Филология Часть дипломной работы Иностранные языки

Часть дипломной работы на тему Образ птицы в произведениях романтиков и символистов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Выводы по главе 3

На основании проведенного практического исследования мы можем сделать вывод и о разнице функционирования образа птицы в творчестве романтиков и символистов. Так, образы Альбатроса и Ворона, равно как и Совы, Голубя, Лебедя, Соловья относятся к романтической литературе, в то время как образ Синей Птицы является ярким олицетворением символизма.
Стоит отметить, что принципиальное различие между этими образами состоит в их философском наполнении. В то время как образы Альбатроса, Ворона, Совы, Голубя, Лебедя, Соловья были созданы на основании общих культурных представлений людей об этих птицах, во главе формирования образа Синей Птицы лежит символика цвета, т.е. отдельного компонента образа, а видовая принадлежность птицы и не уточняется.
По сути, речь идет о том, что представители романтической литературы создавали свои образы на основании непосредственно устоявшегося описания рассматриваемых птиц, а именно, Ворона иАльбатроса (отсюда и описание Альбатроса как символа надежды, а Ворона – как символа отчаяния). В то же время, символисты (в нашем случае, в лице Метерлинка) во главу угла ставили философское восприятие цвета, нет указания на то, о какой именно птице идет речь, но она непременно – синяя (в конце произведения простая горлица становится синей).
Таким образом, мы можем говорить о том, что романтическое восприятие отличается от романтического, в первую очередь, тем, что романтики ограничены отдельным образом птицы, в то время как у символистов значительно более широкие горизонты, они наделяют определенным образным наполнением любую птицу, придавая ей тем самым как раз такие свойства, которые необходимы. Более того, у романтиков птицы – реальны, в то время как сама Синяя Птица – вымышлена как биологический вид, и никто не знает, о какой именно птице речь, и существует ли она вообще.

 

Фрагмент текста работы:

 

3.1 Функционирование образа птицы в произведении «Старый мореход» Сэмюэля Кольриджа

В первую очередь, важно отметить, что птица представляет собой одновременно как воплощение человеческой, т.е. земной природы, так и воплощение космического – или божественного – духа. Такое значение птица в романтической и символистской литературе связано с тем, что птица отличается видимой легкостью и очевидной быстротой передвижения. Птица свободно парит в небе между небом и землей, совмещая в себе обе природы. По этой причине достаточно часто человеческая душа изображается в виде птицы, а также птица часто выступает проводником божественной энергии, божественного начала. В частности, исследователь символов Джек Трессидер указывал на то, что в целом представление о птицах как о человеческих душах было широко распространено по всему миру: так же широко, как и мнение, что они — воплощение божества предсказаний, бессмертия и радости .
Кроме того, важно подчеркнуть в данном контексте, что основополагающим компонентом образа птицы являются крылья, поскольку именно они – как отличительная особенность птицы –выступали в качестве основного символа скорости, свободы, подвижность, возвышенности, превосходства, вдохновленности, но также и символом защиты (яркая иллюстрация – «взять под крыло»).
Важно заметить, что в целом символика «языка птиц» непосредственно созвучна как раз с поэтикой романтизма и символизма: литература рубежа символизма и романтизма крайне часто обращалась к символике языка птиц. глубоко созвучна поэтике романтизма и символизма. Эпоха «рубежа веков» в русле традиции романтизма охотно обращалась к символике «языка птиц».
Стоит отметить также, что в целом неоромантические искания, имевшие место на рубеже веков, создали новый философский образ, а именно-яркий образ птицы Альбатроса в поэме «Сказание о старом мореходе» (1806). Исследователи отмечают сильнейшее воздействие данного произведения на последующие литературные направления, в том числе, на «Серебряный век» в России.
Поэма Кольриджа отличается характерным для романтизма противопоставлением верха и низа, а следовательно – и телесного и духовного, земного и божественного. Стоит отметить, что главным элементом описания Альбатроса являются его крылья. Важно напомнить, что они и с точки зрения биологии одновременно являются символом как величия, так и слабости альбатроса, поскольку он не может из-за их размера подняться в воздух с земли, ему обязательно нужна возвышенность .
Кроме того, интересно отметить и метафору, описывающую Альбатроса: Кольридж называет его князем неба, что, по сути, подчеркивает его приближенность к божественной природе, в отличие от уже устоявшегося образа князя тьмы, а именно-дьявола.
В анализируемой поэме Кольриджа мы видим, как создается образ Альбатроса, который прилетел к морякам в тот момент, когда «корабль, перейдя Экватор, был занесен штормами в страну вечных льдов у Южного полюса; и как оттуда корабль проследовал в тропические широты Великого, или Тихого океана; и о странных вещах, которые приключились; и о том, как Старый Мореход вернулся к себе на родину» .
Важно отметить, что по своем охвату поэма Кольриджа объединяет в себе как земные полушария – посредством скитания корабля, так и разные миры – а именно, человеческий и божественный, земной и небесный, посюсторонний и сверхъестественный, миры добра и зла. И в этом и кроется ключевой философский замысел Кольриджа – формирование и описание духовного пути человека.
Речь идет о способности человека победить само зло, в том числе, и в собственной душе. И на этом пути человеку помогает природа и божественные силы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы