Методика преподавания русского яз Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Обучение анализу средств выразительности в процессе подготовки учащихся к итоговой аттестации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

1. Теоретические аспекты изучения средств выразительности 3

1.1 Лексические средства выразительности 3

1.2 Синтаксические средства выразительности 6

1.3 Фонетические средства выразительности 11

Список литературы 16

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты изучения средств выразительности

1.1 Лексические средства выразительности

Лексикология – раздел науки о языке, изучающий его словарный состав, употребление и сочетаемость слов.

Лексические средства – обороты речи, состоящие в употреблении слова или выражения в переносном значении .

Лексические средства выразительности – изобразительно-выразительные средства языка, в том числе основанные на употреблении слов в переносном значении и используемые для усиления выразительности речи (тропы).

Тропы и фигуры речи издавна привлекают к себе внимание, являясь областью пересечения интересов поэтики, риторики, лингвистики и литературной теории. Обладая яркой образностью, семантической насыщенностью, синтагматической неоднозначностью, они имеют огромный потенциал, реализуясь в поэтических и художественных текстах, политическом и судебном дискурсе, разговорной речи .

В каждом речевом жанре складываются свои приемы выбора и объединения языковых средств, свои эстетические нормы. Вопросам изучения средств выразительности языка в 10-11 классах обычно отводится второстепенная роль. Работа над данными средствами сводится к проведению анализа поэтического текста на уроках литературы, поэтому задание ЕГЭ вызывает затруднения у большинства обучающихся.

Изучение лексического состава языка дает учащимся способности к ориентации сразу же по нескольким аспектам дисциплин русского языка и литературы.

Изучение тропов и фигур речи помогает:

— раскрыть существенные качественно-количественные дифференциальные и интегральные характеристики выразительных средств языка;

— понимать художественные произведения, изучаемые на уроках литературы и прочитанные дополнительно;

— пополнить лексический запас учащихся, научить излагать мысли правильно, красиво, складно;

— оперировать художественными средствами языка;

— подготовить школьников к сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ), в частности заданий группы «В» .

Основные трудности в изучении изобразительно-выразительных средств связаны с проблемами классификации, разграничения, конвергенции. Отсутствие единообразного подхода к тропам и фигурам не позволяет современным исследователям вырваться за рамки эмпирического описания и констатации их как факта. Совершенно не исследованы тропы и фигуры с риторической (коммуникативной) точки зрения .

В разных учебных пособиях качественный и количественный состав изобразительно-выразительных средств языка определяется по-разному, как по-разному определяются и сами эти средства (тропы и фигуры речи, стилистические фигуры, риторические фигуры, средства художественной выразительности).

ЕГЭ по русскому языку не требует знания этих классификации, но проверяет учения учащихся обнаруживать в исходном тексте самые распространѐнные средства выразительности и определять их функции в речи.

К наиболее часто изучаемым средствам выразительности следует отнести такие тропы, как гипербола, литота, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.

Аллегория — Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

Гипербола – Средство художественного изображения, основанное на преувеличении

Гротеск – Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер

Ирония – Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый

Литота – Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе)

Метафора – скрытое сравнение, употребление существительных и глаголов в переносном значении. В ней всегда отсутствует предмет сравнения, но присутствует то, с чем сравнивают. Бывают краткие и развернутые метафоры. Метафора направлена на внешнее сравнение предметов или явлений.

Метонимия – скрытое сравнение предметов по внутреннему сходству. Это отличает этот троп от метафоры.

Олицетворение – Такое изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать

Перифраз (или перифраза) – Такое изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать

Синекдоха – Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы