Часть дипломной работы на тему МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К СОРЕВНОВАНИЯМ «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Фрагмент текста работы:
1.1 Теоретико-методические основы патриотического воспитания у обучающихся в современной школе
Исторический опыт развития России подтверждает действие социальной закономерности — зависимость сферы воспитания детей и его эффективности от содержания и направленности коренных преобразований общества. Современный этап развития страны настоятельно требует перестройки образовательно-воспитательной системы, отражающей интересы человека, общества и государства и обеспечивающей их безопасность в современном мире.
Организация патриотического воспитания молодежи является неотъемлемой и важной частью политики каждого государства.
Вопросом интеграции патриотического воспитания занимались такие исследователи, как И.М. Дуранов, В.И. Лутовинов, В.П. Теплов и др [2,4,7].
В работе А.Н. Радищева «Беседа о том, что есть сын Отечества» раскрыта суть патриотизма. Настоящего патриота, по мнению Радищева, характеризует бескорыстное стремление служить делу процветания Родины, развития, установления в ней порядка демократии управления [6].
Если анализировать взгляды отечественных мыслителей в дореволюционный период развития России, можно сказать, что в них достаточно полно реализовались формирующие начала русского национального самосознания, где особое место занимал патриотизм. Это проявилось, прежде всего, в трех принципах становления и развития «русской идеи» на протяжении рассматриваемого столетия (начало XIX в. — начало XX в.). К этим принципам относятся: религиозный (православие, Киевская Русь), политический (самодержавие, «священное царство», Московская Русь) и социальный (европейская цивилизация, Российская Империя).
В советский период официальная общественная наука исследовала и пропагандировала феномен советского патриотизма, прежде всего, в ракурсе классово-идеологическик установок. Вместе с тем этот период (с середины 20-х и до конца 80-х гг.) нельзя считать только псевдонаучным или бесплодным в теоретической разработке проблем патриотизма. Труды советских теоретиков, которые раскрывают патриотизм, являются характерным отражением своей эпохи и заслуживают внимания.
Патриотизм сопряжен с очень значимым компонентом — духовным, где, в свою очередь, выделяются нравственные и патриотические основы. Это можно объяснить тем, что патриотизм имеет духовно-нравственную природу, которая тесно связана с социальным предназначением человека. Духовно-нравственное начало в патриотизме является исходным и характеризует его суть, как и основу, содержание и другие структурные компоненты патриотического воспитания.
Духовная и социальная направленность деятельного патриотизма проявляется в активной сопричастности к проблемам, волнующим общество, выражается в ответственности за исторические судьбы своей Родины, готовности разделить и преодолеть с ней и со своим народом все трудности и невзгоды. Это с особой силой проявляется в переломные периоды социального развития, когда происходит переоценка ценностей, изменяются социальное положение, ориентиры и интересы различных слоев и групп населения. Одним из главных факторов их мобилизации на достижение социально значимых целей выступают патриотические идеи, а патриотизм становится тем стержнем, вокруг которого объединяются лучшие силы общества. Именно он наполняет смыслом жизнь и деятельность людей, помогает им объединиться во имя служения Отечеству.
В.И. Лутовинов за основу в воспитании придерживается социальной напраленности, которая выражается в цели патриотического воспитания — формирование гражданина — патриота своей Родины, который обладает готовностью реализовать различные изменения для своей страны [4].
Многими исследователями патриотизм рассматривается как цель и результат патриотического воспитания, как качество личности в разных исторических, социально-политических условиях, в зависимости от их отношения к своему Отечеству, личной гражданской позиции, от авторской интерпретации различных подходов и фактов и др.
Н.М. Ильичев раскрыл патриотизм, как исторически сложившуюся и развивающуюся категорию социальной философии на основе материального производства, в которой показано положительное отношение людей к Родине, включающее деятельность, патриотическое сознание и отношение, которая реализует ценностную, коммуникативную, методологическую и другие функции.
Выяснено, что научные основы организации патриотического воспитания учащейся молодежи нуждаются в учете уровня их патриотической воспитанности. Доказано, что основной целью определения эффективности педагогических процессов является изучение личностей учащихся, что позволяет контролировать ход и темп их психического развития, выявлять их индивидуальные и потенциальные возможности, особенности классных коллективов для выявления в них общих и функциональных задержек, трудностей психического, трудового и этического развития и таким образом научно обоснованно управлять образовательным и воспитательным процессами.
Ключевые критерии патриотической воспитанности учащейся школьников — это знания и представления, социальное поведение, активность и действенность. Отмечено, что в контексте реализации личностно ориентированного подхода в изучении личности ученика предусмотрен учет тех требований, которые обусловлены, с одной стороны, основными психолого-педагогическими принципами, с другой конкретными условиями образовательного и воспитательного процессов [2].
Уровень патриотической воспитанности учащихся следует рассматривать как системную характеристику личности, в которой отражены наличие и степень сформированности соответствующих качеств, привычек поведения. Патриотическую воспитанность определяют с помощью критериев, показателей и признаков.