Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Методы повышения педагогической компетенции родителей младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования педагогической компетентности родителей младших школьников 8
Глава 2. Опытно-Экспериментальная работа по методам повышения педагогической компетенции родителей младших 31
2.1. Организация и методики исследования 31
2.2. Реализация разработанных занятий с применением методик направленных на повышение педагогической компетенции родителей младших школьников 36
2.3. Анализ результатов исследования 39
Вывод по 2 главе 44
Заключение 45
Список литературы 46
Приложение 50

 

  

Введение:

 

Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Этот вопрос весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего, экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Важно выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности, стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.
Следует признать, что нынешнему поколению родителей требуется более глубокая психолого-педагогическая компетентность в вопросах не только обучения, но и воспитания собственных детей, так как современная жизнь сопровождается множеством неблагоприятных факторов различного характера, справиться с которыми в рамках семейного воспитания затруднительно. Кроме того, отсутствие у родителей знаний о технологиях, методах, средствах воспитания ребенка часто приводит к серьезным проблемам детей, ухудшению взаимодействия между семьей и школой.
При разработке современных моделей конструктивного взаимодействия семьи и школы необходим анализ социально-педагогических, психолого- педагогических факторов, влияющих на общение школы с семьей, анализ опыта психолого-педагогической работы с родителями, изучение научно- исследовательских данных и их обобщение.
Данную проблему изучали такие психологи, педагоги как Л. Петроновская, М.О. Ермихина, Т.М. Мишина, В.М. Воловик, А.М. Захаров, А.С. Спиваковская, И.М. Марковская и др., и зарубежные исследователи: А. Адлер, К. Роджерс, В. Сатир, Ф. Райс, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юцтискис и др. Они отмечают, что именно высокий уровень компетентности родителей поможет им избежать ошибок в воспитании детей.
В решении некоторых проблем родителям может помочь специальная литература. Такая как, например, книга «Дети — с небес» Джона Грэя.
Джон Грэй – семейный психотерапевт со стажем более 15 лет, автор более 15 книг, помогающий людям решить проблемы взаимоотношений. В книге «Дети – с небес» он рассказывает о том, как воспитывать детей.
Это руководство сможет помочь родителям научиться правильно себя вести со своими детьми, ответит на многие вопросы. Ведь не всегда правильно говорить так, как нам хочется, ругать или наказывать. Некоторые позволяют себе иногда даже бить ребёнка. Взрослому очень тяжело посмотреть на мир глазами ребёнка, осознать, что, может быть, он просто не понимает и ему нужно лишь объяснить ситуацию доступным языком. К детям нужно находить подход, нужно учиться с ними разговаривать.
Также нужно учитывать и то, что семьи очень разные, у каждых своих проблем и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать педагогу с семьей и взрослым членам семьи с ребенком.
Между тем, в настоящее время, несмотря на определенную разработанность исследуемого вопроса, в теории и практике российского образования возникает объективная необходимость в преодолении следующих противоречий:
 между требованиями ФГОС к построению работы с родителями на основе системно-деятельностного подхода и преобладанием в практике традиционных подходов в построении взаимодействия с родителями;
 между разнообразием различных форм, методов в научной литературе, практических разработок и недостаточным их применением в самой педагогической практике.
Также следует обратить внимание и еще на одно противоречие. Существует и противоречие между желанием родителей быть эффективными воспитателями своего ребенка и их недостаточной психолого-педагогической грамотностью в вопросах воспитания.
Данные противоречия определили проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия повышения педагогической компетентности родителей младших школьников.
Исходя из вышеописанной проблемы и ее актуальности, нами определена цель исследования – выявление психолого-педагогических условий повышения педагогической компетенции родителей младших школьников.
Объект исследования — процесс повышения педагогической компетенции родителей младших школьников.
Предмет исследования — психолого-педагогические условия повышения педагогической компетенции родителей младших школьников.
Гипотеза – процесс повышения педагогической компетентности родителей будет успешнее при соблюдении следящих психолого-педагогических условий:
 выявлены критерии педагогической компетентности родителей младших школьников и подобраны методики выявления уровня педагогической компетентности родителей.
 изучены методы повышения педагогической компетентности родителей.
 реализуются современные средства повешения педагогической компетентности с учетом выявленных методов и средств.
В целях проверки гипотезы необходимо выполнить следующие задачи:
1. Выявить сущность повышения педагогической компетентности родителей и ее повышения.
2. Изучить методы повышения педагогической компетентности родителей младших школьников.
3. Изучить современные средства повышения компетентности родителей в условиях начальной школы.
4. Выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия повышения педагогической компетентности родителей младших школьников.
5. Разработать конспекты разных форм работы с родителями по повышению их педагогической компетентности.
Методы исследования:
— Теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы; наблюдение; ….
— Экспериментальные: проведение методик на выявление уровней педагогической компетенции.
База исследования: исследование проходило на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «СОШ № 68». Исследование проводилось в 3 классе. Всего в исследовании приняли участие 16 человек.
Методологической основой исследования являются работы ведущих психологов и педагогов, связанные с проблемой повышения педагогической компетенции: А.Я.Варга, В.В.Столин, И.М. Марковская, Л. Петроновская, М.О. Ермихина, Т.М. Мишина, В.М. Воловик, А.М. Захаров, А.С. Спиваковская и других.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс по формированию педагогической компетенции родителей младших школьников может использоваться в работе учителей начальных классов.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы из …?..источников, содержит ?таблиц, ….?.рисунков …?..приложений

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Родители, слишком занятые бытовыми проблемами, много работающие, имеющие множество разного рода обязанностей, как правило, не имеют сил или возможности осуществлять совместную деятельность со своим ребенком. Дефицит взаимодействия детско-родительских отношений приводит к тому, что у них развивается отсутствие четких представлений о психофизических особенностях ребенка, его интересах, достижениях и неудачах в учебной деятельности.
В области детско-родительских отношений научная психология значительно отстает от реалий. Это отставание, преимущественно, можно наблюдать в системе российской педагогики. Данная типология не выявляется в чистом виде, однако является источником различных комбинаций. Система отношений, которую родители применяют в воспитании своего ребенка иначе именуют родительской установкой. При том, эти установки играют решающую роль в психоэмоциональном развитии ребенка, обуславливая его успешность или не успешность уже во взрослом возрасте.
Наиболее эффективным в процессе развития и воспитания ребенка является гармоничное сочетание нескольких стилей детско-родительских отношений, что заключается в отсутствии единого подхода к воспитанию в целом. Наибольшая социальная активность и высокие результаты в деятельности проявляется утех детей, родители которых применяли стиль «кооперации». В этих семьях родители и дети умеют слушать и слышать друг друга, учитывать и обмениваться мнениями. В семьях, где ведущей деятельностью прослеживается тотальный контроль и авторитарность, дети показывают формальные результаты, избегая проявления творческого подхода к учебной деятельности. В семьях с лидирующим «симбиотическим» стилем отношений дети склонны проявлять инфантильность и огромную зависимость от родителей, не пытаясь проявлять самостоятельность и социальную активность.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования педагогической компетентности родителей младших школьников

 

1.1. Сущность педагогической компетентность родителей и ее формирование

 

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и школы – одного из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Анализ теоретического материала свидетельствует о том, что педагогическая компетентность рассматривается учеными с позиций системного, культурологического, деятельностного и других подходов. Данная категория тесно связана с психологическими, социологическими, философскими понятиями. Многие ученые раскрывают его сущность на основе анализа и отождествления следующих категорий: педагогическая культура, психолого-педагогическая культура, родительская рефлексия, педагогическая подготовленность (Е.П. Арнаутова, Т.В. Бахуташвили, Е.В. Бондаревская, И.В. Гребенников, А.Т. Кокоева, Т.А. др.).
Характеристика данных понятий важна для определения сущности педагогической компетентности родителей.
Основания для исследования педагогической компетентности родителей в России были заложены такими учеными, как В.М. Бехтерев, Е.Н. Водовозова, В.П. Острогорский, Н.И. Пирогов и др.
Проявление компетентности родителей понимается учеными как: уважение к личности ребенка, недопустимость применения унижающих достоинство детей методов, несправедливого отношения; понимание ведущей роли нравственного воспитания детей в семье с раннего возраста; приоритетность воспитания всесторонне развитой личности с учетом индивидуальных особенностей и способностей ребенка; понимание родителями ответственности за воспитание своего ребенка, взаимосвязь семьи и общества; значение книги в развитии ребенка.
Современные ученые определяют педагогическую компетентность родителей:
1.Как широкое общекультурное понятие, составляющее часть педагогической культуры (Т.В. Бахуташвили, Е.В. Бондаревская, Ю.А. Гладкова, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.);
2.Интегративное, системное, личностное образование, совокупность личностных и деятельностных характеристик, обусловливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье (С.С. Пиюкова, В.В. Селина);
3.Единство теоретической и практической готовности родителей к осуществлению педагогической деятельности, способность понять потребности детей и создать условия для их удовлетворения (Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева).
Другое понятие, близкое по содержанию к понятию «педагогическая компетентность родителей», предложено И.В. Гребенниковым. Педагогическую подготовленность родителей автор характеризует наличием определенной суммы психолого-педагогических, физиолого-гигиенических, правовых знаний, и выработанных в процессе практики навыков воспитания детей. В педагогической деятельности родителей И.В. Гребенников выделяет конструктивную (определение цели воспитания, составление плана собственной деятельности по воспитанию, выбор форм и методов воспитания), организаторскую (организация жизни и занятий детей; организация своей собственной деятельности) и коммуникативную (установление оптимальных отношений между родителями, родителями и детьми, другими людьми) деятельности.
Интересным представляется подход А.В. Хуторского и Л.Н. Хуторской к определению составляющих компетентности, в котором особое значение отводится опытной компоненте. Авторы называют его компетентностным опытом и выделяют в отдельный структурный компонент компетентности.
Многие исследователи в структуре педагогической компетентности родителей, выделяют разные компоненты: мотивационный, личностный, гностический (когнитивный), конструктивный, организаторский, коммуникативный, рефлексивный, эмоционально-ценностный и другие.
Более полную и систематичную характеристику определения педагогической компетентности мы нашли в работе «Я – компетентный родитель: программа для поставщиков услуг родителям, имеющим детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения» под редакцией Коломийченко Л.В.
В исследованиях Костылевой Н.Е. дается такое определение «Компетентность родителя – это сложное индивидуально-психологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее его готовность к реализации воспитательной функции». Компетентность родителя выражает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности».
Сущность компетентности родителя состоит в сложном, целенаправленном проявлении личности, которое выражается в ценности отношений и определяется совокупностью научно-теоретических знаний, практических умений и навыков, наличием определенных личностных структур и способностью к непрерывному творческому совершенствованию.
Е.В. Бондаревская определяет, что родительская компетентность базируется на ключевых и сопутствующих компетенциях. К ключевым компетенциям относятся те, которые имеют универсальное значение и могут быть использованы в различных видах деятельности при решении множества воспитательных задач. В качестве ключевых компетенций рассмотрены:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы