Практическая психология Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Надежная привязанность как показатель психологического здоровья школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ…………………………… 7

1.1
Привязанность в психологических исследованиях………………………………. 7

1.2
Анализ содержания понятия «психологическое здоровье»…………………. 19

1.3
Критерии и особенности проявления психологического здоровья младших школьников…………………………………………………………………………………………. 23

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ………………………………………………………………………………
30

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИЗУЧЕНИЕ НАДЕЖНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ……………………………………… 32

Организация и количественный и
качественный анализ результатов исследования надежной привязанности младших
школьников…………………………………………………………………………………………………
32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………….. 33

  

Введение:

 

В настоящее
время существует стойкая тенденция снижения уровня психологического здоровья
подрастающего поколения. Чаще всего, как свидетельствуют исследования ВОЗ,
нарушения психологического здоровья встречаются у детей, воспитывающихся в
условиях неблагоприятной семейной среды. Безопасность и защищенность во внешней
среде обеспечивается, по мнению Г.В. Бурменской, Дж. Боулби, Е.В. Куфтяк,
привязанностью ребенка к родителю.

В современной
психологии привязанность служит ключевым понятием, которое описывает отношение
ребенка к близкому взрослому. Феномен привязанности можно интерпретировать в
качестве индивидуально направленной устойчивой эмоциональной связи. При этом
привязанность направлена не только на удовлетворение физиологических
потребностей, а на обеспечение чувства безопасности, а паттерн сформированных
отношений ребенка с близким взрослым является основой для будущих
взаимоотношений в период взрослости.

Различия в
отношениях привязанности описываются с помощью категориальной системы М.
Айнсворт, разграничивающей безопасную привязанность и два типа небезопасной
привязанности (избегающую и амбивалентную). Основоположниками теории
привязанности являются Дж. Боулби и М. Эйнсворт. Дж. Боулби исследовалась
феноменология привязанности как подвида эмоциональной связи, при которой
чувство безопасности зависит от отношений, а качество привязанности оказывает
воздействие на развитие у ребенка чувства доверия, сепарацию, которые
обеспечивают поддержание последующих аспектов психического развития.

Актуальность
выбранной темы обусловлена необходимостью расширения и дополнения теоретических
знаний о типах привязанности, их роли в личностном становлении ребенка,
становлении его психологического здоровья. Критерии психологического здоровья
соотносятся с системой связей и отношений ребенка с его окружением, в первую
очередь, со значимыми близкими. 
Современная социокультурная ситуация диктует необходимость разработки и
введения программ сохранения психологического здоровья школьников в рамках
школы. Несмотря на имеющиеся исследования, касающиеся изучения психологического
здоровья, в настоящее время практически отсутствуют исследования, выявляющие
влияние надежной привязанности детей младшего школьного возраста на их
психологическое здоровье, что обусловило выбор темы исследования.

Объект исследования: психологическое здоровье  личности.

Предмет исследования: надежная привязанность как показатель психологического здоровья личности младшего
школьника.

Цель исследования:
теоретически и эмпирически исследовать надежную привязанность как
показатель  психологического здоровья
школьников.

Исходя из
поставленной цели и гипотезы, необходимо решить следующие задачи исследования:

1. Проанализировать
понятие привязанности и систематизировать данные о формах, видах, стадиях
привязанности.

2. Провести
теоретический анализ литературы по проблеме психологического здоровья в младшем
школьном возрасте, рассмотреть критерии и особенности проявления
психологического здоровья.

3. В рамках
эмпирического исследования выявить значение надежной привязанности для
психологического здоровья школьников и дать анализ результатам исследования.

Гипотеза исследования: показатели психологического здоровья в младшем школьном возрасте зависят от
типа привязанности; надежная привязанность оказывает положительное влияние на
психологическое здоровье школьников, в то время как у школьников с
амбивалентной и избегающей привязанностью имеются нарушения психологического
здоровья.

Теоретическая основа исследования.

В рамках психологии
понятие психического здоровья освещается в контексте гуманистического,
феноменологического и экзистенциального направлений (А. Маслоу, К. Роджерс, Р.
Мэй), а также в исследованиях представителей российской психологической школы
(А.М. Прихожан, Б.С. Братусь, О.В. Хухлаева, И.В. Дубровина и др.). А.В.
Петровским, М.Г. Ярошевским, Р.М. Хусаиновой и др. психологическое здоровье
рассматривается как состояние внутреннего субъективного благополучия; М.Г.
Ивановой — как ощущение эмоционального благополучия; О.В. Хухлаевой как
равновесие между личностью и социумом; А.В. Шуваловым данная дефиниция
изучается через понятие нормы развития субъективной реальности в пределах
индивидуальной жизни и т.д.

Исследования в
области психологии привязанности основаны на теориях Дж. Боулби (теория
инстинктивного поведения); М. Эйнсворт (автором описаны типы привязанности: надежная, безопасная, ненадежная тревожно-избегающая и ненадежная
тревожно-сопротивляющаяся); Г.В. Бурменской и др. В контексте психоанализа З.
Фрейда трактуется особенность возникновения привязанности между матерью и
младенцем посредством удовлетворения матерью оральных и эмоциональных
потребностей ребенка. В теории Г. Ньюфелда привязанность описывается как
стремление к близости и контакту — физическому, эмоциональному,
психологическому. В трудах М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, Н.Н. Авдеевой и др. дефиниция
привязанности употребляется в контексте исследования эмоциональной стороны
общения. В исследованиях Е.В. Пупыревой сопоставляются подходы для выделения
характеристик детско-материнского взаимодействия младших школьников В рамках
возрастно-психологического консультирования (О.А. Карабанова, Е.И. Захарова,
А.Г. Лидерс, Г.В. Бурменская и др.) существуют когнитивная и эмоциональная
стороны взаимоотношений матери и ребенка.

Е.В. Куфтяк,
О.В. Магденко, О.В. Уймановой, Е.В. Чистяковой и др. выявлено, что
привязанность к матери в младшем школьном возрасте выступает в качестве фактора
психологического здоровья. У мальчиков с ненадежным типом привязанности
возникают поведенческие проблемы и трудности коммуникации, девочки, имеющие
ненадежный тип привязанности, отличаются гиперативностью. Для девочек с
надежным типом привязанности особенности ее выражения обусловлены тем,
насколько сильно развита эмоциональная близость с матерью. Мальчики нуждаются в
том, чтобы мать проявляла к ним эмоционально чуткое отношение и максимально
принимала участие в ситуациях, затрагивающих различные аспекты школьной и
внешкольной жизни. Это свидетельствует о том, что недостаток эмоциональной привязанности
ребенка к матери предопределяет комплекс проблем в поведении детей.

Изучением
младшего школьного возраста, психологических и возрастных особенностей
школьников, занимались такие ученые, как Э.М. Александровская, М.Р. Битянова,
Л.И. Божович, О.О. Гонина, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, Т.В. Каратьян, В.С.
Мухина, Р.В. Овчарова, Е.И. Рогов, М.И. Рожков, В.В. Сорокина, Д.Б. Эльконин, и
др.

Теоретическая
значимость исследования заключается в том, что нами теоретически
обоснована возможность рассмотрения надежной привязанности в качестве  показателя 
психологического здоровья младших школьников

Практическая
значимость исследования определяется
тем, что полученные результаты можно эффективно использовать на практических
занятиях с младшими школьниками, обеспечивая успешную деятельность школьных
психологов, педагогов и медицинских работников в сфере охраны психологического
здоровья подрастающего поколения.

Методы исследования: определяются поставленными задачами:

— теоретические:
теоретико-методологический анализ психолого- научной  литературы по проблеме исследования;

— эмпирические:
тестирование; методы качественного и количественного анализа экспериментальных
данных: интерпретация результатов.

Структура работы. ВКР включает ведение, две главы,
заключение. Имеется список литературы, представленный 69 источниками,
приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, привязанность
представляет собой форму эмоциональной коммуникации, которая основана на
удовлетворении взрослыми формирующейся потребности ребенка в любви и
безопасности. Это разновидность межличностных отношений, основанных на
потребности в психологической безопасности и характеризующиеся
избирательностью, эмоциональностью и устойчивостью.

В качестве типичных паттернов
привязанности различают надежную, ненадежную привязанность, при этом последняя
дифференцируется на ненадежную избегающую, ненадежную амбивалентную, ненадежную
дезориентированную.

Структурно привязанность имеет
три компонента: когнитивный (образы и представления); эмоциональный (сигналы
ребенка); поведенческие (плач, улыбка, приближение, следование, цепляние и
т.д.).

Формы привязанности зависят от
условий: инициация взаимодействия с матерью, ответное поведение, избегание
разлуки и исследовательское поведение в присутствии матери.

В концепциях
ученых психологическое здоровье определяется как «духовное/эмоциональное благополучие» (Л.Д. Демина, М.Г. Иванова), «баланс между личностью и окружающей средой», «способность адаптироваться к окружающей действительности» (О.В. Хухлаева); и т.д. Оно представляет собой синтез
социального, эмоционального и душевного благополучия, что служат основой
обеспечения жизненно важных потребностей, достижения адекватного взаимодействия
с социальным окружением.

Среди
показателей психологического здоровья выделяют следующие: благополучие
личности; адаптированность к социуму; параметры эмоционального состояния
(активность, уравновешенность); интеллектуально-личностные особенности;
самоактуализацию; развитая рефлексия; наличие позитивного самоощущения.

Определяющим критерием психологического здоровья является
адаптируемость младших школьников, которая проявляется в субъективной
удовлетворенности социальной ситуаций, наличие продуктивных стратегий
совладания со стрессовыми ситуациями, адекватность эмоционально-поведенческих
реакций на социальные ситуации.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 1.1 Привязанность в психологических исследованиях Проблема исследования привязанности обусловлена необходимостью
изучения имеющихся теоретических знаний о типах привязанности, их роли в
личностном становлении ребенка, становлении его психологического здоровья.

Современные
исследования в области психологии привязанности основаны на ведущих теориях
психологии развития и психоанализе. Дж. Боулби описывается теория
привязанности, в рамках которой даются трактовки относительно природы ее
происхождения. Так, ученый основывается на гипотезе, согласно которой
зарождение привязанности к матери происходит благодаря восприятию ее ребенком в
качестве источника удовлетворения его физиологических потребностей и
обеспечении необходимого тактильного контакта с первичным объектом
взаимодействия [9].

Согласно Дж.
Боулби, теория привязанности основана на теории инстинктивного поведения.
Рассматривая источники и специфику инстинктивного поведения, Дж. Боулби
описываются соответствующе стимулы, подкрепляемые так называемыми механизмами
запечатления. В соответствии с этим Дж. Боулби из общего
репертуара поведения детенышей животных выделено понятие привязанности,
заключающейся в обеспечении близости и контакта с родительской особью.
Биологическая составляющая подобного поведения детерминирована потребностями
детеныша в получении защиты [10].

В теории Дж. Боулби
продемонстрировано раскрытие привязанности с точки зрения активного поведения
ребенка и одновременно как установление эмоциональной связи с матерью. Характерные проявления привязанности можно наблюдать уже
на втором году жизни ребенка, на данном этапе онтогенетического развития у
ребенка имеется комплекс определенных поведенческих систем (ребенок пугается,
мать покидает ребенка и т.д.), однако данные воздействия могут устраняться благодаря
тому, что ребенок наблюдает мать, слышит ее голос, ощущает ее прикосновения.
Существуют формы поведения, которые связаны с привязанностью: сигнальное
поведение (мать рядом с ребенком) и поведение приближения (ребенок оказывается
около матери) [9].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы