Часть дипломной работы Экономические науки Финансы

Часть дипломной работы на тему Оценка системных рисков финансовой стабильности банковского сектора Банком России и его взаимодействие с международными организациями.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1
СИСТЕМНЫЕ РИСКИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА.. 7

1.1
Экономическая сущность понятия «банковский риск» и его виды.. 7

1.2
Системный риск, методы его оценки и понятие финансовой стабильности банковской
сферы.. 10

ГЛАВА 2
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БАНКА РОССИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ.. 18

2.1
Совет по финансовой стабильности и основные направления его работы   18

2.2
Меры по поддержанию финансовой стабильности в период пандемии COVID-19 в России
и зарубежных странах. 20

2.2
Базельский комитет по банковскому надзору. Стандарты Базельских соглашений. 38

ГЛАВА 3
ИНСТРУМЕНТАРИЙ И МЕРЫ БАНКА РОССИИ ПО СНИЖЕНИЮ СИСТЕМНЫХ РИСКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ
БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ    41

3.1
Система обеспечения финансовой стабильности в России и роль Банка России в ней. 41

3.2
Инструментарий Банка России по минимизации системных рисков банковского сектора
и его применение. 43

3.3
Системные риски в российской банковской системе на современном этапе  44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 59

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 67

ПРИЛОЖЕНИЯ   71  

Введение:

 

Банковская система является одним
из самых важных элементов, определяющих успех национальной экономики
государства. Стабильность и гибкость данного механизма помогает развиваться
экономике благодаря доверию всех ее субъектов. Успешность данной системы
невозможно представить без процветания отдельных субъектов, в том числе
коммерческих банков и небанковских кредитных организаций. Они, выступая
посредниками между Центральным Банком и другими коммерческими учреждениями,
являются основной силой, влияющей на состояние национального хозяйства,
обеспечивая субъектов необходимыми финансовыми ресурсами.

 Банковская система должна быть способной
отвечать на вызовы современности, которая характеризуется высокой
изменчивостью, и подстраиваться в соответствии с мировой конъюнктурой. За
скорость развития мировой экономики приходится платить серьезную цену: несбалансированное развитие
глобальных финансовых рынков, кризисные явления в современной экономике,
неустойчивость ресурсной базы и источников доходов вследствие высокой
концентрации бизнеса, усиление конкуренции в банковском секторе – все это
вызвано бурным развитием технологий, которые стали известны в
XXI  веке.

Мир сталкивается с доселе
невиданными проблемами, которые, порой, невозможно решить традиционными
способами и могут быть разрешены лишь общими усилиями. Единственная возможность
побороть некоторые из них заключается в поиске новых, совершенно непроверенных временем
решений, что, несомненно, может повлечь крупные потери.

Мировые финансовые кризисы последних 20 лет наглядно
продемонстрировали, насколько важно для банков иметь надежные буферы капитала,
которые позволяют им выдерживать экстремальные и неожиданные шоки
макроэкономической среды и тем самым гарантировать, что они могут выступать в
качестве эффективных финансовых посредников даже в периоды финансовой
турбулентности. Для оценки устойчивости банковского сектора к неблагоприятным
макроэкономическим и финансовым явлениям часто используется механизм
макропруденциального стресс-тестирования. В настоящее время, регулярное
проведение процедуры стресс-тестирования является важной составной частью
внутреннего риск-менеджмента банков, а также представляет особое значение для
ЦБ РФ в свете дополнительных требований к достаточности капитала в рамках
внедрения стандартов Базель III. Однако, вопрос о том, как взаимосвязаны между
собой различные типы системных финансовых рисков, и в какой мере эта
взаимосвязь оказывает влияние на результаты проведения стандартных
стресс-тестов финансовой устойчивости банковской системы, остается мало
изученным в современной литературе не только в отношении российской банковской
системы, но и банковских систем других стран.

Каждая инновационная идея – это
огромный риск, поэтому государство и международное сообщество довольно
консервативно относится к ним, стараясь максимально отфильтровать новаторские
идеи и снизить риск неоправданной инвестиции. Однако никто не сможет отрицать
необходимость разработки новых механизмов регулирования и управления банковской
сферой. Данный вопрос находится в приоритете у многих международных
организаций, в частности, разработкой регулятивных норм занимаются Базельский
комитет по банковскому надзору, Всемирный банк и Международный валютный фонд.

Актуальность рассматриваемой темы
обусловлена тем, что создание устойчивой финансовой системы на уровне
государства требует не только интеграции и реализации международных норм и
стандартов в национальное законодательство, но и контроля и мониторинга деятельности
отдельных субъектов кредитно-финансового сектора. Отдельным вызовом для России
является борьба с последствиями международных санкций, в том числе привлечение
инвестиций, борьба с оттоком денег из страны, обеспечение достаточности и доступности
финансовых ресурсов для развития производства, жесткий контроль инфляции.

Целью выпускной квалификационной работы является
оценка предпринимаемых Банком России мер по обеспечению финансовой стабильности
и снижению системных рисков в финансовом секторе.

Достижение данной цели предполагает постановку и
решение следующих задач:

1.               
Проанализировать теоретические основы банковских рисков,
методы оценки системного риска, уточнить цели и задачи макропруденциального
надзора Банка России;

2.               
Изучить взаимодействие международных организаций и их
объединений с Банком России по вопросам обеспечения финансовой стабильности;

3.               
Определить инструментарий Банка России по снижению системных
рисков национальной банковской системы и оценка принимаемых Банком России мер.

 Областью
исследования выпускной квалификационной работы являются теоретические и
методологические основы обеспечения финансовой стабильности, а также
сотрудничество Банка России и различных финансовых международных организаций с
целью обеспечения финансовой устойчивости как на национальном, так и на
глобальном уровнях.

Информационная база исследования состоит из
нормативно-правовых актов российского законодательства, научной, методической,
учебной литературы российских и зарубежных авторов, аналитических и
информационно-справочных изданий, материалов текущей и периодической печати.
Также в работе использованы репрезентативные информационные базы данных Банка
России, Базельского комитета по банковскому надзору, Совета по финансовой
стабильности и других международных финансовых организаций и объединений.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения,
трёх глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка литературы из
пятидесяти шести наименований и шести приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Под системным риском
обычно понимают риск одновременного или последовательного банкротства
нескольких финансовых учреждений, приводящего к наступлению банковского
кризиса. Исторический опыт многих стран показывает, что воздействие такого
кризиса на экономику может быть очень существенным.

В процессе
прохождения преддипломной практики в Отделе финансовой стабильности Банка
России акцент исследований был сделан на внедрении в российскую банковскую
сферу Базельских стандартов и требований Совета по финансовой стабильности,
членами которых ЦБ является.

Банк России ведёт активную макропруденциальную
политику, направленную на предотвращение возникновения системного риска и
снижение других рисков в национальной экономике. Основываясь на опыте и рекомендациях
международных организациях и на своих собственных компетенциях, ЦБР, кроме
прочего, проводит ряд мер для осуществления макропруденциального надзора, как
например: стресс-тестирование участников финансового сектора, наблюдение за
системно значимыми финансовыми институтами, регулярное обновление
инструментария макропруденциальной политики в условиях постоянно меняющейся
конъюнктуры и т.д.

Из-за распространения коронавирусной инфекции COVID-19
картина рисков для финансовой стабильности в первом полугодии 2020 г.
существенно изменилась. Если в конце 2019 г. Банк России был озабочен
формирующимися уязвимостями и ужесточал макропруденциальные меры, то в связи с
пандемией риски начали реализовываться и политика Банка России сместилась в
направлении купирования рисков и обеспечения возможностей для финансовой
системы в непрерывном режиме выполнять свои ключевые функции. Принятые меры
дают финансовым организациям больше комфорта для реструктуризации задолженности
заемщиков, продолжения кредитования, осуществления платежей, перехода к работе
в дистанционном режиме.

Пандемия COVID-19 оказывает воздействие на
финансовую  систему  вслед за влиянием на реальный сектор. Этим
текущая ситуация в корне отличается от глобального кризиса 2007–2009 гг., когда
преобладал обратный эффект – влияние ситуации в финансовой системе на
экономику. Введение ограничительных мер в широком круге стран в марте 2020 г.
создало риски глубокого экономического спада на протяжении периода действия
этих мер. Мировые финансовые рынки, где теперь все более значимую роль играют
управляющие активами, среагировали на эту угрозу оттоком средств из фондов,
резким падением цен на долговых рынках и рынках акций. Это вызвало массовые
проблемы с валютной (прежде всего долларовой) ликвидностью на глобальных
рынках. Наиболее пострадавшими оказались самые уязвимые субъекты глобальной
экономики – компании с высокой долговой нагрузкой, страны с дефицитом текущего
счета и значительным уровнем государственного долга, особенно если он выражен в
иностранной валюте.

Эту волну волатильности удалось достаточно быстро
купировать за счет беспрецедентных действий ведущих центральных банков по
покупке активов и предоставлению ликвидности. Центральные банки на развитых
рынках были вынуждены взять на себя роль кредиторов последней инстанции для
экономики в целом. Крупные глобальные банки достаточно спокойно пережили этот
период волатильности. Но со временем в банках будут накапливаться убытки,
связанные с реструктуризацией кредитов клиентов, ухудшением кредитного качества
в целом. Накопленные в ходе реформы финансового регулирования буферы капитала
создают для банков значительный потенциал для абсорбации убытков.
Государственная поддержка бизнеса также будет способствовать финансовой
стабильности и формированию нормальных условий для работы финансовой системы.

В условиях распространения новой коронавирусной
инфекции (COVID-19) многие страны  с
конца февраля 2020 г. приняли масштабные меры поддержки финансового рынка и
экономики. Действия финансовых регуляторов были направлены на создание условий
для сохранения объемов финансирования реальной экономики, поддержки
пострадавших заемщиков и обеспечения достаточного уровня ликвидности финансовых
институтов.

В первую очередь для обеспечения надлежащего
функционирования финансовых институтов и обслуживания потребностей экономики
регуляторы адаптируют свою политику в области регулирования и надзора.
Происходит смягчение регулирования, допускается нарушение ряда требований
(forbearance), разрешена отсрочка реализации некоторых надзорных процедур.

Смягчение регулирования. Многие страны прибегают к
послаблениям в отношении буферов капитала. Снижены антициклические надбавки в
Великобритании, Франции, Швеции, Гонконге и ряде других стран; Германия
отказалась от запланированного повышения контрциклического буфера капитала до
0,25%. Надбавки за системную значимость были снижены в Канаде, Нидерландах и
Финляндии (тем не менее надбавки все еще сохраняют положительные значения). В
Бразилии снижен размер буфера консервации капитала (с 2,5 до 1,25%), Индия
отложила его последнее увеличение до уровня 2,5% на неопределенный срок.

Внесены изменения в секторальные требования в сегменте
ипотечного кредитования (увеличено максимальное значение LTV (Отношение суммы
задолженности по кредиту к стоимости залога) в Турции и ОАЭ, отменено
ограничение на LTV в Новой Зеландии, временно отменено ограничение на DTI (Отношение
суммы задолженности по кредиту к годовому доходу) в Чехии), а также в
корпоративном кредитовании и кредитовании малых и средних предприятий (в Бразилии
снижены коэффициенты риска по кредитам МСП).

Ряд регуляторов (например, Европейский центральный
банк (ЕЦБ) и Агентство по финансовым услугам Японии) напомнили банкам о том,
что в соответствии со стандартами Базельского комитета по банковскому надзору
(БКБН) они могут функционировать с буфером консервации капитала ниже заданного
уровня (при выполнении ряда ограничений, в том числе запрета на выплату
дивидендов и необходимости разработки плана по восстановлению буфера). Многие
регуляторы также временно скорректировали другие требования «Базеля III» – в
части нормативов достаточности капитала, показателей левереджа и ликвидности.

Регулятивные 
послабления  (forbearance). В
ряде  случаев  регуляторы 
отказываются от применения принудительных мер в случае нарушения
тех  или иных требований в связи с
пандемией. Такие шаги широко распространены в отношении классификации «плохих»
кредитов (non-performing loans, NPL) и формирования резервов по ним. Так,
например, в США реструктурированные кредиты заемщиков, пострадавших от
COVID-19, временно разрешено не относить к проблемной задолженности. ЕЦБ не
относит к NPL кредиты с государственной гарантией. В ряде случаев (Сингапур,
Аргентина, Индия) регуляторы информируют банки, что такая реструктуризация не
должна приводить к ухудшению кредитной истории заемщиков.

Смягчая требования к финансовым институтам, регуляторы
подчеркивают, что освободившиеся средства не должны использоваться для выплаты
дивидендов и вознаграждения менеджменту.

Смягчение надзорных требований. Во многих юрисдикциях
были введены послабления в области надзора: отменены выездные проверки (ЕС,
Япония, Гонконг), продлены сроки пре доставления отчетности и раскрытия
информации (ЕС, ряд стран Латинской Америки и Азии, Канада) и планового
введения новых стандартов (в том числе переход на МСФО 9).

Отдельные меры были направлены на поддержку финансовых
рынков. Так, часть стран Европейского союза ввела ограничения на короткие
продажи на рынке ценных бумаг. Европейское управление по надзору за рынком
ценных бумаг указало, что эмитенты должны с минимальными временными задержками
раскрывать значимую информацию о влиянии коронавирусной инфекции.

Одним из направлений работы регуляторов для поддержки
экономики стало принятие адресных мер поддержки корпоративного сектора, в
первую очередь малых и средних предприятий. Для этого центральные банки
запустили или расширили специальные программы рефинансирования. Так, например,
объем программы рефинансирования для поддержки МСП составляет в Саудовской
Аравии 13 млрд долл. США, в Южной Корее – 25 млрд долл. США. В США в рамках
аналогичной программы рефинансирования коммерческие банки смогут списать займы
МСП (в случае выполнения теми ряда условий), а списанная сумма будет
компенсирована банкам Администрацией по делам малого бизнеса США (общий объем
компенсаций составит около 350 млрд долл. США).

Наряду с мерами регуляторов, ключевую роль в борьбе с
экономическими последствиями пандемии COVID-19 играет правительственная
поддержка, которая в основном включает кредитные программы, гарантии,
предоставление кредитных каникул, субсидии на выплаты заработных плат, прямые
выплаты населению и бизнесу, повышение пособий по безработице, разнообразные
налоговые послабления. Объемы мер поддержки правительств существенно
различаются в разных странах: по данным МВФ, в ЕС они составляют 4,3% ВВП, в
США – 14,3% ВВП, в Китае – 2,5% ВВП, в Бразилии – 6,5% ВВП, а в Японии – 21,1%
ВВП3.

Наконец, существенную роль в повышении эффективности
мер поддержки регуляторов и правительств, направленных на устранение
экономических последствий пандемии, играет координация мер на уровне
международных форумов и организаций – «Группы 20», МВФ, Совета по финансовой
стабильности, а также органов, устанавливающих стандарты (БКБН, Международная
организация комиссий по ценным бумагам, Международная ассоциация органов
страхового надзора). Регуляторы обмениваются информацией о текущих уязвимостях
и наилучших практиках их устранения, делятся опытом и координируют
международные меры поддержки. 15 апреля текущего года министры финансов и
управляющие центральными банками «Группы 20» согласовали План действий по
поддержке глобальной экономики, который содержит в себе ключевые принципы и
обязательства по реализации мер, направленных на обеспечение устойчивого и
уверенного восстановления экономики.

В Россию пандемия пришла позже, чем в другие страны,
поэтому первоначально ее экономические последствия были связаны с реализацией
внешних рисков через канал цен финансовых активов и канал платежного баланса,
что было обусловлено падением цен на нефть и оттоком средств нерезидентов с
российского рынка. В связи с глобальными проблемами    с валютной ликвидностью необходимо отметить,
что успехи в части поддержания макроэкономической стабильности в России в
последние годы и действия по предотвращению накопления уязвимостей ограничили
риски глобального всплеска волатильности для российского рынка. В отличие от
2008–2009 и 2014–2015 гг. не наблюдались риски значительного бегства в валюту
российских экономических агентов и повышенных потребностей в валютной ликвидности
для обслуживания внешнего долга. К настоящему времени ситуация на рынке в
значительной степени стабилизировалась, хотя еще и далека от нормальной. В
целях стабилизации ситуации Банк России принимал дополнительные меры для
обеспечения банковской системы ликвидностью (как рублевой, так и валютной).

В условиях ускоренного распространения пандемии в
России и введения ограничительных мер в конце марта начали реализовываться и
внутренние риски через канал доходов и кредитный канал. В частности, на фоне
резкого падения доходов заемщиков банки столкнулись с беспрецедентным спросом
на реструктуризацию кредитов. Банк России реализовал масштабные регулятивные
послабления по резервам, чтобы поддержать кредитование экономики и обеспечить
плавный процесс признания ухудшения качества кредитных портфелей.

По оценкам Банка России, у банковской системы есть
достаточный запас капитала для покрытия рисков. Для снятия части рисков
необходимы также меры поддержки заемщиков со стороны Правительства. Несмотря на
профицит ликвидности в банковском секторе в целом, для создания комфортных
условий его работы оправданным является проведение Банком России регулярных
аукционов репо на длительный срок.

Российская экономика в результате пандемии COVID-19 и
падения цен на нефть столкнулась с беспрецедентным шоком, однако финансовый
сектор в целом находится в здоровом состоянии. Банк России имеет возможность
проводить контрциклическую денежно-кредитную и макропруденциальную политику,
чтобы обеспечить финансовую стабильность и поддержать совокупный спрос.
Последовательная реализация инфляционного таргетирования в последние годы
позволила снизить зависимость инфляции от изменений курса рубля, а применение
бюджетного правила уменьшило зависимость валютного курса от динамики цен на
нефть. Мягкая денежно-кредитная политика поддерживает кредитование и
обеспечивает стабильную динамику процентных расходов банковского сектора.
Регулятивные послабления и снижение макропруденциальных надбавок позволят
банкам постепенно покрыть убытки и обеспечить непрерывность своей деятельности.

Российский финансовый сектор и банковская система
находятся в достаточно здоровом состоянии, чтобы справиться с возникшими шоками
сейчас и поддержать кредитование экономики, когда она перейдет в
восстановительную фазу. Временные регуляторные послабления и снижение
макропруденциальных надбавок позволят банкам постепенно адаптироваться   к ситуации и сохранить финансовую
устойчивость. Очень важно, чтобы банки и другие финансовые организации использовали
послабления для стабилизации своего финансового положения и кредитования
экономики, а не для выплаты дивидендов собственникам и бонусов руководству.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 СИСТЕМНЫЕ РИСКИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА

1.1 Экономическая сущность понятия
«банковский риск» и его виды

В современном мире определение и контроль рисков
является приоритетной задачей для всех субъектов экономики в следствии
изменчивости макро- и микроэкономической ситуации. По утверждению Н. Талеба «человечество
неспособно эффективно прогнозировать своё будущее, а уверенность в своих
знаниях опережает сами знания» [55]. Однако это лишь делает направление более
востребованным и бурно растущим. Работая над проблемами понимания, измерения и
оценки риска, исследователи превращают риск из деструктивного процесса в один
из элементов прогресса современности. Изменение восприятия риска в следствие
работы над ним стимулировало страсть человека к коммерческому риску,
способствуя взлету технологического прогресса и уровня жизни.

Множество зарубежных и отечественных ученых с разными
подходами пытаются уменьшить риски банковской сферы, что ведет к большому
количеству определений данного термина.

В работе, посвященной роли риска в современном мире, «Против
богов: укрощение риска» экономист Питер Бернстайн пришел к выводу о том, что
«риск – это скорее выбор, нежели участь. Действия, которые мы должны
предпринять в зависимости от имеющейся у нас свободы выбора, – вот что такое
риск на самом деле» [8].

Рассматривая подходы к установлению понятия с теоретической
стороны, Дж. Кейнс определял риск через «проявление его в деятельности:
заёмщика, кредитора, а также изменения ценности денежной единицы» [11].

Как видно из приведённых источников, «риск» — это
неотъемлемая часть современной жизни, характеризующаяся различными отклонениями
от запланированных результатов, которая является платой за возможный успех. В
подтверждение этому, Ф. Найт в «Риск, неопределенность и прибыль» обосновал
роль риска как неотъемлемого спутника предпринимательской прибыли. Как видно,
любая, в том числе, коммерческая деятельность всегда связана с риском.

В современном мире глобализация, развитие банковского
сотрудничества и появление новых финансовых продуктов и услуг дают обществу стимул
к развитию, однако в той же степени несут в себе и значительные риски.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы