Часть дипломной работы на тему Обучение дошкольников с ОНР ведению диалога
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Глава
1. Теоретические вопросы обучения дошкольников диалогической речи. 2
1.1. Диалогическая речь в аспекте развития
речи. 2
Выводы.. 6
1.2. Характеристика формирования
диалогической речи у дошкольников. 6
Выводы.. 10
1.3. Особенности развития диалогической
речи у детей дошкольного возраста с ОНР 11
Выводы.. 16
Список литературы. 18
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
вопросы обучения дошкольников диалогической речи
1.1. Диалогическая речь
в аспекте развития речи
Диалог для детей представляет важное
средство овладения речью, общением, сопровождая и пронизывая всю его жизни и
отношения, являясь основой развития личности.
Одним из лингвистов Л.П. Якубинским,
дано следующее определение диалога. Так, по мнению исследователя, диалог
является не только формой речи, но и представляет разновидность человеческого
поведения, когда для речевого взаимодействия с окружающими, он требует от
ребенка специальных социально-речевых умений, освоение которых происходит
постепенно [34].
Характерной чертой диалога является
сравнительно быстрый обмен речью, в которой каждый компонент обмена является
репликой, а одна реплик обуславливает другую. При этом обмен происходит вне
предварительного обдумывания, когда компоненты не имеют заданности, а в
построении реплик не существует предумышленной связности.
По мнению А.А. Леонтьева, важными
особенностями диалогической речи является ситуативность и реактивный характер
ответов собеседника, которые в большинстве случаев представляют собой
перефразировку или повторение вопроса, замечания [23].
Т.Г. Винокур предлагает определять
диалог как функционально-стилистическую форму речевого общения, которая
характеризуется наличием двух или нескольких участников, обменивающихся речью,
при котором каждый компонент ее является репликой. Следует заметить, что
диалогическая речь отличается краткость высказываний, в которых преобладают
простые предложения и широко применяются внеречевые средства (жесты и мимика) [13].
В языкознании диалог рассматривается,
с одной стороны, как вид речи, характеризующееся ситуативностью, контекстностью,
непроизвольностью и малым уровнем организованности, с другой стороны, выступает
как функциональная разновидность языка, которая реализуется в процессе
непосредственного общения между собеседниками и состоит из последовательного
чередования стимулирующих и реагирующих реплик.
При этом диалогичность является одной
из характерологических признаков устной речи, в которой участвуют два партнера
(А. Шахнарович, Л. Щерба, Л. Якубинская). В качестве основного формально-организационного
признака диалога выступает реплицирование (чередование реплик).
Термин "диалогичность" означает открытость
сознания и поведения человека в окружающей реальности, ее готовность к общению на
равных, дар живого отклика на позиции, суждения, рассуждения других людей, а
также способность вызывать отклик на собственные высказывания и действия. Такие
исследователи как Алтухова Т.А., Панасенко К.Е., Шинкарева Л.В., Николаева Е.А.
отмечают, что доминирующей основой человеческого существования является
межличностная коммуникация; между отдельными людьми и их союзами, народами, культурными
эпохами устанавливаются диалогические отношения, они постоянно видоизменяются и
обогащаются, в мир которых привлекаются высказывания и тексты. Диалогическое