Теория государства и права Часть дипломной работы Юриспруденция

Часть дипломной работы на тему Нормотворчество: понятие и принципы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ НОРМОТВОРЧЕСТВА.
1.1. Понятие принципов нормотворчества.
1.2. Классификация принципов нормотворчества и законов.
1.3. Особенности принципов нормотворчества.
1.4. Концептуальные подходы к выделению системообразующих принципов нормотворчества.

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ПРИНЦИПОВ НОРМОТВОРЧЕСТВА.
2.1. Принципы социальной ориентации и демократизма и их значение в обеспечении прав человека и гражданина.
2.2. Законность как основополагающий принцип нормотворчества.
2.3. Принцип научной обоснованности в нормотворческом процессе.
2.4. Оптимальность как принцип обеспечения эффективности нормотворчества.
2.5. Иные системообразующие принципы нормотворчества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Провозглашение России правовым социальным государством вызывает необходимость не только закрепление верховенства права во всех сферах жизнедеятельности общества, но и обеспечение его внедрения в практику общественного и государственного строительства, повышение уровня законности и правопорядка. В связи с этим, увеличивается роль для реформирования государства и права научных разработок проблем сущности, природы и значения институтов правообразования, правотворчества и нормотворчества.
Пробел в познании функциональной связи права и общества, динамических процессов обмена информацией между ними усложняет задачу формирования национальной правовой системы, основанной на гуманистической правовой традиции, отвечает современным стандартам правовой культуры, ожиданиям и потребностям общества. Сегодня фундаментом обновления законодательной базы, формирование правовых норм, основанных на принципах справедливости, равенства, защиты прав и свобод человека и гражданина, должен стать научно обоснованный процесс правообразования.
С учетом многогранности и многоаспектности такого явления как права и многофакторности такого процесса как правообразования сегодня в юридической литературе остро ощущается недостаточность научных исследований проблематики их сущности, содержания и значения, что создает предпосылки непоследовательности в практической сфере выработки и закрепления норм права (нормотворчества).
Практическое следование в ходе нормотворчества заявленным принципам — это небольшая, но гарантия качества принятых правовых решений. Кроме этого, важно подчеркнуть, что принципы нормотворчества не существуют сами по себе, а находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Поэтому существует согласованная система принципов, которую можно конкретизировать, опираясь на потребности развития общества и закономерности нормотворческого процесса.
Степень научной разработанности проблемы. Среди известных отечественных и зарубежных ученых, в сферу научного интереса которых вошли вопросы правопонимания, правотворчества и нормотворчества, в частности, можно назвать таких, как С.С. Алексеев, Ю.Г. Арзамасова, Ю.Г. Барабаш, С. Бобровник, А.А. Гаврилов, В.В. Головченко, В.М. Горшенев, Т.А. Помещик, М.И. Козюбра, А.М. Колодий, В.В. Копейчиков, В.М. Косович, В.В. Лемак, А.В. Мицкевич, Л.Р. Наливайко, В.С. Нерсесянц, Н.М. Онищенко, Н.М. Пархоменко, А.С. Передерий, А.С. Пиголкин, С.П. Погребняк, С.В. Поленина, П. Рабинович, В.А. Серегин, В.М. Сырых, А.Ф. Скакун, А.В. Скрипнюк, Р.А. Халфина, Л.А. Харитонов, Г.А. Христова, И.Л. Честнов, М.В. Цвик, Л. Явич и др.
Отдавая должное результатам научных исследований в этой сфере, можно констатировать, что институт нормотворчества требует комплексной научной разработки, которая должна быть направлена на выработку целостной научно обоснованной концепции нормотворчества, что, в свою очередь, будет способствовать эффективному правовому регулированию модернизации отечественных правовых институтов посредством нормотворчества.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления нормотворчества в России.
Предметом исследования является нормотворчество, теоретико-методологические основы осуществления и нормативно-правовые основы его регулирования в России.
Целью исследования является выяснение сущности и характерных особенностей нормотворчества на современном этапе развития правовой государственности в России, а также исследование принципов нормотворчества с использованием методологии системного подхода, определение их влияния на результативность нормотворчества.
В рамках цели исследования, поставим следующие задачи:
1) Рассмотрим понятие, классификацию и особенности принципов нормотворчества.
2) Исследуем концептуальные подходы к выделению системообразующих принципов нормотворчества.
3) Проанализируем принципы социальной ориентации и демократизма и их значение в обеспечении прав человека и гражданина.
4) Приведем характеристику законности, научной обоснованности и оптимальности как основных принципов нормотворческом процессе.
5) Исследуем иные системообразующие принципы нормотворчества.
Теоретико-методологической основой исследования являлись работы – И.В. Абдурахманова, И.Г. Алексеенко, А.Т. Аминева, В.К. Бабаева, Ю.В. Бабина, М.В. Баглай, Р.С. Байниярова, О.В. Богатовой, Л.Н. Бойко, А.З. Георгица, М.П. Глебочкина, О.В. Дамаскина, О.Г. Дробницкого, Г.А. Жигачева, И.А. Ильина, Т.В. Кашаниной, Д.А. Керимова, В.Н. Кудрявцева, В.С. Ковальского, С.А. Комарова, В.Э. Кувичкина, Е.А. Лукашевой, А.В. Мелехина, А.Ю. Мордовцева, П.И. Новгородцева, Ю.И. Новка, С.П. Овчинниковой, Г.А. Поташевой, а также труды других известных авторов, которые глубоко прорабатывали данную проблематику.
Гипотеза исследования. Рабочая гипотеза исследования базируется на том, как нормотворческий процесс оказывает позитивное регулирующее воздействие на различные виды общественных отношений, однако сам процесс нормотворчества должен быть в полной мере урегулирован необходимыми нормативно-правовыми актами.
Выносимые на защиту положения. Результаты исследования отражены в следующих положениях, выносимых на защиту:
• предложено авторское определение понятия «нормотворчества» как урегулированной законодательством целенаправленной юридической деятельности субъектов, уполномоченных принимать, изменять или отменять нормативно-правовые акты, осуществляется в пределах компетенции в установленных процедурно-процессуальных формах;
• обосновано, что «нормотворчество» является комплексной научной категорией, характеризуется тем, что она есть: начальной стадией механизма правового регулирования, элементом правовой системы и правовой культуры общества, в процессе которого происходит преобразования потребностей и интересов в общеобязательные, формально-определенные предписания и правила; средством организации социального управления, однако при этом процесс нормотворчества сам урегулирован правом и другими социальными нормами; целенаправленной деятельностью, продолжается в определенных временных промежутках и содержит внутренние элементы — этапы процесса зарождения правовой нормы и вступления в силу, с помощью которой происходит изменение общественной жизни;
• доказано, что методологической основой определения содержания и значения нормотворчества должна быть концепция правообразования, которая раскрывает процесс формирования права из социальной среды и является начальной стадией зарождения норм права;
• аргументировано, опираясь на концепцию разграничения права и закона, согласно которой в процессе нормотворческой деятельности создаются нормативно-правовые акты, а не право как социальное явление, а также на основе анализа соотношения таких смежных категорий, как «правопонимания», «правообразования» и «правотворчество», что нормотворчество является разновидностью правотворчества, направленной на создание норм права с их последующей объективацией в законах и подзаконных нормативно-правовых актах, виды которого отражают его субъективный состав;
• усовершенствовано понятие «нормотворческого процесса» как системы регламентированных взаимосогласованных процедурно-процессуальных действий, начиная от инициирования и заканчивая принятием (просмотром) и введением в действие (отменой, утратой силы) нормативно-правовых актов;
Научная новизна исследования. В рамках написания выпускной работы осуществлен комплексный теоретико-правовой анализ современного состояния и перспектив развития нормотворчества в России в контексте трансформации государственно-правового воздействия на общество.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные положения и выводы выпускной работы могут быть использованы:
— в научно-исследовательской сфере — в процессе дальнейших научных исследований проблем нормотворческой деятельности в России и ее правового обеспечения, а также правообразования;
— в право воспитательной работе — могут служить повышению уровня правовой культуры должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, и тому подобное;
— в учебном процессе — при подготовке учебников и учебных пособий по курсам «Теория государства и права», «нормопроектировочная техника и государственная регистрация нормативно-правовых актов», при преподавании соответствующих курсов в учебных заведениях правового направления, в научно-исследовательской работе студентов.
Апробация исследования. Выносимая на защиту тема прошла практическую апробацию:
— программа комплекса научно-представительских и конкурсно-оценочных мероприятий обучающихся «Золотое кольцо», г. Владимир, ВЮИ ФСИН России «Нормотворчество: понятие и принципы»;
— программа комплекса научных мероприятий обучающихся «Золотое кольцо», г. Владимир, ВЮИ ФСИН России «Системообразующие принципы нормотворчества».
Кроме того, были опубликованы в журналах две научные статьи:
— научно-образовательный журнал «ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ ПРАВО: ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА» № 2 (12), С. 87 «Проблема понимания процесса создания нормативно правового акта и его основные особенности»;
научно-образовательный журнал «ВЕСТНИК ВЛАДИМИРСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА» № 1 (46), С. 159 – 162 «Системообразующие принципы нормотворчества».
Структура работы. Структура выпускной работы обусловлена целью и предметом исследования. Работа состоит из введения, 2-х глав, содержащих 9 параграфов, заключения и библиографического списка (38 источников). Общий объем выпускной работы — 85 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключение проведенного исследования, кратко обобщим рассмотренные материалы, сделав общие выводы и возможные предложения по предмету нормотворчества, выделив его основные проблемы и пути их преодоления, научные перспективы изучения и применения.
Надежда на нормотворчество, использование и понимание ценности нормотворчества – таков основной вектор современного социального и политического развития. Не случайно все социальное пространство заполняется договорами, конвенциями и иными нынешними социальными и политическими формами общежития государства и общества в целом, народов, коллективов, личностей. Не случайно и то, что юридическое образование, формирование юридически и социально грамотных граждан становится неотъемлемой частью современной жизни.
В процессе формирования в России правового государства, путем проведения административных реформ, а также признание государством в качестве высшей ценности прав и свобод человека, возникают многоплановые проблемы нормотворчества, проявляемые в различных сферах, приобретая новый характер и актуальность. Это стало основаниям разработки необходимой научно-теоретической базы, позволяющей определить и систематизировать основные принципы нормотворчества, которые будут отвечать, и соответствовать современным реалиям.
Общетеоретическая база, которая позволяет решить множество конкретных проблем нормотворчества, включает в себя следующие положения.
Под «нормотворчеством» понимают такую деятельность органов государственного управления, которая направлена на создание, изменение или отмену правовых норм по средствам принятия нормативных правовых актов. Таким образом, эта деятельность является лишь частью правотворческой деятельности государства, не охватывающей процесс законотворчества. Правление является неотъемлемой частью механизма правового регулирования, что соответствует стадии юридической регламентации общественных отношений и является одной из отраслей государственной деятельности. Принципы нормотворчества часто отождествляются с принципами всего правотворчества, что не совсем оправдано. Нормотворчество государственных органов управления представляется относительно независимым явлением общественной жизни, основанным и развивающимся как по общим, так и по своим собственным конкретным принципам.
Принципы нормотворчества устанавливают общие направление, качественный уровень и, как следствие, эффективность нормотворческой деятельности. Нормотворчество, объективное, по сути, и субъективное, по форме, является отражением основополагающих идей, руководящих начал, исходных положений, носящие фундаментальный характер, которые выражаются в нормах права или выводятся из их содержания, обладают императивным характером и являются обязательными для всех субъектов нормотворческой деятельности. Принципы нормотворчества отвечают за определение характера нормотворческой деятельности, как субъектного состава, характера связи в процессе, порядка принятия нормативных правовых актов как юридической формы управленческого решения. Поскольку эти принципы должны предопределять пути и средства реализации функции нормотворчества в арсенале государственных органов, можно сказать, что принципы нормотворчества носят методологический характер и имеют важное значение, как для развития теоретических проблем и решения практических проблем нормотворчества.
В совокупности принципы нормотворчества образуют систему, для которой существуют определенные связи, которые отражают роль и важность некоторых основополагающих принципов, являющаяся базой (фундаментом) процесса «создания прав» со стороны правительства. Они являются основой механизма создания правовой нормы, они служат критерием легитимности и эффективности деятельности органов исполнительной власти в этой сфере. Принципы нормотворчества не являются закрытой системой, исходит из приобретаемого нового опыта, осмысливает и обобщает динамику общественных процессов, ее можно дополнить или изменить. Принципы нормотворчества очень разнообразны. Некоторые из них по своей сути являются общими правовыми принципами, другие носят организационный характер и следуют принципам организации управления.
Нормативная деятельность — это своего рода управленческая деятельность, в связи с чем, можно применять классификацию общих принципов управленческой деятельности, которая имеет место в теории управления, в соответствии с которой можно выделить общественно-политические принципы (демократия, гласность); структурный и функциональный (оптимальность, научный характер, принципы разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, делимитация субъектов поведения и разделения труда, сочетание централизации и децентрализации); принципы управленческой деятельности (профессионализм).
Возможны и иные классификации принципов нормотворчества. Признавая возможность и необходимость научного развития всех этих классификаций, тем не менее, необходимо отметить, что на практике они во многом весьма условны. В то же время текущее состояние нормотворческой деятельности государственных органов требует разработки единых подходов как к проблеме нормотворчества в целом, так и к системе принципов, лежащих в основе этого процесса в частности. Для системы принципов ведомственного нормотворчества типично, что она включает в себя общие принципы законотворчества (которые еще не полностью отражают специфику нормотворческой деятельности государственных органов), некоторые принципы управления и принципы организация и функционирование исполнительной власти, которые имеют отношение к осуществлению рассматриваемой деятельности.
Использование системны методологии при изучении принципов нормирования позволило решить, по меньшей мере, две проблемы: во-первых, расширить и углубить понятие и представления нормотворчества и его принципов, а, во-вторых, изучить проблемы совершенствования эффективности нормотворчества, которая имеет не только научные, но и практические интересы. Положительная роль системного подхода может быть выражена в следующем:
1. Использовать системный подход для выявления более широкого познания реальности по сравнению с тем, что имело место ранее, дающее новый взгляд на правовые явления в целом и нормотворчества в том числе.
2. Системные факторы могут быть идентифицированы при изучении процесса взаимодействий нормотворчества (как системы) и внешней среды, значимое в определении пути повышения его эффективности.
3. Содержание системного подхода новую схему для выделения принципов нормотворчества, основанных на постановке целей.
Исследуя нормотворчество с позиций системного подхода, ясно, что его системообразующие принципы являются общими принципами построения любой системы, преломляющей специфику нормотворчества. Принципы формирования системы выражают объективные закономерности построения системы нормотворчества. Поэтому их универсально связывающая ценность не вытекает из факта нормативной фиксации, поскольку в некоторых случаях они могут не совпадать с волей субъекта нормотворчества, но обусловлены объективно существующими законами построения системы, целью, установленным перед системой и ее функциональными возможностями, которые позволят ей достичь заданной цели с помощью доступных средств.
В выпускной работе осуществлено теоретико-правовое обобщение и решение научной задачи, заключающийся в выяснении сущности и характерных особенностей нормотворчества на современном этапе развития правовой государственности в России, выявлении причин недостаточной эффективности нормотворческой деятельности и разработке правовых мер и механизмов их преодоления. Основными научными и практическими результатами работы являются следующие положения и выводы:
1. Современный переходный период развития России требует разработки и принятия научно-обоснованных, выверенных, ответственных, взвешенных решений, в том числе благодаря эффективной нормотворческой деятельности. Речь идет о необходимости выработки теоретических и практических рекомендаций по решению проблем правового регулирования нормотворческой деятельности в государстве, возможно путем последовательного и логического изучения проблем правопонимания, правообразования и правотворчества. В непосредственной связи с этими вопросами находятся проблемы формирования права, правообразования, правотворчества и института реализации права. В условиях ускоренной трансформации парадигмы юридической науки важно осознавать, что будучи научно-обоснованным, процесс правообразования может стать фундаментом обновления законодательной базы, выработки правовых норм, основанных на принципах гуманизма, справедливости, защиты прав и свобод человека и гражданина. И, наоборот, пробел в познании функциональной связи права и общества, динамических процессов обмена информацией между ними может осложнить задачу формирования национальной правовой системы, основанной на гуманистической правовой традиции.
Научно обоснованная концепция правообразования позволит определить сущность, содержание права, а также обеспечить эффективность законодательства, от которого будет зависеть состояние законности и правопорядка. С этой целью необходимым усматривается выработка критериев определения эффективности законодательства и способов ее повышения. Суммируется, что эффективность законодательства формируется на всех этапах правообразования, которые сочетают элементы, как спонтанного (общесоциального) так и планомерно-рационального (формирование права) характера.
Анализ подходов к определению сущности, содержания и особенностей, право- и нормотворчества позволяет сделать вывод о том, что, во-первых, эти понятия до сих пор воспринимаются большинством ученых как тождественные, а, во-вторых, общего нормотворчества в теории не существует. Благодаря концепции разграничения права и закона, считаем, нормотворчество как разновидность правотворчества — это урегулированная законодательством целенаправленная юридическая деятельность субъектов, уполномоченных принимать, изменять или отменять нормативные правовые акты, которая осуществляется в пределах компетенции в установленных процедурно-процессуальных формах.
2. В юридической науке высказываются различные взгляды на систему принципов нормотворчества, среди которых рассматриваются различные подходы ученых:
а) научная обоснованность, демократизм, законность, гласность, профессионализм, оперативность, дифференциация нормотворческой компетенции, компаративность;
б) законность, научность, демократизм, системность и согласованность, преемственность, профессионализм, четкая дифференциация нормативных полномочий, планирование, своевременность, использование правового опыта, связь с практикой, гуманизм, техническое совершенство;
в) гуманизм, единство интересов личности и общества, демократизм, гласность, законность, научность и профессионализм, связь с практикой, планирование, оперативность, сочетание динамизма и стабильности.
В юридической науке существуют и более развернутые системы принципов нормотворчества, в частности, предлагается выделять общие принципы, так называемые системообразующие требования и специальные установки, присущие отдельным видам нормотворчества, которые имеют вспомогательный, организационный характер.
К системообразующим принципам нормотворчества в этой связи относятся: верховенство права, социальная ориентация, демократизм, законность, научная обоснованность, оптимальность, системность, иерархичность. Представляется, что не все руководящие принципы из предложенных являются принципами нормотворческой деятельности в полном смысле этого слова. К основополагающим принципам не следует относить технико-юридические требования, которыми наделены уполномоченные субъекты нормотворчества. Нормотворческая деятельность — это прежде всего процесс создания правовых норм, поэтому основные идеи должны распространяться на всех этапах и не ограничиваться отдельным аспектом этой деятельности.
Определяя виды принципов нормотворчества, целесообразно исходить из позиции, что их систему создают: верховенство права, объективность, демократизм, законность, профессионализм, научность, системность.
3. В своих стремлениях субъекты нормотворческой деятельности должны, в первую очередь, руководствоваться объективными законами и тенденциями развития человеческого бытия. При этом важно не замыкаться на отдельных правовых явлениях, а подходить к процессу формирования права с более широких позиций, учитывать все факторы, связанные с ним. Цель нормотворческой деятельности должна согласовываться с основными человеческими ценностями и требованиями естественной справедливости, свободы, равенства, гуманизма и тому подобное.
Демократизм нормотворчества предусматривает, в первую очередь, конструктивное и разнообразное сотрудничество государственных органов с гражданским обществом на счет создания норм права. В этой связи к общественному мониторингу действующего законодательства важно привлекать ученых, специалистов, различные объединения и социальные группы граждан для того, чтобы они помогали выявлению правовых пробелов, установлению правотворческих ошибок, разработке проектов, определенных нормативных правовых актов. С другой стороны, принятые решения должны соответствовать социальным ожиданиям, соответствовать потребностям общественной жизни и опираться в своей реализации на поддержку широких слоев населения.
Законность — следующий универсальный принцип, охватывающий все сферы правовой жизни, в том числе и сферу нормотворчества. Требование неукоснительного и точного исполнения законов и основанных на них подзаконных актов всеми участниками общественных отношений — это суть принципа законности, которая в равной степени касается как процесса разработки правовых актов, так их формы и содержания. Субъекты нормотворческой деятельности в своих действиях не должны выходить за пределы очерченной для них компетенции, они обязаны четко следовать своим полномочиям, определенных законодательством. Гарантией обеспечения данного принципа выступает гласность о проведении подготовительных работ, открытость и доступность информации о принятых правовых актах.
Принцип научности предполагает, что методы, средства, формы и содержание нормотворческой деятельности должны опираться на выводы и рекомендации науки, быть проверены на практике. В этой связи заслуживает внимания вопрос о разработке фундаментальной теории нормотворчества, которая содержала четкие и обоснованные ответы на многие вопросы методологии и технологии нормотворческой деятельности.
В настоящее время нормотворческая проблематика активно вовлечена в процесс научного осмысления. Появился ряд научных исследований, проведено немало интересных научных симпозиумов, конференций, семинаров. Вместе с тем говорить о том, что в настоящее время сформировалась полноценная теория нормотворчества, к сожалению, не приходится.
Показателем научности нормотворческой деятельности является активное использование современных информационных технологий, методов моделирования, прогнозирования и социально-правовых экспериментов. Становится все более очевидным, что прорыв на этом направлении связан с созданием новых механизмов, которые действуют на основе современных информационных технологий. Качественным отличием этих механизмов должна стать автоматизация процессов сбора, накопления и обработки правовой информации, проведения, хотя бы частично, автоматизированного анализа правовых норм, стандартизация и унификация правовых решений.
Научный подход — это еще и тщательный расчет вариантов достижения поставленных целей. С максимально возможного количества способов правового воздействия выбирается тот, который создан в жизненных условиях общества и является наиболее оптимальным. При выборе варианта учитывается все многообразие правообразующие факторов — экономических, социальных, образовательных, морально-психологические и другие объективные моменты утилитарного бытия.
Системность нормотворчества заключается в том, что процесс создания норм права — это единое целое. Иными словами, на одном из этапов нормотворчества необходимо исключить возникновение ошибок, потому что через цикличность движения юридической нормы очевиден риск нарушения порядка ее применения, что, в свою очередь, может привести к искажению ее содержания относительно законных прав и интересов граждан. Поэтому при планировании и осуществлении нормативных операций должны учитываться возможные последствия. Неудовлетворительная работа на одном участке может привести к неудовлетворительным результатам в целом, например, неправильное определение цели может привести к результату, который не соответствует социальным ожиданиям.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ НОРМОТВОРЧЕСТВА
1.1. Понятие нормотворчества
Законодательный процесс, как и любая иная деятельность государства, детально регламентируется специальным законом. Его соблюдение является необходимым условием признания каждого вновь принимаемого закона в качестве регулятора общественных отношений.
На сегодняшний день люди постоянно соприкасаются с нормами, зафиксированными в законах и подзаконных нормативных актах: с их запретами, дозволениями и требованиями, с необходимостью их соблюдения и исполнения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении.
Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, охраняет и защищает от различных посягательств.
Законодательство играет огромную роль в жизни человека и общества
и предполагает знание о том, каким образом оно формируется и развивается.
В чем суть законотворчества? Современный законодательный процесс в Российской Федерации проходит в сложно политической обстановке, определенной состоянием недостаточно высокого развития экономических и социальных отношений внутри государства. Экономическая и социальная действительность заставляет законодателя стремиться к эффективному и своевременному регулированию той или иной группы общественных отношений. Необходимость усложнения и совершенствования парламентских процедур прохождения законопроекта в законодательном органе государственной власти требует от законодателя и других субъектов законодательного процесса наличия определенного уровня правосознания, правовой культуры и иных навыков, являющихся гарантами принятия закона, отвечающего интересам общества.
Введение в действие закона означает создание условий, позволяющих субъектам общества эффективно и беспрепятственно удовлетворять многообразные интересы и потребности. Это, в свою очередь, приводит к качественному и количественному изменению таких потребностей, что вызывает необходимость в установлении новых нормативных регуляторов (т.е. принятии новых законов для регулирования развивающихся отношений в обществе).
Сущность познания исследования природы и общества в качестве закономерного процесса движения и развития заключается в том, чтобы подметить что-то общее, наиболее существенное, а также характерное для обширных групп явлений, а также для всех форм движения материи. Эта общность и существенность находит свое отражение именно в законах. Законы науки с наиболее высокой точностью способны отобразить законы мышления, общества и природы.
Категорию «закон» можно рассматривать со стороны материализма и идеализма с совершенно противоположных позиций.
1) Идеалистическое направление философии определяет закон в качестве формы рассудочной деятельности, средства, предназначенного упорядочить ощущения и эмпирические данные, что является свойственным представителям субъективного идеализма, либо же в качестве мысленного воспроизведения человеком развития абсолютных идей. Подобное наиболее характерно для объективного Гегельского идеализма. Закон трактуется современными неопозитивистами в качестве соглашения между учеными, а так же как удобные приемы мышления, но не более того.
2) Материалистическое философское направление основывается на том, что все законы по своему содержанию являются объективными. К примеру, античными материалистами под законом понимался объективный порядок, который внутренне был присущ миру, а также естественный путь в развитии всех вещей. Эта линия продолжается и современной материалистической диалектикой. При этом идет речь о том, что законы развития природы и общества имеют объективный характер, а законы науки, более или менее точно отражающие их, так же относятся к объективным по своему содержанию и являются субъективными по форме своего выражения. Однако, не всякая связь среди явлений является законом. Она обязана носить необходимый, повторяющийся и устойчивый характер для того, чтобы называться законом.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы