Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Методика, организация и проведение литературного вечера в школе на материале региональной литературы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Литературный вечер как одна из форм внеклассной работы 7
1.1. Основные черты литературного вечера как формы внеурочной деятельности 7
1.2. Основные формы и тематика литературного вечера 11
1.3. Методика организации и проведения литературных вечеров как формы внеурочной деятельности в школе 22
Выводы по 1 главе 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

  

Введение:

 

В мире современных информационных технологий и Интернета книги перестают быть актуальной потребностью современного ребенка. Не случайно была организована разработка и реализация целого ряда правительственных программ, направленных на развитие чтения («Национальная программа поддержки и развития чтения», «Год русского языка», «Год литературы»). Внеурочная работа по литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Под «внеурочной деятельностью» в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы [38].
В письме Минобрнауки от 18.08.2017 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности» указано, что участие во внеурочной деятельности для обучающихся является обязательным.
Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации.
Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона.
В современной школе существует множество вариантов проведения внеурочной работы: литературные кружки, экскурсии, выставки, праздники, вечера, конкурсы, игры, школьный театр и др. У каждого из них есть своя методика проведения, специфика.
Одной из самых распространенных форм проведения внеурочной работы по литературе становятся литературные вечера.
Проблема организации внеурочной деятельности по литературе отражена в трудах педагогов прошлых лет: Н.Н. Ушакова, Г.И. Суворовой, Л.И. Пастушенковой, Б.Т. Панова, О.В. Козлова и др., большинство работ было посвящено вопросу формирования познавательного интереса к чтению средствами внеклассной работы.
Например, Д.В. Григорьев считает, что именно интерес и есть «движущая сила внеклассной работы». Этот интерес, по мнению методиста, является, в частности, во-первых, достаточно быстрой реализацией личностно значимого замысла, динамичным достижением конечного результата — будь то спектакль или литературный турнир, или конкурс чтецов и тому подобное. А во-вторых, формы внеклассной работы предусматривают более открытый, чем в рамках урока, характер общения (межличностное, познавательное, художественное, творческое), а также неформальный характер отношений между учителем и учениками [9].
Еще одним важным аспектом внеурочной (внеклассной) работы является то, что, будучи менее консервативным, чем на уроках, этот вид деятельности, с одной стороны, отрицает методические стереотипы, а с другой — порождает новые подходы к преподаванию литературы, создает предпосылки для живого диалога, отражает исторические особенности региона.
«Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций» стало одной из задач национального проекта «Образование» 2018-2024 гг.
В государственной программе Алтайского края «Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае» от 20 декабря 2013 года N 670 обозначена следующая задача: «содействие патриотическому воспитанию населения Алтайского края, формирование в молодежной среде социально значимых установок».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Литературный вечер — одна из самых распространенных форм внеурочной деятельности. Часто — это литературно-музыкальный вечер. Это довольно мобильное мероприятие — которое посвящено посвящённые памятным и юбилейным датам; творчеству отдельных писателей или рассмотрению определённой темы в литературе; знаменательным историческим событиям.
Целью деятельности литературного вечера является приобщение обучающихся к литературному и музыкальному наследию родного края, поддержка и развитие ученического самодеятельного творчества, воспитание нравственно-этических качеств и эстетического вкуса.
Литературный вечер направлен на решение таких задач обучения, как расширение и углубление знаний школьников о писателе или событии. Вечер расширяет знакомство школьников с жизнью и творчеством писателя, его окружением, эпохой, создает у них более полное и эмоционально окрашенное представление о личности писателя, о значении его творчества. Литературный вечер способствует развитию навыка публичного выступления, умения анализировать произведения, работать в разновозрастных группах, а также совершенствует художественные, артистические способности школьников. Среди воспитательных задач проводимого мероприятия особое место занимает воспитание бережного отношения к литературному наследию России, активной жизненной позиции, литературного вкуса, читательской и информационной культуры школьников, а также воспитание через творческую активность обучающихся духовности.
Литературный вечер основан на сценарии.
Основные этапы подготовки и проведения являются традиционными: выбор темы, постановка целей и задач, аудитория, написание сценария, выбор иллюстративного материала, приглашение гостей к участию, идентификация организатора и т.д.
Подготовка вечера — это творческая работа, требующая обращения к различным методам раскрытия темы: поэтическому, музыкальному, визуальному, исполнительскому и др. и т.д. Чтобы расширить аудиторию, можно использовать элементы конкурса, подбадривая участников к правильным ответам.
Итак, ппроведение литературных вечеров включает в себя несколько этапов.
Предварительная работа по подготовке:
1. Подбор литературного материала.
2. Создание сценария.
3. Подбор «героев» для будущего сценического воплощения. Индивидуальная работа над текстовым материалом (работа над ролью, сценическая реализация роли, выразительное чтение, упражнения по технике речи).
4. Знакомство детей с их ролью. Подготовка к творческому представлению писателя (биография, особенности творчества и т.д.).
5. Работа с музыкальным и художественным материалами.
6. Организация развивающей предметно-пространственной среды в классе. Работа по созданию костюмов, декораций и общего оформления вечера. Создание выставок.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Литературный вечер как одна из форм внеурочной работы

1.1. Формы организации внеурочной деятельности

Для того, чтобы выявить отличительные черты литературного вечера как формы внеурочной деятельности, обратимся к понятию «внеурочная деятельность» в целом.
В настоящее время происходит обновление учебно-воспитательной работы образовательных организаций, что связано с повышением уровня организации внеурочной деятельности школьников. На федеральном уровне организация внеурочной деятельности определяется такими нормативно-правовыми документами как:
1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [38].
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [38].
3. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» [38].
4. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» [38].
В концепции ФГОС второго поколения подчеркивается, что организация занятий по направлениям внеурочной деятельности должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса, что «позволит в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования». Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это не механическая добавка к общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Главное – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования [38].
Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы основного общего образования или основной образовательной программы среднего общего образования [38].
В педагогической литературе существуют разные трактовки понятия внеурочная деятельность.
Так Л.Н. Буйлова считает, что «внеурочной деятельностью» называют различные виды деятельности школьников, в которых можно и целесообразно решать задачи воспитания или социализации» [6].
И.С. Якиманская дает следующую интерпретацию этому понятию: «Внеурочная деятельность — это мероприятие, организованное с классом, группой школьников, которые работают вне рабочего времени, чтобы удовлетворить потребности школьников в полноценном досуге (праздники, вечера, поездки), их участие в самоуправление и общественно полезная деятельность, детские общественные объединения и организации. Эта работа позволяет учителям определять потенциальные возможности и интересы своих подопечных, чтобы помочь ребенку реализовать их» [43, с. 62].
Д.В. Григорьев обращает внимание, что «внеурочная деятельность — это составная часть основной образовательной программы, направлена внеурочная деятельность на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, но организуется в в формах, отличных от классно-урочных, проводится в свободное от учебных занятий время в школьных помещениях, реже — за пределами школы (экскурсии на предприятия, на природу, в музеи и т.п.), но обязательно в тесной связи с учебной программой по предмету, так как предполагает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования» [9].
Трудно не согласиться с Д.В. Григорьевым в том, что внеурочная работа в силу своей специфики — явление многовариантное, а поэтому любая классификация в данном случае является едва ли возможной. На характер и содержание внеурочной работы влияют такие факторы, как взаимодействие различных видов искусств, различных видов деятельности школьников, исследованность конкретной литературной темы или проблемы, личные предпочтения и способности учителя, личные предпочтения и уровень подготовки учащихся и тому подобное. В связи с этим можно говорить только об определенных направлениях во внеурочной работе, не претендуя при этом на создание четкой классификационной парадигмы, но учитывая специфику региональной литературы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы