Часть дипломной работы на тему Методика обучения решению задач на смеси, сплавы, проценты и доли
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. АРГУМЕНТАЦИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА СПЛАВЫ, СМЕСИ, ПРОЦЕНТЫ И ДОЛИ 6
1. Правовое поле реализации результатов проекта 6
2. Научно-теоретическая обоснованность результатов проекта 10
3. Технологические разработки этапов продукта, выступающего результатом проекта 13
4. Соответствие разработанного продукта нормативным документам, регламентирующим соответствующий уровень образования 15
5. Структура электронного пособия 21
Вывод по главе 1 25
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА СПЛАВЫ, СМЕСИ, ПРОЦЕНТЫ И ДОЛИ 27
2.1 Аннотация результата проекта 27
2.2 Предполагаемые эффекты от реализации результатов проекта 32
2.3 Возможные риски, сопровождающие реализацию результатов проекта 44
Вывод по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Введение:
Актуальность темы. На современном этапе развития общества невозможно представить процесс научного познания без использования математического аппарата, поэтому одной из основных задач математического образования является обеспечение математической грамотности школьников, то есть обеспечение готовности и умения учащихся решать жизненные задачи с помощью математики. В период расцвета различных финансовых инструментов не только бизнесмены и экономисты, но и просто хорошо образованные граждане должны иметь возможность ознакомиться с основами методов сравнения прибылей и убытков от финансовых операций.
Тема «Решение задач на смеси, сплавы, проценты и доли» является частью одного из важнейших методологических направлений школьного курса математики — числовой линии. Именно в изучении процента ученики могут улучшить свое понимание концепции числа с теоретической точки зрения и довести свои практические навыки работы на компьютере до определенного уровня.
Умение решать текстовые задачи относится к третьему уровню математической компетентности и непосредственно является элементом математической грамотности. Роль текстовых задач в процессе обучения математике многообразна. Множество их функций наиболее всесторонне охарактеризовал Е.С. Ляпин. Он говорил, что при решении задач происходит формирование различных математических понятий, а также осмысление различных арифметических операций. Чаще всего задачи являются основой для вывода некоторых теоретических положений, способствуют обогащению и развитию правильной речи учащихся, помогают учащимся понять количественные соотношения различных жизненных фактов, содействуют воспитанию учащихся и развитию их логического мышления.
Задачи на растворы, смеси и сплавы занимают особое место среди текстовых задач. Особо важным является то, что в структуре различных проверочных работ по математике они относятся к заданиям повышенного уровня сложности. Некоторые учащиеся, увидев такую задачу, отказываются ее решать, и это логично, ведь в учебниках их мало, а в вариантах самостоятельных, контрольных, экзаменационных работ они есть. Так же можно отметить и тот факт, что немногие могут самостоятельно справиться с подобного рода задачами.
Проанализировав задачи на предмет интереса к школьным учебникам, можно утверждать, что они почти все значимы (применяются). И их решения позволяют учителю формировать математические компетенции учеников и помогают им усваивать факты смежных предметов.
Задачи прикладного характера на проценты демонстрируют практическое применение математических идей и методов. Поэтому при изучении темы «Проценты» предоставляется возможность реализации прикладной направленности математики.
Проблемой прикладной направленности обучения математике занимались В.А. Швец, В.В. Коваль, З.И. Слепота, П.П. Чарнецкий и другие.
В школьном курсе по математике проценты изучаются в 5 (нахождение процентов от числа и нахождение числа по его процентам) и в 6 (нахождение процента от двух чисел) классах. Систематизация знаний и умений учащихся, связанных с решением различных типов задач на проценты, происходит еще до изучения сложных процентов на этапе повторения в 9 классе.
Опыт показывает, что из-за возрастных особенностей учащихся 5-6 классов большинство из них не могут в полной мере освоить тему «Проценты», а перерыв в 2 года (7–8 класс) способствует забвению материала, изучаемого учащимися. Эта тема считается довольно сложной и проблемной для школьников и «ужасной» для поступающих в вузы. Даже в старших классах часто оказывается, что, сталкиваясь с процентами, многие ученики чувствуют себя неуверенно.
Поэтому сегодня возникает следующая проблема: с одной стороны, сфера применения процентов расширяется, а с другой — уровень знаний и навыков школьников по этой теме снижается.
Цель исследования. Исследовать методические особенности изучения темы «Решение задач на смеси, сплавы, проценты и доли» в школьном курсе математики и разработать дидактическое обеспечение прикладной направленности курса.
Объект исследования. Методика обучения решению задач на сплавы, смеси, проценты и доли.
Предмет исследования. Математические модели задач на смеси и сплавы.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1) определить правовое поле реализации результатов проекта;
2) раскрыть научно-теоретическую обоснованность результатов проекта;
3) рассмотреть технологические разработки этапов продукта, выступающего результатом проекта;
4) проанализировать соответствие разработанного продукта нормативным документам, регламентирующим соответствующий уровень образования;
5) изучить структуру электронного пособия;
6) осуществить логико-дидактический анализ темы «Решение задач на смеси, сплавы, проценты и доли»;
7) систематизировать сведения об основных типах задач на проценты в школьном курсе математики, методы их решения и составить систему прикладных задач для изучения каждого из типов задач;
8) разработать методику обучения учащихся решению задач на проценты, в частности, задач на смешивание, естественный спад и финансовых задач;
9) разработать проект по теме «Процентные расчеты».
Результаты исследования представлены в следующих публикациях:
1. Обучение учащихся решению задач на проценты с использованием пропорций / Ю.А. Мельниченко, Л.А. Черных // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы профессиональной подготовки учителя математики». — Винница, 2018 г. — С.277-280.
2. Прикладные задачи как средство формирования математических компетентностей при изучении темы «Процентные расчеты» /Ю.А. Мельниченко, Л.О. Черних // Вестник международного исследовательского центра «Человек: язык, культура, познание». — Кривой Рог, 2018 — №42. — С. 239-245.
Структура работы: введение, две главы, выводы из разделов, общие выводы, список использованных источников (37 позиций), ХХХ приложения. Общий объем работы — ХХХ с.
Заключение:
Итак, электронное пособие является важным педагогическим программным средством, имеет удобную гипертекстовую структуру и позволяет предоставлять учебную информацию и направлять изучения определенной дисциплины с учетом индивидуальных возможностей и предпочтений студентов. К преимуществам электронных пособий в контексте подготовки будущих учителей математики отнесены: интерактивность, обеспечение обратной связи, наличие навигации и поиска. Определено, что электронное пособие по дисциплине «Методика обучения решению задач на смеси, сплавы, проценты и доли» способствует эффективному усвоению знаний и формированию умений и навыков по методике математики, привлекает студентов к самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Обоснована технология разработки электронного пособия, которая содержит следующие этапы:
1) определение места и значения электронного пособия в процессе изучения дисциплины;
2) обоснование структуры пособия;
3) разработка электронного пособия по определенной структуре;
4) апробация и корректировка элементов электронного пособия.
Характерной особенностью разработанного электронного пособия по дисциплине «Методика обучения решению задач на смеси, сплавы, проценты и доли» является наличие макро- и микроструктуры, что способствует реализации личностно ориентированного подхода при подготовки будущих учителей математики.
Перспективы дальнейших исследований видим в разработке методики подготовки будущих учителей математики с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Возможности современных электронных средств обучения не только позволяют обеспечить осуществление принципов научности и доступности на качественно новом уровне, но и существенно увеличивают дидактические риски при их реализации.
Анализ дидактических рисков при проектировании электронных пособий составляет перспективное направление современных педагогических исследований, поскольку позволяет минимизировать их и предотвратить потенциально негативным воздействиям на учебный процесс.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. АРГУМЕНТАЦИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА СПЛАВЫ, СМЕСИ, ПРОЦЕНТЫ И ДОЛИ
1. Правовое поле реализации результатов проекта
Теория и практика преподавания математики безоговорочно подтверждает, что прикладная направленность школьного курса математики способствует развитию устойчивой мотивации учащихся к учебе, повышает интерес к изучению математики, повышает уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся и, соответственно, обеспечивает активацию познавательной деятельности учащихся в процессе изучения математики.
Как указано в учебном плане [27], реализация прикладной ориентации в процессе обучения математике означает:
1) создание фонда математических моделей, описывающих реальные явления и процессы общекультурного значения, а также изучаемых в смежных дисциплинах;
2) формирование у студентов знаний и навыков, необходимых для изучения этих математических моделей;
3) обучение студентов построению и изучению простейших математических моделей реальных явлений и процессов.
Роль математики в системе школьного образования. существенно возрастает в сутки реформирования системы школьного образования, характеризуется новым пониманием целей обучения и новыми подходами к разработке и использованию образовательных технологий. Чтобы быть успешным в современном сложном меняющемся общественной жизни, каждому человеку необходимо быть мобильной, адаптивной; уметь видеть проблему, четко формулировать и всесторонне подходить к ее решению; узнавать информацию и тому подобное.
Государственный стандарт базового и полного среднего образования основными целями образовательной области «Математика» определяет:
• овладение учащимися системы математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности, достаточных для успешного овладения на современном уровне предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов, обеспечение непрерывного образования в течение жизни;
• формирование у учащихся научного мировоззрения, представлений об идеях и методах математики, о ее роли в познании действительности;
• интеллектуальное развитие учащихся [11, с.12].
Реализовать поставленные задачи можно при условии усиления практической, прикладной и политехнической направленности школьного курса математики.