Часть дипломной работы Педагогика/Психология Психология и педагогика дошкольного образования

Часть дипломной работы на тему Музыка как средство активизации творческого воображения детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ 7
Основные виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста 7
Воспитательное воздействие музыкального искусства на самовыражение и формирование личности ребенка 13
Развитие творческого воображения детей средствами музыки в условиях дошкольного образования 21
Выводы к главе 1 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

  

Введение:

 

Актуальность. На современном этапе развития образования в России исключительное значение приобретает вопрос становления личности, освобождение и развитие ее способностей, организация такого учебно-воспитательного процесса, который решал бы вопросы творчества как важного компонента в современных условиях жизни.
Важное место в формировании личности занимает искусство и музыкальное искусство в частности. Вбирая в себя этнокультурное достояние своего народа, знакомясь с лучшими образцами мирового наследия, ребенок обогащает свой жизненный опыт и получает возможность творчески применять приобретенные знания в собственной музыкально-творческой деятельности.
Каждый период развития ребенка является основой для последующего и отличается ведущими реакциями и изменениями. Именно дошкольный возраст является сенситивным периодом развития личности, в котором создаются возможности для формирование творческих способностей и интеллекта. От того, насколько качественно и своевременно были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Одной из актуальных задач, стоящих перед национальным дошкольным воспитанием, является создание благоприятных педагогических условий для проявления творческих способностей каждым ребенком в разных видах деятельности. Согласно требованиям Базового компонента дошкольного образования в России, сейчас недостаточно давать ребенку готовые знания и требовать их усвоения. Необходимо способствовать формированию компетентности ребенка в различных сферах жизнедеятельности, подготовить его к активной жизненной позиции, потому, что обществу нужны самостоятельные, творческие люди, которые смогут работать в независимом государстве.
Созданию условий развития творческого воображения особое внимание уделяли: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Дьяченко, Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова, B. Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, З.М. Новлянская, А.Н. Поддьяков, C. Л. Рубинштейн, Е.Е. Сапогова и др.
Между тем практика показывает, что многие дети без соответствующей поддержки, без стимулирования их развития не могут достичь того высокого уровня, на который они потенциально способны. Нужны специальная помощь и поддержка со стороны педагогов и психологов в развитии личности — в частности, ее творческого воображения [3]. Известно, что детям присуща неравномерность в развитии, поэтому возникает потребность в использовании комплексных программ развития ребенка, направленных на предоставление ему гармоничного характера.
Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности. Наиболее ярко творческие способности проявляются в музыкальной деятельности, поэтому развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Музыкальные способности составляют единство таких способностей, как ладовое чувство, которое проявляется в эмоциональном восприятии и легком узнавании мелодии, способность к слуховому представлению, что проявляется в точном воспроизведении мелодий на слух (музыкальная память), музыкально-ритмическое ощущение — способность чувствовать ритм и воспроизводить его [18].
Безусловно, сама организация работы по развитию творческих способностей в дошкольном учебном заведении требует от педагога творчества и мастерства и, как показывает практика, вызывает у детей активный интерес к музыке, способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.
Проблема исследования помогла определить выбор темы исследования «Музыка как средство активизации творческого воображения детей дошкольного возраста».
Цель исследования: развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством музыкальных занятий.
Объект исследования: творческое воображение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: музыкальная деятельность при работе с детьми.
Изучение литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: применение музыки в работе с детьми дошкольного возраста способствует активизации творческого воображения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Анализ теоретико-методологической литературы по проблеме исследования.
2. Определить виды музыкальной деятельности при работе с дошкольниками.
3. Исследовать влияние музыкальной деятельности на самовыражение детей дошкольного возраста.
4. Стимулировать развитие творческого воображения у детей посредством музыкальной деятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования:
— на общенаучном уровне: учение о детерминации и закономерности развития психики в онтогенезе (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С. Костюк, А. Н. Леонтьев, С. Д. Максименко, С. Л. Рубинштейн ) теоретические положения научной школы о природных основах способностей и одаренности; достижения современной когнитивной и возрастной психологии в области формирования личности одаренного ребенка дошкольного возраста (Л. И. Божович, Л.А. Венгер, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Холодная и др.) концепция развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С. Костюк, С.Д. Максименко);
— на конкретно-научном уровне: учение об особенностях развития познавательной активности в дошкольном возрасте (А.К. Дусавицкий, В.К. Котырло, В.У. Кузьменко, С.Е. Кулачковская, С.А. Ладывир) положение исследователей о творческом воображение и его формирование в дошкольном возрасте (Л. С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн); психологические исследования развития механизмов воображения (А. Дьяченко, А. Е. Сапогова); психологические основы личностно-ориентированного воспитания (И. Бех, М.И. Боришевский, А.Л. Кононко).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование, индивидуальные беседы, педагогический эксперимент, метод анализа эксперимента, статистические методы обработки данных.
Практическое значение полученных результатов заключается в возможности организации практическими психологами кружковой работы с детьми по развитию их творческого воображения в сфере дошкольного образования в соответствии с современными психолого-педагогическими теориями и теоретическими основами развития дошкольников, положенных в основу практической работы с ними.
Опытно-экспериментальная база исследования: Исследование осуществлено на базе дошкольных учреждений города Москвы (Химки). Исследованием охвачено 35 детей старшего дошкольного возраста.
Структура и объем работы обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, выводов к разделам, общих выводов, приложений, списка литературы (28 позиций). Общий объем диссертации — 60 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Обоснованные в психолого-педагогических исследованиях теоретические основы развития творческого воображения детей, и внедрение в современное образование принципа преемственности дошкольного и начального образования определило основные позиции конкретной организации и анализа этого процесса.
Учитывая, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста наблюдается естественный наклон к творческому, избирательному отношению к художественным особенностям музыкальных произведений, то принцип преемственности приводит к целостности музыкального воспитания детьми, поэтому он выступает в качестве ведущего фактора развития творческого воображения детей средствами музыки. Ведущее значение в этой связи приобретает интонационная природа музыки.
Использование закономерностей влияния музыкального искусства на развитие творческого воображения детей направляет их восприятие к осознанию художественно-эстетической образности музыкальных произведений, формирует ассоциативный фон восприятия, обогащая жизненные интересы художественными эмоциями.
Выделенные в качестве основного критерия развития творческого воображения детей средствами музыки характеристики восприятия детьми жанровых признаков музыкальных произведений, в условиях преемственности дошкольного и начального образования, художественно обобщают восприятия детьми музыки на уровне ее общечеловеческой, социальной значимости. Следовательно, именно развитие творческого воображения детей средствами музыкального искусства является тем фактором воспитания личности, который формирует систему личностных ценностей детей, обеспечивая активную жизненную позицию детей и ориентацию в основных сферах их жизнедеятельности-природе, обществе и в сказочном непознанном мире.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
1.1. Основные виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
Ребенок дошкольного возраста — это маленький человек, который только открывает для себя естественный мир, ему необходима новизна ощущений, которую он может получить в творчестве. Дети умеют творить ярко и талантливо, если для этого будут благоприятные условия, так как родители благосклонно относятся к невероятным версиям и формам проявления фантазии своих детей. Чтобы поддержать детей в их природных творческих стремлениях и проявлениях, нежно уметь предложить им такой материал, с которым они смогут творить и фантазировать и одним из таких материалов может быть музыка.
Для этого педагог должен знать: виды детского музыкального фантазирования; этапы развития творческой активности детей. Педагог должен уметь: избегать прямого сообщения необходимых знаний; создавать ситуации, побуждающие ребенка задаваться вопросом; способы деятельности; развивать нестандартное мышление; разрушать стереотипы [23].
Обычно причиной непопулярности у детей музыкальной деятельности выступает репродуктивный характер предоставления им знаний педагогом. Когда педагог прямо учит ребенка слушанью, музыкальной грамоте, пению, то есть дает ему определенные музыкальные стандарты, так сказать формулы, дети лишь воспроизводят услышанное или увиденное ими. Чисто профессиональный и репродуктивный характер обучения музыки отнюдь не побуждает детей к проявлению естественности, самобытности. Следовательно, заметно снижается естественная творческая активность детей, которые погружены в уже готовый мир музыкальных явлений, правил, норм, оценок, переживаний. Они копируют, а не творят.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы