Часть дипломной работы на тему Методика рисования натюрморта пастелью с натуры в начальных классах.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. История развития пастели в натюрмортах от прошлого до настоящего 6
1.1 История возникновения и развития пастельной техники 6
1.2 Особенности натюрморта как вида изобразительного искусства 15
Вывод по главе 1 22
Глава 2. Исследование методики рисования натюрморта для детей младшего школьного возраста 23
2.1 Организация педагогической работы по ознакомлению детей с натюрмортом 23
2.2 Методика повышения эффективности занятий рисованием с натюрморта с натуры 46
Вывод по главе 2 71
Заключение 73
Список литературы 76
Приложения 84
Введение:
рисование известно очень давно. Когда ученик рисует, он не только представляет образы в своей голове, но и воссоздает их на бумаге. За счёт этого творческого занятия учайщийся ребенок учится выражать себя, свои мысли, чувства, эмоции. Он проявляет себя как индивидуальность.
Развитие детей младшего школьного возраста средствами рисования необходимо, потому что именно в этот период у ребенка больше нейронных связей в головном мозге. Поэтому дети более приспособлены к познанию нового, чем взрослые.
У младших школьников превалирует образное мышление. Чем больше новых образов они формируют в своем воображении, тем лучше у них будет развит интеллект и мыслительная деятельность. Главной и важной мотивацией у детей для развития является творчество.
Такое важное свойство мышления как креативность формируется в ходе творческой работы. Рисование помогает ученику находить новые ассоциации между предметом и его изображением. Создание новых образов – это отличная тренировка умственной деятельности.
Рисование пастелью также способствует развитию воображения. Ведь водя мелками по бумаге, ученик мысленно представляет себе и картину в целом, и её детали. Благодаря этому учащийся может формировать новые связи между образами. А чем больше этих связей, тем сильнее развито его воображение.
Не стоит забывать и о фантазии. Фантазия пригодится и взрослому человеку. Фантазия помогает придумывать самые смелые идеи, находить нестандартные решения, изобретать новые вещи. Рисуя, ученик прекрасно развивает свою фантазию, потому что ему в деталях необходимо придумать, как будет выглядеть законченная картина.
Не всегда то, что придумал учащийся в своем собственном воображаемом мире, можно перенести на бумагу. Это уникальное свойство фантазировать нужно поддерживать, и развивать.
Рисование пастелью очень сильно влияет и на развитие речи. Желательно до начала процесса попросите ученика рассказать, что он будет рисовать. Пусть учащийся в деталях объяснит своё будущее творение. Во время рисования ученику иногда тоже можно позволить говорить, что он в данный момент изображает. Педагогу нужно внимательно слушать, что рассказывает ученик, задавать вопросы, интересоваться. Когда учащийся рассказывает вслух о своих действиях, то он лучше понимает их, у ребенка развивается артикуляционный аппарат. К тому же такие занятия на уроке рисования сплотят членов всего класса и усилят эмоциональную связь между ними.
Актуальность данной темы заключается в том что современные дети должны уметь работать не только в традиционных техниках и с традиционными материалами, Рисование с натуры пастелью служит эффективным средством познания окружающей действительности и одновременно помогает развитию и формированию воображения, пространственных представлений, памяти, видению цвета.
Объектом исследования выступает техника рисования пастель — новая возможность для развития творчества у школьников младших классов.
Предметом исследования выступают авторские методические подходы к обучению рисования с натуры пастелью в начальных классах.
Целью исследования является анализ методов преподавания пастельной графики на уроках изобразительного искусства, популяризация пастельной графики среди современных детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать исторические аспекты возникновения и становления пастельной графики.
2. Рассмотреть особенности натюрморта как вида изобразительного искусства.
3. Проанализировать педагогическую работу по ознакомлению детей с натюрмортом.
4. Проанализировать методические особенности и определить эффективные методы и приемы работы пастелью над натюрмортом с натуры.
Гипотеза исследования: на основании теоретического анализа проблемы, изучения опыта работы учителей в начальной школе нами сформулирована следующая гипотеза: совершенствование методов преподавания пастельной графики на уроках изобразительного искусства младших школьников возможно на основе внедрения комплекса занятий.
Заключение:
Изобразительная деятельность детей младшего школьного возраста больше напоминает игру, где каждый хочет быть первым, нарисовать лучше, разукрасить ярче. Такие совершенно безобидные, но очень интересные игры воспитывают в подростке стремление к первенству, к желанию сделать рисунок лучше, чем у других. А когда учащихся хвалят за их успехи, в следующий раз они будут стараться еще больше.
Маленькие художники учатся напрмере пастели таким понятиям, как свето-тени, сочетание цветов, холодные и теплые цвета, оттенки, основные правила перспективы, оптические законы (удаление предмета к горизонту), идеальные пропорции тел и предметов. Как это им может пригодиться в жизни? Во-первых, ребенок будет еще на капельку умнее своих сверстников, что возвысит его на ступеньку вверх по образовательной лестнице. А во-вторых, применение этих необходимых навыков в жизни будет весьма кстати в том возрасте, когда ученик становятся самостоятельными и начинают подбирать себе одежду, правильно сочетая цвета и оттенки.
Рисунок пастелью — это дело не 5 минут, для него нужна усидчивость, терпение, стремление, настойчивость и желание довести дело до конца. А эти важные качества личности являются очень необходимыми в последующей жизни.
Возможно, именно изобразительное искусство пастелистанет для ребенка главенствующим родом занятий в его взрослой жизни. Кто знает? Может, именно из ваших учеников кто нибудьстанет именитым художником или реставратором, всемирно любимым скульптором или простым учителем рисования, который обязательно будет получать массу удовольствия от своей работы. Важно учить детей рисованию, и даже если вы не увидите шедевральных результатов, не надоопускайть руки, ведь изобразительное искусство особенно пастели для детей, как и для взрослых, полезно, прежде всего, для души и для морального удовлетворения, а удовлетворенная своими успехами личность априори не может быть несчастливой.
В формировании личности учащегося младшей начальной школы неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.
Такие занятия дарят подросткам радость познания, творчества. Испытав это прекрасное чувство однажды, ребенок будет стремиться в своих рисунках, рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ученика младших начальных классов, которой только начинает овладевать первыми приемами работы с пастелью, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого педагога. Характерная особенность искусства пастели — отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства учащегося, воспитывают в нем определенное важное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать реальную действительность. Влияние искусства пастелина становление личности ученика, его развитие очень велико. Душа ребенка предрасположена к восприятию прекрасного, ребенок всегда способен тонко чувствовать живопись.
Произведения живописи в пастели, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируютхороший художественный вкус, способность у учеников понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. Живопись воссоздает все богатство и многообразие нашего мира. Средствами пастели воссоздается реальный мир с его пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом.
Изобразительная деятельность младших школьников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог обязательно должен создавать для этого все условия: учитель прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить своих учеников различным способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
За четыре года начального обучения необходимо в сознании и эмоциональном развитии ребенка создать базовый фундамент художественных представлений, на которые в дальнейшем ученик сможет опираться во всем дальнейшем обучении. Преподаватель должен с самого начала обучения максимально создавать вокруг темы урока «ситуацию уподобления», т.е. атмосферу радости, соучастия детей в процессе восприятия материала, и потребность активной творческой отдачи при выполнении практических работ каждого задания.
Художественная деятельность школьников на уроках должна находить разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме, декоративная и конструктивнаяжудожественная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций); обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия великих мастеров прошлого и современности.
Процесс художественного обучения должен быть направлен на развитие изобразительного творчества у учеников младшего школьного возраста, на творческое отражение их впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. История развития пастели в натюрмортах от прошлого до настоящего
1.1 История возникновения и развития пастельной техники
Пастель получила свое название от слова «а пастелло», которым называли прием рисования одновременно черным итальянским карандашом и красной сангиной, иногда с подкраской цветными карандашами, применявшийся итальянскими художниками в шестнадцатые века. В 18 веке пастель стала самостоятельной техникой и получила большую популярность во Франции, где ее стали использовать такие известные художники, как Франсуа Буше, Морис Кантен де Латур, Шарден, Жан ЭтьенЛиатар. Выдающимся художникомпастелистом была и итальянская художница Розальба Каррьера.
В 19 веке несколько ведущие худущих художников-испрессионистов охотно пользовались пастелью. Наиболее выдающимся был Эдгар Дега, он не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с ее помощью картины, превосходящие по размеру произведения других прекрасных художников, выполненные пастелью.
В России техника пастели стала популярна и известна в 18 веке. Иностранные живописцы посетившие Россию, выполняли заказные портреты царствующих особ и приближенных к царской семье. Среди русских живописцев эта техника получила широкое распространение в первой трети 19 века: А. Орловский писал портреты, А. Венецианов — жанровые композиции. В середине века впастелью работали С. Зарянко, П. Оленин, П. Соколов, К. Маковский. В конце 19 века к этой технике работали такие известные мастера как В. Серов, И. Левитан, Б Кустодиев и др.
В конце 19 века к этой технике писали такие известные мастера как И. Левитан (Почти все пастели относятся к 1890-м годам). Особое место пастель занимала в творчестве В. Серова (для «Портрета Елены Павловны Олив» одной пастели оказалось недостаточно, и вместе с ней художник использовал акварель и гуашь). Б Кустодиев и Л. Пастернак также обращались к этой технике.
1890-1910-е годы пастель в России переживала второе рождение. Художники «Мира искусства» А. Бенуа, С. Малютин, Л. Бакст, А. Головин, З. Серебрякова привнесли в свое искусство не только формальное обновление, но и резко расширили и раздвинули жанровое разнообразие пастели.
В течение двадцатого века техника пастели переживала как периоды спада, так и подъема. Среди авторов, обративших свой взгляд к пастели, такие крупные мастера — Е.А..Кацман, В.П. Епифанов, П.Г. Дик, А.Н. Либеров.
Технические возможности пастельной живописи в развитии творческих способностей учащихся весьма велики. Пастель самодостаточный материал, замечательная техника, легкая в своем использовании. Удивительно, но на уроках рисования в школах пастель используется только как дополнительный материал, всего лишь на нескольких уроках в начальной школе, или вообще не используется. «Важно, чтобы педагог-художник на занятиях по изобразительному искусству использовал как традиционные приёмы работы…, так и творческие» [2, с. 85]. Старшеклассникам для изучения живописи, в основном предлагается гуашь, иногда акварель. В дошкольных учреждениях присутствуют занятия с восковыми мелками, в программе всего несколько таких уроков. Если мы говорим о заинтересованности детей в творческой деятельности, нам необходима «ситуация успеха» в которой ребенку станет интересно развиваться дальше, иначе ему надоест занятие изобразительным искусством. Для создания такой ситуации необходимо обеспечить ребенка таким материалом, который даст нужный результат. В нашем случаи, яркий след в душе ребёнка, оставит работа в технике пастельной живописи. Для развития творческих способностей учащихся при работе с пастелью на уроках изобразительного искусства мы проводим мастер-классы, на которых подробно рассказываем и показываем этапы выполнения работы в технике пастельной живописи «Показ преподавателем отдельных приёмов изображения – это почти мгновенная выразительная иллюстрация в подтверждение сказанных слов» [5, с. 79].