Теория государства и права Часть дипломной работы Юриспруденция

Часть дипломной работы на тему Нормотворчество: понятие и принципы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Провозглашение России правовым социальным государством вызывает необходимость не только закрепление верховенства права во всех сферах жизнедеятельности общества, но и обеспечение его внедрения в практику общественного и государственного строительства, повышение уровня законности и правопорядка. В связи с этим, увеличивается роль для реформирования государства и права научных разработок проблем сущности, природы и значения институтов правообразования, правотворчества и нормотворчества.
Пробел в познании функциональной связи права и общества, динамических процессов обмена информацией между ними усложняет задачу формирования национальной правовой системы, основанной на гуманистической правовой традиции, отвечает современным стандартам правовой культуры, ожиданиям и потребностям общества. Сегодня фундаментом обновления законодательной базы, формирование правовых норм, основанных на принципах справедливости, равенства, защиты прав и свобод человека и гражданина, должен стать научно обоснованный процесс правообразования.
С учетом многогранности и многоаспектности такого явления как права и многофакторности такого процесса как правообразования сегодня в юридической литературе остро ощущается недостаточность научных исследований проблематики их сущности, содержания и значения, что создает предпосылки непоследовательности в практической сфере выработки и закрепления норм права (нормотворчества).
Практическое следование в ходе нормотворчества заявленным принципам — это небольшая, но гарантия качества принятых правовых решений. Кроме этого, важно подчеркнуть, что принципы нормотворчества не существуют сами по себе, а находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Поэтому существует согласованная система принципов, которую можно конкретизировать, опираясь на потребности развития общества и закономерности нормотворческого процесса.
Степень научной разработанности проблемы. Среди известных отечественных и зарубежных ученых, в сферу научного интереса которых вошли вопросы правопонимания, правотворчества и нормотворчества, в частности, можно назвать таких, как С.С. Алексеев, Ю.Г. Арзамасова, Ю.Г. Барабаш, С. Бобровник, А.А. Гаврилов, В.В. Головченко, В.М. Горшенев, Т.А. Помещик, М.И. Козюбра, А.М. Колодий, В.В. Копейчиков, В.М. Косович, В.В. Лемак, А.В. Мицкевич, Л.Р. Наливайко, В.С. Нерсесянц, Н.М. Онищенко, Н.М. Пархоменко, А.С. Передерий, А.С. Пиголкин, С.П. Погребняк, С.В. Поленина, П. Рабинович, В.А. Серегин, В.М. Сырых, А.Ф. Скакун, А.В. Скрипнюк, Р.А. Халфина, Л.А. Харитонов, Г.А. Христова, И.Л. Честнов, М.В. Цвик, Л. Явич и др.
Отдавая должное результатам научных исследований в этой сфере, можно констатировать, что институт нормотворчества требует комплексной научной разработки, которая должна быть направлена на выработку целостной научно обоснованной концепции нормотворчества, что, в свою очередь, будет способствовать эффективному правовому регулированию модернизации отечественных правовых институтов посредством нормотворчества.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления нормотворчества в России.
Предметом исследования является нормотворчество, теоретико-методологические основы осуществления и нормативно-правовые основы его регулирования в России.
Целью исследования является выяснение сущности и характерных особенностей нормотворчества на современном этапе развития правовой государственности в России, а также исследование принципов нормотворчества с использованием методологии системного подхода, определение их влияния на результативность нормотворчества.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В выпускной работе осуществлено теоретико-правовое обобщение и решение научной задачи, заключающийся в выяснении сущности и характерных особенностей нормотворчества на современном этапе развития правовой государственности в России, выявлении причин недостаточной эффективности нормотворческой деятельности и разработке правовых мер и механизмов их преодоления. Основными научными и практическими результатами работы являются следующие его положения и выводы:
1. Современный переходный период развития России требует разработки и принятия научно-обоснованных, выверенных, ответственных, взвешенных решений, в том числе благодаря эффективной нормотворческой деятельности. Речь идет о необходимости выработки теоретических и практических рекомендаций по решению проблем правового регулирования нормотворческой деятельности в государстве, возможно путем последовательного и логического изучения проблем правопонимания, правообразования и правотворчества. В непосредственной связи с этими вопросами находятся проблемы формирования права, правообразования, правотворчества и института реализации права. В условиях ускоренной трансформации парадигмы юридической науки важно осознавать, что будучи научно-обоснованным, процесс правообразования может стать фундаментом обновления законодательной базы, выработки правовых норм, основанных на принципах гуманизма, справедливости, защиты прав и свобод человека и гражданина. И, наоборот, пробел в познании функциональной связи права и общества, динамических процессов обмена информацией между ними может осложнить задачу формирования национальной правовой системы, основанной на гуманистической правовой традиции.
Научно обоснованная концепция правообразования позволит определить сущность, содержание права, а также обеспечить эффективность законодательства, от которого будет зависеть состояние законности и правопорядка. С этой целью необходимым усматривается выработка критериев определения эффективности законодательства и способов ее повышения. Суммируется, что эффективность законодательства формируется на всех этапах правообразования, которые сочетают элементы, как спонтанного (общесоциального) так и планомерно-рационального (формирование права) характера.
Анализ подходов к определению сущности, содержания и особенностей право- и нормотворчества позволяет сделать вывод о том, что, во-первых, эти понятия до сих пор воспринимаются большинством ученых как тождественные, а, во-вторых, общего нормотворчества в теории не существует. Благодаря концепции разграничения права и закона, считаем, нормотворчество как разновидность правотворчества — это урегулированная законодательством целенаправленная юридическая деятельность субъектов, уполномоченных принимать, изменять или отменять нормативные правовые акты, которая осуществляется в пределах компетенции в установленных процедурно-процессуальных формах.
2. В юридической науке высказываются различные взгляды на систему принципов нормотворчества, среди которых рассматриваются различные подходы ученых:
а) научная обоснованность, демократизм, законность, гласность, профессионализм, оперативность, дифференциация нормотворческой компетенции, компаративность;
б) законность, научность, демократизм, системность и согласованность, преемственность, профессионализм, четкая дифференциация нормативных полномочий, планирование, своевременность, использование правового опыта, связь с практикой, гуманизм, техническое совершенство;
в) гуманизм, единство интересов личности и общества, демократизм, гласность, законность, научность и профессионализм, связь с практикой, планирование, оперативность, сочетание динамизма и стабильности.
В юридической науке существуют и более развернутые системы принципов нормотворчества, в частности, предлагается выделять общие принципы, так называемые системообразующие требования и специальные установки, присущие отдельным видам нормотворчества, которые имеют вспомогательный, организационный характер.
К системообразующим принципам нормотворчества в этой связи относятся: верховенство права, социальная ориентация, демократизм, законность, научная обоснованность, оптимальность, системность, иерархичность. Представляется, что не все руководящие принципы из предложенных являются принципами нормотворческой деятельности в полном смысле этого слова. К основополагающим принципам не следует относить технико-юридические требования, которыми наделены уполномоченные субъекты нормотворчества. Нормотворческая деятельность — это прежде всего процесс создания правовых норм, поэтому основные идеи должны распространяться на всех этапах и не ограничиваться отдельным аспектом этой деятельности.
Определяя виды принципов нормотворчества, целесообразно исходить из позиции, что их систему создают: верховенство права, объективность, демократизм, законность, профессионализм, научность, системность.
3. В своих стремлениях субъекты нормотворческой деятельности должны, в первую очередь, руководствоваться объективными законами и тенденциями развития человеческого бытия. При этом важно не замыкаться на отдельных правовых явлениях, а подходить к процессу формирования права с более широких позиций, учитывать все факторы, связанные с ним. Цель нормотворческой деятельности должна согласовываться с основными человеческими ценностями и требованиями естественной справедливости, свободы, равенства, гуманизма и тому подобное.
Демократизм нормотворчества предусматривает, в первую очередь, конструктивное и разнообразное сотрудничество государственных органов с гражданским обществом на счет создания норм права. В этой связи к общественному мониторингу действующего законодательства важно привлекать ученых, специалистов, различные объединения и социальные группы граждан для того, чтобы они помогали выявлению правовых пробелов, установлению правотворческих ошибок, разработке проектов определенных нормативных правовых актов. С другой стороны, принятые решения должны соответствовать социальным ожиданиям, соответствовать потребностям общественной жизни и опираться в своей реализации на поддержку широких слоев населения.
Законность — следующий универсальный принцип, охватывающий все сферы правовой жизни, в том числе и сферу нормотворчества. Требование неукоснительного и точного исполнения законов и основанных на них подзаконных актов всеми участниками общественных отношений — это суть принципа законности, которая в равной степени касается как процесса разработки правовых актов, так их формы и содержания. Субъекты нормотворческой деятельности в своих действиях не должны выходить за пределы очерченной для них компетенции, они обязаны четко следовать своим полномочиям, определенных законодательством. Гарантией обеспечения данного принципа выступает гласность о проведении подготовительных работ, открытость и доступность информации о принятых правовых актах.
Принцип научности предполагает, что методы, средства, формы и содержание нормотворческой деятельности должны опираться на выводы и рекомендации науки, быть проверены на практике. В этой связи заслуживает внимания вопрос о разработке фундаментальной теории нормотворчества, которая содержала четкие и обоснованные ответы на многие вопросы методологии и технологии нормотворческой деятельности.

  

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы