Часть дипломной работы на тему Методика развития игрового мышления в коллективных взаимодействиях у юных хоккеистов 12-15 лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Педагогические подходы к развитию игрового мышления в коллективных взаимодействиях у юных хоккеистов 12-15 лет 8
1.1. Игровое мышление юных хоккеистов как актуальное соревновательно-значимое качество 8
1.2. Игровое мышление в коллективных взаимодействиях юных хоккеистов как условие полиаспектного восприятия соревновательной деятельности 13
1.3. Методические особенности развития игрового мышления в коллективных взаимодействиях у юных хоккеистов 12-15 лет 16
1.4. Педагогический контроль и самоконтроль состояния игрового мышления в коллективных взаимодействиях у юных хоккеистов 12-15 лет 24
Заключение по первой главе 28
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 30
2.1. Задачи исследования 30
2.2. Методы исследования 30
2.3. Организация исследования 34
Глава 3. Методика развития игрового мышления в коллективных взаимодействиях у юных хоккеистов 12-15 лет и динамика результатов 35
3.1. Педагогический анализ трудностей предвидения и действия юных хоккеистов в игровых ситуациях соревновательной деятельности 35
3.2. Методика развития игрового мышления в коллективных взаимодействиях у юных хоккеистов 12-15 лет и динамика результатов 46
3.2.1. Вариативность проявления игрового мышления в противоборстве с соперником «1х1»: средства и методы развития 46
3.2.2. Вариативность проявления игрового мышления в противоборстве с соперником «2х2»: средства и методы развития 49
3.2.3. Вариативность проявления игрового мышления в противоборстве с соперником «3х3»: средства и методы развития 51
3.2.4. Вариативность проявления игрового мышления в противоборстве с соперником «5х4»: средства и методы развития 52
3.3. Динамика показателей игрового мышления в коллективных взаимодействиях у юных хоккеистов 12-15 лет в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности 64
Выводы по третьей главе 68
Выводы 69
Литература 70
Введение:
Актуальность. Подготовка квалифицированных спортсменов на современном этапе невозможно без должного научного и методического обеспечения (Л.П. Матвеев, 2000). В общей системе научно-методического обеспечения определены шесть компонентов реализации спортивно-педагогический, организационный, психологический, медико-биологический, информационный и материально-технический (Ю.А. Павленко, 2011). Каждый из них выполняет определенные функции в системе обеспечения подготовки спортсменов различной квалификации. Совершенствование процесса тренировочной и соревновательной деятельности за счет использования новых знаний и технологий является системообразующим фактором спортивно-педагогического обеспечения (В. Губа, А.В. Родин, 2010). Развитие теории и методики спортивной тренировки и внедрение результатов научных исследований положительно влияют на развитие спорта в целом и спортивных игр в частности (В. Платонов, 2015).
Одними из путей совершенствования подготовки квалифицированных игроков является изучение тенденций развития спортивных игр на международной арене, применение передовых технологий и инноваций, адаптация методологических положений общей теории и практики спортивной подготовки к специфическим требованиям отдельных видов спорта (М. Шестаков, 1998; М. А. Годик, 2006; С.В., Чернов, 2006; В.М. Платонов, 2013). На этой основе прогнозируют спортивные результаты, что моделируют различные составляющие спортивного мастерства, программируют и планируют учебно-тренировочный и соревновательный процесс, осуществляют контроль различных разделов подготовленности и состояния спортсменов (А. Зеленцов, 1996; Ю.Д. Железняк, 2002 и др.).
На протяжении последних десятилетий над совершенствованием подготовки квалифицированных спортсменов в спортивных играх работали В.М. Шамардин (2002), С.Ю. Тюленьков (2007), Ж.Л. Козина (2009), Е.Ю. Дорошенко (2013). Большинство этих ученых признают важность высокого уровня тактической подготовленности игроков.
Современный спорт находится на пределе своих возможностей по уровню использования объемов нагрузки, поэтому все чаще на первый план выходят проблемы качественных параметров подготовки (М.П. Безруков, 1988; Ю.Д. Железняк, Ю. Портнов, 2004). Достижение максимальных результатов в соревновательной деятельности возможно только за счет внедрения научных инноваций, основанных на детальном изучении особенностей всех видов подготовки, в частности тактической, и экспериментальном обосновании путей ее совершенствования (А. Дмитров, 2004; С.В. Колотильщикова 2009).
В отечественной спортивной и других науках достаточно широко представлены различные направления и методики подготовки хоккеистов к соревнованиям, регуляции их психического и физического состояния. При этом особое внимание исследователи, особенного – в последнее время, уделяют различным направлениям, которые при организации подготовки спортсменов, при решении проблемы регуляции психического состояния хоккеистов представлены достаточно разнообразной и широкой тематикой.
По мнению некоторых экспертов (В.У.Агеевец, С.В.Алексеев, А.Э.Болотин, Н.В.Жмарев, В.И.Жолдак, М.Е.Кутепов, Л.П.Матвеев, И.И.Переверзин, В.А.Таймазов, С.С.Филиппов, и др.) в данный период развития спорта в России система управления хоккеем в стране, также как и некоторыми иными видами спорта, не может считаться наилучшей и на федеральном, и на региональном уровнях.
Существуют и проводятся научные исследования по развитию такого вида спорта как хоккей, которые направлены главным образом на изучение и подтверждение индивидуальных сторон, подробных описаний организации тренировочного процесса и подготовки хоккейных команд к спортивным состязаниям. Такие исследования проводили и разрабатывали А.В.Тарасов, В.А.Быстров, Н.Г.Пучков, В.П.Савин, Б.Н.Винокуров, К.К.Михайлов. В области спортивной науки, развития спорта и поддержки психического и физического состояния спортсменов, особое место занимают исследования по управлению социальными и педагогическими системами (В.Г.Афанасьев, А.И.Берг, Д.Н.Бобрышев, В.И.Бовыкин, Р.С.Галькович, В.В.Глухов, Е.В.Глущенко, В.Д.Граждан, А.А.Деркач, М.С.Каган, А.И.Китов, Н.В.Кузьмина, В.В.Миронов, С.Д.Неверкович, Н.И.Пономарев, Н.А.Пономарев, М.В.Прохорова, Р.А.Фатхутдинов и др.).
Ключевой проблемой является вопрос формирования игрового мышления юных спортсменов или, скорее, оперативно-тактического мышления хоккеистов, которая связана со способностью мгновенно реагировать на постоянно меняющиеся ситуации и принимать самое неожиданное решение для соперника.
Тактическое мышление характеризуется как эффективный и целесообразный процесс мыслительного процесса спортсмена, который стремится найти наиболее рациональные способы борьбы с соперником. Это отражается в экспресс-оценке игровой ситуации, выборе правильного решения и его своевременной реализации.
Целью работы предопределено разработка методики по развитию игрового мышления в коллективных взаимодействиях юных хоккеистов 12-15 лет.
Задачи исследования:
– рассмотреть природу игрового мышления юных спортсменов:
– изучить методические особенности развития игрового мышления у подростков;
– ознакомиться с механизмом педагогического контроля и самоконтроля состояния игрового мышления в коллективных взаимодействиях у юных хоккеистов.
Объект исследования — подготовка спортсменов в хоккее с шайбой.
Предметом исследования выступает сущность игрового мышления юных хоккеистов.
При написании работы были проанализированы труды таких российских и иностранных авторов, как В.П. Савин, Ю.В. Никонов, И.В. Стрельникова, С.Е. Павлов, Т. Боустедт, Д. Чемберс, П. Твист. Так же был изучен «Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта хоккей» и программа IIHF (международной федерации хоккея) «Учимся играть в хоккей. Практическое руководство для тренеров».
В работе использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научной и методической литературы, контента сети Интернет, а также нормативных документов. Анализ передового опыта работы тренеров по хоккею и систематизация и обобщение процесса планирования тактической подготовки проведена с целью определения проблемного поля и изучения сущности и особенностей тактической подготовки хоккеистов. Педагогическое наблюдение за соревновательной и тренировочной деятельностью команд осуществлено для определения современных тенденций развития тактики игры, контроля и анализа тактических действий хоккеистов, а также для определения структуры и содержания тактической подготовки. Педагогический эксперимент заключался во внедрении и определении эффективности разработанной методики тактической подготовки юных хоккеистов. Методы математической статистики применены для обработки экспериментальных данных и установления их достоверности.
Научная новизна полученных результатов:
• определены количественные показатели технико-тактических действий юных хоккеистов и эффективность их выполнения;
• установлены особенности групповых тактических взаимодействий игроков команд;
• обоснована программа тактической подготовки хоккеистов;
• усовершенствовано применение различных форм технико-тактической подготовки спортсменов в хоккее;
• усовершенствована научные положения относительно управления тренировочным процессом на основе показателей соревновательной деятельности;
Практическое значение. Разработаны и обоснованы содержание и структура программы тактической подготовки квалифицированных хоккеистов. Результаты исследования могут быть внедрены в учебно-тренировочный процесс.
Глава 1. Педагогические подходы к развитию игрового мышления в коллективных взаимодействиях у юных хоккеистов 12-15 лет
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Педагогические подходы к развитию игрового мышления в коллективных взаимодействиях у юных хоккеистов 12-15 лет
1.1. Игровое мышление юных хоккеистов как актуальное соревновательно-значимое качество
Главной целью многолетней подготовки юных хоккеистов является воспитание высококвалифицированных хоккеистов, которые могут показывать высокие спортивные результаты на соревнованиях самого высокого уровня. В этом аспекте процесс построения многолетней подготовки должен осуществляться с учетом следующих факторов: специфика игры «хоккей»; основные концепции теории и методики хоккея; модельные характеристики высококвалифицированных хоккеистов; возрастные особенности юных хоккеистов [13].
Специализированные занятия в хоккее начинаются с 9-10 лет. По окончании курса обучения в ДЮСШ или СДЮШОР юноши переходят в команды высших разрядов. Первых значительных успехов в хоккее спортсмены достигают в возрасте 18-20 лет, а высоких результатов — в 25-28 лет [7].
Возрастные ограничения для учащихся спортивных школ на каждом этапе являются несколько условными. Основной показатель — устойчивые технические навыки и уровень спортивного мастерства, поэтому наиболее подготовленные спортсмены при условии выполнения установленных контрольных нормативов переводятся на следующий этап в более раннем возрасте.
Таким образом, программой многолетней подготовки хоккеистов предусматривается проведение отбора на этапе начальной подготовки в течение нескольких лет в ходе учебно-тренировочного процесса. Поэтому к основной направленности обучения на этом этапе (всестороннее гармоничное развитие двигательных способностей, укрепление здоровья, закаливание организма) следует также отнести выявление игровых способностей у детей и пригодности их к занятиям хоккеем. Во время планирования и проведения занятий с детьми 6-7 лет необходимо учитывать их возрастные особенности, строго нормировать физические нагрузки. В занятия необходимо включать упражнения преимущественно комплексного действия, в том числе упражнения для формирования крепкого мышечного корсета, обеспечивающего поддержание нормальной осанки. Кроме этого в занятиях с детьми этого возраста следует уделять должное внимание усвоению техники хоккея, поскольку их организм полностью подготовлен к обучению элементарным умениям и навыкам и достаточно имеет развитые зрительный и двигательный анализаторы центральной нервной системы. Они в состоянии управлять отдельными действиями, координировать движения рук и ног.
При построении тренировочного процесса на отдельных этапах многолетней подготовки, определении объемов отдельных видов подготовки, нагрузок различной направленности, динамики средств и методов необходимо учитывать периоды полового созревания и сенситивные (благоприятные) фазы развития тех или иных физических качеств [17].
Игровая деятельность в хоккее — это целостное воспроизведение игровых приемов, технических, тактических, физических и умственных компонентов подготовки юных хоккеистов в условиях постоянного изменения игровых ситуаций [1, с. 31]
В хоккее вам нужно хорошо развитое игровое мышление. Постоянное изменение игровой ситуации не позволяет создавать алгоритмы действий. Юные спортсмены должны принимать правильные и быстрые решения на игровом поле, в зависимости от времени и пространственных факторов. Ключом к успешному развитию игрового мышления среди молодых хоккеистов является способность получать, анализировать и обрабатывать информацию от тренера-преподавателя. Увеличение скорости современного хоккея характеризуется увеличением плотности. Юные спортсмены постоянно находятся в критическом состоянии и не имеют достаточно времени для принятия и реализации технических и тактических решений и действий. Способность хоккеиста эффективно и своевременно решать проблемы с азартными играми находится на переднем крае.
Роль интеллекта в спорте исключительна, когда спортсмен должен мыслить не только правильно, но и быстро. Поэтому интеллект в этих видах спорта очень часто внедряется в тактическое и оперативное мышление. В спортивной методической литературе есть определение такого мышления, которое не совсем правильно. Хотя оперативное мышление похоже на тактическое, оно прямое и переносное, но оно связано с предсказанием будущей ситуации. Однако тактическое мышление больше связано с подготовкой к действию, с разработкой его плана, а оперативное мышление связано с реализацией этого плана, с неотложными изменениями в нем, если что-то нарушает его реализацию.
Кроме того, оперативное мышление может иметь место без тактического плана спортсмена. Ведь вы не будете предвидеть все игровые ситуации. Спортсмен должен решать задачу «с места», не принимая заранее подготовленных тактических решений. Большинство из этих решений актуальны только здесь и сейчас, нет времени их пересматривать, потому что через несколько секунд необходимы другие действия.
Хоккей, по сути, игра в плей-офф. Это игра, в которой одинаково важно как умение быстро оценивать ситуацию, так и умение быстро двигаться.
Оперативное мышление в хоккее практически не отличается от оперативного мышления в других областях. Это возможность быстро выбрать наиболее подходящее решение из общего числа доступных вариантов. Другими словами, понять ключевые моменты игры и знать, как и когда их использовать. Модно с уверенностью отметить, что технология является важным фактором. Поэтому крайне важно, чтобы все игроки ежедневно стремились расширить свой арсенал приемов. Однако во время матча хоккеист должен уметь объективно оценивать свои способности и сосредоточиться на их правильном использовании. Однако во время матча хоккеист должен уметь объективно оценивать свои навыки и ориентироваться на правильное использование. Научиться ценить свои силы очень важно. Если, например, игрок не может выполнить передачу точно на расстоянии 40 метров, его внимание должно быть направлено на правильный выбор расстояния, на котором он будет необходим.
Обладая знаниями о процессах общего мышления, мы хотя бы попытаемся наметить пути развития. Мышление следует рассматривать как навык, который можно улучшить и улучшить. Есть два типа мышления, которые принципиально отличаются друг от друга. Первый тип — логическое мышление, когда молодой хоккеист знает свои обязанности, постоянно совершенствуется и расширяет свое разнообразие. На ранних этапах обучения хоккейная тренировка проходила путем закапывания и представления моторной и визуальной информации; на последующих этапах эффект возникает посредством логического рассуждения.
Существуют общие закономерности формирования навыков, но в каждом возрасте есть свои особенности. Рассматривая типографские группы и их начальную подготовку, мы поймем, что не все так просто, как кажется. В частности, существует множество противоречий между педагогикой и психологией, то есть противоречия между обучением и развитием. Более конкретно, вы можете учиться, когда есть определенная готовность учиться. И вы не можете требовать от 12-летнего ребенка столько же, сколько от 14-летнего.
Наблюдения учителя показывают, что в психике детей происходят резкие изменения в диапазоне 12-16 лет. В этом возрасте дети становятся более критичными, они склонны к анализу. В этом возрасте их интересует сам тренировочный процесс, а качество самого хоккея не интересует детей. И здесь кажется очень важным не обидеть уроки, а сделать интересные и полезные. Без такого доброжелательного отношения все методы и психологические инструменты теряют свою силу. У детей есть желание и возможность учиться самостоятельно, но им должна нравиться атмосфера и быть тренером, который знает и понимает все.
Энтузиазм непосредственно тренера — это волнение, которое должно удивить участников. А для роста эффективности потенциального результата в игре целесообразно привлечь как можно большее участников подростков на разные хоккейные турниры и праздники. Профессиональный опыт показывает, что все дети, хотя и в разной степени, предрасположены к творчеству. Однако, чтобы творчество стало реальностью в будущем, необходимо учитывать наиболее важные психоэмоциональные тонкости в формировании опыта и знаний.
Возраст наиболее проблематичный для тренеров и особенно важный для самих учеников. Главное для учителя — воздерживаться от случайных ошибок, неосторожных действий и действий. Результатом таких событий являются нормальные отношения между студентами.
И если сам тренер будет интересен ученику, то он заслужит уважение и станет авторитетным наставником. Если мы рассмотрим психологические аспекты хоккейного воспитания, отметим, что вначале приобретение двигательных навыков происходит посредством изучения отдельных последовательных движений, то есть формирования и развития двигательных стереотипов.
Тем не менее, при изучении значительно сложных элементов, симуляция обучения очень важна. Многие сложные движения состоят из последовательностей простых подходов. Лучше всего разбить тренировку на части, чтобы сначала изучить компоненты, а затем попытаться завершить движение в целом.
Споры о методах обучения (целостных или рассеченных) не очень важны, поскольку хоккей является сложным видом спорта с точки зрения обучения, просто необходимо детально разработать отдельные элементы и движения. особенно в начале обучения. Очень важно, чтобы все действия были сосредоточены на вашей задаче. Обучение без осознанного отношения ведет к ошибкам или пустой трате времени. Невнимательные и неосознанные упражнения должны компенсироваться только увеличением количества повторений.
В начале традиционные формы обучения основаны на копировании примерной версии. В дополнение необходимо достичь качества выполнения приема, но необходимо довести производительность приема до уровня автоматизации по сравнению с обычными навыками. Умение автоматически выполнять приемы — основа будущего спортивного развития молодого хоккеиста. Анализируя психологические законы обучения и развития, мы отмечаем, что объект, доступный для ребенка от 12 до 15 лет, может быть недоступен для ребенка от 12 до 13 лет.