Часть дипломной работы на тему Международные проблемы управления природными ресурсами
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ В МЕЖДУНАРОДНОМ АСПЕКТЕ 12
1.1. Основы международного управления природными ресурсами 12
1.2. Международное управление природными ресурсами в целях достижения устойчивого развития 27
1.3. Геополитические трансформации и их влияние на управление природными ресурсами 36
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 49
2.1. Роль США и Евросоюза в управлении природными ресурсами 49
2.2. Роль РФ и КНР в управлении природными ресурсами 71
2.3. Роль других стран и международных организаций в управлении природными ресурсами 79
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 85
3.1. Международное управление природными ресурсами в обеспечении борьбы с изменениями климата 85
3.2. Политико-технологические аспекты управления природными ресурсами 91
3.3. Совершенствование ключевых диспропорций в управлении природными ресурсами 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 112
Введение:
Актуальность темы исследования. В начале XXI в. человечество столкнулось со специфическими угрозами для природных условий его обитания. Охрана окружающей среды начала приобретать все большее значение ввиду изменения климата, загрязнения воздуха, воды и почвы, уменьшения биологического разнообразия видов. Поэтому охрана окружающей среды стала предметом многочисленных национальных, наднациональных и международных правовых норм. Актуальность темы исследования определена рядом существенных факторов.
Во-первых, сегодняшняя потребность в праве для защиты окружающей среды и сохранения ресурсов имеет неотложный характер. Это обусловлено тем, что если не будут предприняты срочные действия, то нанесенный планете разрушительный урон продолжит подвергать человеческое здоровье всё большей опасности, и в целом нести за собой катастрофические последствия для окружающей среды.
Во-вторых, поскольку государства совместно используют общие глобальные ресурсы, конкуренция за использование таких ресурсов и совместное использование внешних факторов, связанных с использованием ресурсов, в будущем неизбежно возрастет.
В-третьих, актуальность обусловлена социальной значимостью данной темы. Изучение вопроса помогает обществу того или иного государства иметь доступ к правовой экологической информации, а также видеть форму и масштабы права окружающей среды в целом. В настоящее время существует обширный свод международных норм, направленных на расширение доступа к экологической информации, который широко признается в качестве центрального метода осуществления экологических стандартов и процедур, установленных договорами и другими международными соглашениями.
Окружающая среда представляет собой сложную систему взаимосвязей, и для понимания эволюции и характера той или иной конкретной среды необходимо рассмотреть широкий круг вопросов. Эти факторы следует понимать, как взаимодействующие друг с другом различными способами элементы, которые не позволяют рассматривать их как отдельные.
Актуальность проблемы сохранения и защиты окружающей среды обусловлена именно ее глобальным характером. Люди оказывают огромное давление на природу. Ареалы обитания и виды страдают не только от экологических изменений, вызванных промышленными и технологическими процессами, но и от нагрузки, вызванной огромной численностью населения в мире, которое за последние 50 лет удвоилось и быстро растет.
Обеспечение экологической безопасности как задача государственного значения решается на всех уровнях государственной власти. Деятельности по охране природы и экологии в большем объеме концентрируется на федеральном уровне. Происходящие в Российской Федерации административные реформы дали больше полномочий в области обеспечения и контроля экологической безопасности местным органам государственной власти. Также подверглись изменениям и вопросы, находящиеся в ведении органов местного самоуправления. Главной причиной низкой эффективности экологического управления стало то, что поправки и изменения, вносимые в важнейшие разделы природоохранного законодательства, приводили к противоречиям и только мешали действенному регулированию государственного и регионального экологического контроля.
Несмотря на нестабильную экологическую ситуацию в стране, замедлить ее нарастание можно за счет анализа состояния окружающей среды и определения наиболее актуальных задач, связанных с обеспечением экологической безопасности.
Актуальность темы работы прежде всего определена значением для жизни человека и общества сохранения благоприятной экологической ситуации, поскольку на сегодняшний день обстановка в природоохранной сфере в целом подвергается множеству опасностей со стороны хозяйственной и иной деятельности. В случае если существуют какие-либо препятствия на пути осуществления мероприятий по достижению благотворного проживания населения, то, следовательно, встает вопрос по их скорейшему преодолению. Ключевым положением в исследуемой теме является присутствие проблемных мест в деятельности органов муниципальной власти с точки зрения реализации государственной политики по обеспечению экологической безопасности в городе.
Степень изученности проблемы. За многие десятилетия по проблеме в сфере охраны окружающей среды на различных уровнях ее реализации опубликованы работы известных отечественных и зарубежных ученых.
Первую группу источников составляю труды таких авторов, как: Л.А. Тихомирова , С.Н. Русин , Н.А. Соколова , С.А. Балашенко , А.М. Адам и др.
Вторая группа источников представлена работами ученых, в которых прослеживается осознание сложной организации как экологических, так и социальных систем, описываемых многокритериальными параметрами. Опыт моделирования социоприродных процессов наработан, благодаря научным разработкам В.И. Арнольда , В.Л. Берталанфи , Д. Медоуз, Й. Рандерса , Р. Пентла , А. Пуанкаре , Ю.А. Урманцева , Д. Форрестера , учет ценности природной человеческой жизни способствовали формированию синергетического подхода к обеспечению экологической безопасности через менеджмент экономических, социальных и природных систем.
Объектом исследования выступают международные проблемы управления природными ресурсами.
Предмет исследования: генезис, сущность, особенности и тенденции развития международных проблем управления природными ресурсами.
Цель диссертационного исследования состоит в анализе международных проблем управления природными ресурсами, в условиях неустойчивого развития социоэкосистемы и необходимости обеспечения глобальной экологической безопасности.
Замысел работы определил необходимость постановки и решения следующих задач:
— исследовать основы международного управления природными ресурсами;
— изучить международное управление природными ресурсами в целях достижения устойчивого развития;
— определить геополитические трансформации и их влияние на управление природными ресурсами;
— определить роль США и Евросоюза в управлении природными ресурсами;
— определить роль РФ и КНР управлении природными ресурсами;
— определить роль других стран и международных организаций в управлении природными ресурсами;
— изучить проблемы международного управления природными ресурсами в обеспечении борьбы с изменениями климата;
— определить политико-технологические аспекты управления природными ресурсами;
— разработать направления совершенствования ключевых диспропорций в управлении природными ресурсами.
Гипотеза исследования состоит в том, что в ситуации нарастания экологической опасности минимизация экологических рисков возможна на основе рационального управления рискогенной деятельностью по преобразованию природы. Концепция такого управления базируется на знании генезиса, сущности и тенденций развития, а также взаимосвязи объективных оснований и субъективных предпосылок экологических рисков, связанных с эпистемологической ограниченностью субъекта деятельности и обусловливающих переход возможных негативных последствий экологических рисков в действительность. Эта концепция выступает необходимым компонентом поиска новых стратегий экологической деятельности в условиях нестабильности развития социоэкосистемы.
Методология и методы исследования. Теоретико-методологическую основу работы составили фундаментальные положения о взаимодействии общества и природы, предложенные в классической и современной экономике, концепции универсального эволюционизма, концепции устойчивого развития, идеологии экологической безопасности и глобалистики. Основными методологическими принципами, выступают принципы историзма, системности, взаимосвязи объективного и субъективного в социальных процессах. Многоаспектность исследуемой проблемы определила необходимость обращения к сравнительно-историческому анализу, системному синтезу и синергетическому подходу, общей теории безопасности, теории рисков, теории управления.
Научная новизна исследования состоит в разработке оригинальной целостной концепции экологических рисков, интегрирующей научные знания о генезисе, сущности, особенностях возникновения экологических рисков в условиях неустойчивого развития социоэкосистемы, препятствующего достижению необходимого уровня экологической безопасности.
Раскрыт рискогенный характер современной экологической ситуации, проявляющийся в расширении масштабов социального давления на окружающую среду при отсутствии социальных механизмов управления этим процессом; обоснован вывод о том, что тенденцией современного этапа развития социоэкосистемы в условиях активизации антропогенной деятельности является возрастание экологической опасности.
Определены методологические возможности концепции экологических рисков для разработки теории управления рисками; показано, что системная оценка экологических рисков, как ключевой компонент риск-менеджмента, может быть осуществлена с учетом его онтологических оснований и осмысления объективно-субъективной сущности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Отношения между глобальными, региональными, национальными и местными организациями (правительственными и неправительственными), представляют собой расширяющуюся сеть международного управления, которая в будущем будет становиться все более взаимосвязанной. В ходе исследования было отмечено, что круг субъектов, участвующих в разработке и применении международного права окружающей среды, является широким, и что участие негосударственных субъектов признается законным и во все большей степени поощряется на национальном и международном уровнях.
Вместе с тем, в настоящее время почти все международные организации обладают определенной компетенцией или ответственностью в области разработки, применения или обеспечения соблюдения международных экологических обязательств, включая функции, связанные с установлением стандартов. Децентрализованный характер международных организаций в области охраны окружающей среды затрудняет оценку их роли с учетом каких-либо функциональных, секторальных или географических критериев.
2. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в настоящее время актуально как никогда. А правовое регулирование этого процесса обусловлено сложившейся в большей степени во второй половине XX века, но стремительно развивающейся в данный момент устойчивой системой международных соглашений и деклараций, международных межгосударственных и неправительственных организаций, международных судов. Одна из главных задач XXI века заключается в разработке авторитетных нормотворческих процессов для развития международного права окружающей среды и решения общих для всего человечества экологических проблем.
3. В ходе написания данной работы было проанализировано международное, российское и зарубежное экологическое законодательство, рассмотрена экологическая проблематика и мы пришли к следующим выводам:
1) Характерной чертой экологического права зарубежных стран, входящих в Европейское союз и Содружество независимых государств, является высокий уровень интеграции и унификации, стремление к формированию единого вектора экологической политики, построению коллективного механизма обеспечения экологической безопасности.
2) В обеспечении экологической безопасности Российской Федерации основополагающим нормативно-правовым актом выступает «Стратегия экологической безопасности», исходя из которой формируется общефедеральная экологическая политика.
3) Категория «экологическая безопасность» тесно взаимосвязана с другими правовыми категориями, такими как «национальная безопасность», «продовольственная безопасность», экономическая безопасность».
4) Важным аспектом обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации является правовое регулирование экологически опасных сфер деятельности человека и использования природных ресурсов.
4. На наш взгляд, совершенствование законодательства в сфере обеспечения экологической безопасности должно идти по пути усиления охранно-пресекательных норм, направленных на обеспечение законности использования природных ресурсов. Объективной необходимостью остается ужесточение административной и уголовной ответственности за нарушение экологического законодательства, так как любое противоправное посягательство на окружающую среду способствует возникновению угроз для экологической безопасности государства.
Еще одним важнейшим направлением совершенствования природоохранного законодательства является поощрение нормами права экологической сознательности граждан, усилению их гражданской активности в сфере охраны природы и ее ресурсов.
5. Не полностью решена актуальная проблема опасности для окружающей среды и здоровья человека выбросов промышленных объектов и энергетического комплекса. Для наиболее эффективного и рационального решения данной проблемы необходимо совершенствования законодательства в области требований нормирования выбросов в окружающую среду вредных загрязняющих веществ.
6. Особое внимание необходимо уделить реализации «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации в период до 2025 года» как основного программного документа, формирующего экологическую политику Российской Федерации. От степени реализации Стратегии напрямую зависит уровень защищенности основополагающих интересов человека, общества, государства в сфере экологии и благоприятной среды проживания.
В силу связи экологической безопасности с другими ключевыми составляющими национальной безопасности, можно сделать вывод что реализация Стратегии непосредственно связана с обеспечением национальной безопасности Российской Федерации, ее устойчивым социальным, экономическим и геополитическим развитием и защищенностью.
