Часть дипломной работы на тему Мотивационная сфера личности как фактор социально-психологической адаптации подростка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ |
|
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ И |
8 |
1.1. Психологические особенности мотивационной сферы личности |
8 |
1.2.Содержание понятия социально-психологическая адаптация личности |
15 |
Выводы |
22 |
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ И |
25 |
2.1. |
25 |
2.2. |
27 |
2.3. |
35 |
Выводы |
39 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
|
СПИСОК |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ |
|
Введение:
Актуальность:
Актуальность
данной работы связана с тем, что, несмотря, на постоянный интерес к проблемам
социально-психологической адаптации, остаётся значимым изучение специфики
процесса и результата адаптации на различных этапах развития человека и в
разнообразных социальных условиях современной социальной среды, в том числе в
условиях, возникающих в подростковом и юношеском возрасте.
Дети в
подростковом возрасте находятся в центре психологических исследований уже не
одно десятилетие. Очевидно, это обусловлено заинтересованностью общества в том,
чтобы молодые люди вступали в социум полноправными, продуктивными его членами,
умеющими эффективно взаимодействовать с социальным окружением и находить собственное
место в нём соответственно имеющимися у них потребностям и возможностям.
Вопросы
подросткового и юношеского возраста исследовали Л.И. Божович, Л.С. Выготский,
Д.Б. Эльконин, а также И.С. Кон, А.Е. Личко, А.Г. Лидерс, Л.Ф. Обухова и др
[41].
Подростки
сталкиваются с задачей адаптации к различным ситуациям, преодолевая ряд
препятствий, сталкиваясь лицом к лицу с необходимостью утверждения своей
позиции, проявлением индивидуальности: с одной стороны, подростку необходимо
понять своё «Я», установить свои границы, самоутвердиться в группе ровесников,
определять свои цели и потребности и научится осуществлять их и т.д. С другой
стороны, они сталкиваются с необходимостью принятия определённых социальных
требований, нахождения своего места в группе и обществе ровесников, учебном
коллективе, самореализации в них, исходя из своих возможностей и требований
окружения; необходимостью научиться принимать позицию другого во
взаимодействии. Социальная среда – группа сверстников, более широкое социальное
окружение, общество в целом – также должна в ответ увидеть и принять подростка
с теми личностными и поведенческими особенностями взаимодействия с окружающими,
которые он сумел выбрать [41].
Социально-психологическая
адаптация представляет собой один из важнейших факторов полноценной
деятельности и жизни человека. Данная проблема становится особо актуальной,
когда происходят социальные изменения, так как именно они являются следствием
снижения стабильности общества и требуют значительных усилий со стороны
человека. В условиях возникающих противоречий, растущих конкуренций люди
вынуждены решать возникшие противоречия, выбрав те стратегии поведения, которые
позволят им полностью адаптироваться. Адаптация к непостоянным и часто
меняющимся социально-экономическим условиям требует от личности зрелого
мышления, расширение кругозора и выявление новых личностных особенностей для
пути самореализации поэтому подростки, начиная с 15-16 лет являются
сенситивными для формирования данных критериев. Согласно периодизации
психического развития (Д.Б. Эльконин) ведущей деятельностью является
учебно-профессиональная деятельность, то есть мышление подростка меняется – он
пытается понять и найти своё место в жизни, слушает советы взрослых, начинает
своё путешествие в мире профессий, рассматривая их по разным факторам, включая
и востребованность на рынке труда.
Заключение:
Выпускная квалификационная
работа была посвящена изучению влияния мотивационной сферы подростка на его
социально-психологическую адаптацию и разработке программы повышения мотивации
для подростков в условиях общеобразовательной школы.
Теоретический обзор психолого-педагогической
литературы позволил установить, что социально-психологическая
адаптация представляет собой процесс взаимодействия личности и социальной
среды, направленный на достижение определённой степени соответствия результатов
деятельности требованиям социума, сопровождающийся желанием и намерением
свободно выражать собственные творческие способности и самоутверждения.
Одним из
составляющих, влияющих на адаптацию подростка является мотивация. Мотивация
представляет собой сложное свойство личности,
которое тесным образом взаимосвязано с потребностями человека и оказывает
большое влияние на способность индивида преодолевать различные препятствия и
достигать желаемых целей.
Компонентами мотивации выступают борьба
мотивов, значимая потребность, устойчивость намерений, сдвиг мотива на цель,
успешная деятельность. Возрастными особенностями мотивационной сферы являются
профессиональное самоопределение, самосознание и рефлексия, активное включении
в общественную жизнь и саморегуляция.
Эмпирическое
исследование обнаружило, что уровень
социально-психологической адаптации влияет на развитие особенностей
мотивационной сферы личности.
Чем выше уровень личностного развития ученика, тем
выше уровень его педагогической мотивации, тем больше в его мотивационной сфере
будет выражаться направление «работа» в деятельности, тем более значимыми будут
его отношения к жизни, а основной мотив в школьном образовании будет
внутренний.
Среднее значение для этих показателей академической
мотивации как структуры мотивации, структуры, универсальности ориентированного
подхода к энергоэффективности, характера психических действий в группе 2 выше,
чем в группе 1. Чем более вероятно, что учащийся имеет
высокие показатели по социально-психологической адаптации, тем вероятнее, что он
будет иметь высокий уровень учебной мотивации.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ И
МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ
ПОДРОСТКА
1.1. Психологические
особенности мотивационной сферы
личности подростков.
Рассмотрение и объяснение
мотивационной сферы является одним из самых главных и сложных вопросов в
научной литературе и, в тоже время, одним из самых важных. Многогранность и
сложность проблемы мотивации обусловливается множественностью подходов к
пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения.
Согласно
психологическому словарю мотив (англ. incentive) – 1) материальный или
идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или
поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью мотивов удовлетворяются
определенные потребности субъекта; 2) психический образ данного предмета [22].
В понимании
мотивации как психического явления можно выделить два направления. В первом
направлении, под мотивацией понимается совокупность факторов, влияющих на
поведение человека, среди которых выделяют потребности, цели, мотивы,
направленность личности, способности и уровень притязаний. Второе направление
рассматривает мотивацию как динамическое образование, как процесс (С.Л.
Рубинштейн, В.А. Иванников, Е.П. Ильин и др.) [18]
По поводу
соотношения понятий «мотив» и «мотивация» возникает сложность, которая
заключается в разногласиях исследователей, изучающих мотивацию.
Некоторые авторы, в их число
входит и В.А. Иванников, считают, что процесс мотивации начинается с
актуализации мотива, то есть мотив по отношению к мотивации первичен. В других
работах мотив рассматривается