Часть дипломной работы на тему Мониторинг в сфере общественных финансов: проблемы организации и реализации результатов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ 5
1.1 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ МОНИТОРИНГА ОБЩЕСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ 5
1.2 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНИТОРИНГА В УПРАВЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМ 20
1.3 ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В РФ 29
2.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ 29
2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВУЮЩИХ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ 38
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ 63
3.1 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕРЕЧНЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ 63
3.2 МЕХАНИЗМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ ДЛЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 95
Введение:
В сложившихся условиях в ходе организации бюджетного процесса необходимо обеспечить повышение качества управления общественными финансами. Система мониторинга и оценки качества управления общественными финансами может обеспечить государственные органы необходимой информацией для достижения разных целей, служить мощным стимулом для внедрения современных технологий в сфере управления общественными финансами, а также инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.
В зарубежной литературе аспекты управления общественными финансами, внедрения и применения инструментов управления, в сфере общественных финансов, рассматривались в работах авторов Р. Масгрейва, К. Маккая, К. Морса и т.д.
Недостаточно исследованными остаются вопросы создания комплексной системы мониторинга и оценки качества управления общественными финансами, определения состава ее элементов и принципов организации, а также применения результатов мониторинга и оценки при принятии управленческих и социо-экономических решений.
Необходимость проведения системных исследований для выбора направлений, создание и внедрение показателей и применения результатов мониторинга и оценки качества управления общественными финансами определяет актуальность выбранного направления исследования и его цель.
Целью исследования является разработка и улучшения методологии мониторинга и оценки качества управления общественными финансами, формировании ее новых элементов. ]Если в работы приведен пример муниципальных финансов, то стоит просто сделать оговорку во введении. Цель вашего исследования – общественные финансы целиком. Пример Вы можете привести из практики муниципальных финансов.
Объектом исследования работы является: элементы и процедуры управления общественными финансами.
Предмет исследования: анализ методов систем мониторинга и оценки качества управления общественными финансами.
Методологические основы исследования: Методология работы основана на общих методах научного познания: методах эмпирического исследования (сравнение, сбор и изучение данных), статистического исследования, синтеза теоретического и практического материала, принципах формальной логики. При обработке информации применялись методы группировок, классификации, метод сравнительного анализа.
Информационной основой работы явились научные статьи, монографии, других научно-практические работы по вопросам государственного финансового мониторинга и оценки качества управления общественных финансов. В ходе прохождения практики в Щелковском финансовом управлении Администрации Щелковского района были изучены текущая и отчетная документация данного управления, нормы, регулирующие его деятельность (приказы, стандарты, методические материалы и т.д.), основными направлениями деятельности Финансового управления, организационной структурой, с правилами документооборота и системой отчетности.
Управление общественными финансами представляет собой следующую обобщенную схему: субъект управления – организационные структуры финансовых институтов и аппаратов; объект управления – финансовые отношения; инструмент воздействия субъекта управления на объект управления – финансовая политика и механизмы ее реализации; цель управления – обеспечение финансовой устойчивости.
Для определения степени достижения поставленных целей субъект управления всегда нуждается в так называемой обратной связи – мониторинге. Наличие качественного финансового мониторинга позволяет управленцу определить целевой и рациональный характер использования финансовых ресурсов, включая законность проводимых или проведенных финансовых операций.
Заключение:
Подводя итоги отметим, что во времена дореволюционной России в экономической и юридической литературе термины «публичные финансы», «общественные финансы» и «государственные финансы» использовались как синонимы, а «публичное», «частное» и «государственное» не имело четкого разграничения. После октябрьской революции и проведения национализации собственности все «общественное» фактически стало отождествляться с «государственным», вследствие чего термин «государственное» полностью заменил термин «общественное».
Термин public finance переводили как «государственные финансы» для соответствия терминологии, использовавшейся в советский период истории нашего государства в экономической и юридической литературе, а также в нормативно-правовых документах.
Наряду с государственными финансами возникли финансы органов местного самоуправления, которые, как и государственные финансы имеют общественный характер. То есть, исходя из этого, следует указать на то, что термин «государственные финансы» не является синонимом термина «общественные финансы», так как государственные финансы являются узким понятием, чем общественные финансы, которые включают в себя, как и государственные финансы, так и финансы органов местного самоуправления и другие публичные фонды.
В 2010 году термин «общественные финансы» нашел свое отражение на страницах отечественного академического курса по финансовому праву, выданного А. П. Орлюк, в котором указывалось, что предметом исследования финансового права являются общественные финансы государства и местные общины, то есть экономические отношения по мобилизации, распределению, перераспределению и расходованию общественных фондов средств государства и органов местного самоуправления для обеспечения расширенного воспроизводства, достойного уровня жизнедеятельности, социально-культурных потребностей, то есть — общественных потребностей общества.
Итак, исходя из вышеуказанного и поддерживая вышеуказанные определения общественных финансов, представляется возможным дать такое определение: общественные финансы — система экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов, необходимых для выполнения задач и функций государства, органов местного самоуправления, других фондов, определенных государством общественными, и необходимых для обеспечения и удовлетворения общественных потребностей, а также связанные с осуществлением контроля за эффективным и целевым использованием этих фондов средств.
Быстротечные социально-экономические условия современного мира, интеграционные и глобализационные процессы требуют от государства принятия новых правил игры на мировом рынке. Эффективность управления финансовыми ресурсами становится залогом успеха в реализации государственной финансовой политики любой страны. Важную роль играют качественные изменения цивилизации.
Ведь если до недавнего времени мировыми тенденциями считалось достижение целевых количественных показателей и для некоторых стран превалировал экстенсивный тип развития, то высокоразвитые страны перешли на качественно новый уровень. Социальная ориентация и концепция развития человека становится фундаментом для стран, где привилегированный экстенсивный тип развития, который сопровождается ориентацией на расширение возможностей людей и качественное удовлетворение потребностей — улучшение жизни человека.
В Российской Федерации в системе управления общественными финансами осуществляется модернизация, обусловленная как реформированием административной функции государства и бюджетной системы, так и необходимостью жесткой экономии бюджетных средств на фоне финансовых ограничений, вызванных последствиями финансового кризиса
Мониторинг может трактоваться как систематический сбор информации с целью наблюдения и прогнозирования. Суть проведения мониторинга заключается в обязательном выполнении двух взаимосвязанных элементов: наблюдения и предупреждения.
Результаты мониторинга должны быть рекомендательными, то есть знания, полученные в результате его проведения, должны быть использованы для принятия решений, направленных на нужные изменения. Мониторинг может направляться на общество в целом, когда его целью является формирование общественного мнения.
Мониторинг также может быть направлен на отдельные слои населения или небольшие группы специалистов определенной отрасли. От этого зависит информационная открытость проведения самого мониторинга и обнародования его результатов, поскольку, во многих случаях открытость является желанной, в некоторых случаях проведения мониторинга и его результаты должны быть конфиденциальными.
Во время проведения мониторинга преимущественно используются методы наблюдения и анализа.
В финансовый мониторинг также входит финансовый контроль. Он включает в себя: планирование; проведение контроля; систематизация контроля; реализация результатов контроля.
Согласно ст. 258 БК РФ финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний. Органами внешнего государственного финансового контроля являются Счетная Палата РФ и контрольно-счетные органы регионов и муниципальных образований. В их полномочия входит контроль за соблюдением бюджетного законодательства, регулирующего бюджетные правоотношения; контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и предоставления бюджетной отчетности; контроль в сферах, установленных в ФЗ №41 и ФЗ№ 46.
Помимо контрольной функции Счетная Палата выполняет также аналитическую и информационную функции.
Органами внутреннего государственного финансового контроля являются Федеральное Казначейство, Министерство финансов и органы местного самоуправления. В соответствии со ст.269 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного контроля относятся требования соблюдения бюджетного законодательства, регулирующего бюджетные правоотношения; контроль за достоверностью и полнотой отчетности о реализации государственных и муниципальных программ.
С целью определения направлений совершенствования управления публичными финансами, по нашему мнению, следует определить ключевые проблемы в данной сфере:
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты организации мониторинга и оценки качества управления общественными финансами
1.1 Сущность и основные формы мониторинга общественных финансов
Во времена дореволюционной России в экономической и юридической литературе термины «публичные финансы», «общественные финансы» и «государственные финансы» использовались как синонимы, а «публичное», «частное» и «государственное» не имело четкого разграничения. После октябрьской революции и проведения национализации собственности все «публичное» фактически стало отождествляться с «государственным», вследствие чего термин «государственное» полностью заменил термин «публичное». Термин public finance переводили как «государственные финансы» для соответствия терминологии, использовавшейся в советский период истории нашего государства в экономической и юридической литературе, а также в нормативно-правовых документах.
С развитием национальной финансовой системы в России появились вопросы о необходимости пересмотра многих базовых категорий финансовой науки, одними из которых были категории «государственные финансы» и «общественные финансы». Одной из причин этого пересмотра было появление новых видов фондов денежных средств:
1) бюджеты органов местного самоуправления, по конституции России не являются государственными фондами не могут рассматриваться как частная собственность любых лиц;
2) фонды обязательного государственного социального страхования, кроме пенсионного фонда, в соответствии с действующим законодательством являются неприбыльными самоуправляющиеся организации.
Следовательно, наряду с государственными финансами возникли финансы органов местного самоуправления, как и государственные финансы имеют публичный характер. То есть, исходя из этого, следует указать на то, что термин «государственные финансы» не является синонимом термина «публичные финансы», так как государственные финансы являются более узким понятием, чем публичные финансы, которые включают в себя, как и государственные финансы, так и финансы органов местного самоуправления и другие общественные фонды. Подтверждением этого может служить определение выдающегося французского ученого в области гражданского и финансового права Франции Поль Мари Годме, который отмечал, что в публичные финансы входят:
1) централизованные финансы (финансы государства), которые сосредотачиваются в бюджете страны и формируются за счет поступлений от налогов, государственных займов и других видов доходов, и расходуются в централизованном порядке, включая дотации местным органам, автономным государственным организациям;