7. Приоритетным направлением деятельности государства в сфере обеспечения экологической безопасности, на сегодняшний день, остается деятельность по заключению и исполнению международных договоров в сфере экологической безопасности и охраны окружающей среды.
Также для обеспечения экологической безопасности Российской Федерации приоритетную роль играет ее участие в Содружестве независимых государств. В настоящий момент на базе Содружества независимых государств создана эффективная система коллективного обеспечения экологической безопасности стран-участников. Достигнут высокий уровень взаимодействия по вопросам экологии и охраны окружающей среды. В то же время, Содружество независимых государств осуществляет сотрудничество по экологическим направлениям деятельности с ведущими международными экологическими организациями.
Теоретическая и практическая значимость определяется тем, что она открывает новое направление в исследовании проблем экономики и экологии, выявляя потенциал управления экологическими рисками как основы разработки стратегии глобальной экологической безопасности. Выводы, полученные магистрантом, инициируют обновление мировоззренческого видения развития реальности и выступают компонентом новой картины мира, базирующейся на идее устойчивости социоприродной системы в контексте минимизации негативных последствий экологических рисков.
Заключение:
В ходе написания данной работы было проанализировано международное, российское и зарубежное экологическое законодательство, рассмотрена экологическая проблематика и мы пришли к следующим выводам:
1) Характерной чертой экологического права зарубежных стран, входящих в Европейское союз и Содружество независимых государств, является высокий уровень интеграции и унификации, стремление к формированию единого вектора экологической политики, построению коллективного механизма обеспечения экологической безопасности.
2) В обеспечении экологической безопасности Российской Федерации основополагающим нормативно-правовым актом выступает «Стратегия экологической безопасности», исходя из которой формируется общефедеральная экологическая политика.
3) Категория «экологическая безопасность» тесно взаимосвязана с другими правовыми категориями, такими как «национальная безопасность», «продовольственная безопасность», экономическая безопасность».
4) Важным аспектом обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации является правовое регулирование экологически опасных сфер деятельности человека и использования природных ресурсов.
На наш взгляд, совершенствование законодательства в сфере обеспечения экологической безопасности должно идти по пути усиления охранно-пресекательных норм, направленных на обеспечение законности использования природных ресурсов. Объективной необходимостью остается ужесточение административной и уголовной ответственности за нарушение экологического законодательства, так как любое противоправное посягательство на окружающую среду способствует возникновению угроз для экологической безопасности государства.
Еще одним важнейшим направлением совершенствования природоохранного законодательства является поощрение нормами права экологической сознательности граждан, усилению их гражданской активности в сфере охраны природы и ее ресурсов.
Не полностью решена актуальная проблема опасности для окружающей среды и здоровья человека выбросов промышленных объектов и энергетического комплекса. Для наиболее эффективного и рационального решения данной проблемы необходимо совершенствования законодательства в области требований нормирования выбросов в окружающую среду вредных загрязняющих веществ.
Особое внимание необходимо уделить реализации «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации в период до 2025 года» как основного программного документа, формирующего экологическую политику Российской Федерации. От степени реализации Стратегии напрямую зависит уровень защищенности основополагающих интересов человека, общества, государства в сфере экологии и благоприятной среды проживания.
В силу связи экологической безопасности с другими ключевыми составляющими национальной безопасности, можно сделать вывод что реализация Стратегии непосредственно связана с обеспечением национальной безопасности Российской Федерации, ее устойчивое социальное, экономическое и геополитическое развитие и защищенность.
При правовом обеспечении экологической безопасности важно учитывать передовой опыт зарубежных стран в данной сфере. Использование зарубежного опыта правового регулирования в сфере экологической безопасности дает возможность гибко и всесторонне развивать отечественное экологическое право, своевременно его совершенствовать, адаптировать в современным экологическим угрозам и вызовам. Также использование опыта других государств позволяет избежать негативных экологических последствий, возникших в этих государствах.
Приоритетным направлением деятельности государства в сфере обеспечения экологической безопасности, на сегодняшний день, остается деятельность по заключению и исполнению международных договоров в сфере экологической безопасности и охраны окружающей среды.
Также для обеспечения экологической безопасности Российской Федерации приоритетную роль играет ее участие в Содружестве независимых государств. В настоящий момент на базе Содружества независимых государств создана эффективная система коллективного обеспечения экологической безопасности стран-участников. Достигнут высокий уровень взаимодействия по вопросам экологии и охраны окружающей среды. В то же время, Содружество независимых государств осуществляет сотрудничество по экологическим направлениям деятельности с ведущими международными экологическими организациями.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ В МЕЖДУНАРОДНОМ АСПЕКТЕ
1.1. Основы международного управления природными ресурсами
Интенсивное развитие и модернизация как способ существования современных технических систем, обеспечивающих жизнедеятельность общества, не только не отрицает участие природных компонентов в производственном процессе, напротив, это участие активизируется, в результате чего все более обостряется проблема снижения негативных последствий техногенного воздействия на природную среду, что составляет важнейшую сторону общей проблемы экологической безопасности .
Первым опытом лимитирования вредных технологий были акты Соединенного Королевства 1863 и 1872 годов, предписывающие ограничение выбросов в воздух хлороводорода при производстве каустической соды. Позднее там же появились нормы сброса сточных вод в водоемы (1912 г.). Первый аналогичный документ в Советском Союзе утвержден в 1923 г. Известны акты об охране атмосферы, принятые в Японии (1932 г.) и в нашей стране (1949 г) .
С начала 90-х годов экологический контекст становится главным стремлением концепции устойчивого развития цивилизации – попытки совместить идеи глобального эволюционизма с экологической рациональностью.
Сама концепция, с провозглашения на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.) изначально видными экологами, такими как Н.Н. Моисеев , и по сей день научным сообществом и широкой общественностью воспринимается неоднозначно, остается объектом скепсиса, критики и дискуссий, поскольку «является лишь нормативной моделью, а не фактом социальной эволюции .
Термин «окружающая среда» произошел от французского слова «environia» — окружение. Слово среда определяется как совокупность природных условий, благодаря которым возможна жизнь организмов. Экосистема – это сообщество живых организмов в сочетании с неживыми компонентами их окружающей среды, взаимодействующих как система. Экология – это исследование взаимосвязей между живыми организмами, включая людей, и их физической средой; она стремится понять жизненно важные связи между растениями и животными и окружающим их миром.
Экология также предоставляет информацию о преимуществах экосистем и о том, как мы можем использовать ресурсы Земли таким образом, чтобы окружающая среда была здоровой для будущих поколений. Юридическое определение окружающей среды и связанные с ней концепции имеют важное значение на двух уровнях. В общем плане он определяет сферу охвата правового предмета и компетенцию, скажем, международных организаций. Правовые определения окружающей среды отражают научные классификации, а также политические акты, учитывающие культурные и экономические соображения.
Научный подход позволяет разделить экологические вопросы на отдельные разделы. К ним относятся: атмосфера, атмосферные осаждения, почвы и отложения, качество воды, биология и люди. Границы того, что представляет собой экологическую проблему, уже размыты. Такие проблемы, как глобальное потепление и утрата биологического потенциала, обусловлены целым рядом факторов, включая рост численности населения, энергопотребление, структуры потребления и торговлю. Научные определения преобразуются в результате политического процесса в юридические определения, содержащиеся в договорах; хотя в качестве термина окружающей среды не используется международное право.
Хотя Стокгольмская декларация 1972 года не содержит определения окружающей среды, в принципе 2 говорится о природных ресурсах земли, включая воздух, воду, землю, флору и фауну… репрезентативные образцы естественных экосистем. Во Всемирной хартии природы 1982 года не содержится определения окружающей среды, но говорится о необходимости уважения природы на основе принципов, применимых ко всем формам жизни, средам обитания, всем районам Земли, экосистемам и организмам, а также земельным, морским и атмосферным ресурсам.
Международное право охраны окружающей среды, регулирующее деятельность различных субъектов и содержащее многочисленные нормы и предметы, является разделом права, пересекающимся с другими разделами и нуждающимся в систематизации. Объем нормативно-правовых источников в сфере регулирования международной охраны окружающей среды довольно внушителен. На данный момент существует приблизительно 1500 многосторонних и более 3000 двусторонних международных договоров и соглашений.
Для выявления источников и норм международного права охраны окружающей среды соответствующие материалы могут включать:
— Межправительственные соглашения. Договоры, разумеется, являются основным источником международных экологических норм;
— Решения договорных органов. Договоры не только прямо формулируют нормы, но и опосредованно создают институты, которые дополняют, развивают и интерпретируют нормы самого договора;
— Резолюции и декларации Конференций. Резолюции и декларации, принятые международными конференциями, являются еще одним источником экологических норм;
— Претензии и требования со стороны государств, их взаимодействие друг с другом на международных форумах. Государства часто оправдывают свои собственные действия и критикуют действия других государств с точки зрения более общих нормативных требований о том, какие действия требуются, запрещены и разрешены;
— Судебные и арбитражные решения. Хотя в международном экологическом праве судебные решения выносятся сравнительно редко, в них сформулирован ряд важных экологических норм;
— Кодексы поведения в области предпринимательской деятельности. Все чаще деловые группы, иногда совместно с природоохранными организациями, пытаются самостоятельно регулировать свою деятельность путем разработки кодексов поведения;
— Ученые и эксперты в области права. Эксперты по правовым вопросам и разработка международных экологических норм на основе их индивидуальных трудов, а также коллективных проектов по определению и разработке общих принципов международного экологического права.
Чтобы быть эффективным, в системе международного права охраны окружающей среды должно быть понимание не только своей роли, но и своих пределов. Оно должно быть сосредоточено на тех аспектах проблемы, где может изменить положение, признавая, что оно является лишь частью решения.
Широкий круг субъектов участвует в тех аспектах международного правопорядка, которые касаются экологических вопросов, включая переговоры, осуществление и обеспечение выполнения международных природоохранных соглашений. Помимо государственных делегаций, которые играют центральную роль, в переговорах по состоянию озонового слоя или изменению климата активно участвуют международные организации и негосударственные субъекты. Международное экологическое право характеризуется этим явлением, которое, за возможным исключением области прав человека, делает его уникальным. Такое положение дел объясняется различными причинами. Государства причастны к процессу формирования права охраны окружающей среды, поскольку они являются ведущими международными юридическими лицами.
В октябре 1992 года был учрежден Межучрежденческий комитет по устойчивому развитию (МКУР) для вынесения рекомендаций Административного комитета по координации и улучшения сотрудничества между различными органами и учреждениями Организации Объединенных Наций по вопросам, касающимся устойчивого развития, включая вопросы окружающей среды.
Генеральная Ассамблея ООН, которая является главным директивным органом в отношении последующей деятельности по итогам ЮНСЕД, имеет право обсуждать любые вопросы, входящие в сферу компетенции Комитета, выносить рекомендации государствам-членам или Совету Безопасности по любым таким вопросам, и содействовать международному сотрудничеству в политической, экономической, социальной, культурной, области образования и здравоохранения, а также и прогрессивному развитию международного права и его кодификации.
Генеральная Ассамблея уже давно занимается вопросами природных ресурсов: резолюция 1962 года о неотъемлемом суверенитете над естественными ресурсами стала эпохальным документом в развитии международного права. Начиная с 1968 года Генеральная Ассамблея приступила к рассмотрению вопросов охраны окружающей среды и сохранения природных ресурсов, и приняла большое число резолюций, прямо или косвенно способствующих разработке материально-правовых обязательств и новых институциональных механизмов.