Часть дипломной работы на тему Обучение основам работы с операционными системами в школьном курсе информатики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ РАБОТЫ С ОПЕРАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ 3
1.1. Роль операционных систем в образовательном процессе в условиях развития информационного общества 6
1.2. Основные формы и методы организации процесса обучения информатике в школе 9
1.3. Роль и место курса внеурочной деятельности при обучении информатике 13
1.4. Современные педагогические технологии при преподавании информатики 16
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ « ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ 22
2.1. Место и роль «Операционных систем» во ФГОС 22
2.2. Обзор темы «Операционные системы» в школьных учебниках 26
2.3. Обзор курса внеурочной деятельности по изучению основ работы с операционными системами 29
2.4. Современные операционные системы 35
Выводы по второй главе 49
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ РАБОТЫ С ОПЕРАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ 51
3.1. Описание курса внеурочной деятельности «Системное программное обеспечение современных компьютерных систем» 51
3.2. Уроки усвоения нового материала 61
3.3. Уроки-практикумы в составе курса внеурочной деятельности 83
3.4. Использование современных педагогических технологий при проведении уроков курса внеурочной деятельности 99
3.5. Тестирование как форма контроля 113
Выводы по третьей главе 120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122
ЛИТЕРАТУРА 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 127
Введение:
Изучение компьютерного программного обеспечения в базовом курсе уделяется все больше внимания, в связи с важностью овладения методами работы школьников с операционной системой и необходимостью освоить прикладное программное обеспечение информационных и коммуникационных технологий. Основная цель школьного курса информатики — подготовить обучающихся как квалифицированных пользователей персональных компьютеров. В то же время большое внимание следует уделить теме «Программное обеспечение. Операционная система». Научиться работать на компьютере означает, прежде всего, научиться взаимодействовать с операционной системой.
Поэтому актуальность исследования связана с тем, что основная цель школьного курса информатики — подготовить обучающихся как квалифицированных пользователей персональных компьютеров. В то же время особое внимание следует уделить теме «Операционные системы», поскольку это одна из тем, которую ученикам трудно осознать. Детальное изучение операционных систем проводится на факультативных, факультативных курсах и специализированных курсах по информатике. Но общая цель, роль ОС в компьютерах обучающихся должна представлять.
Научиться работать на компьютере — это, прежде всего, научиться взаимодействовать с операционной системой. Обычно пользователь, привыкший работать в определенной программной среде, сталкивается с незнакомой и необычной ситуацией на экране и запутывается. Важно дать ученику не только определенный объем знаний по работе с операционной системой, но и развить его мышление и научиться ориентироваться в любой ситуации, в том числе новой для него. Ведь в условиях бурного развития компьютерных технологий и программного обеспечения знания, полученные вчера, завтра устаревают. Ученик на основе своих знаний должен уметь сформулировать последовательность действий в данной ситуации.
Наиболее популярной и часто используемой операционной системой является Windows, но, к сожалению, для ее использования требуется дорогая лицензия. Это неприемлемо для общеобразовательных школ. Полной заменой Windows может стать операционная система Linux, установка которой на ПК не требует лицензии и может распространяться свободно. Но не стоит забывать и про MS-DOS, команды, которой поддерживаются другими операционными системами. Этот программный продукт до сих пор используется в школах, хотя его выпуск был остановлен более 10 лет.
Программы для общеобразовательных учреждений по предмету «Информатика» предусматривают, что в зависимости от типа компьютерной техники и программного обеспечения преподаватель может самостоятельно выбирать методические решения учебных задач курса. И в соответствии с выбранным методом изучения курса преподаватель может выбрать подходящее учебное пособие и дидактической поддержке. Обычно знакомство с операционной системой происходит на примере конкретной операционной системы, используемой в классе. Наиболее распространенные операционные системы: версии MS-DOS, Windows, Linux.
Новизна настоящего исследования заключается в разработке курса внеурочной деятельности по обучению основам работы с операционными системами в школьном курсе информатики.
Существует множество учебно-методической литературы и электронных учебных программ по операционным системам и их приложениям, и сложно выбрать оптимальную.
Цель данного исследования заключается в разработке учебно-методических материалов для обучения основам работы с различными операционными системами в рамках элективного курса «Системное программное обеспечение современных компьютерных систем».
Объект исследования — процесс обучения информатике в системе об-щего образования.
Предмет исследования — процесс обучения основам работы в различных операционных системах в школьном курсе информатики.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что изучение различных операционных систем позволит обучающимся получить более полное представление о возможностях применения компьютерных технологий в повседневной жизни.
В соответствии с поставленной целью задачи будут сформулированы следующим образом:
1. Проанализировать основные подходы к изучению темы «Операционные системы» в школьном курсе информатики.
2. Раскрыть возможности и особенности использования курсов внеурочной деятельности при изучении темы «Операционные системы» при преподавании информатики.
3. Разработать курс внеурочной деятельности по темы «Операционные системы» с применением различных современных образовательных технологий.
Согласно поставленным задачам применяются нижеследующие ме-тоды исследования:
1. изучение опыта применения ИКТ в процессе образования по ин-форматике;
2. анализ психолого-педагогического и методического материала;
3. анализ программ и учебных текстов.
Данная работа состоит из таких частей, как введение, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В первой главе рассмотрена роль операционных систем в образовательном процессе в условиях развития информационного общества, основные методы обучения. Во второй главе раскрыты особенности обучения темы «Операционные системы». Третья глава посвящена методическим разработкам на тему «Системное программное обеспечение современных компьютерных систем»
Заключение:
Изучение компьютерного программного обеспечения в базовом курсе уделяется все больше внимания, в связи с важностью овладения методами работы школьников с операционной системой и необходимостью освоить прикладное программное обеспечение информационных и коммуникационных технологий. Основная цель школьного курса информатики — подготовить обучающихся как квалифицированных пользователей персональных компьютеров. В то же время большое внимание следует уделить теме «Программное обеспечение. Операционная система». Научиться работать на компьютере означает, прежде всего, научиться взаимодействовать с операционной системой. Обычно это пользователь, привыкший к работе в определенной программной среде, сталкивающаяся с незнакомой и необычной ситуацией на экране, вызывает замешательство.
В процессе написания выпускной квалификационной работы были определены цели и задачи работы, проанализирована теоретическая и научно-методическая литература по теме, разработана структура и содержание курса внеурочной деятельности «Системное программное обеспечение современных компьютерных систем». Проведенный анализ учебников и авторских программ по информатике способствует выявлению уровня наполнения материалом, необходимым для обучения. Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:
выявлена актуальность работы с операционными системами при преподавании курса информатики;
рассмотрены используемые операционные системы в процессе обучения основам работы c операционными системами в школьном курсе информатики;
разработаны учебно-методические материалы курса внеуроч-ной деятельности и рекомендации по их применению для организации и проведения уроков информатики.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ОСНО-ВАМ РАБОТЫ С ОПЕРАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ
1.1. Роль операционных систем в образовательном процессе в условиях развития информационного общества
Современное образование не полностью готовит молодое поколение к успешной жизни. Школа пока не в состоянии предоставить учащемуся образование, соответствующее динамичным изменениям в обществе, увеличению объема информации, быстрому развитию новых информационных технологий. При этом современное общество все больше предъявляет новые требования к человеку и к его образованию. Это касается его личных и профессиональных качеств, творческого потенциала, его знаний и навыков, чтобы работать с таким человеком было продуктивно, чтобы работник был мобилен и готов постоянно обновлять, расширять и приобретать новые знания и навыки.
Информационное общество относится к знаниям людей (все чаще их называют «работниками умственного труда») и предъявляет к ним следующие требования: высокий уровень образования работников, знания разных типов — научные, практические (например, умение находить выход, как из стандартных, так и нестандартных ситуаций), развитие творческих способностей, продуктивного мышления, широких перспектив, организаторских способностей и самоорганизации, готовности, как к индивидуальной, так и коллективной творческой деятельности и т. д. В информационном обществе образование человека происходит в информационно-образовательном пространстве, а также в информационно-образовательной среде. Информационное пространство — это пространство для создания, хранения, обработки и использования информации, которое включает в себя информацию, средства ее производства, хранения и передачи, методы и технологии работы с информацией.
В настоящее время учебные заведения часто используют операционную систему Windows, не рационально использующая ресурсы и не имеющая всех функций, которые необходимы для этого типа обучения. Альтернативой ОС Windows может быть: Chrome OS, ROSA Education Desktop, Mandriva. Выбирая операционную систему для школы важно учитывать , показатели, представленные на рисунке 1.