Экономическая безопасность Часть дипломной работы Экономические науки

Часть дипломной работы на тему Оценка теневого сектора экономии РФ связанного с коррупцией в ВУЗах РФ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Коррупция в России – это серьезная проблема, затрагивающая практически все стороны общественной жизни, в том числе и сферу образования. Она представляет угрозу национальной безопасности, социально-экономическому, политическому и духовному развитию России, негативно сказывается на репутации страны. В условиях коррумпированного государства полностью меняются ключевые ценности, такие как мораль, право, социальная справедливость.
Проблема коррупции в образовании активно обсуждается на телевидении, на страницах журналов и газет, в интернете и других средствах массовой информации. Представление о масштабах распространения коррупции в образовании дают результаты социологических исследований. Результаты социологического опроса фонда «Общественное мнение» показали, что 51% респондентов оказывались в коррупционной ситуации при взаимодействии с работниками дошкольных образовательных организаций, 46% — с работниками вузов и 35% — с работниками школ1.
Коррупция в сфере образования негативно сказывается на качестве образовательных услуг, снижает доверие к системе образования, делает проводимые реформы малоэффективными.
Основными причинами коррупции являются:
 низкий уровень заработной платы в сфере образования;
 недостаточное финансирование системы образования;
 кадровый «голод» в сфере образования, отрасль (от дошкольных учреждений до высшего образования) остро нуждается в притоке грамотных, профессионально подготовленных и социально-активных педагогических кадров;
 правовой нигилизм в обществе, когда стремление и желание к учебе подменяется совершением коррупционных правонарушений для достижения определенных результатов, например, получения высоких баллы по ЕГЭ для поступления в ВУЗ;
 отсутствие системности и комплексного подхода к противодействию коррупции в сфере образования.
Все это требует разработки и реализации эффективных методов противодействия и, главное, профилактики коррупции в образовательных учреждениях любого уровня системы образования, таких как:
 реальное повышение заработной платы в сфере образования;
 повышение престижности профессии;
 расширения перечня социальных льгот и гарантий для педагогических работников, повышение уровня из правовой защищенности;
 усиление ответственности за совершение коррупционных правонарушений, в первую очередь, в рамках Уголовного кодекса Российской Федерации;
 обеспечение открытости и доступности деятельности образовательных учреждений, освещение проблемы коррупции в органах образования в различных источниках средств массовой информации;
 антикоррупционное просвещение и воспитание учащихся и студентов.
Антикоррупционное воспитание является одним из важнейших и, скорее всего, самым эффективным средством профилактики коррупции.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.Понятие «коррупции» как феномена современности

Рассмотрим сущность понятий «коррупция», а также факторы, которые способствуют возникновению коррупции на государственной службе.
В Толковом словаре С.И. Ожегова понятие «коррупция» определяется в качестве морального разложения должностных лиц и политиков, которое выражается в: незаконном обогащении, взяточничестве, хищении, срастании с мафиозными структурами .
В Толковом словаре Д.Н. Ушакова под коррупцией трактуется подкуп, соблазнение, развращение взятками лиц, которые занимают должности .
В Словаре иностранных слов отмечается, что коррупция (от лат. corruptio – нарушать, ломать) — подкуп, продажность должностных лиц, политических деятелей.
В Юридической энциклопедии дефиниция «коррупция» эксплицируется в качестве: сращивания государственных и муниципальных структур со структурами преступного мира; продажности и подкупа политических и общественных деятелей, государственных и муниципальных служащих. Далее отмечается, что коррупция – получение чиновниками взяток, денежных доходов, которые носят незаконный характер, вымогание последних у граждан с целью личного обогащения .
В Юридическом словаре коррупция трактуется как общественно опасное явление в сфере политики, государственного и муниципального управления, которое выражается в использовании представителями власти своего служебного статуса, которое носит умышленный характер, с целью получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ; подкуп этих лиц .
В Энциклопедии юриста термин «коррупция» рассматривается как использование государственными и муниципальными служащими и представителями органов власти всех уровней положения, которое они занимают, служебных прав и властных полномочий с целью обогащения, которое является незаконным, получения материальных и других благ, преимуществ, как в личных, так и групповых интересах .
В справочном издании по политологии под коррупцией трактуется прямое использование должностным лицом своего служебного положения для личного обогащения, что сопровождается нарушением законности.
Несколько иное определение термина «коррупция» содержится в Экономическом словаре , согласно с которым под последним понимается подкуп (дача взятки), цель которого – оказание влияния на политиков, служащих системы государственного и муниципального управления, иных должностных лиц.
В других справочных изданиях коррупция – сращивание государственного аппарата, государственных служащих с преступными элементами в сфере государственного управления и экономики.
М.А. Поплавский, исследуя сущность феномена «коррупция» отмечает, что в документах ООН, которые посвящены международной борьбе с коррупцией, дается определение этого явления как «злоупотребления властью для получения выгоды в личных целях» .
В документах Междисциплинарной группы Совета Европы в сфере коррупции имеют место трактовка изучаемого нами термина, согласно с которой коррупция — взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе, ведущее к нарушению обязанностей, которые возложены на них по статусу государственного должностного лица либо частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений, и имеет за цель — получение любых выгод для себя и других, которые носят незаконный характер .
Н.И. Дорохов приводит экспликацию термина «коррупция», которая имеет место в практике деятельности органов Европейского союза, согласно которой под коррупцией следует рассматривать использование государственными, муниципальными или иными публичными должностными лицами и служащими либо должностными лицами и служащими коммерческих или иных организаций (в том числе международных) своего статуса с целью получения денег или каких-то преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе не имущественного характера) либо предоставление последним таких преимуществ, которое носит незаконный характер .
Определение коррупции приведено в Федеральном законе Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», согласно которому коррупция рассматривается как: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, которые совершаются с целью получения выгоды в виде: денег, ценностей, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц; незаконное предоставление выше указанной выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение деяний, которые указаны выше от имени или в интересах юридического лица .
В результате изучения научной литературы по проблеме исследования установлено, что среди ученых единая точка зрения на сущность феномена «коррупция» отсутствует.
О.В. Лобцова отмечает, что в результате концептуальных дискуссий о сущности коррупции в политико-правовых науках оформились два подхода к пониманию данного феномена. Первый из этих подходов может быть назван формально-юридическим, поскольку в его рамках делается акцент на включенности коррупционных деяний в перечень преступлений и проступков, которые предусмотрены действующим уголовным и административным законодательством .
Так, в Уголовном Кодексе РФ состав преступления, который называется коррупция отсутствует, однако в данном нормативном документе имеют место ряд составов (прежде всего должностных), предусматривающих ответственность за действия, которые охватывает понятие коррупция, среди которых: получение и дача взятки, злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности и др.
Второй же подход может быть квалифицирован как социально-политический в силу того, что в его методологических рамках коррупция исследуется не столько как система должностных преступлений, сколько в качестве девиации ролевых функций любых субъектов, которые наделены властными полномочиями.
Понимание коррупции как явления социально-политической жизни рассмотрено в рамках Йельской правовой школы, яркой представительницей которой является С. Роуз-Аккерман. Именно благодаря ей в политико-правовом лексиконе появилось понятие «политическая коррупция». Понимание последнего характеризуется восприятием данного феномена в качестве специфической модели социально- политических отношений и не сводится исключительно к взяточничеству. Скорее, это специфическая разновидность девиантного поведения, которое обусловлено стремлением чиновников достичь неких эгоистических целей за счет недостатков в развитии институтов публичной власти посредством нарушения ролевых функций в системе государственного управления .
Согласно такому походу коррупция присутствует тогда, когда агент (должностное лицо, государственный орган и прочее) использует предоставленные ему принципалом (народом) полномочия для достижения им целей, которые не предусмотрены мандатом. Причем, совершенно неважно, получает ли агент за это какое-то вознаграждение, или же мотивация его поступков не определяется явной корыстью, что ярко прослеживается в случаях проявления «чистого» бюрократизма. Данный подход помогает раскрыть безнравственную основу корыстных действий властных субъектов и направить общественную активность на противодействие такой модели властвования.
А.И. Кирпичников отмечает, что коррупция – это своего рода коррозия власти, которая разрушает управленческий аппарат на всех уровнях власти, деформирует нравственные устои общества. Уровень коррупции, по мнению ученого, служит своеобразным термометром общества, показателем его нравственного состояния и способности управленческого аппарата решать задачи не в собственных интересах, а интересах общества. Подобно тому, как для металла коррозийная усталость означает понижение предела его устойчивости, так и для общества усталость от коррупции означает понижение его сопротивляемости .
И.И. Кондрашин трактует коррупцию как социально-политическое явление, которое вызвано некорректным поведением должностных лиц (в частности высших), происходящее под влиянием их искаженного сознания, вследствие чего они сознательно совершают преступления, которые заключаются в умышленном использовании своего служебного положения для личного (семейного) обогащения, зачастую в ущерб общественным и/или национальным интересам .
Так, В.Л. Римский трактует коррупцию как преступную деятельность, которая имеет место в сфере политики или государственного управления и заключается в незаконном использовании должностными лицами своего положения .
С позиции С.С. Сулакшина , коррупция – любое противоправное действие (бездействие) уполномоченного лица, которое приносит ему незаконный доход и подменяет интересы общественного блага более узким групповым интересом.
В результате своих исследований А.И. Долгова пришла к заключению относительно того, что коррупцию необходимо рассматривать в трех аспектах: как акт, как метод, как практику .
Коррупция как акт представляет собой коррупционные преступления и другие коррупционные правонарушения, которые заключаются в подкупах, которые носят активный и пассивный характер, в их разных вариантах.
Коррупция как метод – это использование подкупа-продажности при совершении тех или иных деяний.
Коррупция как практика представляет собой организованную коррупционную преступную деятельность, которая обеспечивает использование метода коррупции для достижения различных целей.
С точки зрения М.А. Поплавского термин «коррупция» включает не одно преступление, а сумму, которая равна трем и более преступлениям или правонарушениям, которые совершены должностным лицом с целью получения личной выгоды, выгоды группы лиц, либо других личных интересов. Такой подход к определению данного понятия, по мнению исследователя, позволяет уберечь государственных служащих, лиц их замещающих, от «одного проступка по малодушию», защитить их от различных провокаций со стороны третьих лиц .
М.В. Чураков рассматривает коррупцию в качестве социально-негативного явления, которое охватывает широкий круг общественных отношений и заключается, с одной стороны, в злоупотреблении властью лицами, которые обладают распорядительными функциями, а с другой – в попытках получить те или иные блага последними незаконным методом .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы