Часть дипломной работы на тему Образ ведущего развлекательного телешоу: аспекты формирования.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
2. Особенности образа
ведущего развлекательного телешоу на примере М. Галкина
2.1. Общая оценка
имиджа ведущего и особенности его формирования в развлекательных телешоу
2.2. Сравнение имиджа
М. Галкина с ведущими развлекательных телешоу на Первом канале
Введение:
Сегодня
развлекательное телевидение заполонило телевизионный эфир, постоянно растет
интерес зрительской аудитории к развлекательным программам, и они имеют очень
высокие рейтинги. Такие проекты весьма актуальны и отвечают общественным
интересам населения. Чтобы не потерять интерес зрителя, постоянно
совершенствуется программное наполнение телеканалов.
Развлекательные
программы внесли изменения в эфирное насыщение телеканалов, разнообразили
разновозрастную зрительскую аудиторию по предпочтениям и интересам, повлияли на
плотность сетки вещания.
Постановка
проблемы тенденций и перспектив развлекательного телевидения обусловлена рядом
причин.
Во-первых,
растущим количеством развлекательных программ, которые, как близнецы, похожи, друг
на друга. При этом они основываются на примитивных и западных ценностях. Почти
во всех них отсутствует воспитательный или определенный моральный подтекст.
Во-вторых, такое
состояние вещей негативно влияет на процесс социализации. Ведь вызывает большое
сомнение положительное влияние развлекательных программ на формирование идеалов
и ценностей современного человека. Тем более что игровой характер и
несерьезность начинают доминировать не только по отношению к телевидению, но и
в жизни граждан страны.
Существует ряд
работ, посвященных изучению того или иного аспекта развлекательного
телевидения. Так, С.Н. Акинфиев[1] исследует жанровую
специфику развлекательного телевидения; С.Г. Жуков[2] — рассматривает
особенности реалити-шоу. Изучение указанного выше феномена часто сводится к
теоретическому описанию разновидностей жанров такого типа телевидения и
специфике каналов, которые транслируют такие программы.
Исследование
имиджа телевидения в целом, а также имиджа отдельных каналов, телепрограмм и их
ведущих, создание научно обоснованной методики телевизионного имиджа является
весьма актуальным, особенно в смысле улучшения профессиональной подготовки профессиональных
тележурналистов и назревшей потребности совершенствования современного
телевидения.
К рассмотрению
специфики экранного творчества ведущих обращалось много отечественных и
зарубежных исследователей, теоретические разработки которых остаются
актуальными и сегодня, поскольку содержат четкие рекомендации, требования,
своеобразные «стандарты» относительно профессиональной деятельности
телеведущего.
Современные работы
содержат анализ журналистских профессий под разными углами зрения,
рассматривают отдельные характеристики, нормативы, критерии, необходимые для
творческого и профессионального становления ведущего.
Телевидение
постоянно демонстрирует способность к видоизменениям, дополнению новыми
формами, видами, признаками. Согласно своему функциональному назначению,
природным свойствам и специфике, телевидение находится в постоянном развитии,
зависит от новаций научно-технической мысли, а потому требует усовершенствований,
экспериментов, практических и теоретических исследований.
Фигура
телевизионного ведущего была и остается наиболее привлекательным и
соблазнительным материалом для изучения, анализа и оживленного
обсуждения в профессиональной среде, в телевизионной критике в теории тележурналистики.
Основные критерии профессиональной
деятельности, специфика формирования имиджа и типологический контекст
телевизионного творчества ведущего на современном телевидении — вопросы,
которые интересуют как начинающих журналистов, так и медиа специалистов.
[1]
Акинфиев, С.Н. Жанровая структура
российского развлекательного телевидения [Текст]: автореф. дис. канд. филол.
наук / С.Н. Акинфиев. — М.: 2008. — 21 с. — Режим доступа:
http://www.mediascope.ru/old/node/250
[2]
Жуков, С. Г. Реалити-шоу в социокультурном пространстве массовой культуры
[Текст]: автореф. дис….канд. культурологии / С. Г. Жуков; Краснодар. гос.
ун-т культуры и искусств. — Краснодар, 2009. — 21 с.
Заключение:
Итак, было выявлено, что «развлекательные программы» происходят от слов
«развлечение», «зрелище», «игра». Именно игра является основой любой
развлекательной программы. Развлекательная программа (развлекательный проект) –
это целостный видеоряд сюжетов развлекательного содержания, который
транслируется на телевидении. Их можно разделить на
познавательно-развлекательные и чисто развлекательные программы.
Телевизионные развлекательные программы заняли соответствующую нишу в
телепространстве. Их виды разнообразны и объединяют разную зрительскую
аудиторию и по возрасту, и по полу. Именно социальные потребности населения
объясняют популярность программ.
В результате проведенного исследования нами определено, что
развлекательность — это ключевое качество и черта современного телевидения.
Процесс формирования имиджа
телевизионного ведущего является сложным и глубинным процессом. Кроме приятной
внешности, ведущий, по нашему мнению, должен владеть теоретическими основами
своей и смежных профессий, что составляет основу профильного обучения.
Среди составляющих мастерства
телевизионного ведущего, по нашему мнению, можно выделить не только приятную
внешность, но и правильно поставленный голос, умение держаться в кадре,
сценическое поведение и психологические предпосылки.
Анализируя полученные результаты по
второй главе, можно отметить, что образ М. Галкина складывался от ведущего
интеллектуального шоу к развлекательным. Образ его менялся в зависимости от
формата: «от интеллектуала в очках», до «ведущего развлекательного шоу. При
этом остались неизменными его внешний вид: строгий костюм, стрижка.
Однако, анализируя его образ в
зависимости от формата, меняется его вербальный образ: от сдержанного ведения
разговоров («Кто хочет стать миллионером»), до ведения увлекательной беседы
(«Сегодня вечером», «МакимМаксим»).
М. Галкин предстает перед зрителем как интеллектуально
активный с высоким уровнем культуры и эрудиции, в его речи преобладают
журналистский и научный стиль изложения, он яркая личность, наделенная
актерским талантом.
Оценивая личность М. Галкина, можно
отметить, что его задачи чрезвычайно сложны: он определяет тему программы,
показывает обстоятельства, в которых происходит действие, комментирует
происходящее, привлекает внимание зрителя к определенным событиям, конкретным
фактам и т. д.
М. Галкин передает основное значение
зрителю не только посредством речи, он пытается создать связь с аудиторией,
подбодрить его, заставить его улыбаться после тяжелого рабочего дня.
Это благодаря одежде, различным
атрибутам, аксессуарам, а также жестам, позам и, конечно же, выражению лица.
Все эти составляющие, использованные в медиа-образе М. Галкина, создают
атмосферу доброй воли и искренности в вечернем ток-шоу. Как оказалось, экранное
изображение М. Галкина внешне соответствует формату развлекательных
телевизионных шоу. Его образ всегда консервативный. Благодаря этому мы
воспринимаем вещателя как серьезного и образованного человека. В то же время
безупречная внешность телеведущего не мешает нам воспринимать его как человека
с хорошим чувством юмора, способного создать обратную связь со зрителем. В ходе
анализа мы также узнаем, что язык жестов, позы и выражения лица помогают
идентифицировать основную информацию, передаваемую ведущим, и формировать его
медиа-имидж. Интересная презентация, много юмора, разные заголовки и пародии, а
также искренность в общении с гостями вместе создают неповторимую
индивидуальность хозяина формата развлекательного телешоу.
Так же была представлена попытка
выделить несколько ролей ведущих развлекательных шоу: конферансье, собеседник, организатор, информатор,
комментатор, образный ведущий и актер.
Во втором
параграфе мы сопоставили образ М. Галкина и И Урганта, т.к. их развлекательные
программы на Первом канале очень похожи по формату и по манере проведения.
В своем шоу «Вечерний Ургант», выступает
так же, как и М. Галкин в роли конферансье,
собеседник, организатор, информатор, комментатор, образный ведущий и актер.
Если сравнивать две программы «Вечерний Ургант» и
«Сегодня вечером», то общению с гостями студии в передаче И. Урганта отводится
70%, тогда как у М. Галкина занимает 50%. Музыка же в программе М. Галкина
занимает 30%, а у И. Урганта только 5%. Следовательно, программа М. Галкина
более «музыкальная», а у И. Урганта – «информативная».
Мы выявили, что
ведущие в своих ток-шоу создают теплую, дружескую атмосферу, которую мы
обсуждали в этом разделе. Вместе со зрителями они смеются над нелепыми
инцидентами, ненормальными политиками, их звездными гостями и ими самими. Из
наблюдений можно сделать вывод, что Иван Ургант, как и М. Галкин, умело,
находит общий язык с гостями программы. Образ обоих ведущих очень схож, они
уверены в себе, с очаровательной внешностью, способны вовлекать аудиторию
спонтанно и свободно говорить. Именно сочетание всех характеристик позволяет данным
ведущим произвести впечатление на аудиторию.
Фрагмент текста работы:
2. Особенности образа ведущего развлекательного телешоу
на примере М. Галкина
2.1. Общая оценка имиджа ведущего и особенности его формирования
в развлекательных телешоу
В целях практического изучения феномена
медиа образа в российской журналистике, мы обратимся к деятельности известного
телеведущего М. Галкина. Для понимания его творческого пути приведем краткую
биографическую справку.
Максим Галкин родился 18 июня 1976 года в Московской области. Имеет
еврейские корни по матери.
Отец — Александр Александрович Галкин (1935, Буланово — 2002, Москва) —
генерал-полковник танковых войск. С 1987 по 1997 год возглавлял Главное
автобронетанковое управление Министерства обороны РФ, депутат Госдумы РФ
второго созыва (1998-1999).
Мать — Наталья Григорьевна (1941, Одесса — 2004, Израиль) — кандидат
физико-математических наук, старший научный сотрудник, работала в Институте
теории прогноза землетрясений РАН.
У него есть старший брат, который вслед за отцом тоже стал военным, а
затем бизнесменом.
Когда Максиму было 3 года, семья жила в Германии. В семь лет семья переехала
в Одессу, куда перевели его отца, получившего звание генерал-майора. В Одессе
Максим учился, первые три класса школы и занимался в детской художественной
студии.
Затем семья переехала в Бурятию и до пятого класса Максим учился в школе
№ 5 города Улан-Удэ. Детство Максима прошло в военном городке Сосновый Бор
Республики Бурятия, в
от города Улан-Удэ и
от озера Байкал, где он часто бывал.
Потом семья вернулась в Москву. Позже родители Галкина разошлись. Максим
остался с матерью, которая последние годы жизни провела в Израиле. Максим
Галкин в детстве Максим с детства проявлял артистический талант.
Играл в школьных спектаклях, перепробовал себя в самых разнообразных
амплуа: он играл роли Собаки, Старика-алкоголика, Остапа Бендера, царя Соломона,
графа Нулина, дона Карлоса.
В средних классах школы активно начал упражняться в пародии.
В компаниях он изображал одноклассников, учителей, директора. В шестом
классе у Галкина состоялся первый творческий вечер: он устроил кукольное
представление, где разными голосами говорил за кукол.
В 1993 году окончил московскую гимназию на Юго-Западе № 1543 и в том же
году поступил в Российский государственный гуманитарный университет на
факультет лингвистики, который окончил в 1998 году.
После этого поступил в аспирантуру, где работал над кандидатской
диссертацией по теме «Соотношение стилистических систем оригинального и
переводного текстов», в которой предполагалось рассмотреть переводы на русский
язык трагедии Гёте «Фауст» и сделать анализ их стилистических различий. В 2009
году ушёл из аспирантуры. Владеет французским, английским и немецким языками.
Артистический дебют Галкина состоялся в апреле 1994 года: он выступил в
спектакле Студенческого театра МГУ «Фонтаны любви к ближнему». Позже принимал
участие в спектакле «Кабаре 03». В июне 1994 года в Театре эстрады участвует в
программе «Дебюты, дебюты, дебюты», где в числе пародий исполнял «речи»
Жириновского и Ельцина. С тех пор артистическая карьера пошла в гору. Так, на
одном из концертов его заметил Борис Брунов и пригласил в свой Театр Эстрады.
Одно время Галкин выступал там, затем полтора года гастролировал с
Михаилом Задорновым, который называл Максима своим «преемником».
В январе 2001 года получил грант премии «Триумф». В апреле 2001 года
получил премию «Золотой Остап» в Санкт-Петербурге. В июле 2001 года на
фестивале «Славянский базар в Витебске» состоялся первый сольный концерт
Галкина. С этого момента сольные выступления артиста становятся регулярными. С
октября 2001 года попробовал себя в новом амплуа — начал петь. Его первым
вокальным опытом стала песня «Будь или не будь», которую он исполнил дуэтом с
Аллой Пугачёвой. Впоследствии Галкин выступал и снимался с ней в передаче
«Новогодняя ночь на Первом канале» и в «Рождественских встречах». Галкин активно
гастролирует по России. Многие шоу-мероприятия на федеральных телеканалах не
обходятся без его участия.
Его путь как телеведущего
развлекательных телешоу приходиться на 2001 год. С 2001 года по 2008 год он был
бессменным ведущим интеллектуального телешоу «Кто хочет стать миллионером»[1] на Первом
телеканале.
С октября
2004 года по декабрь 2006 года — постоянный ведущий музыкального фестиваля
«Новые песни о главном» («Первый канал»).
В 2007
году был соведущим во втором сезоне телепроекта Первого канала «Две звезды» в
паре с Аллой Пугачёвой. Также был автором и ведущим новогодних программ на
Первом канале.
В сентябре 2008 года,
освоившись на ТВ, Галкин покидает Первый канал и становится ведущим проекта
«Звездный лед» на телеканале Россия-1[2]
В 2009 году, он становится
ведущим «Танцы
[1]
Официальный сайт программы «Кто хочет стать
миллионером» [Электронный ресурс] — Режим доступа // URL: https://www.1tv.ru/shows/kto-hochet-stat-millionerom/vypuski/kto-hochet-stat-millionerom
[2]
Официальный сайт программы
«Звездный лед» [Электронный ресурс] — Режим доступа // URL: https://www.youtube.com/playlist?list=PLPg5LX0PpeSY5wGlxazIvGtvcvj6maJI6
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования образа ведущего развлекательного телешоу 7
1.1. Особенности современных развлекательных телешоу 7
1.2. Направления и методы формирование имиджа ведущего современного развлекательного телешоу 19
Выводы по главе 28
Список литературы 31
Введение:
Сегодня развлекательное телевидение заполонило телевизионный эфир, постоянно растет интерес зрительской аудитории к развлекательным программам, и они имеют очень высокие рейтинги. Такие проекты весьма актуальны и отвечают общественным интересам населения. Чтобы не потерять интерес зрителя, постоянно совершенствуется программное наполнение телеканалов.
Развлекательные программы внесли изменения в эфирное насыщение телеканалов, разнообразили разновозрастную зрительскую аудиторию по предпочтениям и интересам, повлияли на плотность сетки вещания.
Постановка проблемы тенденций и перспектив развлекательного телевидения обусловлена рядом причин. Во-первых, растущим количеством развлекательных программ, которые, как близнецы, похожи, друг на друга.
При этом они основываются на примитивных и западных ценностях. Почти во всех них отсутствует воспитательный или определенный моральный подтекст. Во-вторых, такое состояние вещей негативно влияет на процесс социализации.
Ведь вызывает большое сомнение положительное влияние развлекательных программ на формирование идеалов и ценностей современного человека. Тем более, что игровой характер и несерьезность начинают доминировать не только по отношению к телевидению, но и в жизни граждан страны.
Существует ряд работ, посвященных изучению того или иного аспекта развлекательного телевидения. Так, С.Н. Акинфиев исследует жанровую специфику развлекательного телевидения; С.Г. Жуков — рассматривает особенности реалити-шоу. Изучение указанного выше феномена часто сводится к теоретическому описанию разновидностей жанров такого типа телевидения и специфике каналов, которые транслируют такие программы.
Исследование имиджа телевидения в целом, а также имиджа отдельных каналов, телепрограмм и их ведущих, создание научно обоснованной методики телевизионного имиджмейкерства является весьма актуальным, особенно в смысле улучшения профессиональной подготовки профессиональных тележурналистов и назревшей потребности совершенствования современного телевидения.
К рассмотрению специфики экранного творчества ведущих обращалось много отечественных и зарубежных исследователей, теоретические разработки которых остаются актуальными и сегодня, поскольку содержат четкие рекомендации, требования, своеобразные «стандарты» относительно профессиональной деятельности телеведущего. Современные работы содержат анализ журналистских профессий под разными углами зрения, рассматривают отдельные характеристики, нормативы, критерии, необходимые для творческого и профессионального становления ведущего.
Телевидение постоянно демонстрирует способность к видоизменениям, дополнению новыми формами, видами, признаками. Согласно своему функциональному назначению, природным свойствам и специфике, телевидение находится в постоянном развитии, зависит от новаций научно-технической мысли, а потому требует усовершенствований, экспериментов, практических и теоретических исследований.
Фигура телевизионного ведущего была и остается наиболее привлекательным и соблазнительным материалом для изучения, анализа и оживленного обсуждения в профессиональной среде, в телевизионной критике в теории тележурналистки.
Основные критерии профессиональной деятельности, специфика формирования имиджа и типологический контекст телевизионного творчества ведущего на современном телевидении — вопросы, которые интересуют как начинающих журналистов, так и медиаспециалистов. Поскольку на сегодняшний день пока нет целостного и последовательного анализа параметров функционирования профессии телеведущего в различных типах и форматах телевизионного вещания, предложенная тема является актуальной и перспективной как в научном, так и в прикладном смысле.
Актуальность исследования заключается в том, что сегодня абсолютное большинство людей получает большую часть информации с экранов телевизоров, из уст телеведущих.
Эта профессия сегодня занимает одно из важных мест по авторитетности и доверием населения. Поэтому человек на экране должен отвечать самым высоким запросам: он является своеобразным идеалом, примером для подражания миллионов, в нем все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли.
Представление о человеке, составляется на основе его внешнего вида, привычки, манеры говорить, менталитета, поступков — все это важно учитывать для создания имиджа. Поэтому тема характеристики телевизионного имиджа ведущего на современном телевидении оказывается весьма актуальной.
Объект исследования – развлекательные телешоу.
Предмет — аспекты формирования образа ведущего развлекательного телешоу.
Цель исследования — определить аспекты формирования образа ведущего развлекательного телешоу.
Задачи:
1. Изучить особенности современных развлекательных телешоу.
2. Рассмотреть направления и методы формирование имиджа ведущего современного развлекательного телешоу.
Методы исследования. В работе реализовано сочетание структурно-типологического (работа структурирована по разделам, подразделам), жанрово-видового методов (проанализированы развлекательные программы телевидения). На разных этапах работы применен описательный и сравнительный методы (они помогли выяснить особенности создания имиджа ведущих), методы классификации, концептуализации. Использованы также методы анализа и синтеза.
Источниковой базой исследования выступили развлекательная программы отечественного телевидения.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней комплексно проанализированы особенности построения имиджа телевизионного ведущего развлекательных программ на телевидении.
Теоретическое и практическое значение работы. Работа углубляет знания об особенностях построения имиджа личности, в частности телеведущего. Проработан фактологический материал, теоретические положения могут быть использованы при подготовке к семинарским и практическим занятиям по курсам «Имиджелогия», «Тележурналистика», «Журналистские должности».
Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования образа ведущего развлекательного телешоу
1.1. Особенности современных развлекательных телешоу
Телепередача – это целостный видеоряд, созданный с определенной целью и транслируемый по телевидению. Их можно классифицировать так:
1) новостные (обыкновенный выпуск новостей);
2) приключенческие;
3) образовательные;
4) спортивные;
5) научные;
6) детские;
7) развлекательные;
8) другие
Обратим основное внимание на телепередачи развлекательного характера. Основными функциями телерадиовещания являются: коммуникативная, развлекательная и информационная .
Отечественное телепространство далеко от идеала, но из года в год можно проследить тенденцию к повышению социального уровня и совершенствования. И развлекательные телепередачи стали основой этого. Именно такой вид телепередач является едва ли не самым популярным на телевидении.
Примером для подражания стал мировой опыт, но при этом наши телевизионщики смогли найти изюминку в каждой из них, предложить что-то такое, что присуще сугубо отечественным телезрителям.
Понятие «развлекательная программа» имеет происхождение от слов «развлечение», «игра», «зрелище». Основой любой развлекательной программы является игра, поэтому, отсюда вывод – эти программы обязательно должны быть зрелищными, а развлечение должно быть неотъемлемой частью понятия «развлекательные программы» .
Развлекательная программа (развлекательный проект) – это целостный видеоряд сюжетов развлекательного содержания, который транслируется на телевидении .
Развлекательное телевидение, наряду с информационно-аналитическим, является составной частью как процесса социализации личности, так и частью жизни современного человека.
Современная телевизионная массовая культура ориентирована на потребности в досуге, развлечении, эмоциональной компенсации и разрядке. Она является дистанциированной от изысканных вкусов и глубоких духовных поисков, имеет меньшую художественную ценность, чем элитарная культура.
С. Жуков отмечает, что: «Развлекательность – это «суперидеология», особое качество, которое телевидение сообщает практически всем предметам, которые освещаются. Желание «расслабиться, переключить внимание», «отвлечься от проблем», «отдохнуть после работы» является основной установкой современного зрителя при просмотре телевидения и выборе программ» .
Развлечение и развлекательность как явление и качество находят свое отражение благодаря телевизионному маркетинга. Телевизионный маркетинг — это социальная технология, направленная на удовлетворение потребностей людей в информации и развлечении благодаря доставке телевизионного продукта.
Речь идет об определении наиболее рейтинговой развлекательной телепрограммы, в которую целесообразно вкладывать деньги, определить оптимальное эфирное время ее показа с целью наиболее полного удовлетворения духовных потребностей телезрителей, учитывая их общую культуру и профессиональную подготовленность, образ жизни деятельности и желание дальнейшего самосовершенствования .
Очевидно, что основу развлекательного телевидения составляют программы соответствующего направления.
Так, С. Акинфиев отмечает: «Развлекательная телепрограмма — это телепрограмма, которая является формой и способом проведения досуга, рассчитанная на эмоциональную реакцию аудитории, связанную с получением удовольствия, наслаждения, эмоционального комфорта и релаксации» .
С Акинфиев отмечает, что передачу можно назвать развлекательной, если она удовлетворяет хотя бы несколько зрительских потребностей:
1) получение удовольствия, положительных эмоций;
2) снятие напряжения (рекреация и релаксация), редукция тревоги;
3) уход от реальности (эскапизм)
4) азарт;
5) эмоциональное осмысление комического (юмор) .
Таким образом, развлекательной программой можно считать именно ту, в которой имеются указанные выше признаки.
По типологии развлекательные программы можно разделить на следующие критерии:
— рейтинговые показатели телевизионной программы;
— продолжительность в эфире проекта;
— охват разноплановой зрительской аудитории;
— эмоциональное воздействие на зрителей;
— зрелищность;
— привлечение к участию зрителя (звонки в студию, смс-голосования, участие в различных конкурсах и т. п.);
— уровень профессионализма команды, которая создавала телепрограмму.
Развлекательные телепрограммы можно разделить на познавательно-развлекательные и сугубо развлекательные.
1. Познавательно-развлекательные программы разделяют на: контактные программы (ток-шоу), интеллектуально-развлекательные программы; программы- «инфотеймент».
2. Чисто развлекательные программы: реалити-шоу; развлекательные шоу-зрелища; светские хроники (программы о моде и модной жизни) музыкальные программы; игровые развлекательные программы (интерактивные игри), кулинарные шоу; юмористические программы; «Программы- перевоплощения».
Рассмотрим некоторые из них более конкретно.
«Программы-инфотеймент». Инфотейнмент – это способ подачи телематериала, который нацелен как на развлечение, так и на информирование аудитории .
В передачах, содержание которых характеризуется как инфотейнмент, информация носит развлекательный характер за счет подбора материала или способа его оформления. Инфотейнмент проникает в различные медийные жанры (ток-шоу, выпуски теленовостей и отдельные репортажи), и его основной отличительной чертой является апелляция к эмоциям зрителей.
Ток-шоу. Ток-шоу – один из видов телепередачи, в ходе которой несколько приглашенных гостей принимают участие в обсуждении предлагаемой ведущим темы .
В основном, при этом должны быть приглашенные в студию зрители. Иногда гостям студии предоставляется возможность высказать свое мнение или задать вопрос участнику.
Классическое ток-шоу включает в себя такой треугольник: ведущий – приглашенные эксперты – зрители в студии. Ток-шоу сочетает сценические приемы и приемы журналистики. Но значительная часть специалистов именно этого жанра считают, что залог успеха ток-шоу – это юмор. Герой должен иметь чувство юмора и способность смеяться над собой.
Исследователь А. С. Вартанов отмечает, что основной задачей жанра ток-шоу является активизация восприятия содержания, заключенного в передаче с помощью диспута, каверзных вопросов, высказывания различных точек зрения .
Нужно отметить, что в некоторых случаях названием «ток-шоу» называют любую «разговорную» передачу, например беседу за круглым столом или студийное интервью, если его берет достаточно известный, ведущий журналист.
Реалити-шоу. Реалити-шоу – телевизионный жанр, разновидность развлекательной телевизионной передачи и онлайн-трансляции. Сюжетом телевизионного жанра является последовательный показ действий группы (или групп) людей в обстановке, наиболее приближенной к жизни. Реалити-телевидение очень развито в таких странах как США и Великобритания .
С самого начала идея жанра предполагала, чтобы передача соответствовала следующим признакам: отсутствие сценария подача в телеэфир с первого дубля; участие в передаче «обычных» людей, не имеющих практики в игровом жанре, а не профессиональных актеров; максимально приближенные к реальным условия съемок, (в отдельных случаях – экстремальные ситуации и борьба за жизнь) .
На протяжении довольно длительного времени в передаче показывается (якобы) естественная повседневная жизнь и взаимодействие в той или иной обстановке изолированной группы персонажей. Участники имеют свободу поведения – считается, что события развиваются свободно, без принуждения и заранее написанного сценария, в чем и есть «изюминка» реалити-шоу.
Зрителя убеждают, что он является свидетелем не разыгранного и заранее спланированного спектакля, а реальных сцен из жизни.
Наиболее перспективным жанром развлекательных ТВ-проектов есть реалити-шоу .
Этот жанр хотя и появился совсем недавно – в конце 90-х годов прошлого века, сегодня стал одним из самых популярных и любимых среди зрителей. Подобными проектами раньше заполняли дыры в эфирной сетке. Сейчас они занимают первые строчки рейтингов зрительских симпатий.
Людям свойственно наблюдать или подсматривать за кем-то, поэтому нет ничего удивительного, что этот телевизионный жанр завоевал популярность у зрителей. Наблюдать за будничной жизнью, переживаниями, заботами обычных людей довольно интересно, поэтому такие передачи являются популярными во всем мире.
Составляя сетку на телевидении, во внимание принимается соотношение времени трансляции и интересов зрительской аудитории. В соответствии с этим появились программы утренние, дневные, вечерние, то есть классифицируют их по времени выхода в эфир.
Развлекательные программы на телевидении также можно классифицировать по возрасту зрительской аудитории: молодежная (подростки и молодежь до 35 лет) и старшие (35 лет). Эти развлекательные программы отличаются между собой стилем, манерами ведущих, стилем подачи информации (например, в молодежных программах используется сленг)» .
Структура так называемой игры в сфере телевидения была изменена в течение последних десятилетий вследствие бурного развития телевидения. Соотношение игроков и зрителей стало несравнимо. За происходящим в студии имеют возможность наблюдать миллионы зрителей вне ее .
Понятие времени также трансформируется: передача снята в одно время, а транслируют ее в другое – более удобное для зрителей. Зрительская зона игры становится практически безграничной, потеряв прежние границы в физическом пространстве благодаря электронным средствам массовой информации.
Вышеперечисленные факторы превращают так называемую игру, которая транслируется на телевидении, в телешоу, зрелище. Таким образом, телеигры постепенно завоевали все медиапространство и стали любимым зрелищем миллионов телезрителей .
Еще несколько лет назад телекритики заявляли, что наше телевидение должно совершенствоваться по определенным параметрам. Первый из них – это закупка качественных форматов, второй – разработка собственных.
Теперь же большее количество тех самых телекритиков утверждают, что первый параметр «взят», второй – в стадии совершенствования и дальнейшего развития. Можем наблюдать, что каждый год появляются новые телевизионные форматы, с целью привлечения внимания и покорения телезрителя .
Итак, исследовав сущность развлекательных программ и рассмотрев их классификацию, мы определили следующие тенденции развития развлекательного телевидения, а именно: вестернизация, макдонализация, таблоидизация, развитие пост-шоу.
Вестернизация — это процесс заимствования образцов и норм поведения в США и странах Западной Европы .
В измерении телевидения наблюдаются прежде всего проявления заимствований и использование уже популярных и проверенных форматов развлекательных телепередач.
Развлекательные программы на отечественном телевидении начали доминировать над информационными с конца 1990-х гг. Развлекательная функция журналистики сегодня наиболее критикована и наименее исследована, хотя среди других функций СМИ она вместе с информационной всегда были доминирующими. Развлекательные программы американского происхождения стали прародителями отечественных.
Поэтому, развлекательный контент на отечественных телеканалах демонстрирует зрителю российский аналог американских телепрограмм .
Следующая тенденция и перспектива — это макдональдизация, то есть процесс упрощения и рационализации общественной жизни путем использования принципов, на которых базируется работа ресторанов сети фастфуд «Макдональдс». Дж. Ритцер, который впервые ввел этот термин, выделяет такие его черты :
Первая черта — это эффективность, что полегает в создании ресторанами быстрого обслуживания благоприятных условий для быстрой еды, необходимых для современного динамизма жизни как отдельного человека, так и общества.
На телевидении это проявляется в создании программ, которые быстро могут помочь человеку удовлетворить потребность в развлечении. Ведь нет необходимости владения определенными навыками, умениями или знаниями для того, чтобы просто включить программу и перестать думать.
То есть, максимальный результат достигается за малейший промежуток времени, что и определяет эффективность развлекательных программ. Также это качество подкрепляет указанная выше тенденция. Когда форматы программ, эффективность которых была уже проверена в других странах, начинают показывать отечественному зрителю.
Вторая черта макдональдизации — это возможность просчета, заключающаяся в существовании четкого стандарта организованной системы оценки качества, скорости, количества и стоимости произведенных товаров и услуг .
Эта черта на телевидении проявляется в возможности просчета возможной коммерческой выгоды от программы. Также с помощью современных технологий и знания психологии зрителя определяется наиболее эффективное время и день показа программы. С учетом желаний потребителя часто ведущими шоу становятся популярные деятели шоу-бизнеса (певцы или актеры). Ведь зная рейтинг и популярность ведущего, можно легче о считать эффективность программы в целом.
Третья черта — это предсказуемость, которая заключается в том, что товары и услуги будут одинаковыми, вне зависимости от времени и места, когда и где они предлагаются. Это добавляет чувство комфорта и определенной, временной стабильности, недостающих в нынешнем хаотичном мире .
На телевидении это проявляется в четком требовании к стандартам к форматам программ и поведению ведущих ток-шоу. Мы это можем увидеть сравнив, например, шоу «Х-фактор» (российская версия — «Фактор А», «Главная сцена») в разных странах. Мы увидим, что они 100% воплощаются на экране с одинаковыми стандартами.
Четвертая черта макдональдизации — это контроль, которая заключается в способности осуществлять разносторонний контроль, начиная с внутренне-организационного контроля над работниками и характером работы, продолжая контролем за процессом производства, изготовления и продажи продукции и заканчивая контролем над потребительским поведением клиентов .
Эта функция на телевидении проявляется в контроле как рейтингов программ, так и поведения персонала каналов и зрителей.
Пятая особенность — это иррациональность рационального. Согласно Д. Ритцеру, рационализация деятельности в виде четкой стандартизации и механизации деятельности и невозможность их избегать приводят к тому, что рациональность приобретает характеристики иррациональности.
В результате достижения максимальной рационализации наблюдаются процессы дегуманизации и гомогенизации. Эта черта проявляется в единообразии, типичности и примитивности программ развлекательного характера на телеканалах .
Таким образом, упрощение форматов программ, скорость получения результата, простота доступа, ощущение комфорта и легкости — это все происходит на ТВ и является проявлением именно процесса макдональдизации.
Третья тенденция — это таблоидизация, которая на телевидении проявятся через большие и яркие заголовки, огромное количество шокирующих фотографий, эксклюзивность, сенсационную подачу .
Таким образом, любые анонсы программ на каналах имеют все характеристики таблоидов. Все больше эта тенденция прослеживается не только по отношению к развлекательным передачам, но и ко всему телевидению в целом.
Так, например, телевизионная новости перестают иметь сугубо информационный характер. Все больше историй освещается о реальных и простых людей. Заголовки все более привлекают внимание и становятся более пафосными, чем информация, которая в результате обнародуется. В анонсах к программам применяется манипуляция с «вырваными» из контекста словами.
Все это делается для того, чтобы вызвать у зрителя желание посмотреть то или иное шоу.
Еще одна тенденция и перспектива — это рост количества пост-шоу, которые сопровождают реалити-шоу. С. Жуков отмечает, что «Реалити-шоу – это «эрзац-продукт» культуры, который не порождает собственный продукт, а лишь имитирует явления культуры, пользуется ее формами, смыслами, профессиональными навыками, нередко пародирует их» .
К реалити-шоу на телевидении мы можем отнести программы, в которых проходят соревнования талантов: песенные, танцевальные и кулинарные.
С. Жуков определяет, что «важное отличие реалити-шоу от других форматов — создание среды, чем-то похожей на настоящую или созданную в определенном пространстве, но которая выполняет специальные функции, крайне важные для зрителя» .
В то же время, ток-шоу — это структурированная и запрограммированная на получение конкретного результата беседа на заданную тему.
Особенностью ток-шоу является то, что в процессе обсуждения привлекается сам телезритель, который соглашается с эмоционально окрашенными суждениями, которые предлагаются в процессе студийного обсуждения, или отрицает его.
Пост-шоу — это программы, в которых обсуждается то, что происходило в другой развлекательной передаче. Таким образом, одна развлекательная программа порождает необходимость в другой. И таким образом, аудитория канала все больше времени начинает проводить у экрана телевизора.
Мы абсолютно согласны со словами С. Акинфиева о том, что: «Развлекательная составляющая все чаще становится неотъемлемой частью информационно-аналитического вещания, утверждая движение в сторону развлекательности в качестве одной из основных тенденций развития современного телевидения» .
Поэтому рост количества и акцентов в сторону развлекательных зрелищ является глобальной тенденцией и перспективой современного телевидения в целом.
В то же время, С. Акинфиев утверждает, что: «развлечение — это, прежде всего, эмоциональная оценка действительности, содержанием которой становится отказ от социально-политических и идеологических аспектов. Главной особенностью развлекательных передач является их ориентация на выполнение определенного количества специфических функций, в связи с чем мы и выделяем развлекательные программы в отдельную группу» .
Но сейчас даже новости, политические и социально направленные программы приобретают признаки развлекательных. Поэтому сейчас наблюдается тотальное проникновение поверхностного отношения и элементов шоу и игры в различные форматы телевизионных программ.