Часть дипломной работы на тему Наставничество — как социально-психологическая технология
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Заключение:
Наставник может выполнять много ролей:
Претендент — для того, чтобы подвергнуть сомнению предположения студента.
Критический друг — поддерживающий, но не ожидающий, что студент примет то, что вы говорите.
Постановщик целей — позволяет студенту сосредоточиться и установить свои собственные цели.
Ролевая модель — у вас будет ценный опыт, которому студент может научиться.
Руководство — показывает, как функционируют университетские и дисциплинарные системы и сети.
Правление — выступать в качестве независимого человека, чтобы отразить новые идеи и предложения.
Слушатель — неугрожающее открытое «ухо», предлагающее рефлексивные вопросы.
Катализатор — помогает облегчить личное развитие и изменения студента.
Мост — потенциально открывая новые двери и возможности для размышлений.
Навыки, которыми должен обладать наставник:
прослушивание и опрос
призывать студента подумать об их обучении и о том, что он собираются с ним делать.
дать представление о том, «как здесь все делается».
руководство и советы по отрасли и карьерному росту.
быть положительным образцом для подражания.
быть любопытным и поощрять студента быть любопытным.
оспаривание негативных / ограничивающих убеждений.
Наставники привносят свой личный и профессиональный опыт, знания и навыки, чтобы внести ценный вклад в достижение целей / задач личного развития студента.
Поддержка студента, когда он определяет следующие шаги или действия для достижения своих целей / задач.
Отвечая на вопросы или предлагая свой собственный учебный опыт, чтобы помочь студенту понять потенциальные результаты, которые могут возникнуть в результате принятых действий или решений.
Честная и непредвзятая обратная связь с индивидуальными учениками по поводу их работы.
Обзор прогресса, достигнутого в достижении целей, которые были впервые установлены в начале отношений наставничества.
В дополнение к оказанию помощи коллегам, будучи наставником, вы сможете развить свои навыки общения и межличностных отношений и дать вам возможность поразмышлять о своей собственной практике. Наставники отметили следующие преимущества:
удовлетворение от помощи другому человеку расти и развиваться.
возможность пересмотреть собственную практику.
знакомство с новыми идеями.
повышение самосознания.
развитие навыков межличностного общения.
размышление о собственной карьере.
стимулирование и мотивация.
Схема наставничества объединяет наставника со студентом, давая им возможность получить индивидуальную поддержку в плане их академических достижений, социальных навыков и будущего планирования.
Наставнику необходимо:
Работать один на один со студентом в течение одного часа, по крайней мере, два раза в месяц.
Встреча со своим подопечным не менее пяти сессий.
Планирование сессий наставничества заранее, при поддержке студентов. Мероприятия могут варьироваться от помощи вашему подопечному в выполнении домашних заданий или работы над публичными выступлениями до совместных поездок.
За основу исследования была взята концепция персонализации В.А. Петровского.
Гипотеза нашего исследования подтвердилась полностью, обучающиеся, которые прикрепляются к наставнику, успешнее проходят все три этапа персонализации: быстрее адаптируются успешнее и быстрее проходят процесс индивидуализации — формирования себя как личности — полноценного члена профессионального сообщества.
Из этого можно сделать вывод, что работа наставника очень важна для
Фрагмент текста работы:
Глава 2. Констатирующее исследование по изучение наставничества — как социально-психологическую технологию
2.1 Организация исследования
На основании анализа психолого-педагогической литературы мы предположили, что обучающиеся, которые прикрепляются к наставнику, успешнее проходят все три этапа персонализации: быстрее адаптируются успешнее и быстрее проходят процесс индивидуализации — формирования себя как личности — полноценного члена профессионального сообщества
Для исследования были взяты в общей сложности 90 обучающихся на разных курсах обучения.
Экспериментальное исследование проводилось по следующему плану:
1. Для обучающихся первого курса была выбрала методика Т. Лири «Методика диагностики межличностных отношений», диагностика проходила в начале года и в середине.
2. Для обучающихся второго курса с целью изучения степени индивидуализации были применены методика Шкалы М.Розенберга и методика изучения мотивации обучения подростков Н.В. Калининой и М.И. Лукьяновой.
3. Для обучающихся третьего курса была применена социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений.
Экспериментальная группа – в нее вошли 15 обучающихся (1, 2 ,3 курсов), работающие под руководством наставника
Контрольная группа – в нее вошли 15 обучающихся (1, 2 ,3 курсов), не прикрепленная к наставнику.
Сравнительная группа – в нее вошли 15 обучающихся (1, 2 ,3 курсов), не работающие под руководством наставника.
Цель констатирующего эксперимента: определить уровень успешной персонализации студентов, к которым прикреплен наставник и студенты, обучающиеся без наставника.
Задачи:
1. выявить уровень межличностных отношений в группе
2. изучить степень индивидуализации
2.2 Проведенные методики
Методы диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Методика была создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 году и предназначена для изучения представлений субъекта о себе и идеальном «я», а также для изучения взаимоотношений в небольших группах. С помощью этого метода выявляется преобладающий тип отношения к людям в самооценке и взаимной оценке. При изучении межличностных отношений чаще всего выделяют два фактора: доминирование — подчинение и дружелюбие — агрессивность.
Эти факторы определяют общее впечатление человека в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом среди основных компонентов анализа стиля межличностного поведения, и по содержанию их можно соотнести с двумя из трех основных осей смыслового дифференциала К. Осгуда: оценка и сила. В долгосрочном исследовании, проведенном американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается двумя переменными, анализ которых проводится в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование — подчинение, дружелюбие — агрессия, эмоциональность — аналитика.
Чтобы представить основные социальные ориентации, Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на сектора. В этом круге обозначены четыре ориентации по горизонтальной и вертикальной осям: доминирование — подчинение, дружелюбие — агрессивность. В свою очередь, эти сектора делятся на восемь, соответственно, больше частных отношений. Для более тонкого описания круг делится на 16 секторов, но чаще используются октанты, которые определенно ориентированы относительно двух основных осей.
Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты теста к центру круга, тем сильнее связь между этими двумя переменными. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование — подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-агрессивность) оси. Расстояние полученных показателей от центра круга указывает на адаптивность или крайности межличностного поведения.
Анкета содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений формируется 16 точек, расположенных в порядке возрастания интенсивности. Техника структурирована таким образом, что суждения, направленные на выяснение любого типа отношений, располагаются не подряд, а особым образом: они группируются в 4 и повторяются через одинаковое количество определений. Во время обработки вычисляется количество отношений каждого типа.
Т. Лири предложил использовать методологию для оценки наблюдаемого поведения людей, т. Е. Поведения в оценке других («со стороны»), для самооценки, оценки близких, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики, инструкция для ответа изменена.
Различные области диагностики позволяют определить тип личности, а также сравнить данные по отдельным аспектам. Например, «социальное «я», настоящее «я», «мои партнеры» и т. Д.
Методика может быть представлена респонденту либо в виде списка (в алфавитном порядке или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.
Максимальный уровень оценки составляет 16 баллов, но он делится на четыре степени взаимосвязи:
В результате баллы рассчитываются для каждого октанта с использованием специального «ключа» к вопроснику. Полученные точки переносятся на дискограмму, а расстояние от центра круга соответствует количеству точек для этого октанта (от 0 до 16). Концы векторов связаны и образуют личный профиль.
Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов. По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается количество выборов ими каждого мотива, а затем определяется процентное соотношение между ними.
Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:
— количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
— количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
— количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.