Часть дипломной работы на тему Нарушение грамматического строя речи у дошкольников с ОНР и пути коррекции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие грамматического
строя речи у детей нормы происходит постепенно. Грамматический строй речи
развивается самостоятельно, через подражание речи взрослых в процессе общения с
ними и в разнообразной речевой практике. Грамматика состоит из трёх основных
тесно взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов: морфология,
словообразование и синтаксис. Усвоение данных компонентов происходит постепенно
и в индивидуальной последовательности для каждого ребенка. Такая особенность
развития грамматического строя объясняется трудностью грамматической системы
русского языка, особенно морфологической, а также возрастными особенностями
развития нервной деятельности.
Значимым
условием нормального речевого и общего психического развития ребёнка является
формирование лексико-грамматического строя языка. Язык и речь выполняют
основополагающую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании
и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании
социальных связей.
Так
же следует отметить, что овладение грамматическим строем языка опирается на
познавательное развитие, в связи с освоением разных видов детской деятельности,
таких как предметные действия, игра, труд и других видов детской деятельности,
опосредствованных словом, в общении с взрослым и детьми.
Фрагмент текста работы:
Цель, задачи и научно-теоретические основы и
содержание методики экспериментальной оценки состояния словоизменения, при
нарушениях грамматического строя речи у дошкольников с ОНР
Цель исследования заключалась в изучении
состояния грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с
ОНР.
Задачи исследования:
1. Подобрать базу и респондентов для
проведения исследования.
2. Подобрать методики оценки состояния
словоизменения при нарушениях грамматического строя речи у дошкольников с ОНР.
3. Провести оценку и проанализировать
полученные результаты состояния словоизменения у детей с ОНР.
4. Составить методические рекомендации по коррекции
нарушений грамматического строя речи у дошкольников с ОНР.
В соответствии с намеченной целью и
задачами были использованы следующие методы исследования — экспериментальный
метод и статистический метод (качественная и количественная обработка
полученных результатов).
Объектом исследования выступают дети
дошкольного возраста с ОНР.
Предметом исследования является состояние
словоизменения при нарушениях грамматического строя речи у дошкольников с ОНР.
Положения, выносимые на защиту:
1. Грамматический строй речи – это
взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он
объединяет морфемику, синтаксис и словообразование. Его становление у детей
происходит благодаря подражанию языку взрослых. В норме грамматическое строение
у ребенка развивается без чьей-либо помощи. Нередко наблюдается нарушение
данного процесса.
2. Грамматический строй речи детей
дошкольного возраста с ОНР формируется замедленно. В них присутствует
дисгармония речевых компонентов, а также морфологических и синтаксических
систем. Специалисты утверждают, что у таких детей присутствует неустойчивость и
быстрая утрата внимания. В них, в отличие от сверстников, понижена слуховая
память и эффективность запоминания.
Содержание:
ГЛАВА I. Нарушение грамматического строя речи дошкольников с ОНР, как проблема современного психолого-педагогического исследования 3
1.1 Роль речи в психическом развитии ребёнка 3
1.2 Нарушение грамматического строя речи у дошкольников как предмет исследования в современной науке 15
1.3 Особенности словоизменения у детей дошкольного возраста 33
Вывод по главе 1 39
Заключение:
Грамматический строй речи – это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он объединяет морфемику, синтаксис и словообразование. Его становление у детей происходит благодаря подражанию языку взрослых. В норме грамматическое строение у ребенка развивается без чьей-либо помощи. Нередко наблюдается нарушение данного процесса.
Благодаря грамматическому строю каждый из нас может понимать то, что говорят окружающие. Язык ребенка тесно связан с его умственным и физическим развитием. Поэтому важно своевременно обращать внимание на наличие различных нарушений и избавляться от них. Обследование грамматического строя речи у детей доказывает, что его становление происходит в строгой последовательности.
Общее недоразвитие речи – это нарушение, при котором у ребенка присутствуют разнообразные сложные речевые расстройства. Грамматический строй речи детей дошкольного возраста с ОНР формируется замедленно. В них присутствует дисгармония речевых компонентов, а также морфологических и синтаксических систем. Специалисты утверждают, что у таких детей присутствует неустойчивость и быстрая утрата внимания. В них, в отличие от сверстников, понижена слуховая память и эффективность запоминания. Коррекционная работа с детьми с ОНР заключается в развитии синтаксического строя. Он вызывает наибольшее количество проблем у таких дошкольников. Для эффективности коррекции ребенок должен понимать, какую роль играет морфема. У детей с общим нарушением речи наблюдается затруднение в выборе и сочетании грамматических средств. Оно объясняется некомплектностью некоторых речевых операций.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. Нарушение грамматического строя речи дошкольников с ОНР, как проблема современного психолого-педагогического исследования
1.1 Роль речи в психическом развитии ребёнка
Речь является одной из центральных и важных функций, способствующая протеканию мыслительных операций, эмоциональных состояний, выступает как средство самореализации и вхождения в социум. В первую очередь речь имеет важное влияние на формирование психических процессов ребенка, а в итоге на его общее развитие. Так, развитие мышления детей напрямую зависит от развития речи. Важные функции речи проявляются как в средстве общения людей между собой, играет важную роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития .
Период дошкольного возраста является самым важным для развития коммуникативного и языкового творчества ребенка. Сложившаяся современная ситуация в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста указывает, что постоянно растет количество детей, которые имеют отклонения в речевом развитии. В связи с этим проведем сравнительную характеристику развития речи детей в норме и при общем недоразвитии речи .
Особенности фонетико-фонематического развития речи
В возрасте от года до двух можно наблюдать процесс первоначального развития речевых умений и навыков. В это время необходимо воспитывать у ребенка потребность в общении, внимание к речи окружающих, способствовать развитию памяти на слова и умение воспроизводить звуки и слова по подражанию.
В период от 2 до 3 лет происходит активное накопление словаря и усвоение грамматически правильной речи. Одновременно с расширением запаса слова протекает усвоение звуков речи. На данном этапе важно проводить работу по воспитанию произносительной стороны речи. Это могут быть дидактические игры на развитие слухового внимания, речевого дыхания, основных качество голоса и вызывания звуков.
Ко второй младшей группе ребенок имеет достаточный активный словарь, может неплохо ориентироваться в звуковом составе слова. На данном этапе следует начинать работу, которая будет направлена на овладение фонетической системой языка, осуществляемую последовательно, учитывая возрастные возможности ребенка .
Отмечается, что навыками правильного и четкого произношения, а также употребления звуков в речи, умение их выделять, ребенок овладевает не сразу. Чем меньше возраст ребенка, тем меньше у него навыков, поэтому необходимо подбирать материал более простой и уделять больше времени на его отработку.
Так, во второй младшей группе необходимо отрабатывать более простые по артикуляции звуки, среди которых – а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в. К возрасту 4 лет ребенок усваивает определенные навыки произношения отдельных звуков, имеет умение слышать их в слове. Это указывает на то, что в средней группу после таких звуков, как т, д, н, к, г, х, ы можно приступать к обрабатыванию более сложных по артикуляции звуков – с, з, ц. В старшей группе с детьми принято отрабатывать звуки, появляющиеся в речи ребенка наиболее поздно. Среди них – ш, ж, щ, л, р, й .
Лексико-грамматическая сторона речи представляет собой словарь и его грамматически правильное использование.
Слова являются основной лексической единицей, которые выражают понятие. Каждое слово имеет свое значение и определенный смысл, звуковой состав и морфологическую структуру. А словарь представляет собой слова, которые обозначают предметы или явления, действия или признаки окружающей действительности. На практике принято различать активный и пассивный словарь.
Активный словарь – это слова говорящего, которые понимаются им и употребляются в ежедневной речи. Именно активный словарь являются определяющим в культуре речи человека. Активный словарь ребенка состоит из общеупотребительной лексики, при этом в некоторых случаях в нее добавляются специфические слова, употребление которых повседневно можно объяснить условиями его существования.
Пассивный словарь представляет собой слова, которые говорящий понимает, но не употребляет в своей речи. Пассивный словарь превышает в количестве активный, так как в него включаются и слова, значение которых знакомо для человека по контексту и всплывают в сознании тогда, когда он их слышит .
Что касается грамматического строя, то он является системой взаимодействия слов между собой в различных словосочетаниях или предложениях. Различается морфологический и синтаксический уровень грамматической системы. Морфологический уровень говорит о том, что человек умеет владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксический представляет собой умение составлять предложения, в которых слова сочетаются грамматически правильно .
Рассмотрим периодизацию формирования словаря ребенка при нормальном развитии.
Так, к 1 году жизни у ребенка появляются аморфные и лепетные слова, которые состоят из ударных слогов. Такие слова не имеют сочетаний по правилам грамматики и зачастую могут обозначать разные предметы или действия, в зависимости от той или иной ситуации.
Уже ко второму году жизни словарь ребенка составляет приблизительно 300 слов, которые соотносятся с конкретным предметом или действием. Этому возрастному периоду характерно большее число пассивного словаря, когда ребенок может хорошо понимать обращенную речь и выполнять инструкции взрослого.