Юриспруденция Часть дипломной работы Юриспруденция

Часть дипломной работы на тему Международно-правовое регулирование экономического сотрудничества Российской Федерации с Европейским союзом по привлечению инвестиций в условиях глобализации мировой экономики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И
ДИНАМИКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И
ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ   3

2.1 Соглашение о партнерстве и
сотрудничестве 1994г как базовое соглашение между Российской Федерацией и
Европейским Союзом. 3

2.2 Соглашения между РФ и ЕС в сфере
финансового содействия, торговые соглашения  15

2.3 Инвестиционное сотрудничество и
производственная кооперация Российской Федерации и Европейского Союза. 27

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ.. 46

3.1 Перспективы инвестиционной деятельности
и взаимного экономического сотрудничества в условиях санкционной политики. 46

3.2 Сближение законодательств Российской
Федерации и Европейского Союза как один из путей решения экономических проблем
государств. 57

3.3 Роль интеграции в нормализации
экономического взаимодействия Российской Федерации и Европейского Союза. 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 77

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  82

  

Введение:

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современная история официальных взаимоотношений
между ЕС и Россией берет свое начало в принятии Соглашения о торговле,
коммерческом и экономическом сотрудничестве между Европейским экономическим
сообществом и СССР в 1989 г.

После распада Советского Союза, Россия признала
себя правопреемником СССР и взяла на себя все обязательства по Соглашению об
экономическом, коммерческом и торговом сотрудничестве, а министры
государств-членов сообщества, в свою очередь, заявили о готовности установить
дипломатические отношения с новообразовавшимися государствами. Взаимная
готовность к сотрудничеству позволила достигнуть договорённости о подготовке в
мае 1992 года нового соглашения, основанного на идее «углубляющегося
партнёрства между Россией и Сообществом».

В июне 1994 года было подписано Соглашение о
партнёрстве и сотрудничестве (вступившее в силу с 1 декабря 1997 года),
определившее основные условия дальнейших официальных отношений между РФ и
Европейским союзом. Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве охватывает три
основных направления взаимоотношений: культурное, торгово-экономическое и
политическое. Подавляющая часть данного договора посвящена вопросам
экономического сотрудничества, торговли и предпринимательской деятельности.

Можно сказать, что данное соглашение стало основой
для долговременного и стабильного развития сотрудничества Российской Федерации
и стран-членов Европейского Союза. Подобного соглашения с другими странами у
России нет, поэтому в определенном смысле оно уникально. Основной формой
экономического сотрудничества между Россией и государствами Европейского союза
является торговля, характеризующаяся двумя особенностями: умеренным темпом и
асимметрией.

С 1990-х годов двусторонние отношения между
Россией и ЕС не ограничивались экономическими вопросами. Стратегическое
партнерство, основанное на общих интересах и целях развития, обеспечивалось
через двусторонний формат Российская Федерация — ЕС и в рамках ключевых
международных площадок.

Правовую основу для торгового сотрудничества
заложило Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), которое стало
всеобъемлющим документом в практике российской торговой политики и охватило все
области экономического и финансового сотрудничества, расширяя принципы и нормы
ГАТТ / ВТО.

В конце 2018 года ЕС представил в ВТО
«концептуальный документ», содержащий конкретные предложения по реформе с точки
зрения нормотворчества, разрешения споров (рекомендации для апелляционного
органа) и прозрачности. Среди прочего речь идет о создании более строгих правил
для государственных торговых предприятий, которые «искажают рынок субсидий»,
устранении барьеров для инвестиций в торговлю услугами и разработке правил,
предотвращающих принудительную передачу технологий.

Россия также является активным сторонником идеи
конструктивного реформирования организации. Позитивным сигналом и одним из
возможных «маленьких шагов», стабилизирующим двусторонние отношения и
одновременно подтверждающим намерения России и ЕС по координации усилий по
реформированию основного института многосторонней торговли, стало намерение,
объявленное в рамках Совета по экономическим вопросам, по финансовым,
промышленным и торговым вопросам создать специальную рабочую группу на уровне
министров по реформе ВТО, которую учредят Россия и Франция.

По-прежнему актуальна необходимость юридического
оформления двусторонних торгово-экономических отношений между Россией и ЕС.
Сейчас сложно представить, что партнеры нацелены на формирование зоны свободной
торговли; Скорее можно говорить о регулировании сотрудничества по вопросам,
имеющим взаимную важность.

Одним из важнейших способов позитивного развития
правовой жизни государств и всего мирового сообщества является ее
целенаправленное правовое регулирование посредством грамотной правовой политики
и творческого использования проверенного правового опыта межгосударственных
структур. Однако не следует забывать, что, несмотря на общую цивилизационную
общность, страны отличаются друг от друга в геополитическом, историческом и
государственном, социокультурном, религиозном и национально-психологическом
аспектах. Они сами решают, в какой степени им следует учиться на опыте
Европейского Союза. У каждого межгосударственного союза свой путь. Конечно,
положительный европейский опыт нужно использовать творчески, учитывая его
собственные специфические факторы.

Исходя из текущей геополитической ситуации в мире,
выгода от сближения ЕС и России в экономическом плане очевидна, особенно с
учетом беспрецедентного укрепления экономик азиатских стран. В этом процессе
экономической конвергенции есть много проблем и противоречий, но он начался со
значительного участия российского капитала в экономиках стран ЦВЕ.

Инвестиционные отношения, как и любые
экономические отношения между Россией и странами Евросоюза, имеют большой
потенциал и могут привести к значительному повышению конкурентоспособности
обеих сторон.

Взаимовыгодное сотрудничество обусловлено, прежде
всего, взаимодополняемостью ресурсов: дешевой и квалифицированной рабочей силы,
сырья, возобновляемых ресурсов и т. д. В России и капитала, технологий, ноу-хау
в области управления, энергосберегающих технологий — в странах России.
Европейский Союз. Обе стороны стремятся обеспечить политическую стабильность в
регионе «Большой Европы» и повысить конкурентоспособность национальных экономик
на мировом рынке.

Для России развитие инвестиционного сотрудничества
со странами Евросоюза особенно необходимо для достижения главной цели — быстрой
модернизации национальной экономики.

Для России, исходя из реальных условий развития
национальной экономики и ее участия в интеграции, повышение
конкурентоспособности связано с реализацией следующих мер:

— проведение структурных реформ с целью перехода к
новому технологическому укладу и преодоления последствий мирового
экономического кризиса;

— институционализация инновационного пути развития
через участие в координации национальной научно-технической политики и
организации интегрированного инновационного пространства; отношения
сотрудничества как приоритетное направление интеграционной политики
государства;

— рост затрат на НИОКР с целью увеличения экспорта
готовой продукции с высокой степенью добавленной стоимости;

— реализация потенциала сотрудничества со странами
интеграционной группы для противодействия конкурентным поглощениям в контексте
глобальных процессов;

— интернационализация национальных предприятий, а
также исследовательская и инновационная деятельность;

— предоставление налоговых и кредитных льгот для
создания совместных предприятий и ассоциаций странами-участницами
интеграционных инициатив;

— активное участие в формировании национальных и
евразийских ТНК, ФНП;

— модернизация национального производства в
соответствии с Общим алгоритмом инновационного развития стран-участниц;

— расширение участия России в многомерных
интеграционных проектах (региональных и межрегиональных).

В результате реализации предложенного комплекса
мер Россия должна преодолеть основные препятствия, мешающие ей в полной мере
использовать огромный экономический потенциал, предоставляемый международной
экономической интеграцией. В свою очередь, развитие интеграционных процессов в
Российской Федерации должно дать мощный импульс развитию экономики страны в
целом.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И
ДИНАМИКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И
ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ   3

2.1 Соглашение о партнерстве и
сотрудничестве 1994г как базовое соглашение между Российской Федерацией и
Европейским Союзом. 3

2.2 Соглашения между РФ и ЕС в сфере
финансового содействия, торговые соглашения  15

2.3 Инвестиционное сотрудничество и
производственная кооперация Российской Федерации и Европейского Союза. 27

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ.. 46

3.1 Перспективы инвестиционной деятельности
и взаимного экономического сотрудничества в условиях санкционной политики. 46

3.2 Сближение законодательств Российской
Федерации и Европейского Союза как один из путей решения экономических проблем
государств. 57

3.3 Роль интеграции в нормализации
экономического взаимодействия Российской Федерации и Европейского Союза. 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 77

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 82 ГЛАВА 2.
СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ

2.1 Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994г как
базовое соглашение между Российской Федерацией и Европейским Союзом Отношения
между Россией и Европейским союзом, европейским сообществом, в настоящее время
основаны на соглашении о партнерстве и сотрудничестве, которое устанавливает
партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, европейскими
сообществами и их государствами-членами, с другой, заключенным в 24 июня 1994
г. на острове Корфу (Греция)[1].

Федеральное
Собрание Российской Федерации ратифицировало Договор в ноябре 1996 г.[2]. Соглашение вступило в
силу 1 декабря 1997 г. после того, как оно было ратифицировано Европейским
парламентом и всеми национальными парламентами государств-членов Союза и
сообществ (Германия была последней, ратифицировавшей соглашение).

Это
соглашение относится к категории международных договоров Союза, заключенных
совместно Сообществами и государствами-членами. Оно было заключено сроком на 10
лет с последующим ежегодным автоматическим продлением срока действия
Соглашения, если ни одна из сторон не заявит о его денонсации. Соглашение
содержит преамбулу, 112 статей, десять приложений, два протокола, несколько
совместных и односторонних заявлений и переписку.

Соглашения
о партнерстве и сотрудничестве Евросоюз заключил с 10 бывшими советскими
республиками (со всеми странами СНГ, кроме Таджикистана), содержание и текст
таких соглашений практически идентичны, поэтому Соглашение о партнерстве и
сотрудничестве можно назвать своеобразным «типовым соглашением».  Однако этот факт не умаляет значения
соглашения между Россией и Союзом для развития двусторонних отношений и
обеспечения стабильности в европейском регионе в целом, а также создания
благоприятных условий для процесса экономической интеграции России с народами.
Европы.

Соглашение
о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским союзом (СПС) было
задумано его создателями как логическое продолжение соглашения 1989 года, о
котором говорится в преамбуле и статье 112 СПС. После вступления в силу СПС
заменил соглашение 1989 года его положениями.

Наиболее
важным аргументом, объясняющим необходимость нового Соглашения, является
положение преамбулы о том, что Россия больше не является страной с
государственной торговлей, что теперь это страна с переходной экономикой,
которая находится на пути к созданию рыночной экономики. Это положение отражает
оценку сообществом Итогов первых лет экономических реформ в России, а также
новый неформальный статус Российской Федерации как торгового партнера ЕС и его
государств-членов.

Соглашение
1994 года предусматривает сотрудничество сторон по широкому кругу вопросов, в
основном в области экономики, но не только. Нет сомнений в том, что приоритет в
сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Союзом в долгосрочной
перспективе отдается построению тесных экономических отношений вплоть до
создания зоны свободной торговли, как указано в Цели соглашения (статья 1).
Однако среди целей СПС, перечисленных в ст. 1 мы находим соответствующую основу
для политического диалога между Сторонами, содействия устойчивому развитию,
укреплению политических и экономических свобод, поддержке усилий России по
укреплению демократии, обеспечению основы для социального и культурного
сотрудничества и поощрению деятельности, представляющей взаимный интерес. Таким
образом, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве — это комплексный документ,
направленный на развитие отношений между Сторонами в различных сферах жизни.

Примечательным
моментом в соглашении 1994 г. является то, что оно содержит большое количество
пустых правил, которые относятся к другим международным договорам, а также к
документам международного характера[3].

СПС
устанавливает Общие принципы сотрудничества между Российской Федерацией и
Союзом, такие как:


уважение демократических принципов и прав человека по смыслу Хельсинкского акта
1975 года и Парижской хартии для новой Европы 1990 года (статья 2);


совместные усилия Сторон по созданию между ними зоны свободной торговли (статья
3),


построение торговых отношений на принципах Генерального соглашения о тарифах и
торговле с учетом будущего вступления России в ВТО (статья 4);


постепенное предоставление Россией режима наибольшего благоприятствования в
торговых отношениях (статья 5).

Политическое
сотрудничество на основе СПС, именуемое в соглашении 1994 г. политическим
диалогом, включает установление более активных политических связей посредством
сближения экономических отношений, содействие сближению позиций по
международным вопросам, представляющим общий интерес, тем самым укрепляя
безопасность и стабильность, а также сотрудничество. по вопросам уважения
принципов демократии и прав человека (статья 6). такой политический диалог
должен вестись регулярно в одной из форм, перечисленных в статьях 7-9 СПС.

Во-первых,
это регулярные (два раза в год) встречи Президента России, с одной стороны,
Председателя Совета и Председателя Комиссии, с другой.

Во-вторых,
политический диалог на министерском уровне происходит либо в рамках Совета
сотрудничества, созданного на основе СПС, либо по взаимному соглашению Сторон.

В-третьих,
политический диалог на парламентском уровне осуществляется в рамках соглашения
1994 года. Комитет парламентского сотрудничества.

В-четвертых,
такой диалог может принимать форму встреч на высшем уровне между официальными
лицами России и «тройки» Евросоюза, которые проводятся два раза в год.

Наконец,
политическое сотрудничество основано на эффективном использовании
дипломатических каналов, а также любых других средств, включая возможность
встреч экспертов, которые будут способствовать укреплению и развитию
политического сотрудничества.

Наиболее
важные положения СПС изложены в разделе III «Торговля товарами». В этом разделе
определены основные принципы товарооборота между Россией и Европейским Союзом.
Положения этого раздела применяются к торговле всеми видами товаров, кроме
текстиля, угля, продукции из стали и ядерных материалов (статьи 20-22 СПС),
правовой режим которых должен определяться отдельными соглашениями[4].

Во
взаимной торговле товарами Стороны предоставляют друг другу общий режим
наибольшего благоприятствования. Термин «режим наибольшего
благоприятствования», а также термин «зона свободной торговли» используются в
СПС в том смысле, который описан в статьях I и XXIV ГАТТ, соответственно.

Согласно
СПС, импортируемые товары не должны подлежать ни прямому, ни косвенному
дискриминационному налогообложению, более того, им предоставляется режим не
менее благоприятный, чем тот, который предоставляется для аналогичных товаров
отечественного происхождения.

Стороны
внедрили принцип свободы транзита в свои торговые отношения. Каждая из них
обеспечивает свободный транзит через свою территорию товаров, происходящих с
таможенной территории или предназначенных для таможенной территории другой
страны. Кроме того, каждая сторона предоставляет другой стороне освобождение от
импортных пошлин и сборов на временно ввезенные товары на основе принципа
наиболее благоприятствуемой нации и в соответствии со своими международными
обязательствами и внутренним законодательством.

Согласно
общему правилу, установленному в СПС, товары из России ввозятся в Сообщество
без количественных ограничений, а также товары из Сообщества ввозятся в Россию
(статья 15).

Перед
вступлением в ГАТТ / ВТО Российская Федерация обязуется проконсультироваться с
Советом сотрудничества, прежде чем вносить изменения в тарифную политику и
повышать уровень тарифной защиты. Сегодня ЕС, в свою очередь, имеет низкую
тарифную защиту для импорта из России, средний тариф оценивается в 0,3%. Это
связано с тем, что импорт из нашей страны в основном состоит из нетарифных
товаров (в основном сырье).

Существенным
положением СПС является возможность для сторон вводить меры предосторожности и
антидемпинговые процедуры для товаров, ввозимых на территории друг друга, с
целью защиты своего внутреннего рынка. Однако такие защитные меры против
демпинга и субсидий должны применяться только после прохождения процедуры,
предусмотренной в статье 17 СПС, в частности, после консультаций Сторон в
Комитете сотрудничества, созданном на основе СПС. Антидемпинговые процедуры
сообщества применялись довольно часто и до сих пор применяются к товарам из
России. Наиболее значимыми для российской промышленности являются
антидемпинговые пошлины на импорт калийных удобрений, цинка, аммиачной селитры
и бесшовных труб.

Соглашение
не исключает запретов или ограничений на импорт, экспорт или транзит товаров по
основаниям, перечисленным в статье 19. Статья 19 СПС включает вопросы
общественной морали, правопорядка и общественной безопасности, защиты здоровья
и жизни людей , животных или растений, защиты природных ресурсов, защиты
национальных художественных, исторических и археологических ценностей, защиты
интеллектуальной собственности и применения правил, касающихся серебра и
золота.

В
соглашении о партнерстве и сотрудничестве также уделяется значительное внимание
положениям, касающимся передвижения людей и услуг. Это предмет раздела IV
«Положения о бизнесе и инвестициях».

Сообщество,
его государства-члены и Российская Федерация согласились разрешить гражданам
другой стороны работать на своей территории на основе принципа недискриминации
по национальному признаку в отношении условий труда, вознаграждения и
увольнения. Стороны соглашения 1994 г. выразили желание заключить в будущем
соглашения о координации своей деятельности в области социальной защиты данной
категории работников.

Стороны
будут предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования в
отношении создания компаний, деятельности дочерних компаний и филиалов компаний
другой стороны. В то же время стороны признают важность предоставления друг
другу национального режима для создания и деятельности компаний (если это не
предусмотрено в СПС) на своей территории и в будущем рассмотрят возможность
продвижения к этому цель на взаимоприемлемой основе[5].

Для
целей СПС термин «учреждение» означает право компаний заниматься экономической
деятельностью путем создания дочерних компаний и филиалов. Эти положения
применяются с разумными ограничениями к компаниям, предоставляющим банковские и
страховые услуги, и частично применяются к компаниям, предоставляющим услуги
морского транспорта. Положения СПС о создании и деятельности компаний не
применяются к воздушному и внутреннему водному транспорту.

Что
касается предоставления трансграничных услуг, Россия и Европейский Союз
предоставили друг другу режим наибольшего благоприятствования. Однако это
касается только перечня услуг, указанного в Приложении 5 к соглашению о
партнерстве и сотрудничестве. Это приложение содержит широкий спектр услуг,
включая строительные и сопутствующие инженерные услуги, телекоммуникации,
компьютерные технологии и сопутствующие услуги, некоторые консультационные
услуги и т. д.

Некоторые
виды трансграничных услуг специально указаны в СПС. Например, в отношении
морского транспорта стороны договорились о сотрудничестве на основе принципа
беспрепятственного выхода на международный рынок и коммерческих перевозок. В
целях создания благоприятных условий для железнодорожного транспорта Россия и
Союз будут способствовать упрощению таможенного оформления и других процедур
пограничного контроля для товаров и подвижного состава, сотрудничеству в
создании подвижного состава, отвечающего требованиям международных перевозок,
сближению процедур и правил. в этой сфере, а также сохранение и развитие
международных пассажирских перевозок между Россией и странами-членами ЕС.

Стороны
договорились согласовать условия обслуживания космических запусков в будущем, а
до этого договорились обеспечить справедливые, сбалансированные и конкурентные
условия для космических запусков и космического транспорта, которые основаны на
разумных экономических факторах. Стороны Соглашения также выразили желание
регулировать порядок торговли услугами мобильной спутниковой связи на своих
территориях, вплоть до предоставления друг другу режима наибольшего
благоприятствования в этой сфере.

СПС
предусматривает возможность заключения специальных соглашений на оказание
трансграничных транспортных услуг в той мере, в какой эта сфера не регулируется
самим Соглашением.

Положения
СПС, касающиеся предоставления режима наибольшего благоприятствования для
передвижения лиц и услуг между Сторонами, не влияют на налоговые преференции
между ними, существующие или будущие, предоставляемые на основе соглашений об
избежании двойного налогообложения или других налоговых соглашений. .

Соглашение
между Российской Федерацией и Европейским Союзом устанавливает важные
положения, касающиеся движения капитала и платежей (CE.52). В соответствии с
СПС Стороны обязуются разрешать любые текущие платежи между их резидентами в
свободно конвертируемой валюте. Соглашение гарантирует свободное движение
капитала между резидентами в виде прямых инвестиций, если Россия может
применить ограничения на такие инвестиции российских резидентов за рубежом.
Стороны будут стремиться к дальнейшей либерализации движения капитала,
связанного с портфельными инвестициями и коммерческими займами, а также
финансовыми займами и кредитами. Стороны договорились предоставить режим
наибольшего благоприятствования в отношении свободы осуществления текущих
платежей и движения капитала, а также в отношении методов оплаты.

Таким
образом, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве охватывает практически все
аспекты экономических отношений с Россией, которые возникают в результате
реализации в ЕС принципов общего рынка — свободы передвижения товаров, людей,
услуг и капитала.

В
соглашении 1994 года Россия и Европейский Союз договорились работать над
совершенствованием своих законов о конкуренции с целью облегчения взаимной
торговли (статья 53). В области защиты интеллектуальной собственности Стороны
договорились строить свои отношения на основе основных международных конвенций
по защите промышленной собственности и защите авторских прав.

Статья
55 СПС установила положения о сближении законодательства Сторон как важное
условие развития и укрепления экономических связей между Россией и сообществом.
Как указано в указанной статье, Россия стремится к постепенному достижению
совместимости своего законодательства с законодательством общества. На процесс
гармонизации права указывают стороны в различных отраслях права. В частности,
Соглашение предусматривает сближение законодательства о регулировании
предпринимательской деятельности и правовом режиме предприятий, банковском
деле, бухгалтерском учете и налогообложении компаний, охране труда, финансовых
услугах, условиях конкуренции, государственных закупках, охране здоровья и
жизни людей, животные, растения, охрана окружающей среды, защита потребителей,
косвенное налогообложение, таможня, транспорт, атомная энергия, а также
установление технических норм и стандартов.

Различные
положения содержатся в разделе VII «Экономическое сотрудничество». Согласно
статье 56, цели экономического сотрудничества заключаются в содействии развитию
экономик Сторон, создании благоприятного международного экономического климата,
интеграции России и более широкой области экономического сотрудничества в
Европе, а также в укреплении и развитии взаимовыгодных связей. Целью такого
сотрудничества является содействие экономическим и социальным реформам и
перестройке российской экономики, основанной на потребностях устойчивого
развития и гармоничного социального развития, с полным учетом экологического
фактора. Основными направлениями экономического сотрудничества между Российской
Федерацией и Европейским Союзом являются[6]:


развитие соответствующих отраслей и транспорта;


освоение новых источников поставок и новых рынков;


содействие научно-техническому прогрессу;


содействие устойчивому развитию социальных и человеческих ресурсов, занятости
населения;


продвижение регионального сотрудничества с целью гармоничного и устойчивого
развития.

Экономическое
сотрудничество между Россией и Союзом на основе СПС охватывает деятельность как
в экономической сфере, так и в около экономических сферах деятельности. В
экономике СПС предусматривает меры по промышленному сотрудничеству, в том числе
в сырьевой и горнодобывающей отраслях, поощрении и защите инвестиций,
государственных закупках, сельском хозяйстве и агропромышленном секторе,
энергетике (включая атомную), строительстве, транспорте, финансовых услугах,
поддержка малого и среднего бизнеса, экономических реформ и сотрудничества в
регулировании потоков капитала и платежей в России. Среди областей, близких к
экономике, сотрудничество предусмотрено в сферах стандартизации и проверки
соответствия, защиты потребителей, науки и технологий, образования и обучения,
космической деятельности, окружающей среды, электрических и почтовых услуг,
регионального развития, туризма, сотрудничества в сфере социальные вопросы,
коммуникации, информатика и соответствующая инфраструктура, таможня,
статистика, ограничения на отмывание денег и наркоторговлю.

Отдельные
разделы Соглашения о партнерстве и сотрудничестве предусматривают
сотрудничество в целях предотвращения противоправных действий, культурное
сотрудничество и финансовое сотрудничество.

Статья
84 СПС устанавливает, что Россия и Европейский Союз концентрируют свои усилия
на борьбе с нелегальной иммиграцией, незаконной экономической деятельностью,
включая коррупцию, незаконными операциями с различными видами товаров, включая
промышленные отходы, подделки и незаконный оборот наркотиков. Средствами такого
сотрудничества являются взаимные консультации, тесное взаимодействие Сторон, а
также оказание технической и административной помощи посредством[7]:


разработка проектов национальных законодательных актов в сфере предотвращения
противоправных действий;


создание информационных центров;


повышение эффективности деятельности организаций по предупреждению
противоправной деятельности;


обучение персонала, развитие исследовательской базы;


разработка взаимоприемлемых мер по предотвращению противоправной деятельности.

Культурное
сотрудничество между Европейским Союзом и Россией направлено на укрепление
существующих связей между их народами и продвижение их взаимного знания своих
соответствующих языков и культур на основе уважения свободы творчества и
взаимного доступа к культурным ценностям (статья 85). Культурное сотрудничество
включает обмен информацией и опытом в области сохранения и защиты памятников и
исторических мест, обмен между учреждениями, художниками и другими деятелями
культуры, перевод литературных произведений.

Для
достижения целей Соглашения Россия пользуется временной финансовой помощью от
сообщества в рамках программы ТАСИС. Эта программа была создана решением Совета
Европы в декабре 1990 года. Цели и направления финансовой помощи определены в
специальной «ориентировочной» программе. Эта программа на период 2000-2006
годов была утверждена Постановлением 99/2000 от 29 декабря 1999 года об
оказании партнерской помощи государствам Восточной Европы и Центральной Азии[8]. Настоящий Регламент
является правовой основой для работы программы ТАСИС в течение указанного
периода.

Для
реализации его положений Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 года
предусматривает создание специальных структур — Совета сотрудничества, Комитета
сотрудничества и Комитета парламентского сотрудничества.

Совет
сотрудничества собирается на уровне министров, состоит из членов правительства
Российской Федерации, членов Совета Европейского Союза и членов Комиссии ЕС, и
собирается один раз в год, а также когда того требуют обстоятельства. Совет
сотрудничества следит за применением СПС, изучает основные проблемы,
возникающие в связи с СПС, и любые другие вопросы, представляющие взаимный
интерес Сторон, дает соответствующие рекомендации и рассматривает споры между
Сторонами, возникающие по применению и толкованию СПС. Совет сотрудничества
определяет свои правила процедуры. Председательство в Совете Европы поочередно
выполняют представители России и Евросоюза.

Комитет
по сотрудничеству встречается на уровне министров и состоит из членов
правительства России, членов Совета Европейского Союза и членов Комиссии ЕС.
Комитет по сотрудничеству оказывает содействие Совету сотрудничества в
выполнении его обязанностей, в том числе путем подготовки его заседаний.
Комитет сотрудничества выполняет все обязанности, возложенные на него СПС и
регламентом Совета сотрудничества. Совет сотрудничества может также
делегировать любые свои полномочия Комитету сотрудничества.

Совет
сотрудничества может принять решение о создании любого другого специального
органа для содействия его деятельности.

Комитет
парламентского сотрудничества состоит из членов Федерального Собрания
Российской Федерации и членов Европейского парламента. Комитет определяет свои
правила процедуры и периодичность заседаний. Комитет парламентского
сотрудничества может запрашивать необходимую информацию о применении СПС в
Совете сотрудничества, быть проинформированным о рекомендациях Совета
сотрудничества и давать рекомендации Совету сотрудничества. 2.2 Соглашения между РФ и ЕС в сфере финансового содействия,
торговые соглашения Торговая политика — один из ключевых аспектов
современной российской экономической дипломатии и важный фактор
макроэкономического развития страны[9].
Отношения с ЕС как с ближайшим партнером традиционно были чрезвычайно важны как
с точки зрения насыщения российского рынка, так и как источник инвестиций.
Однако политический кризис последних лет наглядно продемонстрировал низкую
сопротивляемость двусторонних экономических отношений политическим решениям и
их уязвимость для краткосрочных геополитических интересов, что требует
разработки нового методологического подхода к их анализу.

Концептуальная основа анализа взаимодействия ЕС и
России основана на теоретических концепциях от самых ранних до новейших.
Отношения между ЕС и Россией отражают концепцию абсолютных затрат и
сравнительных преимуществ А. Смита (1776 г.) и Д. Риккардо (1817 г.), которая
подтверждает статические и динамические эффекты ограниченного набора факторов:
экспорт обильного сырья, страна приобретенные товары и технологии, не
производимые в народном хозяйстве. Географическая близость Европы и ее интерес
к поставкам минерального сырья привели к взаимозависимости. Позднее концепции
Э. Хекшера и Б. Олина 1930-х гг. И В. Леонтьева середины 1950-х гг. Дополнили
эту теорию анализом наличия сочетаний различных факторов, ставшим актуальным
для России в 2000-е гг.

Неоклассическая теория предполагает, что экспорт
природных ресурсов играет значительную роль, если их использование
подкрепляется интенсивными инвестициями. Это объясняет зависимость России от
инвестиций из ЕС, который, в свою очередь, больше всего заинтересован в
сотрудничестве с Россией в энергетическом секторе, в частности, с точки зрения
инвестиций в улучшение инфраструктуры и стабильность производства.

Шведский экономист Г. Мюрдаль считал, что факторы
внешнеэкономической политики включают исторические традиции, национальное
единство, религию и идеологию, а также интересы социальных и политических групп[10].
Современное развитие — лучшее доказательство того, как идеологические и
политические факторы влияют на регулирование двусторонних отношений. В рамках
взаимодействия с ЕС у России есть потенциал для расширения своего участия в
региональных и глобальных производственных цепочках, но его реализация требует
институциональных и нормативных корректировок на национальном и евразийском
уровнях. Важные аргументы можно найти в работах Дж. Бхагвати, изучавшего фактор
спроса в развитии сотрудничества[11].
Учитывая взаимодополняемость экономик России и ЕС, спрос и транспортные расходы
должны играть положительную роль в установлении эффективных связей. В
частности, поставки энергоносителей из России в ЕС остаются чрезвычайно важными
для обоих партнеров, несмотря на естественное желание ЕС избежать высокой
степени зависимости от единственного поставщика.

Таким образом, теоретические положения позволяют
констатировать, что есть фундаментальные предпосылки для взаимовыгодного
сотрудничества и могут быть определены направления его совершенствования.
Однако на практике эти концептуальные выводы не подтверждаются, а текущая
ситуация им противоречит.

С 1990-х годов двусторонние отношения между
Россией и ЕС не ограничивались экономическими вопросами. Стратегическое
партнерство, основанное на общих интересах и целях развития, обеспечивалось
через двусторонний формат Российская Федерация — ЕС и в рамках ключевых
международных площадок.

Правовую основу для торгового сотрудничества
заложило Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), которое стало
всеобъемлющим документом в практике российской торговой политики и охватило все
области экономического и финансового сотрудничества, расширяя принципы и нормы
ГАТТ / ВТО.

Преимущества СПС не защитили торговых партнеров от
трудностей, возникших в конце 1990-х годов. В некоторых случаях стороны не
выполнили свои обязательства. Россия не смогла полностью адаптировать
национальное законодательство к требованиям соглашения. Были и нарушения со
стороны ЕС.

Новые проблемы выявились в процессе переговоров о
вступлении России в ВТО. Признание в 2007 году Евросоюзом России как страны с
«рыночной экономикой» не решило проблему дискриминации российских предприятий в
ходе антидемпинговых расследований. За последние десять лет ЕС «улучшил»
методологию расчета демпинговой маржи, адаптировав ее к вызовам глобальной
торговой среды. В 2017 году в рамках широкой программы защиты интересов
европейских производителей легализована «новая методология расчета демпинговой
маржи для импорта из третьих стран в случае значительного искажения рыночного
баланса или масштабного государственного вмешательства в экономика. Эти
правила, по мнению Европейской комиссии, сформулированы нейтрально по отношению
к странам-партнерам и полностью соответствуют обязательствам ЕС по ВТО.

Европейская комиссия сопровождала первый страновой
отчет, требуемый законом. Выбор пал на Китай, который на данный момент является
основным «нарушителем» ценового рынка ЕС. Есть все основания предполагать, что
следующий отчет будет посвящен оспариванию Россией этой методологии в ВТО.

Не менее важной проблемой в двусторонних
отношениях между Россией и ЕС остаются вопросы обеспечения энергетической
независимости европейской экономики и соблюдения правил конкуренции в этой
сфере. В этой части ЕС также проявляет завидную нормотворческую креативность,
«совершенствуя» правовые нормы. «Третий энергопакет» ЕС дал России основание
обратиться в суд ВТО.

Возникший вектор развития предопределил
необходимость формирования Нового базового соглашения. Подход России заключался
в том, что это должно быть либо соглашение о свободной торговле (ССТ), либо
документ, который приведет к созданию ССТ. Все 12 раундов переговоров оказались
безрезультатными и полностью завершились в 2014 году из-за политического
противостояния на Украине. Формирование Евразийского экономического союза
(ЕАЭС) еще больше усложнило процесс поиска компромисса.

Разногласия между сторонами вызваны следующими
фактами: обе стороны защищают законные интересы в регионе из-за географической
близости и / или исторических связей; обе стороны отстаивают позицию, согласно
которой другая сторона проводит политику принуждения в отношениях со своими
соседями по принципу «выбирай либо — либо» (с ЕС или с Россией / ЕАЭС); каждая
сторона уверена, что она лучше представляет интересы стран, затронутых их
интеграционными инициативами; стороны обвиняют друг друга в чрезмерном давлении
на соседей, затронутых интеграцией, для решения своих внешнеполитических задач.

Признанная обеими сторонами торгово-экономическая
взаимозависимость могла бы способствовать развитию сотрудничества, прежде всего
на основе деполитизации торгово-экономических вопросов и их поступательного
решения на так называемом экспертном уровне. Список тем может включать
упрощение процедур торговли, гармонизацию правил происхождения, продвижение
общих инициатив по содействию инвестициям и нетарифное регулирование, включая
взаимное признание технических стандартов, где это необходимо.

В то же время современная торговая политика не
может быть эффективной без тесной связи с промышленной политикой, которая
определяет стратегию национальных фирм. Промышленный диалог между ЕС и Россией
также стал «жертвой» политического противостояния, и нынешнюю ситуацию,
безусловно, можно назвать худшей в истории регулирования двустороннего
торгово-экономического сотрудничества. Тем не менее, постиндустриальный этап
развития и экономика, основанная на знаниях, требуют, чтобы приоритеты
торгового и инвестиционного взаимодействия между Россией и ЕС были
сосредоточены

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы