол-во и характер ошибок Время чтения Темп чтения
1 2 3 4 5 6 7 8
Способ чтения (3) определяются по следующим показателям: если ученик читает по буквам в таблице указывается «буква», если по отрывисто по словам – сл/отр. При чтении текста плавно по словам в таблице вносится «сл/пл». Если учащиеся читают целыми словами, то в таблице указывается «ц.сл.». Когда ученик читает разными способами, тогда в таблице указываются эти способа с помощью знака «+», например, сл/пл. + ц. сл.
Ошибкой (4) вовремя чтение считает, когда слово прочитано неправильно или когда слово прочитано с помощью педагога. Чтение считается безошибочное, если ученик допускает 1 ошибку на 50-70 слов. Также педагог указывает характер ошибки, которую допустил ученик, а именно ударение, окончание, мягкий знак-показатель мягкости согласных и т.д.
Количество прочитанных слов за 1 минуту указывается в графе 6. В графе 7 указывается техника чтения. У учащихся выделяют четыре уровня техники чтения:
высокий: ученик читает целыми словами и группами слов, чаще преобладает чтение группами слов, темп чтения – более 90 слов в минуту, нет искажения звукобуквенного состава слов, отсутствуют нарушения норм орфоэпии, повтора единиц чтения или регрессии;
средний: ученик читает целыми словами, чтение от 75 до 90 слов в минуту, нет искажения звукобуквенного состава слов, повтора единиц чтения или регрессии, допускается единичное нарушение норм орфоэпии, допускает 1-2 ошибки, связанные с незнанием значения слов;
ниже среднего: ученик читает целыми словами и по слогам, чаще преобладает чтение целыми словами, допускается послоговое чтение слов со сложной слоговой структурой, темп чтения от 60 до 74 слов в минуту, частичное искажение звукобуквенного состава слов, нарушение норм орфоэпии, повтор единиц чтения или регрессия;
низкий: младший школьник демонстрирует преимущественно чтение по слогам, читает менее 60 слов в минуту, допускается более 4 ошибок, присутствует искажение звукобуквенного состава слова и нарушение норм орфоэпии, повторы единиц чтения или регрессия.
Также в процессе чтения учитывался уровень понимания прочитанного текста. В результате исследования выделено 4 уровня понимания текста: